г. Чита |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А58-5115/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2023 года по делу N А58-5115/2023 по заявлению акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ИНН 1435142972, ОГРН 1031402073097) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительным решения от 19.05.2023 по делу N 014/01/10-1311/2022 о нарушении антимонопольного законодательства,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435058287, ОГРН 1031402044563), муниципального унитарного предприятия "Жатайтеплосеть" (ИНН 1435134185, ОГРН 1031402045641),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 19.05.2023 по делу N 014/01/10-1311/2022 о нарушении антимонопольного законодательства.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: Прокуратура Республики Саха (Якутия) (далее - третье лицо-1, прокуратура), муниципальное унитарное предприятие "Жатайтеплосеть" (далее - третье лицо -2, МУП "Жатайтеплосеть").
Решением суда от 10 ноября 2023 года требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, антимонопольный орган обжаловал его в апелляционном порядке, указав на доказанность того, что общество, занимая доминирующее положение на рынке услуг поставки природного газа на территории городского округа "Жатай", располагая информацией о наличии у МУП "Жатайтеплосеть" добросовестных абонентов, не имеющих задолженность за потребленные коммунальные ресурсы, о необходимом объеме газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения таких абонентов, об обстоятельствах, указывающих на намерение потребителем погасить существующую задолженность по оплате за потребленный газ, и участвуя непосредственно в данных мероприятиях, в нарушение требований Правил N 1245, Правил N 354, Жилищного кодекса Российской Федерации в период с 27.06.2022 по 01.07.2022, осуществив полное ограничение поставки природного газа, ущемило права и законные интересы неопределенного круга потребителей, добросовестных абонентов, тем самым допустило нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель выразил согласие с решением суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
09.09.2022 на основании представленных материалов проверки Прокуратурой города Якутска Республики Саха (Якутия) приказом УФАС N 19 в отношении АО "Сахатранснефтегаз" возбуждено дело N 014/01/10-1311/2022 по признакам нарушения АО СТНГ части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела N 014/01/10-1311/2022 следует, что основным видом деятельности МУП "Жатайтеплосеть" является выработка и реализация тепловой энергии для потребителей, в том числе: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Согласно схеме теплоснабжения МО ГО "Жатай" МУП "Жатайтеплосеть" является единой теплоснабжающей организацией на территории п. Жатай Республики Саха (Якутия), осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение от котельных, которые являются единственными источниками тепловой энергии и горячей воды для потребителей в многоквартирных домах, а также социально-значимых объектов на территории данного муниципального образования.
МУП "Жатайтеплосеть" на праве собственности принадлежит нежилое здание: модульная котельная, 1994 года постройки, по адресу: Республика Саха (Якутия), Городской округ "Жатай", п. Жатай, ул. Северная, д. 31/1.
29.12.2018 между АО "Сахатранснефтегаз" (поставщик) и МУП "Жатайтеплосеть" (потребитель) заключен договор на поставку природного газа N 5Ж-1, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить, а потребитель принять и оплатить за природный газ для производства и(или) хозяйственных нужд объектов: п. Жатай, ул. Северная, 31/1 (квартальная котельная); п. Жатай, ул. Северная, 31/1 (модульная котельная); п. Жатай, ул. Северная, 12 в соответствии с приложением N 1, являющимся неотъемлемой частью договора.
25.04.2022 в связи с наличием у МУП "Жатайтеплосеть" задолженности по оплате за потребленный природный газ за период октябрь - декабрь 2019 года, январь - март, май - декабрь 2020 года, январь - декабрь 2021 года, январь, февраль 2022 года в размере 138 374 179, 87 рублей АО "Сахатранснефтегаз" направило в адрес МУП "Жатайтеплосеть" уведомление N 03-1791/10 о частичном ограничении поставки, содержащее предупреждение о планируемом ограничении с 18.05.2022.
12.05.2022 в связи с непогашением МУП "Жатайтеплосеть" указанной задолженности АО "Сахатранснефтегаз" направило повторное уведомление N 03 -2045/3 об ограничении поставки газа, содержащее предупреждение о частичном ограничении поставки газа с 18.05.2022, а также в связи с непредставлением письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, уведомило, что объем газа, поставляемый МУП "Жатайтеплосеть" будет составлять 48,738 тыс.м.З в месяц, рассчитанный в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245.
