г. Ессентуки |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А63-17099/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 30.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Аванесян Дианы Кареновны (ОГРН 319265100159916, ИНН 262517841783) - Морозова Ю.В. (19.09.2020), от заинтересованного лица - управления экономического развития и торговли администрации г. Ессентуки (ОГРН 1032600464742, ИНН 2626031908) - Хортюновой В.В. (доверенность от 29.01.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аванесян Дианы Кареновны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.02.2021 по делу N А63-17099/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Аванесян Диана Кареновна (далее - предприниматель, ИП Аванесян Д.К.) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению экономического развития и торговли администрации города Ессентуки (далее - управление торговли, уполномоченный орган), в котором просила:
- признать незаконными действия (бездействия) управления торговли, выразившегося в отказе от заключения дополнительного соглашения к договору от 05.02.2020 N 21 на право размещения и проведения ярмарочных мероприятий на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена;
- обязать управление заключить с предпринимателем дополнительное соглашение о продлении на 299 дней срока действия договора от 05.02.2020 N 21 на право размещения и проведения ярмарочных мероприятий на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
В письменном отзыве на жалобу управление торговли просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя, от онлайн-заседания отключился, дальнейшее подключение и участие в судебном заседании не обеспечил.
От предпринимателя поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, мотивированное подачей в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шевцовой И.О. апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.02.2021 по делу N А63-17099/2020.
Данное ходатайство, с учетом мнения представителя управление торговли, судебной коллегией апелляционного суда отклонено с указанием на злоупотребление представителем процессуальным правом, направленным на затягивание судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы города Ессентуки от 15.11.2019 N 1597 утверждена Схема размещения ярмарочных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
В Схему размещения ярмарочных площадок, утвержденную постановлением главы города Ессентуки от 15.11.2019 N 1597, включена ярмарочная площадка со следующими характеристиками: место размещения - ул.Ленина/ул. Разумовского; площадь занимаемой территории - 60 кв. м; специализация ярмарки - продукция пчеловодства, сладости, чай; вид ярмарки -торговая галерея; срок размещения - февраль-ноябрь.
Предприниматель и уполномоченный орган заключили договор от 05.02.2020 N 21 о предоставлении права на размещение и проведения ярмарочных мероприятий на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ессентуки, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - договор N 21).
Согласно пункту 1.1. договора N 21 уполномоченный орган предоставил победителю (предпринимателю) право на размещение и проведения ярмарочных мероприятий (тип) торговая галерея, для осуществления торговли (услуг) (группа товаров) продукция пчеловодства, сладости, чай, по адресному ориентиру (место расположения объекта), г. Ессентуки, ул. Ленина/ул. Разумовского, в соответствии со Схемой размещения ярмарочных площадок на территории города Ессентуки на срок с 05.02.2020 по 30.11.2020, площадь 60 кв.м.
В пункте 2.7. договора N 21 предусмотрено, что ярмарочная площадка является временным объектом, так как устанавливается на определенный срок, по истечению которого владелец обязан демонтировать и освободить занимаемую территорию.
Место для размещения и проведения ярмарочных мероприятий площадью 60 кв.м, расположенное по адресу г. Ессентуки, ул. Ленина/ул. Разумовского передано предпринимателю уполномоченным органом по передаточному акту от 05.02.2020.
Постановлением от 26.03.2020 N 119, принятым Губернатором Ставропольского края в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", Федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30.03.2020 N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", Законом Ставропольского края "О некоторых вопросах в области защиты населения и территорий в Ставропольском крае от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Ставропольского края от 10.08.2005 N 97-п "О Ставропольской краевой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 17.03.2020 N 121-п "О координационном совете по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ставропольского края" и постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.03.2020 N 101 "О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности", в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее - коронавирусная инфекция) на территории Ставропольского края, в числе прочего с 06 часов 00 минут 28.03.2020 была приостановлена работа:
- ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных, предприятий быстрого питания и иных предприятий общественного питания, в том числе расположенных в торгово-развлекательных центрах, за исключением обслуживания на вынос без посещения гражданами помещений таких предприятий, доставки заказов, а также предприятий питания, осуществляющих организацию питания для работников организаций (пункт 2.3);
- объектов розничной торговли (за исключением аптек и аптечных пунктов, ветеринарных аптек, а также объектов розничной торговли, реализующих продовольственные товары и (или) непродовольственные товары первой необходимости, указанные в приложении 1 к настоящему постановлению) и розничных рынков (за исключением рынков продовольственных товаров), за исключением продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки (пункт 2.4).
Ограничения, установленные постановлением от 26.03.2020 N 119, были отменены постановлением Губернатора Ставропольского края от 10.06.2020 N 245.
Предприниматель 28.10.2020 обратилась в уполномоченный орган с письмом, в котором на основании Закона N 98-ФЗ, в редакции Федерального закона N 166-ФЗ от 08.06.2020 просила управление торговли продлить срок действия договора N 21 на один год, путем заключения дополнительного соглашения к договору.
Письмом от 20.10.2020 исх. N 27-2120 уполномоченный орган сообщил предпринимателю о невозможности продления срока действия договора N 21, так как вышеуказанный договор заключен на право размещения и проведения ярмарочных мероприятий и не является договором аренды земельного участка.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса.
Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из анализа приведенных законоположений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса, в главе V.6 данного Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при заключении договора N 21 предпринимателем реализовано право на размещение и проведение ярмарочных мероприятий (тип) торговая галерея, для осуществления торговли (услуг) (группа товаров) продукция пчеловодства, сладости, чай, по адресному ориентиру (место расположения объекта), г. Ессентуки, ул. Ленина/ул. Разумовского, в соответствии со Схемой размещения ярмарочных площадок на территории города Ессентуки на срок с 05.02.2020 по 30.11.2020.
Предприниматель утверждает, что в период с 28.03.2020 по 10.06.2020 не могла осуществлять деятельность (торговлю продукцией пчеловодства, сладостями, чаем) в рамках договора N 21 по независящим от не причинам, а именно: в связи с ограничением деятельности вследствие принятия мер, обозначенных в постановлении от 26.03.2020 N 119, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Заявитель полагает, что по своей правовой природе договор N 21 является договором аренды земельного участка, а также указывает, что деятельность, осуществляемая на земельном участке, переданном для проведения и размещения ярмарочных мероприятий, возобновлена, после отменены постановлением губернатора Ставропольского края от 10.06.2020 N 245 введенных ограничений.
Статьей 19 Закона N 98-ФЗ установлено специальное регулирование обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона N 166-ФЗ) предусмотрено, что до 01.03.2021 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; 3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Из приведенной нормы права следует, что одним из условий для продления договора является действительность такого договора на дату обращения арендатора.
Положения пункта 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ введены в действие Федеральным законом N 166-ФЗ, который вступил в законную силу со дня его официального опубликования, то есть с 08.06.2020.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Статьей 4 АПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. Право на судебную защиту предполагает своевременное, правильное и справедливое рассмотрение судом дела.
Фактически заявление предпринимателя мотивировано тем, что в результате введения на территории Российской Федерации нерабочих дней, объявленных таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (далее - Указ Президента РФ N 206) и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента РФ N 239), от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ Президента РФ N 294), она в период действия ограничений, обозначенных в постановлении от 26.03.2020 N 119, не могла осуществлять торговую деятельность (торговлю продукцией пчеловодства, сладостями, чаем) в рамках договора N 21 по независящим от не причинам.
Проанализировав содержание постановления от 26.03.2020 N 119 суд правомерно определил, что обозначенные в нем ограничения не распространялись на деятельность предпринимателя, осуществляемую в рамках договора N 21 в форме размещения и проведения ярмарочных мероприятий (тип) торговая галерея, для осуществления торговли продукцией пчеловодства, сладостями и чаем. Судом принято во внимание, что согласно пункту 2.4 постановления от 26.03.2020 N 119 объекты розничной торговли, осуществляющие деятельность по реализации продовольственных товаров, указаны в числе объектов розничной торговли, исключенных из числа объектов, подпадающих под ограничения, определенные высшим должностным лицом края. Также довод предпринимателя о том, что осуществляемая ею деятельность подпадает под ограничения согласно пункту 2.3. постановления от 26.03.2020 N 119 не нашел своего подтверждения и противоречит условиям договора N 21.
Вместе с тем судом принято во внимание, что целью заявленных требований является понуждение к внесению изменений в договор N 21 в части продления его срока.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19). Указами Президента РФ N 206, N 239 и N 294 дни в период с 30.03.2020 по 30.04.2020 и с 6 по 8 мая 2020 года объявлены нерабочими. В Указе Президента РФ N 206 приведен перечень организаций, на работников которых не распространяется названный Указ. Впоследствии право определения перечня организаций, деятельность которых приостанавливается, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции, передано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ от N 239). Нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента РФ N 206 и N 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента РФ. Кроме того, установление нерабочих дней в данном случае являлось не всеобщим, а зависело от различных условий (таких как направление деятельности хозяйствующего субъекта, его местоположение и введенные в конкретном субъекте Российской Федерации ограничительные меры в связи с объявлением режима повышенной готовности). Помимо этого, дополнительные ограничительные меры по передвижению по территории, определению круга хозяйствующих субъектов, деятельность которых приостанавливается, могут вводиться на уровне субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента РФ N 239). Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента РФ нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно.
Согласно абзацам 11, 12 (вопрос N 7) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 (далее - Обзор от 21.04.2020 N 1), признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.). В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в вопросе 8 Обзора от 21.04.2020 N 1, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При этом по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. При удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.
При рассмотрении заявления предпринимателя суд оценивая соблюдения управлением торговли норм действующего законодательства, проанализировав ограничительные меры, введенные на уровне субъекта Российской Федерации, содержание обстоятельств, существовавших на момент подачи заявления, применительно к общим нормам гражданского законодательства, предусматривающим возможность внесения изменений в договор N 21, не усматрел наличие существенно изменившихся обстоятельств, необходимых для изменения условий договора N 21 в части продления срока его действия в соответствии с доводами, приведенными предпринимателем в обоснование своей позиции, и тем материально-правовым интересом, в защиту которого было подано заявление.
Судом учтено, что в период действия ограничений, обозначенных в постановлении от 26.03.2020 N 119, предприниматель с требованием о расторжении договора N 21 не обращалась. Обратившись в период действия договора N 21 с заявлением в управление торговли, а затем в суд с рассматриваемым требованием об изменении срока действия договора, предприниматель не представила доказательств, свидетельствующих, что расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для заявителя ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.02.2021 по делу N А63-17099/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17099/2020
Истец: Аванесян Диана Кареновна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ
Третье лицо: Монастырная Виктория Викторовна, Шевцова И. О.