г. Самара |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А72-8237/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Морозова В.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.08.2021 в помещении суда апелляционные жалобы Администрации Засвияжского района г.Ульяновска, заместителя главы города Ульяновска - главы Администрации Засвияжского района Юмакулова Наиля Хасяновича и общества с ограниченной ответственностью "Опора-Ульяновск" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.06.2021 по делу N А72-8237/2020 (судья Семенова М.А.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Опора-Ульяновск" (ИНН 7325088642, ОГРН 1097325002543), г.Ульяновск, к Администрации города Ульяновска, г.Ульяновск, к Администрации Засвияжского района г.Ульяновска (ОГРН 1027301490468, ИНН 7327018369), г.Ульяновск, к заместителю главы города Ульяновска - главе Администрации Засвияжского района Юмакулову Наилю Хасяновичу, г.Ульяновск, третьи лица - Волкова Галина Леонидовна, г.Ульяновск, Седов Денис Константинович, г.Ульяновск, территориальное общественное управление "Универсам" (ИНН 7327998728, ОГРН 1127300000310), г.Ульяновск, заинтересованное лицо - Прокуратура Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании действий (бездействия),
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Опора-Ульяновск" - Сага А.Г. (доверенность от 16.06.2021),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Опора-Ульяновск" (далее - ООО "Опора-Ульяновск", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения заявленных требований) к Администрации г.Ульяновска (далее - Администрация города), Администрации Засвияжского района г.Ульяновска (далее - Администрация района), заместителю главы города Ульяновска - главе Администрации Засвияжского района Юмакулову Наилю Хасяновичу (далее - глава Администрации района Юмакулов Н.Х.), в котором просило:
1. Признать незаконными действия (бездействие) Администрации города и Администрации района, лично заместителя главы города Ульяновска (одновременно являющегося полномочным представителем города на территории района) - главы администрации Засвияжского района Юмакулова Н. X., выразившиеся в:
1) нарушении требований, установленных п.1, 4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) в части обеспечения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений, дачи письменных ответов по существу поставленных в обращениях от 31.03.2020, 21.05.2020, 23.06.2020, 17.07.2020, 10.08.2020, 19.08.2020, 06.10.2020, 23.10.2020, 20.11.2020, 14.12.2020, 20.02.2021, 10.03.2021 вопросов;
2) нарушении требований, установленных п.3 ч.1 ст.10 Закона N 59-ФЗ в части принятия мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, указанных в его неоднократных обращениях;
3) уклонении от исполнения требований п.14.2 раздела 5 ст.38 Устава города Ульяновска в части реализации полномочий по осуществлению контроля за соблюдением нижеперечисленных норм правил благоустройства территории городского округа, о которых мной неоднократно указывалось в моих устных и письменных обращениях, а также на личных встречах и личном приеме:
- п.14.8.1 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных постановлением Администрации г.Ульяновска от 01.06.2017 N 1406 (далее - Правила N 1406) в части бесконтрольности должностных лиц за оборудованием туалетных кабин при отсутствии водопровода и канализации в НТО, расположенных в районе домов N 15, 17, 19 по ул.Камышинской;
- п.14.8.4 Правил N 1406 в части отсутствия контроля должностных лиц за размещением нестационарных объектов (прилавков, ящиков, столов для торговли и т.д.), загромождающих, не обеспечивающих свободное движение пешеходов и безопасный доступ потребителей к объектам торговли;
- п.14.8.5 Правил N 1406 в части отсутствия контроля должностных лиц за эксплуатацией нестационарных объектов и работы организованных в них предприятий, в результате чего ухудшаются условия проживания, отдыха, (среды обитания) людей, деятельности организаций;
- пп.3 п.14.8.7 Правил N 1046 в части отсутствия контроля за размещением нестационарных объектов (прилавков, ящиков, столов для торговли и т. д.) на тротуарах при свободной ширине прохода по тротуару по основному ходу движения пешеходов менее 3 м;
- пп.5 п.14.8.7 Правил N 1406 в части отсутствия контроля за размещением нестационарных объектов (прилавков, ящиков, столов для торговли и т. д.) на расстоянии ближе 5 м от окон зданий, строений, сооружений общественного использования, общественного назначения;
- пп.12 п.14.8.7 Правил N 1406 в части отсутствия контроля и принятия мер по устранению препятствий свободному движению пешеходов и доступу потребителей к объектам торговли, в том числе, обеспечению безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственному подъезду спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях, в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к капитальным зданиям, строениям, сооружениям, а также с нарушением установленных законодательством обязательных требований (в том числе пожарных, санитарных);
- пп.15 п.14.8.7 Правил N 1406 в части отсутствия контроля и принятия мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (торговля скоропортящимися продуктами с ящиков и земли без холодильного оборудования, сертификатов, в отсутствии водоснабжения и канализации, санитарных книжек у продавцов и т. д.);
