г. Санкт-Петербург |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А56-4446/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: предств. Мушкет С.И. - доверенность от 01.06.2019
от заинтересованного лица: предст. Шаляпина О.А. - доверенность от 29.01.2021, предст. Мехтиева Н.В. -доверенность от 04.02.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17243/2021) Северо-Западной электронной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2021 по делу N А56-4446/2021 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант"
к Северо-Западной электронной таможне
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее -заявитель, Общество, ООО "Атлант") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западной электронной таможни (далее -таможенный орган, Таможня) от 15.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/150121/0010664 до выпуска товаров, а также решения от 19.01.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/150121/0010664.
Решением суда от 12.04.2021 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Северо-Западная электронная таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 12.04.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам таможенного органа относительно неправомерного заявления Обществом сведений под номером 13 в графе 31 ДТ N 10228010/150121/0010664, поданной на товар - колеса в сборе с шинами, классифицируемый кодом 8708 70 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС. По мнению подателя жалобы, Общество не доказало факт незаконности требования таможенного органа от 15.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/150121/0010664 до выпуска товаров, а суд первой инстанции не изложил в обжалуемом решении обстоятельства незаконности оспариваемого требования. Как указывает податель жалобы, 15.01.2021 таможенным органом по результатам таможенного контроля до выпуска товаров выявлена необходимость внесения сведений в графу 31 ДТ N 10228010/150121/0010664 в части исключения сведений о кодах идентификации, содержащихся в средствах идентификации, из подпункта 13 данной графы. По мнению подателя жалобы, поскольку отсутствие в спорной ДТ сведений о средствах идентификации в отношении шин не является в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации основанием для отказа в выпуске товаров в соответствии со статьей 125 ТК ЕАЭС, оспариваемое требование от 15.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/150121/0010664, до выпуска товаров, является законным и обоснованным. Впоследствии в связи с отказом Общества от исполнения требования от 15.01.2021, податель жалобы полагает правомерным вынесенное таможенным органом на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС решение отказе в выпуске товара по ДТ N 10228010/150121/0010664.
На основании определения заместителя председателя Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 произведена замена состава суда, рассматривающего дело N 4446/2021, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: судья Протас Н.И. в связи с нахождением в очередном отпуске заменена на судью Зотееву Л.В.
В судебном заседании 03.08.2021 представители Таможни поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции от 12.04.2021 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 08.06.2018 N 36/2-2018, заключенного между компанией "TRADEFININVEST SA", Швейцария (продавец) и ООО "Атлант" (покупатель), в соответствии с Приложением N 60 от 02.11.2020 к контракту и инвойсом N 1180624/60 от 12.11.2020 от на условиях поставки FCA KOTKA на таможенную территорию Евразийского экономического союза Обществом ввезены и представлены к таможенному оформлению на Северо-Западном таможенном посту (Центр электронного декларирования) (далее - СЗТП) по ДТ N10228010/150121/0010664 товары NN 1, 2 - колеса ходовые из стали бездисковые в комплекте со стопорным кольцом, в сборе с шиной в комплекте с камерой и ободной лентой, новые, производители Xiamen Sunrise Group Co., Ltd, Shandong Hengfeng Rubber & Plastic Co., Ltd, в количестве 170 единиц на общую сумму 26844,10 долларов США.
В графе 33 ДТ N 10228010/150121/0010664 указан классификационный код товара 8708 70 9900 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС).
В ходе таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных и иных документов и (или) сведений до выпуска товара, СЗТП (ЦЭД) в адрес декларанта 15.01.2021 направлено требование о внесении изменений (дополнений), в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/150121/0010664, в части исключения сведений о контрольно-идентификационных знаках, указанных в подпункте 13 графы 31 ДТ. В данном требовании таможенным органом указано, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 указан исчерпывающий перечень кодов ТН ВЭД товаров, подлежащих обязательной маркировке; поскольку код ТН ВЭД, заявленный в Обществом в графе 33 ДТ N 10228010/150121/0010664 не поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958, то сведения о контрольно-идентификационных знаках подлежат исключению из графы 31 ДТ.
