г. Санкт-Петербург |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А56-7605/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Сухачев И.Н. по доверенности от 11.01.2021;
от Таможни: Мартишин И.С. по доверенности от 30.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19654/20211) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2021 по делу N А56-7605/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Седьмой форт"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Седьмой форт" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - таможенный орган, таможня) в лице Балтийского таможенного поста от 17.01.2021 N РКТ-10216170-21/002158 о классификации ввозимого товара.
Решением суда от 27.04.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой. По мнению таможни, поставленный товар следует классифицировать в товарной позиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС исходя из предназначения и функциональных данных ввозимого товара.
В судебном заседании представитель Таможни жалобу поддержал; представитель Общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв.
В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ; судья Семенова А.Н. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Фуркало О.В.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 18.08.2019 N 180819, заключенного между компанией "CUIZHOU TYRE CO.,LTD", Китай (продавец) и ООО "Управляющая Компания "Седьмой форт", Россия (покупатель), на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/151020/0269691, в том числе товар: "шины пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле и промышленности: ширина профиля 425 мм, посадочный диаметр 21 "(53.34 см), диаметр шины 1260 мм, максимальная скорость 60 км/ч, с рисунком протектора в "елочку", ttf (камерная), размеры 425/85R21, максимальная нагрузка 6500 кг, торговый знак, марка "ADVANCE", модель "GL072A", артикул "425/85R21-24"...", компания производитель "GUIZHOU TYRE CO.,LTD"..
В графе 33 ДТ N 10216170/151020/0269691 Обществом в отношении рассматриваемого товара заявлен классификационный код - 4011 80 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС: "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности". Ставка таможенной пошлины - 5%.
При проведении проверочных мероприятий Балтийским таможенным постом (ЦЭД) Балтийской таможни принято решение о назначении таможенной экспертизы от 17.10.2020 N 10216170/171020/ДВ/001134.
В связи с принятием таможенным органом решения о назначении таможенной экспертизы с целью определения классификационного кода товара N 1 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, Балтийский таможенный пост (ЦЭД) в тот же день (17.10.2020) довел до ООО "Управляющая Компания "Седьмой форт" расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которое необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товара.
21.10.2020 в отношении рассматриваемого товара Балтийским таможенным постом (ЦЭД) принято решение о выпуске в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
По результатам таможенной экспертизы от 18.11.2020 N 12402004/0026756 Балтийской таможней принято решение от 17.01.2021 NРКТ-10216170-21/002158 о классификации товара, задекларированного по ДТ N 10216170/151020/0269691, в товарной подсубпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: -- с индексом нагрузки более 121". Ставка ввозной таможенной пошлины -10%.
Не согласившись с указанным решением Балтийской таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, согласившись с позицией Общества о классификации товара по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, признал недействительным оспариваемое решение.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, части 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании, таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
В целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
Классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В соответствии с ОПИ N 1 классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, и если такими текстами не оговорено иное, в соответствии с ОПИ NN 2, 3, 4 и 5 где это применимо.
В соответствии с ОПИ N 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ NN 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Из материалов дела следует, что Общество классифицировало товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0 - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Таможня на основании полученного Заключения экспертизы классифицировала товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 900 0 - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: -- с индексом нагрузки более 121".
В целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (далее - Пояснения), которые рекомендованы Коллегией Евразийской экономической комиссии к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21).
Согласно Пояснениям в товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС включены шины и покрышки пневматические резиновые, в субпозицию 4011 20 ТН ВЭД ЕАЗС - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, в субпозицию 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Следует отметить, что ни примечания к группе 40 ТН ВЭД, товарной позиции 4011 ТН ВЭД, ни пояснения к товарным подсубпозициям 4011 20 и 4011 80 не раскрывают отличительные характеристики товаров с целью их классификации: "шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов" и "шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности", а следовательно, при оценке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара, принимая во внимание, что основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
Судом первой инстанции исследованы представленные в материалы дела доказательства, а также заключение таможенного эксперта.
В соответствии с письмом производителя GUIZHOU TYRE CO., LTD, спорный товар марки ADANCE, модель GL072A является многоцелевой специальной шиной для техники повышенной проходимости, имеющей индекс нагрузки 173, символ скорости С; рисунок протектора обеспечивает проходимость в условиях бездорожья; специальный состав шины обеспечивает высокую стойкость к повреждениям и порезам; цельнометаллический каркас обеспечивает значительный запас прочности.