- пп.1 п.14.8.8 Правил N 1406 в части отсутствия контроля за размещением у нестационарного объекта (кроме передвижных средств развозной и разносной уличной торговли) холодильного оборудования, столиков, зонтиков, стоек - витрин, навесных конструкций для размещения товара и других объектов, за исключением случаев, когда размещение подобных объектов предусмотрено типовым архитектурным решением;
- п.14.8.11 Правил N 1406 в части создания препятствий по обеспечению условий хозяйствующим субъектам для ежедневной уборки и благоустройства прилегающей территории в соответствии с этими Правилами;
- п.5.1, 5.4 Правил N 1406 в части уборки проезжей части ул.Камышинской (организация уборки иных территорий осуществляется отраслевым (функциональными), территориальными органами управления администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете г.Ульяновска. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет произвести уборку и очистку данной территории, а при необходимости рекультивацию земельного участка), выражающегося в сгребании снега организациями, производящими механизированную уборку с проезжей части ул.Камышинской на территорию, прилегающую к павильонам ООО "Опора-Ульяновск", с последующими попытками перекладывания обязанности вывоза снежных куч за счет доверителя и попыток привлечения его к административной ответственности в случае отказа организовывать и оплачивать вывоз снега;
- п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, на территориях общего пользования в районе домов N 15, 17, 19 по ул.Камышинской;
- ч.1 ст.2 Закона Ульяновской области от 21.12.2018 N 164-ЗО "О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области границ прилегающих территорий" по определению границ прилегающей территории применительно к каждому зданию, строению, сооружению или земельному участку, а также заключения договоров на участие хозяйствующих субъектов в содержании прилегающей территории;
- п.4.1 Постановления Администрации города Ульяновска от 29.08.2017 N 1945 "Об утверждении Порядка организации и эксплуатации нестационарных площадок для реализации гражданами, ведущими садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство, продукции собственного производства на территории муниципального образования "город Ульяновск" в части контроля за организацией и эксплуатацией нестационарной площадки в рамках осуществления муниципального контроля за исполнением муниципальных правовых актов в сфере благоустройства по адресному ориентиру: перекресток ул.Полбина и пр-та 50-летия ВЛКСМ;
- согласованию выездной торговли с автомобиля АО "Тепличное" на территории, прилегающей к павильонам, принадлежащим ООО "Опора-Ульяновск" на ул.Камышинской, оставляющим после себя упаковку, тару, обдирающего кузовом стены павильона и фриз из алюкобонда, наносящим ущерб имуществу (павильонам) и деловой репутации моего доверителя;
- п.1 ст.6 Закона N 59-ФЗ в части запрета преследования в связи с обращением в орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, в целях восстановления и защиты своих прав, свобод и законных интересов, а также прав, свобод и законных интересов других лиц;
- п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части запрета на создание дискриминационных условий; в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (к коррупции относится незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды, имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды), выражающиеся в том, что для лиц кавказской национальности, работающих под брендом "ИП Сидорова" на ул.Камышинской, публично, демонстративно и безнаказанно нарушающих нормативные требования, регламентирующие торговую деятельность, должностными лицами администрации созданы незаконные преференции, нарушающие законные права моего доверителя, в том числе, при торговле сезонными товарами в непосредственной близости от павильонов, принадлежащих ООО "Опора-Ульяновск", а для ООО "Опора-Ульяновск" созданы дискриминационные условия в ответ на требования о наведении порядка;
- нарушение практически всех норм права, регламентирующих проверочные мероприятия, действиями должностных лиц администрации по организации и проведению незаконных проверочных мероприятий в отношении ООО "Опора-Ульяновск" и арендаторов моего доверителя, включая так называемые "осмотры", с фиксацией правонарушений в "акте осмотра" и выдачей предписаний об их устранении;
- непринятию мер по организации правового регулирования процедуры оформления, деятельности, контроля, либо прямого запрета на организацию платных парковок, организуемых физическими и юридическими лицами в жилых микрорайонах, в том числе на территориях, прилегающих к объектам, принадлежащим ООО "Опора-Ульяновск";
- уклонению от исполнения требований п.4 раздела 19 ст.38 Устава города Ульяновска по охране общественного порядка, пресечения противоправных деяний неизвестных лиц на территориях общего пользования, прилегающих к павильонам ООО "Опора-Ульяновск", выражающихся в ведении незаконной уличной торговли, совершении противоправных деяний, имеющих признаки административных правонарушений и уголовных преступлений как в отношении ООО "Опора-Ульяновск", так и неопределенного круга лиц, приводящих к подрыву деловой репутации моего доверителя.