В связи с невыполнением Обществом требования от 15.01.2021 о внесении изменений в ДТ N 10228010/150121/0010664, СЗТП (ЦЭД) 19.01.2021 было принято решение об отказе в выпуске товаров по данной ДТ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Обществом 20.01.2021 повторно подана ДТ N 10228010/200121/0018329 в отношении вышеуказанного товара, в которой коды идентификации шин указаны в графе 31 ДТ под номером 1. Товар по ДТ N 10228010/200121/0018329 выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой 21.01.2021.
Не согласившись с требованием от 15.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/150121/0010664 до выпуска товаров, а также решением от 19.01.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/150121/0010664, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что шины являлись неотъемлемой составной частью ввезенного Обществом товара (колеса в сборе), согласился с доводами Общества об обоснованности указания в спорной ДТ в графе 31 под номером 13 сведений о маркировке шин средствами идентификации, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 12.04.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 119 ТК ЕАЭС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 этой статьи, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС предусмотрено, что срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 этой статьи, может быть продлен на время, необходимое для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 настоящего Кодекса при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары, за исключением определяемых Комиссией случаев, когда сведения могут быть изменены (дополнены) без применения этого таможенного документа (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
При невыполнении требований таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (подпункт 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля, проведенного в форме проверки таможенных и иных документов и (или) сведений до выпуска товара по ДТ N 10228010/150121/0010664, СЗТП (ЦЭД) в адрес декларанта 15.01.2021 было направлено требование о внесении изменений (дополнений), в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/150121/0010664, в части исключения сведений о контрольно-идентификационных знаках, указанных в подпункте 13 графы 31 ДТ. В данном требовании таможенным органом указано, что в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 указан исчерпывающий перечень кодов ТН ВЭД товаров, подлежащих обязательной маркировке; поскольку код ТН ВЭД, заявленный в Обществом в графе 33 ДТ N 10228010/150121/0010664 не поименован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958, то сведения о контрольно-идентификационных знаках подлежат исключению из графы 31 ДТ.
В связи с невыполнением Обществом требования от 15.01.2021 о внесении изменений в ДТ N 10228010/150121/0010664, СЗТП (ЦЭД) 19.01.2021 было принято решение об отказе в выпуске товаров по данной ДТ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС
Согласно пункту 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (пункт 5 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Порядок заполнения декларации на товары утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Порядок N 257).
Подпунктом 29 пункта 15 раздела II Порядка N 257предусмотрено, что в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Сведения, заявляемые в данной графе, указываются с новой строки с проставлением их порядкового номера.
Под номером 1 в графе 31 ДТ указываются:
- наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара;
Под номером 13 в графе 31 ДТ в Российской Федерации для товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации на территории Российской Федерации на дату вступления в силу Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 02.02.2018 (по состоянию на указанную дату вступил в силу нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий порядок маркировки соответствующего товара) или после его вступления в силу с учетом статьи 7 указанного Соглашения и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру реимпорта, указываются следующие сведения:
- общее количество кодов идентификации, содержащихся в средствах идентификации, нанесенных на каждую единицу товара, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку);
- кодовое обозначение уровня маркировки ("0" - средство идентификации нанесено на товар, на товарный ярлык или потребительскую упаковку (а в случае ее отсутствия - на первичную упаковку), "1" - средство идентификации нанесено на групповую упаковку, "2" - средство идентификации нанесено на транспортную упаковку), а также (через знак разделителя "/" при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе) коды идентификации товаров или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на групповую упаковку, или коды идентификации, содержащиеся в средствах идентификации, нанесенных на транспортную упаковку.
Сведения об общем количестве кодов идентификации товаров и кодовое обозначение уровня маркировки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются в соответствующих реквизитах структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя ":".
Коды идентификации товаров, коды идентификации групповой упаковки, коды идентификации транспортной упаковки при подаче ДТ в виде электронного документа указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ по каждому коду идентификации, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через запятую.