16.05.2022 МУП "Жатайтеплосеть" письмом N 01-05-725 сообщило АО "Сахатранснефтегаз" о том, что задолженность за потребленный газ сложилась из-за большой дебиторской задолженности населения, ограничить подачу ресурсов которым не имеют право, поскольку более 70% потребителей являются населением, детские сады, школы, предприятия здравоохранения, а также просило учесть что на 16.05.2022 УФССП по РС (Я) не представлена информация о распределении полученной УФССП по РС (Я) суммы в размере 41 445 156 рублей, удержанных банками по решениям суда с их расчетного счета, данная сумма должна была быть направлена на погашение задолженности за потребленный газ, а также сообщило, что в настоящее время работает комиссия Министерства ЖКХ и Э РС (Я) по оценке деятельности МУП "Жатайтеплосеть" для принятия решения о возможном финансовом оздоровлении и просило не вводить ограничение до окончания работы комиссии.
18.05.2022 АО "Сахатранснефтегаз" в дополнение к уведомлениям от 25.04.2022 N 03-1791/10, от 12.05.2022 N 03-2045/3 и в соответствии с пунктом 7 Правил N 1245 письмом N 03-2154/9 требует МУП "Жатайтеплосеть" в срок до 12-00 ч. 19.05.2022 предоставить броню газопотребления по договору на поставку природного газа N 5Ж-1 от 29.12.2018.
19.05.2022 МУП "Жатайтеплосеть" письмом N 04-05-740 сообщает АО "Сахатранснефтегаз" о том, что для обеспечения жизнедеятельности ГО Жатай в части теплоснабжения МУП "Жатайтеплосеть" необходимо в зимний период 75000 кубических метров газа в сутки, в летний период 4000 кубических метров газа в сутки.
07.06.2022 АО "Сахатранснефтегаз" направило повторное уведомление о частичном ограничении поставки газа N 03-2532 в котором указало, что с учетом поступивших оплат в период с 11.05.2022 по 03.06.2022 задолженность по оплате за потребленных газ на 06.06.2022 составляет 123 072 546, 09 рублей и объем газа, поставляемого на объект МУП "Жатайтеплосеть" будет составлять 51,189 тыс.куб.м. в месяц, ограничение поставки газа до расчетного объема газа будет произведено с 10.06.2022.
08.06.2022 МУП "Жатайтеплосеть" письмом N 01-05-783 просит при расчете месячной нормы потребления газа на период ограничения его подачи учесть, что в 2022 году оплачено за газ 42 474 080 рублей, часть указанной суммы зачислена на погашение пеней, и таким образом оплата составила не 3 516 203,97 рублей, а гораздо больше, также просило учесть, что потребление газа в количестве 51,189 т.куб.м. в месяц равно его полному отсутствию для приготовления горячей воды.
09.06.2022 в ответ на указанное письмо АО "Сахатранснефтегаз" сообщает (исх. N 03-2587), что МУП "Жатайтеплосеть" необходимо предоставить письменный расчет объема газа, необходимый для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденный данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности.
09.06.2022 МУП "Жатайтеплосеть" письмом N 01-05-800 направляет АО "Сахатранснефтегаз" информацию о площади отапливаемых помещений, о количестве и перечень абонентов, не имеющих задолженности.
10.06.2022 АО "Сахатранснефтегаз" письмом N 03-2587 сообщает, что представленная МУП "Жатайтеплосеть" информация не содержит расчет объема газа, необходимый для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденный данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, в связи с чем объем газа в период ограничения будет составлять 51,189 тыс.куб.м. в месяц.
14.06.2022 МУП "Жатайтеплосеть" письмом N 01-05-808 сообщает АО "Сахатранснефтегаз" о том, что объем газа, необходимый для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности составляет (июнь, июль, август) 84 тыс.куб.м. в месяц.
24.06.2022 на указанное письмо АО "Сахатранснефтегаз" сообщает (исх. N 03-2582) что МУП "Жатайтеплосеть" не соблюден пункт 12 Правил N 1245 и на основании пункта 13 Правил N 1245 объем газа в период ограничения составил 51,189 тыс.м.куб. в месяц. Также направляет предупреждение о полном ограничении поставки газа по причине перерасхода газа потребителем в период введения ограничения от 24.06.2022 N 03-2851, так согласно указанному предупреждению в период введения ограничения с 10.06.2022 по 24.06.2022 объем потребленного газа составил 52,129 тыс.куб.м., что превышает установленный расчетный объем 51,189 тыс.куб.м., в связи с чем с 27.06.2022 будет произведено полное ограничение поставки газа на объектах МУП "Жатайтеплосеть".