2. Обязать ответчиков устранить перечисленные выше допущенные нарушения требований нормативных правовых актов, прав и законных интересов ООО "Опора-Ульяновск", в сроки, установленные судом.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Ульяновской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Волкова Галина Леонидовна, Седов Денис Константинович, территориальное общественное управление "Универсам".
Решением от 10.06.2021 по делу N А72-8237/2020 Арбитражный суд Ульяновской области заявленные требования удовлетворил частично, признал незаконными действия главы Администрации района Юмакулова Н.X., Администрации района, выразившиеся в нарушении требований Закона N 59-ФЗ по обращениям ООО "Опора-Ульяновск" от 21.05.2020, 23.06.2020, 17.07.2020, 26.10.2020; в удовлетворении остальной части заявленных требований - отказал.
ООО "Опора-Ульяновск" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и вынесении новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация района и глава Администрации района Юмакулов Н.Х. в апелляционной жалобе просили изменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Опора-Ульяновск" в полном объеме.
Администрация района и глава Администрации района Юмакулов Н.Х. апелляционную жалобу ООО "Опора-Ульяновск" отклонили по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель ООО "Опора-Ульяновск" апелляционную жалобу общества поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное; апелляционную жалобу Администрации района и главы Администрации района Юмакулова Н.Х. - отклонил.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзыве, заслушав представителя ООО "Опора-Ульяновск" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ст.12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч.1.1 данной статьи.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч.2 ст.10 Закона N 59-ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Ст.5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст.5.39, 5.63 данного Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 17.09.2020 по делу N 5-594/2020 глава Администрации района Юмакулов Н.Х. привлечен к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб. за нарушение ч.1 ст.12 Закона N 59-ФЗ, а именно: поступившее и зарегистрированное 21.05.2020 в Администрацию района обращение представителя ООО "Опора-Ульяновск" в срок до 20.06.2020 Юмакуловым Н.Х. рассмотрено не было; ответ представлен заявителю 28.07.2020.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 15.10.2020 по делу N 5-619/2020 первый заместитель главы Администрации района Иматдинов А.Ш. привлечен к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб. по факту несвоевременного предоставления ответа на обращение общества от 23.06.2020. Ответ был сдан на почту 30.07.2020.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Засвияжского судебного района г. Ульяновска от 15.10.2020 по делу N 5-702/2020 первый заместитель главы Администрации района Иматдинов А.Ш. привлечен к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 6 000 руб. по факту несвоевременного и неполного ответа на обращение общества от 17.07.2020. Ответ был подписан 03.09.2020 и вручен представителю общества 04.09.2020.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 20.02.2020 по делу N 5-130/2020 глава Администрации района Юмакулов Н.Х. привлечен к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб. за нарушение Закона N 59-ФЗ по обращению общества от 26.10.2020.
При таких обстоятельствах, учитывая, что указанные действия должностных лиц администрации не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ООО "Опора-Ульяновск", суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества в соответствующей части.
В части иных обращений, заявленных обществом, доказательств несвоевременного, неполного их рассмотрения суду не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, само по себе несогласие общества с полученными ответами о незаконности действий ответчиков при рассмотрении его обращений не свидетельствует.
В соответствии с Уставом муниципального образования "город Ульяновск" (утв.Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119; далее - Устав) осуществление контроля за соблюдением Правил благоустройства и организация благоустройства территории городского округа отнесено к вопросу местного значения.
В соответствии с Положением об Управлении административно-технического контроля Администрации г.Ульяновска (утв.Постановлением Администрации города Ульяновска от 14.12.2019 N 2687) функции по осуществлению муниципального контроля за соблюдением Правил осуществляет Управление.
Муниципальный контроль на территории города Ульяновска проводится в форме проверок (плановых и внеплановых) соблюдения юридическими лицами, их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Правилами и иными муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства.
Администрация района является территориальным органом Администрации г.Ульяновска, действует на основании Положения, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 89 "Об учреждении территориальных органов администрации города Ульяновска".
