г. Ессентуки |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А63-17901/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Цель" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2021 по делу N А63-17901/2020, по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Цель" (ОГРН 1112651034870, ИНН 2634804326) к управлению Ставропольского края Государственная жилищная инспекция, об оспаривании ненормативного правового акта, третье лицо - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Выбор", при участии в судебном заседании в режиме веб-конференции представителей: от управления Ставропольского края - Государственная жилищная инспекция - Тараули И.Г. (по доверенности), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Цель", г. Ставрополь (далее - ООО УК "Цель", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края - Государственная жилищная инспекция, г. Ставрополь (далее - управление, инспекция) о признании незаконным решения заинтересованного лица от 05.11.2020 N 950 - ло об исключении из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ставрополь, Доваторцев 90а, обществом с ограниченной ответственностью управляющая компания "Цель".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Выбор" (ОГРН 1152651024404, г. Ставрополь) (далее - ООО УК "Выбор").
Решением суда от 04.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован соответствием оспариваемого решения инспекции положениям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) и Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок) и отсутствием нарушений прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Цель" обжаловало его в апелляционном порядке. В жалобе заявитель просит отменить судебный акт, ссылаясь на необоснованность принятого решения. Апеллянт указывает на то, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома от 08.07.2020 проведено с существенными нарушениями требований Жилищного кодекса РФ, в том числе, в отсутствие кворума при проведении собрания, в связи с чем, обжалуемое решение инспекции является незаконным.
От ООО УК "Выбор" отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель административного органа не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.07.2021 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2021 по делу N А63-17901/2020 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, приказом управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 07.03.2018 N 142-ло "О внесении изменения в реестр лицензий Ставропольского края" были внесены изменения в реестр лицензий Ставропольского края (далее - Реестр лицензий) путем включения сведений об управлении указанным выше многоквартирным домом N 90 "А", расположенным по ул. Доваторцев в г. Ставрополе в реестр лицензий ООО УК "Цель".
С 17.05.2020 по 30.06.2020 собственниками помещений в многоквартирных домах N 90 "А", а также N 90 "А" корп. 1, расположенных по ул. Доваторцев в г. Ставрополе, были проведены общие собрания, оформленные протоколами N 2/2020 от 08.07.2020 (N 90 "А") и N 2/2020-2 от 08.07.2020 (N 90 "А", корп. 1), на которых были приняты решения о расторжении договора управления с ООО УК "Цель", выборе управляющей организации - ООО "УК Выбор", а также утверждении условий и заключении на основании протоколов общих собраний договоров управления с ООО "УК Выбор".
16.07.2020 в управление поступило заявление лицензиата ООО "УК Выбор" (вх. N 8661/02-05) о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края в связи с заключением (на основании протокола внеочередного общего собрания от 08.07.2020 г. N 2/2020 собственников помещений в многоквартирном доме) договора управления указанным выше многоквартирным домом от 09.07.2020 г. 2/2020, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, дом 90 "А" с управляющей компанией ООО "УК Выбор".
В ходе рассмотрения названного заявления ООО "УК Выбор" о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края путем включения сведений об управлении указанным выше многоквартирным домом в реестр лицензий Ставропольского края под лицензией ООО "УК Выбор" и прилагаемых к нему документов управлением установлено, что внеочередным общим собранием собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, которое оформлено протоколом общего собрания от 08.07.2020 г. N 2/2020, было принято решение о расторжении договора управления с ООО УК "Цель", заключенного ранее в 2017 г., и выборе в качестве управляющей компании ООО "УК Выбор", с дальнейшим заключением с данной управляющей компанией договора управления многоквартирным домом, т.е. утверждения условий договора управления.
Согласно данным протокола общего собрания собственников помещений от 08.07.2020 N 2/2020, кворум составил 57,89 %, что свидетельствует об отсутствии признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления должностными лицами управления, в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 Порядка, выявленным по результатам проверки, проведенной в силу п. 15 Порядка, было принято решение об отказе ООО "УК Выбор" во внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края и возврате заявления и документов (приказ управления от 09.09.2020 г. N 799-ло).
11.09.2020 ООО "УК Выбор" в адрес управления было направлено повторное заявление (вх. N 11758/02- 05) о внесении изменений в реестр лицензий Ставропольского края, в связи с заключением (на основании протокола внеочередного общего собрания от 08.07.2020 г. N 2/2020 собственников помещений в многоквартирном доме) договора управления указанным выше многоквартирным домом от 09.07.2020 г. 2/2020, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, дом 90 "А" с управляющей компанией ООО "УК Выбор".
По результатам рассмотрения управлением поступившего повторно от третьего лица заявления управлением принято решение запросить необходимые материалы и дополнительную информацию, в частности протоколы общих собраний, проведенных после 08 июля 2020 года.
В связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "е" пункта 5 Порядка, управлением было принято решение об отказе ООО "УК Выбор" во внесении изменений в Реестр лицензий ООО "УК Выбор" сведений об управлении указанным выше многоквартирным домом N 90 "А", корп. 1 (приказ управления от 20.11.2020 г. N 982-ло).