При указании кодов идентификации товаров, кодов идентификации групповой упаковки или кодов идентификации транспортной упаковки, следующих подряд, указываются первый и последний номера соответствующего диапазона. При подаче ДТ в виде электронного документа эти сведения указываются путем заполнения соответствующих реквизитов структуры ДТ, а при подаче ДТ в виде документа на бумажном носителе - через знак разделителя "-".
Порядок маркировки товаров унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации определен Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС (заключено в г. Алматы 2 февраля 2018 года) (далее -Соглашение).
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.
Пунктом 1 статьи 3 Соглашения определено, что маркировка товаров в рамках ЕАЭС может быть введена по решению Совета Комиссии.
С даты введения маркировки товаров в рамках ЕАЭС на товары, маркируемые в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, такие государства - члены ЕАЭС обеспечивают маркировку таких товаров на своих территориях в соответствии с требованиями, предусмотренными Соглашением и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии (пункт 5 статьи 5 Соглашения).
Маркировка шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации введена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.11.2019 N 129, пунктом 2 которого установлено, что маркировке подлежат товары, включенные в перечень, утвержденный данным решением. Указанный перечень содержит товары, классифицируемые в товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС: шины и покрышки пневматические резиновые новые.
Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1958 (далее - Правила маркировки).
Согласно Правилам маркировки "шины" - продукция, соответствующая кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0 и ОКПД 2 22.11.11, 22.11.12.110, 22.11.13.110, 22.11.14, 22.11.15.120, их ввод в оборот (то есть помещение под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта) должен осуществляться с нанесенными средствами идентификации.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что поскольку задекларированный Обществом по ДТ N 10228010/150121/0010664 товар - колеса в сборе, классифицируемый в товарной подсубпозиции 8708 70 990 9 ТН ВЭД ЕАЭС, не подлежит обязательной маркировке в силу вышеприведенных положений Соглашения от 02.02.2019, Решения от 18.11.2019 N 129 и Правил маркировки и при их декларировании в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта таможенный контроль в части проверки соблюдения требований законодательства об обязательной маркировке не осуществляется, то указание сведений о КИЗ под номером 13 в графе 31 ДТ N10228010/150121/0010664 осуществлено Обществом в нарушение требований Порядка N 257.
Вместе с тем, таможенным органом не учтено, что Обществом по спорной ДТ были ввезены колеса ходовые из стали бездисковые в сборе с шиной в комплекте с камерой и ободной лентой, то есть данный товар является многокомпонентным и состоит из диска и шины, которые предназначены для использования на грузовых автомобилях, что соответствует коду 22.11.13.110 ОКПД.
При этом в подпункте 29 пункта 15 раздела II Порядка N 257 не содержится запрета на указание в ДТ кодов идентификации составных частей многокомпонентных товаров.
В ДТ N 10228010/150121/0010664 в графе 31 под номером 13 указаны сведения о кодах маркировки шин, являющихся составной частью колеса ходового стального в сборе.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что шины являлись неотъемлемой составной частью задекларированного по ДТ N 10228010/150121/0010664 товара, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами Общества об обоснованности указания в ДТ в графе 31 под номером 13 сведений о маркировке шин средствами идентификации. При этом суд указал, что вопреки доводам таможенного органа отсутствие у декларанта в силу положений Порядка N 257, Соглашения от 02.02.2019, Решения от 18.11.2019 N 129 и Правил маркировки прямой обязанности приводить в ДТ соответствующую информацию исходя из заявленного им классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС, не свидетельствует, что декларантом были приведены избыточные сведения, не относимые к содержанию ДТ согласно требованиям статьи 106 ТК ЕАЭС, и нарушены правила заполнения декларации, установленные Порядком N 257.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительными требование от 15.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10228010/150121/0010664 до выпуска товаров, а также решение от 19.01.2021 об отказе в выпуске товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10228010/150121/0010664.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 12.04.2021.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 апреля 2021 года по делу N А56-4446/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западной электронной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-4446/2021
Истец: ООО "АТЛАНТ"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18299/2022
14.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17717/2021
02.09.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17243/2021
12.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-4446/2021