г. Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А40-24106/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РЖД" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 июня 2021 года, принятое судьей Куклиной Л.А., в порядке упрощенного производства по делу N А40-24106/21, по исковому заявлению ООО "Модум-Транс" к ОАО "РЖД" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "Модум-Транс" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании убытков 599 141 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции законно.
Истец не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между истцом (Заказчик) и ответчиком (Подрядчик) заключен договор от 05.02.2018 N ТОР-ЦДИЦВ/97 на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, в соответствии с которым Заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих Заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2 которых имеется у Заказчика на ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на 50 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г N 50) (п. 1.4 Договора).
Согласно п.3.2 Договора отцепка грузовых вагонов в ТР-2 оформляется Подрядчиком уведомлением формы ВУ-23. Выпуск грузовых вагонов из ТР-2 оформляется уведомлением по форме ВУ-36, в котором указывается факт произведенного ТР-2, место, время, дата постановки на ТР-2 и выпуска из ТР-2 грузового вагона.
Подрядчик несет ответственность за достоверность передаваемой в ГВЦ информации, связанной с отцепкой, ремонтом и выпуском из ремонта грузовых вагонов.
При передаче недостоверной информации в ГВЦ Подрядчик обязан в 15-тидневный срок внести необходимые корректировки.
Согласно п.4.1.1 Договора Подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России 02,09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов, а также иных действующих руководящих документов по ремонту узлов и деталей грузовых вагонов.
В соответствии с положениями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), после проведения входного контроля колесных пар результаты осмотра, замеров, а также неисправности колесных пар должны быть зафиксированы в натурных колесных листках формы ВУ-51 (приложение В), в журнале формы ВУ-53 (приложение Г) и Ремонтной карточке колесной пары грузового вагона (приложение Д). При этом в случае наличия в элементах колесной пары нескольких неисправностей, должны быть указаны лишь те, для устранения которых требуется больший объем ремонтных работ (п. 12.3.4. Руководящего документа).
Руководствуясь п. 30.5 Руководящего документа, причастные работники должны незамедлительно сообщать в соответствующие службы железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры о всех случаях отцепок вагонов и выкатки колесных пар по причине неисправности осей, колес и буксовых узлов с подшипниками всех типов с оформлением Акта-рекламации формы ВУ-41.
Таким образом, при наличии оснований для среднего ремонта вышеперечисленные документы должны были содержать указание на те неисправности, устранение которых требует ремонта именно в таком объеме.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в 2020 году в вагонных депо ОАО "РЖД", были забракованы и отцеплены в текущий ремонт вагоны по неисправности колес "тонкий гребень" и "выщербина обода колеса".
Для осуществления ремонта спорные колёсные пары были направлены в депо АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", АО "ВРК-3".
Истец ссылается на то, что ответчик безосновательно выполнил средний ремонт колесных пар в отношении спорных вагонов, поскольку ни акты браковки, составленные ОАО "РЖД", ни уведомления формы ВУ-23, ни расчетно-дефектные ведомости на ремонт спорных вагонов не содержат сведений о неисправностях, устранение которых требовало бы среднего ремонта.
По мнению истца, Подрядчик не вправе выбирать тип ремонта по собственному усмотрению, поскольку для проведения каждого вида ремонта установлены свои нормативные предпосылки. В частности, перечень оснований для проведения среднего ремонта, представленный в Руководящем документе, является закрытым.
Акты, приобщенные в системе электронного документооборота, не были своевременно отправлены ответственным сотрудникам ООО "Модум-Транс" посредством системы электронного документооборота, сведения в них противоречат сведениям ГВЦ, кроме того, данные актов не соответствуют информации, отраженной в актах браковки, уведомлениях формы ВУ-23 и расчетно-дефектных ведомостях на ремонты вышеуказанных вагонов.
Истец указывает, что в результате ненадлежащего выполнения Ответчиком условий Договора - безосновательного проведения среднего (более технически сложного и дорогого вида ремонта), а не текущего ремонта колесных пар, что в свою очередь также противоречит нормативным требованиям в сфере ремонта грузовых вагонов Истец понес убытки в виде разницы между стоимостью среднего и текущего ремонта колесных пар.
