г. Челябинск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А76-2933/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2021 по делу N А76-2933/2021.
В заседании приняли участие представители:
товарищества собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" - Никифорова Ирина Михайловна (протокол товарищества собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" N 1 от 26.04.2019, паспорт), Клепиков Дмитрий Александрович (доверенность от 26.01.2021, удостоверение адвоката);
Администрации города Челябинска - Савина Екатерина Викторовна (доверенность от 25.06.2021, диплом);
Управления по архитектурно-градостроительному проектированию г.Челябинска - Савина Екатерина Викторовна (доверенность N 1 от 25.01.2021, диплом).
Товарищество собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" (далее - товарищество "Цвиллинга, 36") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Челябинска (далее - Администрация) от 29.12.2020 N 598-п.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Управление по архитектурно-градостроительному проектированию г. Челябинска и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление N 598-П от 29.12.2020.
С вынесенным решением не согласилась Администрация, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на отнесение "Жилого дома облисполкома" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина 54/ул. Цвиллинга 36/ул. Кирова 177 к объектам культурного наследия, в отношении которого постановлением Правительства Челябинской области N 456-п от 15.09.2015 установлены зоны охраны. В зоне охраны указанного объекта, до ее установления, был возведен объект незавершенного строительства, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию "Город Челябинск". Указанный объект с кадастровым номером 74:36:0508011:153 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:793, с разрешенным использованием - для жилого дома с помещениями общественного назначения, который поставлен на кадастровый учет 28.12.2017. В целях исключения наложения границ земельных участков, сформированных для размещения объекта незавершенного строительства с границами земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:793, была разработана новая документация по планировке территории, утверждение которой требует отмены ранее утвержденного проекта межевания. Оспариваемое постановление принято в связи с тем, что постановление Администрации города Челябинска от 10.07.2017 N 287-П не соответствовало статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей образование земельных участков в соответствии с разрешенным использованием расположенных на них объектов недвижимости, статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проект межевания приведён в соответствие с утвержденным проектом планировки территории, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой к общему имуществу собственников жилого дома отнесен только земельный участок, на котором расположен жилой дом с элементами благоустройства и озеленения.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не дана оценка доводам сторон, предоставленным доказательствам. Специальных познаний для установления факта расположения объекта незавершенного строительства в пределах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:793, не требуется.
В дополнении к апелляционной жалобе Администрация ссылается на то, что оспариваемая документация по планировке территории (проект межевания) принята не только в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:793, а также в отношении иных земельных участков. Суд произвольно отменил разработанный проект межевания территории в полном объеме.
Товариществом "Цвиллинга, 36" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.03.2002 поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 12 242 кв.м, расположенный по адресу ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - г.Челябинск, Центральный район, в квартале по ул. Кирова - Коммуны - Ленина - Цвиллинга с разрешенным использованием для разработки проекта застройки квартала с учетом проектирования и строительства торгового комплекса с подземно-надземными автопарковками и подземной торговой галереей (кадастровый номер 74:36:0511001:15).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:15 участок представляет собой единое землепользование и состоит из двух обособленных участков с кадастровыми номерами 74:36:0511001:16 и 74:36:0511001:17.
Законодательное собрание Челябинской области 26.06.2008 приняло постановление N 1221 "О включении выявленных объектов культурного наследия областного значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в приложении к которому под номером 7 указан жилой дом N 36 по ул. Цвиллинга.
В отношении памятника архитектуры дом N 36 по ул. Цвиллинга подготовлен паспорт объекта, согласно которому для эксплуатации жилого дома требуется охранная зона.
За муниципальным образованием "город Челябинск" 23.04.2009 зарегистрировано право собственности на не завершенный строительством объект с кадастровым номером 74:36:0508011:153 степенью готовности 55% площадью 4872,7 кв. м, литер А, расположенный по пр. Ленина в квартале, ограниченном улицами Цвиллинга/Ленина/Кирова/Коммуны.
На основании проекта зон охраны памятника архитектуры дом N 36 по ул. Цвиллинга, правительства Челябинской области 15.09.2015 издано постановление N 456-П "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель в границах данных зон объекта культурного наследия "Жилой дом Облисполкома".
Администрацией 10.07.2017 издано постановление N 287-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах пр. Ленина, ул. Цвиллинга, ул. Коммуны, ул. Кирова в Центральном районе г. Челябинска".
Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0511001:793 площадью 10 784 кв. м, с разрешенным использованием - для жилого дома с помещениями общественного назначения, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 36, поставлен на кадастровый учет 28.12.2017 на основании вышеназванного проекта межевания территории.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, образование земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:793 произведено из земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:15. В пределах земельного участка расположены объекты недвижимого имущества кадастровыми номерами 74:36:0508011:153 и 74:36:0511001:150.
