г. Хабаровск |
|
06 сентября 2021 г. |
А73-6338/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Система Плюс": Чистяков А.П., представитель по доверенности от 17.02.2021 N 1/2021;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Новоселов В.И., представитель по доверенности от 01.03.2021 N 7/1793;
от третьих лиц: краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения городская клиническая больница N 10" Министерства здравоохранения Хабаровского края; Хрипенского Игоря Сергеевича: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система Плюс"
на решение от 21.06.2021
по делу N А73-6338/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система Плюс"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании решения
третьи лица: краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения городская клиническая больница N 10" Министерства здравоохранения Хабаровского края; Хрипенский Игорь Сергеевич
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Система Плюс" (далее -заявитель, ООО "Система Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 09.04.2021 N РНП-27-133.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 10" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Горбольница N 10", третье лицо), Хрипенский Игорь Сергеевич.
Решением суда от 21.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что исполнитель был заинтересован в исполнении условий контракта, однако ему не было известно о том, что работы придется выполнять в местах, с большим риском заражения коронавирусной инфекцией; сотрудники общества отказались выполнять работы на объекте. Кроме того, исполнитель обращался к заказчику по вопросу расторжения контракта по соглашению сторон, однако заказчик отказал. Просит решение отменить, заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Иные лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда не принимали, возражений не представили. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 15.12.2020 размещено извещение N 0122200002520007644 о проведении электронного аукциона.
Объект закупки - оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения для нужд заказчика КГБУЗ "Горбольница N 10".
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2020 N 0122200002520007644-2-1 победителем признано ООО "Система Плюс".
18.01.2021 между КГБУЗ "Горбольница N 10" и ООО "Система Плюс" заключен контракт N 2 на оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), Спецификацией (Приложение 2), являющимися неотъемлемыми частями контракта, а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1).
В пункте 4.4.1 контракта определена обязанность исполнителя оказать услуги, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с Технической частью и в сроки, установленные в Разделе 5 "Сроки, место и условия оказания услуг" контракта. Согласно пункту 5.1 контракта срок (график) оказания услуг - с момента заключения контракта по 31.12.2021.
Согласно пункту 5.3 контракта условия оказания услуг определены в Технической части. В соответствии с пунктом 1 Технической части контракта услуги оказываются силами и за счет средств исполнителя в режиме деятельности заказчика. В силу пункта 7 Технической части контракта исполнитель несет полную ответственность за соблюдение своими специалистами внутреннего режима, правил техники безопасности, пожарной безопасности, действующих у заказчика. Также в Технической части контракта определен перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, с указанием его местонахождения, в частности пунктом 1.2 Технической части контракта предусмотрено оказание услуг в инфекционном корпусе.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 13.1).
В силу пункта 13.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: просрочки оказания услуг исполнителем более чем на 30 дней (пункт 13.2.1 контракта); в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 13.2.2 контракта).
02.02.2021 заказчиком в адрес исполнителя направлена претензия, согласно которой услуги, предусмотренные контрактом в январе 2021, осуществлены не были. В указанном письме исполнителю выставлен штраф за ненадлежащее исполнение условий заключенного контракта.
08.02.2021 исполнителем в адрес заказчика направлено письмо о невозможности исполнения обязательств по контракту, ввиду введения ограничительных мер в виде оказания услуг в защитном костюме, также сотрудники исполнителя отказываются оказывать услуги на объекте, боясь заразиться коронавирусной инфекцией, при заключении контракта исполнителю не было известно о том, что услуги необходимо оказывать в месте большого риска заражения коронавирусной инфекции. Просит заказчика рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
12.02.2021 заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо N 01.01-19-1056 об отказе расторжения контракта по соглашению сторон, с просьбой согласования в течение 3 дней даты оказания услуг по контракту.
25.02.2021 исполнитель повторно направил в адрес заказчика письмо о невозможности исполнения обязательств по контракту ввиду угрозы жизни и здоровью сотрудников исполнителя, в связи с чем просит заказчика повторно рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
Заказчик отказал в расторжении контракта по соглашению сторон, о чем уведомил исполнителя в письме N 10.00-15-1436.