В частности, 24.06.2020 вагон N 63829212 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Тонкий гребень" (код 102) в ВЧДэ Санкт-Петербург Сорт.-Витебс., с выкаткой колёсной пары N 879887 5/18 с оставлением её в запас для оборотного фонда.
27.06.2020 указанная колёсная пара была установлена под вагон N 61580130 при проведении текущего ремонта вагона. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Тонкий гребень" (код 102), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 879887 5/18.
23.07.2020 вагон N 64222623 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
26.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 225857 5/19.
22.07.2020 вагон N 62303565 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Тонкий гребень" (код 102).
24.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Тонкий гребень" (код 102), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 159057 5/14.
20.07.2020 вагон N 60244506 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
26.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 869594 5/18, 866997 5/18.
30.06.2020 вагон N 64212814 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Тонкий гребень" (код 102) в ВЧДэ Санкт-Петербург Сорт.-Витебс, с выкаткой колёсной пары N 222588 5/19 с оставлением её в запас для оборотного фонда.
05.07.2020 указанная колёсная пара была установлена под вагон N 60476116 при проведении текущего ремонта вагона. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Тонкий гребень" (код 102), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 222588 5/19.
25.07.2020 вагон N 60503430 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
29.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 881028 5/18.
10.07.2020 вагон N 64062557 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107) в ВЧДэ Санкт-Петербург Сорт.-Витебс, с выкаткой колёсной пары N 203093 5/19 с оставлением её в запас для оборотного фонда.
12.07.2020 указанная колёсная пара была установлена под вагон N 60544558 при проведении текущего ремонта вагона. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 203093 5/19.
21.07.2020 вагон N 60754066 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
23.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 64614 39/12, 978499 29/11.
21.07.2020 вагон N 60602901 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
24.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 1878 1422/19, 2885 1422/19.
16.07.2020 вагон N 60954807 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
16.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 211465 5/11.
21.07.2020 вагон N 60960283 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
24.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 122859 29/11.
28.07.2020 вагон N 61103172 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
28.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 414491 29/06, 259513 5/08.
24.07.2020 вагон N 61150728 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
26.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 54048 39/12.
29.07.2020 вагон N 61223145 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
31.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 880676 5/18, 859631 5/18.
23.07.2020 вагон N 61241972 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
25.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 226634 5/11, 305653 5/13.
25.07.2020 вагон N 61257846 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Тонкий гребень" (код 102).
26.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Тонкий гребень" (код 102), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 842793 29/99, 563623 29/89.
25.07.2020 вагон N 61445110 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
27.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 331307 5/13, 303110 5/13.
25.07.2020 вагон N 61446761 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
29.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправностям "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 3772 1216/03, 350255 5/13.
22.07.2020 вагон N 61476156 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
24.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 419925 39/87.
11.07.2020 вагон N 61486627 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
12.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 226977 5/12.
16.07.2020 вагон N 61523445 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
19.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 8588 5/87.
12.07.2020 вагон N 61526638 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
15.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 51118 39/88, 105809 5/10.
22.07.2020 вагон N 61570966 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
24.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 225678 5/12.
22.07.2020 вагон N 61575338 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
23.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 204699 5/11, 315233 5/11.
05.07.2020 вагон N 61534970 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Тонкий гребень" (код 102).
20.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Тонкий гребень" (код 102), что предполагает проведение текущего ремонта колёсным парам. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 206845 5/14, 318824 5/13.
23.07.2020 вагон N 61578803 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
25.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсные пары были забракованы по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсным парам N N 379686 29/06, 675366 29/82.
18.07.2020 вагон N 61637526 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
20.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 95874 29/11.
05.07.2020 вагон N 61800611 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107) в ВЧДэ Санкт-Петербург Сорт.-Витебс, с выкаткой колёсной пары N 117135 5/14 с оставлением её в запас для оборотного фонда.
09.07.2020 указанная колёсная пара была установлена под вагон N 64221823 при проведении текущего ремонта вагона. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 117135 5/14.
16.08.2020 вагон N 64062268 был забракован в текущий отцепочный ремонт по эксплуатационной неисправности колёсных пар "Выщербина обода колеса" (код 107).
