г. Ессентуки |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А61-1690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Сомова Е.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинский Союз потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 24.06.2021 по делу N А61-1690/2021, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования) по Северо-Кавказскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинский Союз потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база (ИНН 1500000018, КПП 150301001) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинский Союз потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база - Даниловой И.В. (доверенность от 12.05.2021), Каргиева А.Т. (директор), представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу - Подгурской А.В. (доверенность от 11.01.2021),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление, МРУ Росалкогольрегулирования) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Северо-Осетинский Союз потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база (далее - общество) по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).
Решением суда от 24.06.2021 заявленные требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 3 000 000 руб. Продукция, изъятая согласно протоколу МРУ Росалкогольрегулирование по Северо-Кавказскому федеральному округу от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1 и актам приема-передачи от 03.09.2020 N у8-13110/07 КМ(1), N у8-13110/07 КМ(2), N у8- 13110/07 КМ(3), N у8-13110/07 КМ(4) и находящаяся на хранение в АО "Росспиртпром" по адресу: Ростовская область, Аксайский район, х. Нижнетемерницкий, ул. Гайдара, 6 "А" направлена на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивированной наличием корпоративного конфликта, который напрямую влияет на волеизъявление общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель управления поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 03.09.2020 на основании письма УИБиПК МВД по РСО-Алания от 02.09.2020 N 4/4232 "О выделении специалистов для участия в проверочных мероприятиях по выявлению и пресечению незаконной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" сотрудниками Управления совместно с сотрудниками УИБиПК МВД по РСО-Алания, произведено обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств на территории где осуществляет деятельность Союз Потребительских Обществ Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502021831, КПП 151301001, юридический адрес: 362002, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 58) (далее - Севоспотребсоюз) по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7 Промышленная, 3 (кадастровый номер 15:09:0010901:37), в ходе которого установлено нахождение алкогольной продукции различных наименований, без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также в отсутствие действующей лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В отношении Севоспотребсоюз по вышеуказанным фактам, 03.09.2020 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, возбуждено дело об административном правонарушении N 0801/030920/04325, назначено проведение административного расследования.
Сотрудниками управления с участием старшего оперуполномоченного 5 отдела ОЭБиПК МВД по РСО-Алания майора полиции А.Ч. Гуриева (с/у СЕО N 027574 действительно до 16.01.2024 личный N Б-732615), с соблюдением требований ст. 27.8 КоАП РФ произведен осмотр территорий, помещений, вещей и документов находящихся по адресу: 363001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1 установлено, что в ходе детального осмотра всей территории и складских помещений, по вышеуказанному адресу, установлено, что в складском помещении (с условным номером 3), согласно порядковому расположению входных ворот, находятся картонные коробки, сложенные на деревянных паллетах. Внутри картонных коробок обнаружена алкогольная продукция в ассортименте.
Сотрудниками управления в рамках дела об административном правонарушении в адрес ФГБУ "ФПК Росреестр" направлен запрос об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости находящийся по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7 Промышленная, 3.
ФГБУ "ФПК Росреестр" в ответ на запрашиваемые сведения предоставил выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, согласно которой нежилое складское помещение (литер Б), площадью 2 305,5 м2, кадастровый номер - 15:09:0010901:37, по адресу (местоположению) РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7 Промышленная, 3, в котором установлено нахождение алкогольной продукции, принадлежит на праве собственности (вид, номер и дата государственной регистрации права-15-15-01/061/2006-198 от 27.12.2006) обществу.
10.09.2020 в соответствии с определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/030920/04325-6 от 09.09.2020 по адресу место нахождения почтового отделения Владикавказ 1, истребованы сведения, в том числе сведения об адресате находящемся по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3.
В адрес управления 22.09.2020 от АО "Почта России" поступил ответ о том, что адрес: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3, действительно существует. Также вся корреспонденция, находящаяся в настоящее время, в отделении почтовой связи, поступающая по адресу 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3 приходит на имя общества.
Управлением 14.09.2020 в адрес ФНС по РСО-Алания 14.09.2020 направленно определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/030920/04325-13 от 16.09.2020 с истребованием следующих документов и сведений:
1. Сведения об осуществлении деятельности общества на территории г. Владикавказ;
2. Расширенную выписку единого государственного реестра юридических лиц на общество;
3. Сведения о реорганизации общества.