Поскольку по состоянию на 04.03.2021 исполнитель принятые на себя обязательства не исполнил, заказчик на основании пункт 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 13.2 контракта принял решение от 04.03.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе было получено исполнителем 11.03.2021.
Заказчик 01.04.2021 направил в Хабаровское УФАС России заявление о включении ООО "Система Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения заказчика антимонопольным органом принято решение от 09.04.2021 N РНП-27-133 о включении ООО "Система Плюс" и его учредителя (директора) Хрипенского И.С. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ООО "Система Плюс" в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения.
Заявитель, полагая, что решение от 09.04.2021 N РНП-27-133 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Вопросы включения сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков урегулированы статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым в рассматриваемом случае является управление.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 утверждены "Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения реестра).
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ определено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Анализ правовых норм, регулирующих включение информации в реестр недобросовестных поставщиков, позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Как следует из материалов дела, комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что заказчик 04.03.2021 на основании пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 13.2 контракта в связи с просрочкой исполнения ООО "Система Плюс" обязательств по контракту принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям контракта срок его исполнения (график оказания услуг) с момента заключения контракта по 31.12.2021.
Однако по состоянию на 04.03.2021 общество принятые на себя обязательства по контракту за январь и февраль не исполнило.
При этом доводы общества о невозможности исполнения обязательств по контракту ввиду большого риска заражения коронавирусной инфекцией, поскольку Горбольница N 10 перепрофилирована под "ковидный госпиталь"; отказ сотрудников общества выполнять работы на данном объекте, а так же невозможность осуществлять работы в экипировке продолжительное время рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно им отклонены в силу следующего.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13.02.2020 N 120-рп в целях недопущения завоза и распространения коронавирусной инфекции нового типа 2019-NCoV на территории Хабаровского края введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 3.1 указанного распоряжения министерству здравоохранения края на период действия режима повышенной готовности создать запас противовирусных препаратов, средств защиты органов дыхания (масок), дезинфекционных средств в медицинских учреждениях, предоставляющих медицинскую помощь инфекционным больным, и обеспечить: готовность медицинских организаций к приему больных с подозрением на коронавирусную инфекцию, развертывание дополнительного коечного фонда.
Согласно распоряжению Министерства здравоохранения Хабаровского края от 20.03.2020 N 307-р главному врачу КГБУЗ "Горбольница N 10" необходимо на базе вверенного учреждения обеспечить функционирование краевого многопрофильного медицинского центра для оказания медицинской помощи больным пневмониями, вызванными новой коронавирусной инфекцией COVID-19 с 22.03.2020 до особого распоряжения (пункт 2.3); обеспечить госпитализацию пациентов с тяжелыми пневмониями, вызванными новой коронавирусной COVID-19 из всех районов Хабаровского края (пункт 2.9).
Таким образом, ограничительные меры, связанные с распространением на территории Российской Федерации коронавирусной инфекции имели место на момент заключения контракта (18.01.2021), приобрели общеизвестный характер ввиду широкого распространения указанной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, заказчика - КГБУЗ "Горбольница N 10", в средствах массовой информации.
Более того, аукционная документация находилась в открытом доступе, участник электронного аукциона ООО "Система Плюс" до подачи заявки на участие в аукционе имело возможность ознакомиться с ней для анализа условий оказания услуг и принятия решения о целесообразности участия в закупке, определить (оценить) имеется ли у него возможность оказать услуги в соответствии с требованиями аукционной документации.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же учитывая тот факт, что для заказчика КГБУЗ "Горбольница N 10" обслуживание охранно-пожарной сигнализации и систем оповещения связано с проведением профилактики противопожарных мер и для последнего является существенной необходимостью, решение УФАС России по Хабаровскому от 09.04.2021 N РНП-27-133 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Система Плюс" и его учредителя (директора) соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.06.2021 по делу N А73-6338/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6338/2021
Истец: ООО "Система Плюс"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: КГБУЗ "ГКБ N 10 Хабаровска", Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница N 10 " Министерства здравоохранения Хабаровского края, Хрипенский Игорь Сергеевич