19.08.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Как следует из справки ВУ-23, расчётно-дефектной ведомости и акта браковки колёсная пара была забракована по неисправности "Выщербина обода колеса" (код 107), что предполагает проведение текущего ремонта колёсной паре. Однако в ходе проведения ТОР вагона был произведён средний ремонт колёсной паре N 202936 5/19.
Истец указывает, что безосновательное проведение среднего, а не текущего ремонта колесных пар, противоречащее вышеуказанным нормативным требованиям в сфере ремонта грузовых вагонов, будучи противоправным действием подрядчика, повлекло за собой нарушение прав Заказчика и возникновения у него убытков.
Убытки Заказчика, вызванные неправомерно проведенным средним ремонтом, составили разницу между стоимостью среднего и текущего ремонтов колесной пары -398 110 руб. согласно расчету истца.
Кроме того истец ссылается на некачественно выполнил ремонт 8 вагонов, принадлежащих истцу.
В частности, 11.01.2020 грузовой вагон N 62787650 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Входная Западно-Сибирской ж.д. по технологической неисправности "Грение буксового узла по внешним признакам" (код 150).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 62787650 предприятием признано ВЧДэ Новокузнецк-Северный -структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД", производившее последнее техническое обслуживание вагона.
21.01.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости, стоимости новых исправных подшипников и торцевого крепежа и составляет 46 496 руб. 30 коп. без учета НДС.
15.01.2020 грузовой вагон N 61243572 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Могоча Забайкальской ж.д. по технологической неисправности "Нарушение торцевого крепления подшипника в корпусе буксы" (код 159).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 61243572 предприятием признано ВЧДэ Поста - структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД", производившее хранение и подкатку колёсной пары при проведении TP 12.2019 г.
23.01.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости и составляет 23 347 руб. 36 коп. без учета НДС.
23.04.2020 грузовой вагон N 62023221 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Уссурийск Дальневосточной ж.д. по технологической неисправности "Грение буксового узла по внешним признакам" (код 150).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 620232221 предприятием признано ВЧДэ Хабаровск - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД", производившее техническое обслуживание вагона.
07.05.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости, проведения среднего ремонта колёсной пары, стоимости исправных подшипников и торцевого крепежа и составляет 88 643 руб. 57 коп. без учета НДС.
13.07.2020 грузовой вагон N 62771548 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Входная Западно-Сибирской ж.д. по технологической неисправности "Отсутствие блокираторов, исключающих выход колёсной пары из буксового проёма" (код 239).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 62771548 предприятием признано ВЧДэ Уссурийск - структурного подразделения Дальневосточой дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД".
16.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости и составляет 8 385 руб. 21 коп. без учета НДС.
13.07.2020 грузовой вагон N 68180454 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Входная Западно-Сибирской ж.д. по технологической неисправности "Отсутствие блокираторов, исключающих выход колёсной пары из буксового проёма" (код 239).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 68180454 предприятием признано ВЧДэ Белово - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД".
16.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости и составляет 6 673 руб. 36 коп. без учета НДС.
13.07.2020 грузовой вагон N 62770011 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Входная Западно-Сибирской ж.д. по технологической неисправности "Отсутствие блокираторов, исключающих выход колёсной пары из буксового проёма" (код 239).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 62770011 предприятием признано ВЧДэ Новокузнецк-Северный -структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД".
16.07.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости и составляет 6 330 руб. 99 коп. без учета НДС.
04.04.2020 грузовой вагон N 61950507 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДр Зуевка Горьковской ж.д. по технологической неисправности "Нагрев подшипника буксового узла по внешним признакам" (код 150).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 61950507 предприятием признано ВЧДэ Уссурийск - структурного подразделения Дальневосточной дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД".
09.04.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости и составляет 17 126 руб. 23 коп. без учета НДС.
11.08.2020 грузовой вагон N 62860218 был забракован в текущий отцепочный ремонт в ВЧДэ Санкт-Петербург Сорт.-Витеб. Октябрьской ж.д. по технологической неисправности тормозного цилиндра (код 404).