27.06.2022 в 14:50 часов АО "Сахатранснефтегаз" произвело отключение газоиспользующего оборудования на объекте модульная котельная МУП "Жатайтеплосеть" по адресу: п. Жатай, ул. Северная, 31/1 путем установки заглушки на вводе газопровода и установки пломбы, о чем составлен акт-наряд N 00000001733 на отключение газоиспользующего оборудования жилых зданий от 27.06.2022.
Согласно акту N А-24888 от 01.07.2022 возобновление подачи газа осуществлено 01.07.2022.
Антимонопольный орган, рассмотрев материалы дела, пришел к выводу о том, что объем газа необходимый для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов МУП "Жатайтеплосеть", не имеющих задолженности, составляет 84 тыс.м.куб. в месяц, МУП "Жатайтеплосеть" в адрес АО "Сахатранснефтегаз" направлены сведения о количестве добросовестных абонентов, а также о количестве необходимого объема газа для обеспечения указанных абонентов горячим водоснабжением письмами от 09.06.2022 N 01-05-800, от 14.06.2022 N 01-05-808, при этом тот факт, что данные письма не содержали всех необходимых сведений, не свидетельствует об отсутствии добросовестных абонентов, таким образом, МУП "Жатайтеплосеть" надлежащим образом уведомило АО "Сахатранснефтегаз" о количестве добросовестных абонентов и необходимом объеме газа для обеспечения таких абонентов горячим водоснабжением; МУП "Жатайтеплосеть" предпринимало меры по погашению задолженности АО "Сахатранснефтегаз", в частности заключены соглашения о взаиморасчетах от 25.11.2019, 21.02.2020, 01.01.2022 о перечислении МУП "Расчетно-кассовый центр" ГО "Жатай" напрямую АО "Сахатранснефтегаз" денежные средства МУП "Жатайтеплосеть" в счет частичного погашения долга; 29.04.2021 МУП "Жатайтеплосеть" письмом N 01-05-689 обратилось в адрес АО "Сахатранснефтегаз" с просьбой приостановить начисление пеней, поскольку основная часть денежных средств, оплаченная за потребленный газ АО "Сахатранснефтегаз" зачисляет в счет оплаты пеней, а не основного долга, также заявителем было предложено в счет погашения основного долга принять имеющиеся у МУП "Жатайтеплосеть" сети газоснабжения общей стоимостью 17 169 591 рублей, направило информацию и документы по сетям газоснабжения (N 08-05-806 от 04.06.2021, N 08-05-1549 от 19.11.2021), но дальнейшая работа со стороны АО "Сахатранснефтегаз" по передаче сетей газоснабжения не осуществлена; 26.12.2022 между Министерством промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерством жилищно-коммунальное хозяйство и энергетики Республики Саха (Якутия), главой ГО "Жатай", АО "Сахатранснефтегаз" и МУП "Жатайтеплосеть" подписана дорожная карта по погашению задолженности МУП "Жатайтеплосеть" перед АО "Сахатранснефтегаз", в которой, в том числе предусмотрена передача газовых объектов от МУП "Жатайтеплосеть" по отступному АО "Сахатранснефтегаз"; расчетный объем газа, определенный АО "Сахатранснефтегаз" в количестве 51,189 тыс.м.куб. не соответствует пункту 13 Правил N 1245; МУП "Жатайтеплосеть" предприняло все зависящие от себя меры для обеспечения поставки горячего водоснабжения добросовестным абонентам, а также вопреки доводам АО "Сахатранснефтегаз" заявителем велась работа по погашению существующей задолженности за потребленный газ и МУП "Жатайтеплосеть" не бездействовало; в нарушение права на получение коммунальных услуг (горячего водоснабжения) добросовестными абонентами, как отдельной группой потребителей, АО "Сахатранснефтегаз" полностью прекратило поставку газа ресурсоснабжающей организации МУП "Жатайтеплосеть", что привело к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей; АО "Сахатранснефтегаз", занимая доминирующее положение на рынке услуг поставки природного газа на территории Городского округа "Жатай", располагая информацией о наличии у МУП "Жатайтеплосеть" добросовестных абонентов, не имеющих задолженности за потребленные коммунальные ресурсы, о необходимом объеме газа, необходимого для бесперебойного ресурсосбережения таких абонентов, об обстоятельствах указывающих на намерение потребителем погасить существующую задолженность по оплате за потребленный газ, в том числе путем передачи имущества ответчику, и участвуя непосредственно в данных мероприятиях, в нарушение требований Правил N 1245, Правил N 354, Жилищного кодекса Российской Федерации, необоснованно определив уровень среднемесячного значения количества газа в период введения ограничения поставки природного газа с 10.06.2022 по 24.06.2022 в количестве 51,189 тыс.м.куб. в месяц, более того в период с 27.06.2022 по 01.07.2022 осуществив полное ограничение поставки природного газа ущемило права и законные интересы неопределенного круга потребителей, добросовестных абонентов.