В силу ч.4 ст.14 и п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.10.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36) твердые коммунальные и иные отходы должны собираться в мусоросборники, установленные на площадках с твердым покрытием. Накопление и транспортирование отходов должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции мусоросборников, а также уборку, дезинсекцию и дератизацию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Исходя из п.5.1, 5.4 Правил благоустройства, физические и юридические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку отведенных и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, данными Правилами и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра (утв.Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
П.4 Правил N 1039 предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В силу п.21, 22 Правил N 1039 в случае, если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.
В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области от 21.12.2018 N 164-ЗО "О порядке определения органами местного самоуправления поселений и городских округов Ульяновской области" границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Ульяновской области от границ земельных участков, образованных в установленном земельным законодательством, к которым прилегают территории общего пользования, либо от контура зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, не образованных в установленном земельным законодательством порядке, если к таким зданиям, строениям, сооружениям прилегают территории общего пользования.
Правилами благоустройства определены границы для отдельно стоящих нестационарных объектов, нестационарных объектов бытового обслуживания.
Иного порядка определения прилегающих территорий Закон N 164-ЗО и Правила благоустройства не содержат.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, контейнерная площадка в районе д.17 по ул.Камышинской была обустроена 12.11.2020 и включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Ульяновск" под номером 1952.
25.09.2020 в Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска поступила заявка от ИП Анатьева В.В., Умалатова А.А., Ключниковой В.И. о включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО места (площадки) для сбора ТКО по ул.Камышинской, 19е.
Пунктом 1952 в реестр мест (площадок) накопления ТКО включена площадка по адресу: ул.Камышинская, 19е.
Вступившим в законную силу постановлением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 07.12.2020 по делу N 5-1111/2020 производство по делу об административном правонарушении по ст.6.4 КоАП РФ за необорудование контейнерной площадки в районе дома N 19 по ул.Камышинской в отношении Администрации города прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ (отсутствие состава административного правонарушения).
Восстановление ранее существовавшего общественного туалета в настоящее время не представляется возможным, в связи с тем, что земельный участок 73:24:031206:49, на котором он располагался, находится в частной собственности.
В ходе составления акта от 17.02.2021 были опрошены сотрудники НТО, расположенные в районе домов N 15-19 по ул.Камышинской. По итогам опроса было зафиксировано, что часть сотрудников пользуются туалетом, оборудованным ООО "Опора-Ульяновск", часть - туалетом закусочной "Штопор".
В отношении продавца, который заявил, что он использует для указанных нужд ведро и содержимое выливает за НТО, что было обнаружено проверяющими, материалы направлены для применения мер административного воздействия.
В целях осуществления контроля исполнения п.14.8.4, 14.8.8 Правил благоустройства сотрудниками Администрации района 17.02.2021 по вышеуказанному адресу были зафиксированы факты нарушений этих требований Правил. Были выданы уведомления об устранении нарушений, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.
В 2020 году также был составлен один административный протокол в отношении индивидуального предпринимателя за аналогичное правонарушение по вышеуказанному адресу.
В соответствии с п.14.8.11 Правил благоустройства хозяйствующие субъекты обязаны производить ежедневную уборку прилегающих территорий.
В ходе осмотра не установлен факт создания третьими лицами препятствий ООО "Опора-Ульяновск" по обеспечению условий для ежедневной уборки.
Согласно п.14.8.4 Правил благоустройства размещение НТО должно обеспечивать свободное движение пешеходов и безопасный доступ потребителей к объектам капитального строительства. Как следует из акта осмотра от 17.02.2021, на указанной территории свободное передвижение пешеходов и доступ потребителей к объектам торговли обеспечены. Кроме этого, ширина прохода по тротуару по основному ходу движения пешеходов согласно акту от 17.02.2021 составляет 3,17 м, расстояние от НТО с ориентиром ул.Камышинская, 19е до окон здания "Милана обувь" составило 8,85 м.
В ходе осмотра 17.02.2021 территории, на которой распложены НТО, нарушений требований п.14.8.5, пп.5 п.14.8.7 Правил благоустройства не выявлено.
На перекрестке пр-кта 50-летия ВЛКСМ и ул.Полбина, севернее здания N 22, корпус 1, расположена нестационарная площадка для реализации гражданами, ведущими садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство, продукции собственного производства, размещение которой предусмотрено схемой размещения нестационарных площадок для указанных целей на территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной Постановлением Администрации г.Ульяновска от 25.12.2017 N 2895.
В случае выявления нарушений Правил благоустройства Администрацией города применяются меры административного воздействия.
