г. Чита |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А10-6119/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О. Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года по делу N А10-6119/2020 по исковому заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 2 064 114 рублей - убытков за счёт казны Республики Бурятия, понесённых в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Хабтагаеву Г.Б.,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, в деле участвует Шалбанова Лариса Александровна, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (ОГРН 1020300974870, ИНН 0323080765) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ОГРН 1127746554320, ИНН 7707780887),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Улан-Удэ (далее также - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании 2 064 114 рублей - убытков за счёт казны Республики Бурятия, понесённых в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Хабтагаеву Г.Б.
Арбитражный судом Республики Бурятия к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Шалбанова Лариса Александровна как законный представитель Хабтагаева Г.Б., Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года по делу N А10-6119/2020 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции взыскал 2 064 114 рублей убытков за счёт казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минстрой России обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что предоставление Администрацией города Улан-Удэ Республики Бурятия выплаты Хабтагаеву Г.Р. на приобретение жилья произведено в нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ)
Минстрой России считает вывод суда о возникновении убытков не соответствующим обстоятельствам дела и основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку жилищным законодательством Российской Федерации граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 года по основаниям, предусмотренным Законом N 181-ФЗ, обеспечиваются жильем только путем предоставления жилого помещения по договору социального найма, но не предоставлением выплаты.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что возмещение понесенных истцом расходов не может осуществляться в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из апелляционной жалобы, в рассматриваемом деле Администрация города Улан-Удэ в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, вправе претендовать на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Бурятия для целей выравнивания бюджетной обеспеченности.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Улан-Удэ возражает относительно доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 января 2020 года на Администрацию города Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Хабтагаеву Г.Б., являющемуся ребенком - инвалидом и имеющей диагноз, входящий в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ по норме предоставления с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Как установлено судом, постановка Хабтагаева Г.Б. на учёт в качестве нуждающегося в отдельном жилом помещении осуществлена в связи с тяжёлой формой хронического заболевания осуществлена после 1 января 2005 года распоряжением Администрации Железнодорожного района города Улан-Удэ от 18.01.2018 N 22-р (л.д. 25).
Сведения о наличии у Хабтагаева Г.Б. заболевания, входящего в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, действовавших на момент обращения в Администрацию Железнодорожного района города Улан-Удэ с заявлением о постановке Хабтагаева Г.Б. на учет, изложены в решении Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 января 2020 года.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 марта 2020 года по заявлению взыскателя изменен порядок исполнения решения суда, суд определил взыскать 2 497 950 рублей с Администрации г. Улан-Удэ в пользу Хабтагаева Г.Б. взамен жилого помещения согласно установленной норме предоставления жилой площади с учетом права на дополнительную площадь.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 29 июля 2020 года, в ред. определения от 12 августа 2020 года, уменьшена денежная компенсация до 2 064 114 рублей.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение определения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 марта 2020 года об изменении способа исполнения решения суда с учетом апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от 29 июля 2020 года, в ред. определения от 12 августа 2020 года, Администрация города Улан-Удэ выплатила гражданке Шалбановой Л. А., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка Хабтагаева Г.Б., денежную сумму 2 064 114 рублей, что подтверждается платёжным поручением от 19.11.2020 N 937.
Министерство финансов Республики Бурятия письмом отказало Администрации г. Улан-Удэ в компенсации расходов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о том, что расходы фактически понесенных истцом по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат взысканию за счет казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия как уполномоченного лица, исходя из следующего.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В подпункте 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 184-ФЗ) предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статьёй 17 названного Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона за счёт средств федерального бюджета. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счёт казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из системного толкования статьи 17 Закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что поскольку постановка Хабтагаева Г.Б. на учёт в качестве нуждающегося в отдельном жилом помещении осуществлена в связи с тяжёлой формой хронического заболевания после 1 января 2005 года распоряжением Администрации Железнодорожного района города Улан- Удэ от 18.01.2018 N 22-р, соответствующие расходы должны финансироваться за счет средств бюджета Республики Бурятия.
Основным нормативным актом, регулирующим предоставление инвалидам мер социальной поддержки на территории Республики Бурятия, является Закон Республики Бурятия от 10.11.2010 N 1734-IV "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия".