В результате рассмотрения дела УФАС принято заключение об обстоятельствах дела N 014/01/10-1311/2022 от 28.02.2023 по признакам нарушения АО "Сахатранснефтегаз" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
26.04.2023 (вх. N 3401/23) от АО "Сахатранснефтегаз" поступили письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела N 014/01/10-1311/2022 от 28.02.2023, в которых АО СТНГ указывает на отсутствие вины в действиях поставщика газа АО "Сахатранснефтегаз" и нарушения антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган в результате анализа доказательств, доводов и пояснений, содержащихся в материалах дела, пришел к выводу о том, что АО "Сахатранснефтегаз", занимая доминирующее положение на рынке услуг поставки природного газа на территории Городского округа "Жатай", располагая информацией о наличии у МУП "Жатайтеплосеть" добросовестных абонентов, не имеющих задолженности за потребленные коммунальные ресурсы, о необходимом объеме газа, необходимого для бесперебойного ресурсосбережения (горячего водоснабжения) таких абонентов, об обстоятельствах, указывающих на намерение потребителем погасить существующую задолженность по оплате за потребленный газ, в том числе путем передачи имущества АО СТНГ, и участвуя непосредственно в данных мероприятиях, в нарушение требований Правил N 1245, Правил N 354, Жилищного кодекса Российской Федерации в период с 27.06.2022 по 01.07.2022 осуществив полное ограничение поставки природного газа ущемило права и законные интересы неопределенного круга потребителей, добросовестных абонентов; указанные действия (бездействие) АО "Сахатранснефтегаз" не могут расцениваться в качестве совершенных в допустимых пределах осуществления гражданских прав и нарушают пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
19.05.2023 антимонопольным органом принято решение N 014/01/10-1311/2022, которым АО "Сахатранснефтегаз" признано нарушившим пункт 4 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Общество оспорило решение антимонопольного органа в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил основания для отмены судебного акта.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции, исходя из положений статей 22 - 23, 39, 41, 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N331, правомерно установил, что антимонопольный орган при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и вынесении оспариваемого решения действовал в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
АО "Сахатранснефтегаз", доля которого на рынке поставки природного газа в период с 25.04.2022 по 01.07.2022 на территории городской округ "Жатай" составляет 100%, что установлено антимонопольным органом и не оспорено, обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2) разъяснено, что исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.
Положениями пункта 13 Постановления N 2 установлено, что в силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: навязывание при заключении договора невыгодных условий или условий, не относящихся к предмету договора; необоснованное сокращение (прекращение) производства товара; отказ либо уклонение такого субъекта от заключения договора; создание им дискриминационных условий.
При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах (абзац 3 пункта 11 Постановления N 2).
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Часть 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции
Нарушение антимонопольного законодательства является злоупотреблением права, то есть превышением пределов осуществления гражданских прав.
В соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1245) поставщик газа вправе вводить ограничения, вплоть до полного приостановления подачу газа в отношении потребителей, которые допустили полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 10 Правил N 1245 ограничение подачи (поставки) газа по указанным основаниям в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 Правил N 1245. Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 1245).
Пунктом 12 Правил N 1245 определен алгоритм действий потребителя в случае полного или частичного ограничения поставки газа ресурсоснабжающей организацией.
В пункте 13 Правил N 1245 предусмотрено, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 названных Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым этого пункта.
В период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества поставляемого газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа, в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, пришел к правильному и аргументированному выводу об отсутствии оснований для признания АО "Сахатранснефтегаз" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из следующего.