По результатам расследования, проведенного в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному Президентом НП "ОПЖТ" Гапановичем В.А. виновным в отцепке грузового вагона N 62860218 предприятием признано ВЧДэ Красноярск-Вост. - структурного подразделения Красноярской дирекции инфраструктуры-СП Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД".
13.08.2020 вагон выпущен из текущего ремонта. Сумма претензионных требований определена из расчёта стоимости затрат за устранение технологической неисправности согласно расчётно-дефектной ведомости и составляет 4 028 руб. 01 коп. без учета НДС.
Убытки, вызванные некачественным ремонтом в отношении 8 вагонов, составили 201 031 руб. 03 коп.
Итого, согласно расчету истца, размер убытков составил 599 141 руб. 03 коп.
Факт оплаты ремонта колесных пар, вагонов подтверждается платежными поручениями N N 4296 от 26.06.2020, 3591 от 25.06.2020, 9081 от 30.12.2019, 2726 от 24.04.2020, 7738 от 30.10.2020, 4295 от 26.06.2020, 4295 от 26.06.2020, 7419 от 16.10.2020, 3450 от 22.05.2020, 5203 от 24.07.2020.
Истцом в адрес Ответчика направлены досудебные претензии N МТ-1110/9 от 10.11.2020 N МТ-1110/13 от 10.11.2020, оставленные без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Ответчик указывает в отзыве, что в ходе ремонта запасных частей вагоноремонтными предприятиями АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", АО "ВРК-3", осуществившие средний ремонт колесным парам, были обнаружены дополнительные неисправности, для устранения которых, в соответствии с необходимо проведение именно среднего ремонта.
При этом ответчик ссылается на то, что утверждение истца опровергается представленными в материалы дела актами браковки колесных пар, актами о проведении среднего ремонта колесным парам, составленными вагоноремонтными предприятиями АО "ВРК-1", АО "ВРК-2", АО "ВРК-3" по каждому спорному вагону".
Указанный довод ответчика является неправомерным, поскольку акты браковки колесных пар, акты о проведении среднего ремонта колесным парам не являются документами, подтверждающих наличие неисправностей, требующих проведения среднего ремонта колесных пар.
В соответствии с положениями Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) (далее - Руководящий документ) после проведения входного контроля колесных пар результаты осмотра, замеров, а также неисправности колесных пар должны быть зафиксированы в натурных колесных листках формы ВУ-51 (приложение В), в журнале формы ВУ-53 (приложение Г) и Ремонтной карточке колесной пары грузового вагона (приложение Д). При этом в случае наличия в элементах колесной пары нескольких неисправностей, должны быть указаны лишь те, для устранения которых требуется больший объем ремонтных работ (п. 12.3.4. Руководящего документа).
Руководствуясь п. 30.5 Руководящего документа, причастные работники должны незамедлительно сообщать в соответствующие службы железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры о всех случаях отцепок вагонов и выкатки колесных пар по причине неисправности осей, колес и буксовых узлов с подшипниками всех типов с оформлением Акта-рекламации формы ВУ-41.
Таким образом, при наличии оснований для среднего ремонта вышеперечисленные документы должны были содержать указание на те неисправности, устранение которых требует ремонта именно в таком объеме.
Ответчиком не представлены доказательства фиксации неисправностей в вышеуказанных документах, в связи с чем, им не подтверждена необходимость проведении среднего ремонта колесных пар. Акты браковки колесных пар, акты о проведении среднего ремонта колесным парам не являются документами, которые согласно Руководящему документу, подтверждает наличие неисправностей, трелюющих проведения среднего ремонта колесных Ответчик не вправе выбирать тип ремонта по собственному усмотрению, поскольку для проведения каждого вида ремонта установлены свои нормативные предпосылки. В частности, перечень оснований для проведения среднего ремонта, представленный в Руководящем документе, является закрытым.
Кроме того, ответчик приводит табличный перечень оснований проведения среднего ремонта колесных пар согласно Руководящему документу: отрицательный результат входного виброднагностического контроля - пункт 12.5.1.8; размер корпуса буксы по направляющим 325 мм (или иное меньшее значение) при норме 326 - пункт 12.5.1.9; отсутствие или невозможность прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси - пункт 12.5.1.4; наличие в передней части корпуса буксы воды или льда - пункт 12.5.1.15.
