город Москва |
|
25 августа 2021 г. |
дело N А40-93664/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фаз Строй" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2021
по делу N А40-93664/21,
по заявлению ООО "Фаз Строй" (ИНН: 7725476632)
к ИФНС России N 25 по г. Москве
третье лицо: УФНС России по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Колченко Т.В. по доверенности от 11.05.2021;
от заинтересованного лица - Шабурова Е.И. по доверенности от 11.01.2021;
от третьего лица - Третьяков А.В. по доверенности от 13.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2021 в удовлетворении заявленных ООО "Фаз Строй" требований о признании незаконными и отмене постановления ИФНС России N 25 по г. Москве N 77252107800177800002 и постановления N 77252107800368900002 от 22.03.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Определением суда от 12.07.2021 дела N А40-93601/21-145-715 и N А40- 93664/21-145-719 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с
присвоением основного номера N А40- 93601/21-145-715.
Общество не согласилось с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и органов налогового контроля в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Фаз Строй" заключены трудовые договоры с иностранными гражданами (нерезидентами).
31.07.2019 обществом по платежной ведомости N 107 нерезидентам выплачены денежные средства из кассы в общей сумме 1.797.941 руб. и 01.06.2019 обществом по платежной ведомости N 63 нерезидентам выплачены денежные средства из кассы в общей сумме 169.593 руб.
По результатам проверки инспекция пришла к выводу о нарушении обществом валютного законодательства Российской Федерации, выразившегося в осуществлении валютной операции с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа (выплата нерезидентам денежных средств в наличной форме).
04.03.2021 инспекцией составлены протоколы об административных правонарушениях N 125 и N 108.
22.03.2021 вынесены постановление N 77252107800368900002 и постановление N 77252107800177800001, которыми ООО "Фаз Строй" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество не согласилось с выводами административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации общество обязано не только знать о существовании обязанностей, установленных валютным законодательством, но и обязано обеспечить их выполнение, проявив должную степень заботливости и осмотрительности.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. ч. 6, 6.1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках.
При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ противоречат валютному законодательству.
Частью 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, без использования счетов, открытых в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена в перечень исключений не входит.
Предусмотренные ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого вывода капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.
При заключении трудовых договоров заявитель имел информацией о том, что физические лица являются нерезидентами.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность исполнения предписания в установленный срок, а также свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него своевременные меры по его исполнению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах инспекция пришла к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.
Оснований для снижения размера штрафа, равно как и применение положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2021 по делу N А40-93664/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93601/2021
Истец: ООО "ФАЗ СТРОЙ"
Ответчик: ИФНС России N 25 по г. Москве
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