Договор поставки от 29.12.2018 N 5Ж-1 заключен МУП "Жатайтеплосеть" для приобретения у АО "Сахатранснефтегаз" природного газа в целях оказания коммунальных услуг населению и предприятиям в ГО "Жатай" в виде горячей воды и тепловой энергии, МУП "Жатайтеплосеть" обязан собирать платежи со своих абонентов за оказываемые услуги и направлять средства за потребленный газ поставщику газа.
Материалами дела подтверждается, что АО "Сахатранснефтегаз" приняты все возможные меры, направленные на недопущение ограничения прав добросовестных абонентов: направлены заблаговременно в соответствии с установленными законодательством в сфере поставки газа сроками уведомления в адрес неплательщика МУП "Жатайтеплосеть"; рассчитан необходимый объем исходя из поступающих сумм оплат, предшествующих введению ограничения за последние 12 месяцев.
На запросы поставщика о предоставлении расчета, необходимого для обеспечения прав добросовестных абонентов по тепловой энергии, а также для заключения соответствующего соглашения, МУП "Жатайтеплосеть" расчет, соответствующий положениям Правил N 1245, не представил.
В этой связи поставщик газа самостоятельно произвел расчет и подавал газ в соответствии с рассчитанным количеством, но МУП "Жатайтеплосеть" в период действия ограничений допускало перерасход газа (потребляло без учета введенного ограничения).
В силу пункта 12 Правил N 1245 и пункта 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317, потребитель обязан обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, то есть использовать резервное дизельное топливо для оказания услуг добросовестным абонентам, не имеющим задолженность по оплате поставленного газа.
Организации, эксплуатирующие источники тепловой энергии, вправе обеспечить бесперебойность газоснабжения путем составления брони газопотребления.
Пункт 7 Правил N 1245 устанавливает особенности полного или частичного ограничения подачи (поставки) газа не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена.
При отсутствии у потребителя брони газопотребления ограничение подачи (поставки) газа в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств по оплате газа может вводиться вплоть до полного ограничения подачи (поставки) газа.
В этом случае потребитель газа, у которого отсутствует броня газопотребеления, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения подачи (поставки) газа.
Суд апелляционной инстанции согласен с судом первой инстанции в том, что несмотря на отсутствие технических условий и межотопительный период, обязанность по обеспечению резервного топлива и установление брони газопотребления нормативными актами возложено на Потребителя и бездействие с его стороны является нарушением установленного порядка, что в итоге приводит к ущемлению прав добросовестных абонентов.
При наступлении указанных в пункте 13 Правил N 1245 обстоятельств и соблюдении установленного алгоритма поведения Поставщик газа имеет право полностью ограничить поставку газа.
Как установлено судом первой инстанции, в связи с непредставлением МУП "Жатайтеплосеть" информации о добросовестных абонентах во исполнение подпунктов "а", "б" пункта 12 Правил N 1245 и письменного расчета объема газа, предусмотренного подпунктом "в" пункта 12 Правил N 1245, АО "Сахатранснефтегаз" рассчитало объем ограничений на поставку газа до уровня среднемесячного потребления, о чем сообщило покупателю 12.05.2022 и 07.06.2022.
Данные действия поставщика газа соответствуют пункту 13 Правил N 1245, в силу которого в случае непредставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, т.е. из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа за соответствующий период.
Согласно расчету общества:
- за март 2021 года выставлено 1 439,533 т.м3 на сумму 7 995 406, 58 руб., по состоянию на 09.06.2022 из них оплачено 1 489 133,82 руб., что соответствует 268,111 т.м3;
- за апрель 2021 года выставлено 952,964 т.м3 на сумму 5 575 331,12 руб., по состоянию на 09.06.2022 из них оплачено 1 824 253,67 руб., что соответствует 311,811 т.м3;
- за май 2021 года выставлено 359,148 т.м3 на сумму 2 102 631,97 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплаты не имелось;
- за июнь 2021 года выставлено 97,525 т.м3 на сумму 575 846,11 руб., по состоянию на 09.06.2022 из них было оплачено 202 816,48 руб., что соответствует 34,349 т.м3;
- за июль 2021 года выставлено 98,407 т.м3 на сумму 580 102,18 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за август 2021 года выставлено 85,792 т.м3 на сумму 506 421,25 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за сентябрь 2021 года выставлено 366,944 т.м3 на сумму 2 155 587,57 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за октябрь 2021 года выставлено 864,680 т.м3 на сумму 5 097 226,34 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за ноябрь 2021 года выставлено 1 588,158 т.м3 на сумму 9 316 871,74 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за декабрь 2021 года выставлено 2 406,263 т.м3 на сумму 14 236 809,03 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за январь 2022 года выставлено 2 074,052 т.м3 на сумму 12 146 096,51 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует;
- за февраль 2022 года выставлено 1 747,723 т.м3 на сумму 10 345 485,50 руб., по состоянию на 09.06.2022 оплата отсутствует.