Вопрос об изменении места размещения объекта выездной торговли "Баратаевкие овощи" был решен с руководством АО "Тепличное". Торговля в настоящее время осуществляется на удалении от павильона ООО "Опора-Ульяновск", что подтверждается актом от 17.02.2021.
В силу п.4.1 Порядка организации и эксплуатации нестационарных площадок для реализации гражданами, ведущими садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство, продукции собственного производства на территории муниципального образования "город Ульяновск" (утв.Постановлением Администрации г.Ульяновска от 29.08.2017 N 1945) контроль за организацией и эксплуатацией нестационарных площадок осуществляет управление муниципальной безопасности администрации города Ульяновска в рамках осуществления муниципального контроля за исполнением муниципальных правовых актов в сфере благоустройства.
Довод Администраций города и района, главы Администрации района Юмакулова Н.Х. об отсутствии доказательств нарушения ими положений ч.8 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (дискриминационными условиями признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами) обществом не опровергнут.
ООО "Опора-Ульяновск" не представлено доказательств, какие именно действия (бездействие) ответчиков привели к ограничению конкуренции в отношении общества и в чем именно это ограничение выражается.
Доказательства преследования общества в связи с обращением в орган местного самоуправления, а также создания дискриминационных условий, суду не представлены.
В отношении общества проверочных мероприятий не проводилось. Акт осмотра начальником отдела по взаимодействию с предприятиями, развитию торговли и предпринимательства Глуховой Т.А. составлен в связи с рассмотрением обращения Волковой Г.Л. от 04.03.2020 N 355/01-35.
Защита чести, достоинства и деловой репутации по исковому заявлению Саги А.Г. были предметом судебного разбирательства (дело N 2-2532/2020; судебный акт вступил в законную силу).
В целях ликвидации несанкционированной уличной торговли Администрацией района осуществляются совместные мероприятия с органами полиции. В результате проведения совместных мероприятий сотрудниками полиции на нарушителей составляются протоколы об административном правонарушении по ст.14.1 КоАП РФ.
За нарушения Правил благоустройства, в том числе пп.12, 15 п.14.8.7, п.14.8.8, должностными лицами административно-технического контроля Администрации города составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях.
Как указала Администрация города, в 2020 году составлено 32 таких протокола в отношении владельцев НТО, расположенных в районе "Универсама".
В связи с установленными в ходе осмотра нарушениями Правил благоустройства копия акта осмотра направлена в Управление административно-технического контроля Администрации города Ульяновска для применения мер административного воздействия к нарушителям.
Пресечение фактов незаконной предпринимательской деятельности, связанной с организацией платных парковок, входит в полномочия органов полиции в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ).
П.4 раздела 19 ст.38 Устава к полномочиям органа местного самоуправления отнесена организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией.
В связи с отсутствием закона о муниципальной милиции на федеральном уровне, обязанность по охране общественного порядка, как и розыск неизвестных лиц, нарушающих требования законодательства, возложены на органы полиции в соответствии с Законом N 3-ФЗ.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "Опора-Ульяновск" не представило допустимых и достаточных доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности вследствие оспариваемых действий (бездействия) ответчиков.
Правом на обращение в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, в защиту интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество не обладает.
В силу ст.199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч.1, п.1, 2 и 10 ч.2, ч.3 ст.125 АПК РФ. В заявлении должны быть, в том числе указаны название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий.
Как верно отметил суд первой инстанции, требования общества по настоящему делу в нарушение приведенных норм права не сформулированы конкретно, несмотря на то, что в ходе рассмотрения дела суд неоднократно указывал на такую необходимость. Решение суда должно быть исполнимым.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Опора-Ульяновск" в удовлетворении указанных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на подателей апелляционных жалоб.
В силу ст.333.37 НК РФ Администрация района и глава Администрации района Юмакулов Н.Х. освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 июня 2021 года по делу N А72-8237/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8237/2020
Истец: ООО "ОПОРА-УЛЬЯНОВСК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАСВИЯЖСКОГО РАЙОНА Г.УЛЬЯНОВСКА, заместитель главы города Ульяновска - глава администрации Засвияжского района Юмакулов Наиль Хасянович, Заместитель главы города Ульяновска-глава администрации Засвияжского района Юмакулов Наиль Хасянович
Третье лицо: Волкова Галина Леонидовна, Седов Денис Константинович, Территориальное общественное управление Универсам ", ТОС "УНИВЕРСАМ", ПРОКУРАТУРА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