г. Вологда |
|
26 августа 2021 г. |
Дело N А05-151/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2021 года по делу N А05-151/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомпания" (ОГРН 1183525027146, ИНН 3525428419; адрес: 164010, Архангельская область, Коношский района, рабочий поселок Коноша, улица Советская, дом 74, офис14; далее - Общество) о взыскании 22 002 руб. 13 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2019 год, 52 руб. 99 коп. пеней за период с 26.12.2020 по 11.01.2021 с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
Определением суда от 13.01.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 11.03.2021 суд перешел к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Решением суда от 20 мая 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Министерство с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению апеллянта, спорная сумма субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2019 год получена Обществом неправомерно, поскольку при расчете субсидии в части водоотведения Общество необоснованно использовало норматив, рассчитанный как норматив на водоотведение для домов с централизованным горячим водоснабжением, ваннами, водопроводом и канализацией за вычетом норматива на горячее водоснабжение; в части водоснабжения Общество не вправе применять норматив на холодное водоснабжение в размере 3,258 куб.м/чел., как несоответствующий фактической степени благоустройства домов.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили. В связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы отклонило.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, Министерством и Обществом заключен договор от 12.02.2019 N 58-В о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - договор), предметом которого является предоставление Обществу из областного бюджета в 2019 году субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в соответствии Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - Порядок), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы).
В пункте 3.2.2 договора согласован плановый объем питьевой воды (питьевого водоснабжения) и объем услуг водоотведения для населения и потребителей, приравненным к населению, в 2019 году на территории муниципального образования "Коношское".
Согласно пункту 3.2.1 договора в качестве базовых величин для расчета размера субсидии принимаются, в том числе, объемы питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, реализованные получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила N 306).
Объемы питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, реализованные получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период.
В пункте 3.3 договора предусмотрены формулы для расчета размера субсидии.
Министерство на основании распоряжения руководителя от 02.10.2020 N 646-р в период с 01.11.2020 по 30.11.2020 провело плановую камеральную проверку соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2019 год.
По результатам проверки составлен акт от 30.11.2020 N 203/06-06/110.
В ходе проверки Министерство пришло к выводу о завышении Обществом в расчетах средств субсидии объема холодной воды на 2389,763 куб.м и объема услуг водоотведения на 2321,499 куб.м, что повлекло за собой переплату средств субсидии из областного бюджета в размере 22 002 руб. 13 коп., из них: 2 860 руб. 21 коп. - за водоснабжение, 19 141 руб. 92 коп. - за водоотведение.
Общество, ознакомившись с актом проверки, направило Министерству возражения, которые последним рассмотрены, но не приняты.
Министерство направило Обществу требование от 08.12.2020 N 203/06-06/9405, в котором предложило в течение 10 рабочих дней со дня его предъявления произвести возврат 22 001 руб. 13 коп. необоснованно полученных средств субсидии.
Поскольку данное требование Обществом не исполнено, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с абзацем пятым статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий, в том числе юридическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам, предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Предоставление Обществу средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, в 2019 году осуществлялось Министерством в соответствии с Порядком.
Общество в спорный период оказывало услуги по холодному водоснабжению населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципального образования "Коношкое".
При этом установленные Обществу постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27.12.2018 N 81-в/11 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ООО "ТЭК" на территории муниципального образования "Коношское" муниципального образования "Коношский муниципальный район" тарифы на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, ниже тарифов на холодную воду и водоотведение, установленных для прочих потребителей.
Министерство в ходе проверки выявило, что при определении объема услуг водоснабжения населению, проживающему в домах, расположенных по адресам: пр. Октябрьский, д. 104, 106, 108; ул. Советская, д. 20; ул. Театральная, д. 87; ул. Травница, д. 38; ул. Энергетиков, д. 20, 24; ул. Энтузиастов, д. 3, 7; ул. Дружбы д. 2 а; ул. Западная, д. 16 б, Общество необоснованно применяло норматив на холодное водоснабжение в размере 3,258 куб.м/чел., установленный для многоквартирных и жилых домов с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами, водопроводом и канализацией, поскольку из представленной в ходе проверки информации следует, что в указанных домах отсутствует централизованное горячее водоснабжение. При определении объемов услуг по водоотведению населению, проживающему в домах со степенью благоустройства "многоквартирные и жилые дома с водопроводом, канализацией и ваннами", расположенных по этим же адресам, Общество необоснованно применяло норматив на водоотведение в размере 3,258 куб.м/чел., равный нормативу на холодное водоснабжение для многоквартирных и жилых домов с централизованным горячим водоснабжением, с ваннами, водопроводом и канализацией.
Общество в своих возражениях на иск указало на отсутствие утвержденных в установленном законом порядке нормативов на услуги водоснабжения и водоотведения для многоквартирных и жилых домов без централизованного горячего водоснабжения, оборудованных ваннами, в связи с чем оно применяло наиболее подходящие к степени благоустройства домов нормативы.
При рассмотрении настоящего спора суд обоснованно исходил из того, что отсутствие норматива не исключает субсидирование при соблюдении условий получения субсидии, и пришел к верному выводу, что ответчик в рассматриваемый период мог использовать для спорных домов нормативы водоснабжения и водоотведения, установленные постановлением Министерства от 29.08.2021 N 43-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Коношский муниципальный район" (далее - Постановление N 43-пн) для многоквартирных и жилых домов с водопроводом, канализацией и ванными с водонагревателями в размере 4,387 куб.м/чел. в мес. Фактическое использование Обществом в рассматриваемый период (2019 год) нормативов на водоснабжение и водоотведение в размере 3,258 куб.м/ чел., установленных этим же постановлением, не повлекло излишнего получения средств субсидии.
При этом суд первой инстанции, приходя к такому выводу, правомерно руководствовался положениями договора, статей 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", закона Архангельской области от 26.09.2014 N 168-10-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение", постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", Постановлением N 43-пн, постановлением Министерства от 09.12.2020 N 180-пн "О внесении изменений в постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 29.08.2012 N 43-пн", правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, они подробным образом изложены в обжалуемом судебном акте.
Апелляционная инстанция не находит оснований с ними не согласиться.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Приведенные аргументы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2021 года по делу N А05-151/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-151/2021
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Теплоэнергокомпания"