г. Чита |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А78-5841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Мациборы А.Е., Скажутиной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Пушкаревой А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июня 2021 года по делу N А78-5841/2018 по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в республике Бурятия" (ОГРН 1140327006951, ИНН 0326522362) к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036) и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании 10 654 403 рубля 46 копеек,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (ОГРН 1203800000689, ИНН 7536179850),
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России - Никитин С.С., представитель по доверенностям N 207/5/Д/23 от 18.10.2020, N 3 от 09.01.2021, диплом ВСГ 1189332 от 29.06.2007;
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (далее - НО "Фонд капитального ремонта", истец) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СибТУИО" МО РФ, ответчик), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - соответчик) задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в размере 10 804 393,36 руб. за период с 01.11.2014 по 31.08.2017.
Определением от 04.12.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае. Впоследствии в связи с реорганизацией определением суда от 30.09.2020 произведена замена третьего лица на правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
В процессе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял заявленные требования.
В окончательном варианте суд протокольным определением от 03.03.2021 принял уточнение иска до 10 654 403,46 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25.06.2021 с ФГКУ "СибТУИО" МО РФ в пользу НО "Фонд капитального ремонта", а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации задолженность в сумме 10 654 403,46 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик и соответчик обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.
Ответчик (ФГКУ "СибТУИО" МО РФ) в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению ответчика, судом первой инстанции оставлены без внимания доводы Учреждения об отсутствии у него обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы Учреждения о частичном пропуске срока исковой давности. Истец должен был узнать о нарушении его прав с момента возникновения у него права на получение (взыскания) взносов на капительный ремонт, и отсутствия их оплаты, т.е. еще в ноябре 2014 года.
Соответчик (Министерство обороны Российской Федерации) в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации в полном объеме.
По мнению заявителя, судом первой инстанции оставлены без внимания доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы Министерства обороны Российской Федерации о частичном пропуске срока исковой давности.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил, решение суда считает законным и обоснованным.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме.
Истец и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и обоснованно установлено судом первой инстанции, 05.11.2013 Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 14.11.2013 N 53-V "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия".
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 93 от 07.03.2014 создана НО "Фонд капитального ремонта", осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия.
Истец указывает, что в оперативном управлении ответчика находятся жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах в городах Улан-Удэ и Кяхта Республики Бурятия.
Конкретный перечень (1303 позиции) с указанием адресов и площади жилых помещений представлен истцом в расчете исковых требований.
Все многоквартирные дома из расчета истца включены в Республиканскую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014-2043 годы", утвержденную Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 N 77.
Постановлениями Правительства Республики Бурятия от 17.02.2014 N 51, от 31.10.2014 N 540, от 30.12.2015 N 680, от 23.12.2016 N 589 установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2014, 2015, 2016 и 2017 годы (т.2 л.д.129-132).
По расчетам истца задолженность ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.11.2014 по 31.08.2017 составляет 10 654 403,46 руб.
Договорные отношения между сторонами отсутствуют.
Претензию истца от 10.10.2017 о необходимости оплаты взносов на капитальный ремонт ответчик оставил без удовлетворения.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств и отсутствием добровольной оплаты, истец обратился с суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Тот факт, что ФГКУ "СибТУИО" МО РФ па праве оперативного управления в спорный период принадлежали находящиеся в собственности Российской Федерации указанные выше жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах в городах Улан-Удэ и Кяхта Республики Бурятия, объективно подтверждается материалами дела и ответчиками по существу не оспаривается.
Исходя из системного толкования положений статей 210 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, наделённое правом оперативного управления, несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В данном случае ни законом, ни договором иное не предусмотрено. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является именно ФГКУ "СибТУИО" МО РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в МКД обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества данного МКД. При этом в силу пункта 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии со статьёй 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
То есть в данном случае ответчик обязан вносить взносы на капитальный ремонт МКД пропорционально площади спорных помещений. Заявитель жалобы в спорный период указанные обязательства не исполнял.
По расчётам истца размер задолженности ответчика за период с 01.11.2014 по 31.08.2017 составил 10 654 403,46 руб. Расчет истца судом проверен и признан верным.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истца в заявленном размере.
Поскольку МО РФ привлечено к участию в деле в качестве соответчика, обязательства по уплате основного долга при недостаточности средств у ответчика суд первой инстанции в полном соответствии с положениями пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ в субсидиарном порядке правомерно возложил на МО РФ.
Доводы заявителей апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции оценивает критически. В соответствии с требованиями статьи 210 и пункта 1 статьи 296 ГК РФ собственник, равно как и лицо, обладающее правом оперативного управления, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества.
Доводы апелляционных жалоб о пропуске истцом срока исковой давности были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, в связи с чем апелляционный суд оснований для переоценки данных выводов не имеет.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июня 2021 года по делу N А78-5841/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5841/2018
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНИК
Ответчик: ГУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Арбитражный суд Республики Бурятия, Комитет по архитектуре и градостоительству г.Улан-Удэ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. ЧИТЕ, Межрегиональное территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и республике Бурятия