С 29.11.2020 по 09.12.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп. 1, расположенного по ул. Доваторцев в г. Ставрополе, было проведено общее собрание собственников помещений, оформленное протоколом внеочередного общего собрания N 10/2020 от 10.12.2020 г., на котором принято решение о выборе ООО "УК Выбор" управляющей организацией, утверждении условий и заключении договора управления с ООО "УК Выбор".
11.01.2021 ООО "УК Выбор" вновь обратилось в управление с заявлением (вх. N 33/02-04) о внесении изменений в Реестр лицензий под лицензией ООО "УК "Выбор" путем включения сведений об управлении указанным выше многоквартирным домом N 90 "А", корп. 1, в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УК Выбор".
В ходе проверки указанного выше протокола общего собрания N 10/2020 от 11.12.2020, управлением было установлено, что в голосовании приняли участие собственники помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп. 1, обладающие 3394,21 кв. м., что составляет 51,74 % от общего числа голосов (3394,21/6559,9 *100%).
Таким образом, инспекция пришла к выводу о том, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп 1, расположенном по ул. Доваторцев в г. Ставрополе, оформленное протоколом N 10/2020 от 11.12.2020, имеет кворум, а значит собрание правомочно.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения заявления и документов ООО "УК Выбор" вх. N 33/02-04 от 11.01.2021 сведения об управлении указанным выше многоквартирным домом N 90 "А", корп. 1 были включены с 01.02.2021 в Реестр лицензий под лицензией ООО УК "Выбор" (приказ от 22.01.2021 N 42-ло).
Протокол общего собрания от 08.07.2020 г. N 2/2020, на основании которого было вынесено оспариваемое решение управления N 950-ло от 05.11.2020 г. об исключении из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ставрополь, Доваторцев 90а, ООО УК "Цель" оспорен в судебном порядке.
Определением Промышленного районного суда города Ставрополя от 22.03.2021 по делу N 2-726/2021 исковое заявление Рыбиной Ж.Н. о признании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 90 "А", расположенном по ул. Доваторцев в г. Ставрополе, оформленных протоколом общего собрания от 08.07.2020 N 2/2020 оставлено без рассмотрения в связи с неоднократной неявкой истца в судебные заседания без уважительных причин.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО УК "Цель" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41716) утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствие заявления и документов положениям пункта 2 и пункта 3 Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Порядка по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
В пункте 9 Порядка предусмотрено, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пункта 2 и пункта 3, подпункта "г" и подпункта "д" пункта 5 Порядка; отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Согласно пункту 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:
а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
В силу пункта 16 Порядка в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявлений ООО УК "Выбор" уполномоченный орган истребовал у заявителя дополнительные документы. К материалам судебного дела приобщены подлинники всех документов, в том числе бюллетени для голосования, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 08.07.2020 г. N 2/2020, согласно которому общее количество голосов собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме составляет 10 144,1 голоса, что соответствует 10 144,1 кв. м. общей площади дома. Количество голосов собственников помещений (жилых и нежилых) в многоквартирном доме, принявших участие в общем собрании и в голосовании составило 5872,38 кв. м., что составляет 57, 89 % от общего количества собственников помещений согласно реестру.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в период с 29.11.2020 по 09.12.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп. 1, расположенного по ул. Доваторцев в г. Ставрополе, было проведено общее собрание собственников помещений, оформленное протоколом внеочередного общего собрания N 10/2020 от 10.12.2020 г., на котором принято решение о выборе ООО "УК Выбор" управляющей организацией, утверждении условий и заключении договора управления с ООО "УК Выбор".
Из протокола общего собрания N 10/2020 от 11.12.2020 следует, что в голосовании приняли участие собственники помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп. 1, обладающие 3394,21 кв. м., что составляет 51,74 % от общего числа голосов (3394,21/6559,9 *100%).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп 1, расположенном по ул. Доваторцев в г. Ставрополе, оформленное протоколом N 10/2020 от 11.12.2020, имеет кворум, а значит собрание правомочно.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что по результатам рассмотрения управлением заявления и документов ООО "УК Выбор" вх. N 33/02-04 от 11.01.2021 сведения об управлении указанным выше многоквартирным домом N 90 "А", корп. 1 были включены с 01.02.2021 г. в Реестр лицензий под лицензией ООО "УК Выбор" (приказ от 22.01.2021 г. N 42-ло).
Поскольку материалами дела подтверждается, что собственники помещений в многоквартирном доме N 90 "А", корп 1, расположенном по ул. Доваторцев в г. Ставрополе выразили свою волю на заключение договора с управляющей компанией ООО УК "Выбор", что подтверждается протоколом N 10/2020 от 11.12.2020, который был исследован управлением, а также судом первой инстанции, основания для признания приказа инспекции от 05.11.2020 N950 - ло об исключении из реестра лицензий сведений об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ставрополь, Доваторцев 90а, ООО УК "Цель" не соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядку - отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый заявителем приказ не противоречит нормам жилищного законодательства и не нарушает права (интересы) общества.
Повторно исследовав материалы дела, апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2021 по делу N А63-17901/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17901/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЦЕЛЬ"
Ответчик: Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция
Третье лицо: ООО "УК ВЫБОР", Константинов Александр Николаевич, Подколзина Вера Дмитриева