Всего за 12 месяцев выставлено потребленного газа в объеме 12 081,189 т.м3 на общую сумму 70 633 815,90 руб., из которых оплачено всего на сумму 3 516 203,97 руб., что соответствует 614,271 т.м3.
Таким образом, среднемесячное значение количества газа составило - объем в размере 51,189 т.м3.
Указанный объем газа поставлялся поставщиком в период ограничения.
Поступившие от МУП "Жатайтеплосеть" денежные средства зачтены в счет погашения обязательств перед АО "Сахатранснефтегаз" в соответствии с указанными назначениями платежей, согласно исполнительным листам и судебным актам: 35 746 225,16 руб. за поставку природного газа, в том числе: за 2019 год в сумме 18 659 275,29 руб., за 2020 год в сумме 8 213 589,19 руб., за 2021 год в сумме 8873 360,68 руб., в том числе: 2 412 745,25 руб. за январь 2021 года, 2 944 411,46 руб. за февраль 2021 года, 1 489 133,82 руб. за март 2021 года (вошло в расчет), 1 824 253,67 руб. за апрель 2021 года (вошло в расчет), 202 816,48 руб. за июнь 2021 года (вошло в расчет); 7 996 019,69 руб. по оплате неустойки за нарушение сроков оплат по вынесенным решениям суда; 180 245,00 руб. по госпошлине по вынесенным решениям суда; 77 728,57 руб. по оплате задолженности по техническому обслуживанию.
Оплаты по платежным поручениям в размере 11 257 010,30 руб. не включены в расчет среднемесячного значения количества газа, определенного из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, согласно пункту 13 Правил N 1245, поскольку указанные суммы зачислены периодом ранее, и не включаются в расчет 12 месяцев, предшествующих ограничению.
Надлежащим образом оценены судом первой инстанции письма МУП "Жатайтеплосеть" от 09.06.2022 N 01-05-800, от 14.06.2022 N01-05-808, содержащие сведения о количестве добросовестных абонентов и объеме газа с указанием на то, что данные письма не могут расцениваться в качестве расчета, исходя из буквального толкования подпункта в) п. 12 Правил N 1245.
При этом ссылка в апелляционной жалобе на возможность самостоятельного расчета поставщиком подлежит отклонению, поскольку обязанность по соблюдению требований пункта 12 Правил N 1245 возложена именно на потребителя, а не на поставщика.
Обращено внимание суда первой инстанции и на то, что в силу Правил N 1245 потребитель обязан был обратиться с предварительным (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращением к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности.
В рассматриваемом случае, такие действия потребителем, неоднократно предупрежденным о возможных ограничениях, не осуществлены.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий АО "Сахатранснефтегаз" как поставщика энергоресурса по самостоятельному расчету и ограничению поставки газа при соблюдении требований и последовательности его действий, регламентированных Правилами N 1245.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая данные выводы суда первой инстанции, включая виновное бездействие Потребителя, приведшее к ущемлению прав абонентов МУП "Жатайтеплосеть", отмечает, что антимонопольным органом не доказано совершение хозяйствующим субъектом АО "Сахатранснефтегаз" каких-либо запрещенных действий, влекущих (могущих повлечь) негативные последствия для конкуренции и свидетельствующих о злоупотреблении им доминирующим положением.
Суд апелляционной инстанции при повторном исследовании материалов дела и оценке доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к отличным от суда первой инстанции выводам не пришел.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе по существу цитирующие решение антимонопольного органа, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права и сводятся лишь к несогласию с произведенной им оценкой фактических обстоятельств дела и конкретных доказательств, на основании которых они установлены.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2023 года по делу N А58-5115/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5115/2023
Истец: АО "Сахатранснефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Прокуратура РС(Я)