Шины GL072A - внедорожная модель (по классификации TRA-Ассоциации производителей шин и дисков - OTR), которая обычно используются в строительной, горнодобывающей, промышленной отраслях.
Внешний вид спорного товара соответствует примерным изображением шин для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или строительстве, приведенным в Пояснениях к единой ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43).
Таким образом, технические характеристики и область применения подтверждаются:
- Письмом завода-изготовителя от 12.04.2021 года, в соответствии с которым: "Шины обычно используются в строительной, горнодобывающей, промышленной отраслях";
- Технической документацией, в соответствии с которой: "агрессивный дизайн рисунка протектора обеспечивает отличную проходимость в условиях бездорожья, обладает высокой стойкостью к повреждениям и порезам, цельнометаллический каркас обеспечивает значительный запас прочности";
- Информацией из официального каталога завода-изготовителя, в соответствии с которым: "предназначена для установки на все оси тяжелой внедорожной техники (самосвалы, тягачи, буровые установки на колесных шасси, повышенная сопротивляемость сколам, повышенная проходимость по бездорожью за счет рисунка протектора, тип протектора Е4 (для скального грунта, глубокий протектор).
Исследовательская часть заключения таможенного эксперта (л.д. 70-75) также подтверждает заявленные производителем и отраженные в декларации характеристики спорных шин.
Кроме того, об обоснованности заявленного декларантом и изготовителем предназначения спорного товара свидетельствует вывод таможенного эксперта о соответствии маркировки исследуемой шины по символу индекса скорости (С - 60 км/ч) маркировке шин, предназначенных для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин.
Сделанный таможенным экспертом вывод о соответствии маркировки товара, в том числе и маркировке шин, предназначенных на грузовых автомобилях, передвигающихся по дорогам общего пользования, не опровергает и не противоречит указанному выше выводу, тем более, что эксперт совершенно справедливо обращает внимание на то, что конечная область применения товара устанавливается производителем и определяется потребителем.
Более того, как верно указал суд первой инстанции, отсутствие на товаре маркировки "OFF THE ROAD", которая наносится по усмотрению изготовителя или требованию потребителя ввиду чего не носит обязательного характера, и значение индекса нагрузки 173, сами по себе, не свидетельствуют о неправильности установленного производителем и заявленного декларантом предназначения шин.
Ссылка таможенного органа на несоответствие ГОСТу 8430-2003 "Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия.", ввиду отсутствия маркировки "OFF THE ROAD", "UNDER GROUND", отклоняется апелляционным судом. В соответствии с пунктом 4.4. указанного ГОСТа в зависимости от назначения и условий эксплуатации шин, рисунки протектора могут быть, в том числе следующего типа: дорожный, то есть для эксплуатации на дорогах категорий 1, 2, 3. Таким образом, шины, которые соответствуют ГОСТ 8430-2003, могут использоваться на обычных дорогах, а значит не иметь маркировки "OFF THE ROAD", "UNDER GROUND".
Более того, в ГОСТе не указано, что на шинах для строительных и рудничных машин нельзя перемещаться по обычным дорогам или о том, что шины для строительных или рудничных машин в обязательном порядке должны иметь маркировку "OFF THE ROAD", "UNDERGROUND".
При этом, как верно указал суд первой инстанции, ссылки на критерии ГОСТов не могут приниматься во внимание, поскольку соответствие или отклонение от требований региональных (национальных) стандартов не имеют правового значения для определения классификации товара по ТН ВЭД в целях его таможенного декларирования.
Следует также руководствоваться Правилом 3 ОПИ, согласно которому в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
В рассматриваемом случае товарная позиция, последняя в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации спорных товаров, является 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС. Таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не обосновал правомерность классификации товара в товарной позиции 4011 20 ТН ВЭД.
При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с позицией Общества о классификации товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0 - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности" исходя из его технических характеристик и области применения.
Вопреки доводам Таможни, судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в том числе заключению таможенного эксперта.
Принятое по делу решение соответствует нормам материального и процессуального права. Основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 апреля 2021 года по делу N А56-7605/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7605/2021
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕДЬМОЙ ФОРТ"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