г. Владивосток |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А51-12173/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И. Логуновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "25МКД",
апелляционное производство N 05АП-3643/2021
на решение от 27.04.2021
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-12173/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "25МКД"
к краевому государственному унитарному предприятию "Приморский экологический оператор"
о взыскании убытков в размере 15 500 рублей,
при участии: от истца: Малицкая О.А., по доверенности от 04.02.2021, сроком действия на 1 год, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 2206347, паспорт;
от ответчика: Торохова А.О., по доверенности от 21.09.2020, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании 102507 0045552, паспорт; Татьякова А.В, по доверенности от 21.09.2020 сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании N П1068, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "25МКД" (далее - истец, ООО "25МКД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с краевого государственного унитарного предприятия "Приморский экологический оператор" (далее - ответчик, КГУП "Приморский экологический оператор") 15 500 рублей расходов, составляющих стоимость приобретения контейнеров для ТБО, понесенных в связи с неисполнением обязательств ответчиком по договору от 31.12.2019 N 4331 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.08.2020 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
На основании положений части 5 статьи 227 АПК РФ арбитражный суд определением от 28.09.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением арбитражного суда от 27.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что неисполнение ответчиком своих обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части замены контейнеров для сбора бытовых отходов, пришедших в негодность, привело к ухудшению санитарной обстановки и вынудило управляющую компанию приобрести пришедшие в негодность контейнеры за свой счет. Полагает, что ответчик является обязанным лицом по замене контейнеров в силу условий заключенного договора и требований действующего законодательства, в связи с чем судом неправомерно отказано в удовлетворении исковых требований о возмещении спорных расходов.
Истец в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в судебном заседании поддержал доводы письменного отзыва, пояснил, что площадка для накопления ТБО ему не принадлежит и контейнеры на данной площадке им не устанавливались, в связи с чем отсутствуют основания для отнесения на регионального оператора спорных расходов, понесенных истцом как управляющей организацией в силу возложенных на нее функций управления многоквартирным домом,
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы к материалам дела приобщены дополнительные письменные пояснения сторон по существу спора с приложенными в их обоснование документами.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что между ООО "25МКД" и КГУП "Приморский экологический оператор" 31.12.2019 заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4331.
Согласно подпункту "д" пункта 4.1 договора региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской федерации.
По доводам истца, ввиду того, что два контейнера, расположенные на контейнерной площадке от жилого дома N 32 и N 32А по ул. Коммунаров в г. Владивостоке, предназначенных для сбора бытовых отходов собственников указанных домов, один из которых находится в управлении общества (дом N 32а), пришли в негодность, управляющая компания обратилась к региональному оператору с заявлением об их замене.
Ответчик соответствующие действия не совершил, в связи с чем, истец приобрел за свой счет два контейнера стоимостью 15 500 рублей для замены пришедших в негодность и обратился к ответчику с претензией о возмещении понесенных расходов, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ, статей 15, 393 ГК РФ истец обязан доказать ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, факт возникновения на стороне истца имущественных потерь либо неполучение дохода, а также причинно-следственная связь между неправомерным поведением ответчика и негативными последствиями истца как кредитора в обязательстве.
Основанием для возмещения убытков является доказанность стороной по делу всей совокупности перечисленных условий.
В рассматриваемом случае, истец связывает понесенные им расходы по замене двух контейнеров с ненадлежащим исполнением региональным оператором условий заключенного договора в части замены контейнеров и требований действующего законодательства, в том числе пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, согласно которому в тарифе регионального оператора содержатся в числе прочих расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Под обращением с отходами согласно статье 1 указанного закона понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 8.1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N1156) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов образующихся, в том числе в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В силу пунктов 1,6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации и осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил N 1156 определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах. "Бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов. "Контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. "Контейнерная площадка" - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник или наниматель в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (далее - Правила N 170) на управляющую организацию в отношении МКД возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу действующего правового регулирования управление многоквартирным домом управляющей организацией предусматривает обязанность такого лица по обеспечению надлежащего содержание общего имущества многоквартирного дома, включая организацию и содержание мест накопления ТКО, сбора твердых бытовых отходов жителей МКД.
В силу положений пункта 13(1) Правил N 1156), согласно которым региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спорная контейнерная площадка органом местного самоуправления не создавалась, согласно реестру площадок собственником указаны ООО УК Влад-Дом, ООО "ДВКС".
По устному пояснению истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции, контейнерная площадка создана застройщиком, сведениями о лице, осуществившем приобретение и установку контейнеров для сбора бытовых отходов, истец не располагает.
По утверждению ответчика, не опровергнутого истцом, контейнеры на спорную площадку региональным оператором не приобретались и не устанавливались.
Ссылка истца на пункт 4.1 "д" договора N 4331 от 31.12.2019 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в подтверждение обязанности регионального оператора по замене поврежденных контейнеров для ТКО, отклоняется, поскольку такая обязанность установлена в отношении контейнеров, принадлежащих последнему на праве собственности или ином законном основании.
В спорной ситуации истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств принадлежности ответчику поврежденных контейнеров не представил.
В этой связи признается также несостоятельной и ссылка истца на пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, поскольку указанным пунктом на регионального оператора не возлагается бремя замены поврежденных контейнеров ему не принадлежащих.
При таких обстоятельствах, судом не установлено вины и причинно-следственной связи между бездействием ответчика и понесенными истцом расходами.
При таких обстоятельствах, основания для возложения на ответчика спорных расходов отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании с ответчика убытков в заявленном размере.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.04.2021 по делу N А51-12173/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12173/2020
Истец: ООО "25МКД"
Ответчик: ГУП Краевое "Приморский экологический оператор"