Как указывалось выше, ответчик не представляет в дело документы -натурные колесные листки, журналы формы ВУ-53, ремонтные карточки, как то предусмотрено Руководящим документом.
Также Ответчик не представляет иных доказательств наличия дефектов, требующих проведения среднего ремонта.
Ответчик в отзыве ссылается на то, что обоснованность среднего ремонта колесных пар повреждается данными входного вибродиагностического контроля, однако не представляет доказательств подтверждения своей позиции
Процедура вибродиагностики подшипников буксовых узлов вагонных колесных пар регулируется Распоряжением ОАО "РЖД" от "4" марта 2011 года N 457 р, которым утверждены "Технические требования к комплексам вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар грузовых вагонов" N 741-2011 ПКБ ЦВ (далее -Технические требования) и руководящим документом "Руководство по вибродиагностике подшипников буксовых узлов вагонных колесных пар" РД 32 ЦВ 109-2011 (далее - Руководство).
Поэтапная процедура вибродиагностики регламентирована пунктом 7.2.
Руководства. Оценка результата вибродиагностики производится в соответствии с разделом 8 Руководства "Оценка качества и оформление результатов вибродиагностики", согласно которому результаты вибродиагностики каждой колесной пары оформляются протоколом в соответствии с требованиями пункта 6.1.3 настоящего Руководства.
В пункте 6.1.3. Руководства установлено, что программное обеспечение должно обеспечивать возможность ввода в собственную память электронного блока обработки и анализа данных, необходимых для формирования электронного документа (протокола) по результатам вибродиагностики подшипников буксовых узлов колесных пар:
- дата, время и место (ремонтное предприятие) проведения диагностики;
- полные номера колесной пары;
- фамилия оператора, осуществляющего вибродиагностику;
- вид ремонта (освидетельствования) колесной пары;
- результаты диагностики отдельно для левой и правой стороны колесной
- данные о частоте вращения колесной пары во время диагностики;
- результаты разборки буксового узла в случае его браковки по результатам вибродиагностики (с выводом о подтверждаемой обнаруженных дефектов и их описанием).
Согласно п. 5.1.6 программное обеспечение ИИС комплекса вибродиагностики должно содержать алгоритм принятия решения о годности (негодности) диагностируемых подшипников буксовых узлов колесных пар с выдачей результата диагностики в формате, гарантирующем однозначную трактовку результата по формуле "Годен" - "Брак".
Таким образом, толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что отрицательный результат вибродиагностического контроля можно подтвердить Протоколом, в котором будет содержаться вся информация согласно и. 6.1.3. Руководства, в том числе конкретные неисправности буксового узла в случае его браковки, а также сведения о результате по формуле "Годен"-"Брак". В отсутствие указанного протокола необходимость проведения среднего ремонта колесным парам не считается подтвержденной.
Ответчиком соответствующие протоколы в материалы дела не представлены.
В отсутствие должным образом оформленных протоколов необходимость проведения среднего ремонта по причине отрицательного результата входного вибродиагностического контроля не считается доказанной.
Таким образом, в отсутствие должным образом оформленных протоколов необходимость проведения среднего ремонта по причине отрицательного результата входного вибродиагностического контроля не доказана.
При этом суд обращает внимание на то, что факт принятия и оплаты работы по среднему ремонту колесных не свидетельствует о том, что истец согласен с проведением среднего ремонта колесных пар.
Истец был вынужден принять и оплатить вагоны, в отношении колесных пар которых был выполнен средний ремонт для того, чтобы вагоны были своевременно выпущены из ремонта и могли быть использованы в перевозочном процессе.
Таким образом, факт оплаты не может свидетельствовать о согласии с проведением более дорогостоящего среднего ремонта колесных пар и не лишает заказчика права на предъявление иска, связанного с этим ремонтом.
Суд считает, что исковое требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 июня 2021 года по делу N А40-24106/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24106/2021
Истец: ООО "МОДУМ-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"