02.10.2020 Межрайонная ИФНС России по г. Владикавказ представило информацию, что: общество является действующим юридическим лицом, осуществляет деятельность по адресу: 363001, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3, что также подтверждается расширенной выпиской из ЕГРЮЛ.
Таким образом, в ходе производства по настоящему делу данных указывающих на наличие в действиях Севоспотребсоюз находящегося по адресу: 362002, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 58 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ не установлено, в связи с чем 15.12.2020 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.12.2020 N 0801/030920/04325-14.
Исходя из сведений и информации, полученных в рамках дела об административном правонарушении в отношении Севоспотребсоюз, следовало, что в действиях общества усматриваются признаки правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В отношении общества по указанным выше фактам 15.12.2020 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном по частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, назначено проведение административного расследования.
Для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/151220/07088-1 от 11.01.2021, по адресу место нахождения общества, а именно: 363001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-я Промышленная, 3, истребованы сведения о обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно: учредительные документы ООО СПС РТЗБ, приказ о назначении на должность директора ООО СПС РТЗБ - Карсанти Асмана Махарбековича; копия паспорта директора общества - Карсанти Асмана Махарбековича, копия Устава общества; выписка из ЕГРЮЛ; правоустанавливающие документы на земельный участок, здания и сооружения, находящиеся в пользовании общества, по адресу: 363001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3; план с экспликация территории, которую общество использует для осуществления деятельности (363001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации; объяснения законного представителя общества по факту оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, по адресу: 363001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3; копии документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (первичные и сопроводительные документы на изъятую продукцию, сертификаты соответствия или декларации о соответствии, ТТН, справки к ТТН, договоры поставки, платежные поручения, акты сверки).
15.01.2021 обществу вручено почтовое отправление N 80082156813129 с определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/151220/07088-1 от 11.01.2021.
В соответствии со статьей 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истребуемые сведения (заверенные копии) должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения по месту нахождения организации должностным лицам МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу, либо направлены по адресу: 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Ленина, д. 3, корпус 13. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
Однако по состоянию на 19.02.2021 документы, указанные в определении об истребовании сведений N 0801/151220/07088-1 от 11.01.2021 в адрес МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу не представлены, в связи с чем в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2021 N0801/190221/00468 предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, материалы направлены в Промышленный районный суд г. Владикавказ РСО-Алания.
В адрес администрации г. Владикавказ 01.02.2021 направленно определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/151220/07088-6 от 01.02.2021, по адресу место нахождения, а именно: 362040, РСО-Алания, г. Владикавказ, пл. Штыба, 2, в том числе сведения о осуществлении деятельности общества на территории г. Владикавказ.
В адрес ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкаказэнерго" 12.02.2021 направленно определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/151220/07088-9 от 12.02.2021, по адресу место нахождения, а именно: 362040, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Тамаева, 19, а именно сведения о потребителе электроэнергии, находящегося по адресу: 362001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3.
В адрес ООО "АВТОГАЗ" 12.02.2021 направленно определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении N 0801/151220/07088-12 от 12.02.2021, по адресу место нахождения, а именно: 362001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3.
Администрация г. Владикавказ 15.02.2021 в ответ на истребование сведений от 01.02.2021 N 0801/151220/07088-6 в адрес управления предоставила копию договора аренды земельного участка от 12.10.1999 N 273 в соответствии с которым, администрация местного самоуправления г. Владикавказа с одной стороны и общество заключили договор, о том, что арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 3,2276 га, расположенный по адресу: г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3 для содержания и эксплуатации существующих помещений.
ООО "АВТОГАЗ" 15.03.2021 в ответ на истребование сведений от 12.02.2021 N 0801/151220/07088-12 в адрес управления предоставило сведения о том, что по адресу: 362001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3 общество деятельность никогда не осуществляло, договоров на земельный участок не заключало, каких-либо строений не приобретало, входящую корреспонденцию в адрес общества уполномоченные лица получают на главпочтамте.
Филиал ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго" 23.03.2021 в ответ на истребование сведений в адрес управления предоставило сведения о том, что между ОАО "Севкавказэнерго" и обществом заключен договор электроснабжения от 01.01.2005 N 1266 на поставку электрической энергии по адресу: 362001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3.
