город Воронеж |
|
2 сентября 2021 г. |
Дело N А14-16953/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Аришонковой Е.А.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Иванниковой Надежды Александровны: Иванниковой А.О. - представителя по доверенности от 11.01.2021, предъявлена копия диплома о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция";
от государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис": представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванниковой Надежды Александровны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.2021 по делу N А14-16953/2020, по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Воронежской области "Облкоммунсервис" (ОГРН 1033600038218, ИНН 3664037363) к индивидуальному предпринимателю Иванниковой Надежде Александровне (ОГРНИП 304360410400031, ИНН 362301612423), о взыскании 75 528 руб. 50 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Воронежской области "Облкоммунсервис" (далее - истец, ГУП "Облкоммунсервис") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Иванниковой Надежде Александровне (далее - ответчик, ИП Иванникова Н.А.) о взыскании 85 618 руб. 87 коп. задолженности.
Решением от 15.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что указанные в иске объемы твердых коммунальных отходов не соответствует фактическому объему твердых коммунальных отходов, образовавшихся за спорный период в результате деятельности ИП Иванниковой Н.А.
В судебное заседание представитель истца не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, торговый объект ответчика (магазин общей площадью 126,4 кв.м.) расположен по адресу: Воронежская обл., г.Поворинский район, г.Поворино, ул. Московская, д.2А, право собственности зарегистрировано 27.03.2017 (выписка из ЕГРН запись N 36:23:0104003:121:3 6/001/2017-1).
Согласно Приказу N 184, для продовольственных магазинов, к которым относится объект торговли ответчика, утвержден норматив накопления ТКО в размере 1,51 куб.м/год.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.12.2019 N 56/27 утвержден и введен в действие на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 тариф на вывоз 1 куб.м. ТКО на территории Поворинского муниципального района в размере 566 руб. 30 коп.; с 01.07.2020 по 31.12.2020 - в размере 569 руб. 15 коп. за 1 куб. м (без учета НДС).
Истец, за период с 01.01.2020 года по 31.08.2020, произвел сбор, транспортирование и размещение (захоронение) ТКО в отношении ответчика на сумму 75 528 руб. 50 коп. (с учетом уточнений), что подтверждается расчетом, актами оказанных услуг, счетами на оплату и иными материалами дела.
Однако ответчик обязанность по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнил.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия N 1311 от 16.06.2020 с требованием погасить имеющуюся задолженность в полном объеме в 10-дневный срок с момента получения претензии, которая ответчиком оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на невыполнение ответчиком договорных обязательств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 24.6 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Региональный оператор - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места (площадки) накопления которых находятся в зоне деятельности Регионального оператора.
На основании ч. 4 ст. 24.6 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП "Облкоммунсервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территориях Бобровского, Каменского, Лискинского, Острогожского, Богучарского, Верхнемамонского, Кантемировского, Калачеевского, Петропавловского, Воробьевского, Ольховатского, Подгоренского, Россошанского, Борисоглебского, Грибановского, Новохоперского, Поворинского, Терновского муниципальных районов Воронежской области.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории указанных районов Воронежской области с 01.01.2020.
Пунктами 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Согласно пункту 8 (17) Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Постановление Правительства РФ N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил (п.8.17).
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) -8(16) настоящих Правил.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Акцепт, в частности, может быть выражен путем совершения конклюдентных действий до истечения срока, установленного для акцепта. В этом случае договор считается заключенным с момента, когда оферент узнал о совершении соответствующих действий, если иной момент заключения договора не указан в оферте и не установлен обычаем или практикой взаимоотношений сторон (пункт 1 статьи 433, пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
Судом области установлено, что предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1156, опубликовано ГУП "Облкоммунсервис" в газете "Воронежский курьер", а также в открытом доступе сети "Интернет" на официальном сайте: http:oblcomservice.ru.
Как верно указал суд области, поскольку ИП Иванникова Н.А. заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональному оператору не направил, следовательно, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
В соответствии с п.148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Согласно п. 1.2 Договора, объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера, определяются согласно Приложению N 1.
Пунктом 4.1 Договора установлено - производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии п.2 ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходов перерабатывающих кластеров утверждены Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 N 184 (далее - Приказ N 184).
Пунктом 2.2. договора установлено - потребитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа.
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 указанных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил).
Ответчик осуществляет розничную торговлю продуктами питания в зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО - ГУП ВО "Облкоммунсервис". Торговый объект ответчика (магазин), площадью 126,4 кв.м., расположен по адресу: Воронежская обл., г. Поворино, ул. Московская, д. 2А.
Тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ОАО "Экотехнологии" установлен Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.12.2019 N 56/27 и составляет:
* в первом полугодии 2020 - 566 руб. 30 коп.
* во втором полугодии 2020 - 569 руб. 15 коп.
Согласно Приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08.10.2019 N 184 для продовольственных магазинов, к которым относится объект торговли ответчика, утвержден норматив накопления ТКО в размере 1,51 куб.м./год.
В рассматриваемом случае, по смыслу закона, на основании пункта 5 "Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N505, в отношении объектов ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг в полном объеме (статья 781 ГК РФ).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Под конклюдентными действиями, понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
При этом, в спорный период ответчиком не сообщалось о намерении изменить объем вывозимых ТКО, не сообщалось об оказании услуг по вывозу ТКО ненадлежащего качества, нарушении графика сбора и транспортирования ТКО, а также не предъявлено актов, свидетельствующих о неоказании услуги.
Правом отказаться от предоставления ему услуг, которые оказывал истец в рамках типового договора, ответчик не воспользовался и не осуществил действий, направленных на расторжение данного договора (ст. 9, 65 АПК РФ). Кроме того, ответчиком документально не опровергнут факт оказания услуг в спорный период, возражений относительно порядка исполнения договора истцом в спорный период ответчик не заявил. Возражения ответчика заявлены в суде после инициирования истцом взыскания долга в судебном порядке.
Принимая во внимание, то, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ИП Иванниковой Н.А. на 2020 год заключен на условиях типового договора, учет объема и (или) массы ТКО производится расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
При расчете задолженности для ИП Иванниковой Н.А., был использован расчетный метод, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема ТКО (тариф*объем ТКО). Объем, в свою очередь, рассчитан, исходя из площади объекта, в котором образуются ТКО. Ответчик владеет помещением, расположенным по адресу Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул.Московская 2А, площадью 126,4 кв. м., на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН (копия прилагается). При этом, в случае заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, расчет за фактический вывезенный объем твердых коммунальных отходов законодательством не предусмотрен.
С учетом изложенного, доводы ответчика о необходимости проведения расчета, исходя из фактического объема ТКО, верно не принят судом во внимание.
Так же не принимается довод ответчика о том, что в предпринимательской деятельности используется лишь 50 кв.м. на основании выданного налоговым органом патента, поскольку нормативно не определено, что расчет нормативного тарифа должен производиться с учетом норм налогового законодательства.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Ответчик факт оказания спорных услуг не оспорил, наличия претензий по их объему, качеству и срокам оказания не заявил, доказательств прекращения обязательства, в соответствии со статьями 407, 408 ГК РФ не представил.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности за период с 01.01.2020 года по 31.08.2020 года в размере 75 528 руб. 50 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.04.2021 по делу N А14-16953/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16953/2020
Истец: ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Ответчик: ИП Иванникова Надежда Александровна