Абзацем 2 пункта 1 статьи 5 указанного Закона Республики Бурятия N 1734-IV определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Указанная норма права аналогична по содержанию со статьёй 17 Закона N 181-ФЗ.
Как отметил суд первой инстанции, иные нормативные акты, действующие на территории Республики Бурятия, регулируют порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учёт исключительно до 01 января 2005 года.
При этом возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции проверено, предусмотрены ли в бюджете Республики Бурятия на 2018, 2019, 2020 годы расходы на обеспечение жильём инвалидов, вставших на учёт после 01 января 2005 года, а также обращалась ли Республика Бурятия к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам, вставшим на учёт после 01 января 2005 года.
Главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, функции по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, разработке и согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункты 1, 5.2.41 и 5.4.32 Положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038).
Представители Министерства финансов Республики Бурятия и Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия доказательства обращения к Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам, вставшим на учёт после 1 января 2005 года, в материалы дела не представили.
В 2018, 2019, 2020 годах Законами Республики Бурятия от 08.12.2017 N 2796-V, от 13.12.2018 N 252-VI, от 12.12.2019 N 776-VI предусмотрен объём субвенций, выделенных казне Республики Бурятия из федерального бюджета на осуществление полномочий по Закону N 181-ФЗ, в сумме 16 366,5 тысяч рублей на 2018 год, 30 963,3 тысяч рублей на 2019 год, 34 077 тысяч рублей на 2020 год.
Из анализа распределения бюджетных ассигнований по расходам бюджета Республики Бурятия на 2017-2020 годы следует, что в целях обеспечения инвалидов жильём в бюджете Республики Бурятия на 2018-2020 годы предусмотрены расходы по целевым статьям 5420151350 и 5420151760. При этом указанная сумма расходов равна сумме субвенций, поступивших из федерального бюджета. Следовательно, указанные денежные средства являются целевыми и направлены на реализацию прав исключительно тех граждан-инвалидов, которые встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 января 2005 года.
В качестве дополнительной меры по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в республиканском бюджете на 2018-2020 годы предусмотрены расходы по целевой статье в сумме 15 554,3 тысяч рублей на 2018 год, 27 025,2 тысяч рублей на 2019 год, 31 660,4 тысяч рублей на 2020 год в соответствии с Законом Республики Бурятия от 09.03.2007 N 2147-III "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, на территории Республики Бурятия. Однако согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона дополнительные меры социальной поддержки инвалидов по нему в форме безвозмездных жилищных субсидий предусмотрены исключительно для граждан, вставших на учёт до 01 января 2005 года.
Иных расходов на обеспечение жильём инвалидов в республиканском бюджете на 2018-2020 годы не предусмотрено.
Из указанного следует, что расходы для обеспечения жильём инвалидов, вставших на учёт после 1 января 2005 года, в бюджете Республики Бурятия не предусмотрены. Доказательства обращения к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья инвалидам, вставшим на учёт после 01 января 2005 года, Министерство финансов Республики Бурятия и Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не представили.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, должно осуществляться за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выплата истцом денежных средств для приобретения Хабтагаевым Г.Б. жилого помещения за счёт средств муниципальной казны привело к возникновению убытков в сумме 2 064 114 рублей.
В связи с указанным судом первой инстанции законно отклонены возражения ответчика и третьего лица о том, что к межбюджетным отношениям не может быть применён порядок возмещения убытков, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако содержащееся в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
У суда первой инстанции отсутствовали основания считать сумму денежных средств, перечисленных истцом для приобретения Хабтагаевым Г.Б. жилого помещения, необоснованной, поскольку данная сумма установлена вступившим в законную силу судебным актом.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к законному выводу, что исковые требования Администрации г. Улан-Удэ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению за счёт казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Указанный вывод суда полностью согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30.10.2020 N 302-ЭС20-4953 по делу N А19-9322/2019.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2021 года по делу N А10-6119/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6119/2020
Истец: Администрация г Улан-Удэ
Ответчик: Министерство финансов Республики Бурятия
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Шалбанова Лариса Александровна