Согласно протоколу взятия проб и образцов 28.09.2020 N 0801/030920/04325-13 в ходе производства по делу об административном правонарушении при проведении осмотра для проведения физико-химической экспертизы взяты образцы (пробы), которые на основании определения о назначении физико-химической экспертизы по делу об административном правонарушении были направлены для проведения экспертизы в Межрегиональное Управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу.
Согласно экспертному заключению Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (экспертно-аналитический отдел) N 413 от 23.10.2020 предоставленные на испытание образцы являются спиртосодержащей продукцией со следующей объемной долей этилового спирта:
образец N 1 - 7,7%;
образец N 2 - 7,7%;
образец N 3 - 12,5%;
образец N 4 - 12,0%;
образец N 5 - 12,1%;
образец N 6 - 10,9%;
образец N 7 - 10,8%;
образец N 8 - 11,4%;
образец N 9 - 7,4%;
образец N 10 - 7,7%;
образец N 11 - 7,8%;
образец N 12 - 7,6%;
образец N 13 - 12,2%.
В ходе административного расследования управлением был установлен факт нарушения обществом положений статьи 18, абзаца 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Таким образом, 09.2020 (время совершения правонарушения) общество по адресу: 362001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 7-ая Промышленная, 3 (место совершения правонарушения), осуществляло оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
В отсутствии представителя общества 27.04.2021 составлен протокол N 0801/151220/07088-12 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Управление в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направило в арбитражный суд материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Ввиду части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно частям 3 - 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Материалами дела подтверждается, что управлением соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности.
В силу части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективную сторону данного правонарушения образует производство и (или) оборот (в том числе хранение) алкогольной, спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию. Виды деятельности, на осуществление которых выдаются лицензии, перечислены в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ. К ним в частности относятся: производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и др. Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N171 -ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П изложена правовая позиция, согласно которой, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как алкогольная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Учитывая изложенное, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Ввиду статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что доказательства невозможности соблюдения обществом требований Закона N 171-ФЗ о недопущении безлицензионного оборота спиртосодержащей продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при должной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Полномочия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении от 27.04.2021 N 0801/151220/07088-12, подтверждаются пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, подпунктами 8.10, 8.11 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по регулировании алкогольного рынка по Северо-Кавказскому округу, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 30.08.2012 N 241.
Поскольку вменяемое обществу правонарушение является длящимся и непосредственно обнаружено должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении, 03.09.2020 при проведении осмотра, годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно заключил, что заявление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Санкция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административного приостановления деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В соответствии с актами приема передачи УЭБиПК МВД России по РСО-Алания в рамках материала КУСП N 5801 от 31.08.2020, передана на ответственное, досудебное хранение в АО "Росспиртпром", согласно актам приёма-передачи от 03.09.2020 NN у8-13110/07(1), у8-13110/07(2), у8-13110/07(3), у8-13110/07(4) изъята и передана на хранение в АО "Росспиртпром" спиртосодержащая продукция.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест. Согласно части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
Ввиду части 3 статьи 3.7 КоАП РФ - изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Обзора судебной практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 (далее - Обзор от 19.09.2018), конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть 9 применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте. Пунктом 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона (подпункт 1); сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (подпункт 4).
В силу пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятые этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), 10 этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027.
В пункте 3 Обзора от 19.09.2018 указано, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
Поскольку изъятая у общества спиртосодержащая продукция согласно протоколу МРУ Росалкогольрегулирование по Северо-Кавказскому федеральному округу от 03.09.2020 N 0801/030920/04325-1 и актам приема-передачи от 03.09.2020 N у8-13110/07 КМ(1), N у8-13110/07 КМ(2), N у8-13110/07 КМ(3), N у8-13110/07 КМ(4) и находящуюся на хранение в АО "Росспиртпром" по адресу: Ростовская область, Аксайский район, х.Нижнетемерницкий, ул.Гайдара, 6 "А" признана признано находящейся в незаконном обороте, суд первой инстанции верно заключил, что она подлежит направлению на уничтожение в порядке, установленном вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
Ссылка апеллянта о наличии корпоративного конфликта, который напрямую влияет на волеизъявление общества, судом апелляционной инстанции отклоняется поскольку организационно-правовые проблемы общества не являются основанием для освобождения общества от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24.06.2021 по делу N А61-1690/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1690/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Третье лицо: Данилова Ирина Владимировна, ООО "Северо-Осетинского союза потребительских обществ" Республиканская торгово-закупочная база