Постановлением администрации от 29.12.2020 N 598-п утверждена документация по планировке территории (проект межевания территории) в границах пр.Ленина, ул.Кирова, ул.Коммуны, ул.Цвиллинга в Центральном районе города Челябинска. Этим же постановлением утверждена документация по планировке территории, которую необходимо считать основанием для дальнейшего архитектурно-строительного проектирования отдельных объектов капитального строительства. Признано утратившим силу постановление Администрации г. Челябинска от 10.07.2017 N 287-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах: проспект Ленина, улица Цвиллинга, улица Коммуны, улица Кирова в Центральном районе города Челябинска".
Не согласившись с постановлением администрации от 29.12.2020 N 598-п, товарищество "Цвиллинга, 36" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 739-О-О, положение статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства. Указанное согласуется с позицией, изложенной в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Реализуя право на отмену (признания утратившим силу) ранее принятого ненормативного акта в порядке части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, полномочный орган или должностное лицо обязаны обосновать необходимость таких действий.
Постановлением администрации от 26.06.2019 N 288-п признано утратившим силу постановление Администрации г. Челябинска от 10.07.2017 N 287-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах: проспект Ленина, улица Цвиллинга, улица Коммуны, улица Кирова в Центральном районе города Челябинска" в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0511001:15, 74:36:0511001:793 в Центральном районе города Челябинска.
Товарищество "Цвиллинга, 36" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Челябинска от 26.06.2019 N 288-п.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 02.08.2019 по делу N А76-28135/2019 приостановлено действие постановления N 288-П от 26.06.2019 Администрации города Челябинска до вступления в законную силу решения суда по указанному делу.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2020 по делу N А76-28135/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А76-28135/2019 решение суда оставлено без изменения.
Товарищество собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.06.2020 по делу N А76- 28135/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по тому же делу.
Одновременно товариществом собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия постановления Администрации города Челябинска от 26.06.2019 N 288-П.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2020 заявление товарищества собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" о принятии обеспечительных мер по делу N А76-28135/2019 удовлетворено. Судом кассационной инстанции приостановлено действие постановления Администрации города Челябинска от 26.06.2019 N 288-п о признании утратившим силу постановления администрации г. Челябинска от 10.07.2017 N287-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах: проспект Ленина, улица Цвиллинга, улица Коммуны, улица Кирова в Центральном районе города Челябинска" в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0511001:15, 74:36:0511001:793 в Центральном районе города Челябинска.
Заинтересованное лицо пояснило, что согласно плану межевания территории (постановление Администрации города Челябинска от 29.12.2020 N 598-П) исправлена реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:793, образованным путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0511001:15 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок под многоквартирным жилым домом образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности после исправления реестровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0511001:793.
Вместе с тем, отменяющий акт должен также соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Полномочия Администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, в виде отмены или прекращения действия принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующие права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
Судебная коллегия признает верным вывод суда первой инстанции, что при наличии не рассмотренного спора (дело N А76-28135/2019) о признании недействительным постановления от 26.06.2019 N 288-П "О признании утратившим силу постановления Администрации города Челябинска от 10.07.2017 N 287-П в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0511001:15, 74:36:0511001:793 в Центральном районе города Челябинска" и при наличии действующих обеспечительных мер о приостановлении действия постановления Администрации города Челябинска от 26.06.2019 N 288-п, Администрацией города Челябинска принимается оспариваемое постановление от 29.12.2020 N 598-П, которым Администрация утверждает документацию по планировке территории (проект межевания территории) в границах пр.Ленина, ул.Кирова, ул.Коммуны, ул.Цвиллинга в Центральном районе города Челябинска и признает утратившим силу постановление Администрации города Челябинска от 10.07.2017 N 287-п "Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) в границах проспект Ленина, улица Кирова, улица Коммуны,, улица Цвиллинга в Центральном районе города Челябинска".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.05.2021 по делу N А76-28135/2019, принятым при новом рассмотрении дела после отмены ранее принятых по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.11.2020) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным постановление N 288-П от 26.06.2019 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Челябинска от 10.07.2017 N 287-П" в части земельных участков с кадастровыми номерами NN 74:36:0511001:15; 74:36:0511001:793 в Центральном районе города Челябинска.
С учётом изложенного, заявленные требования удовлетворены судом при наличии достаточных оснований.
Между тем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Оспариваемая документация по планировке территории принята не только в отношении спорного земельного участка, но и в отношении иных земельных участков.
В этой связи, решение суда подлежит изменению, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2021 по делу N А76-2933/2021 изменить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Челябинской области от 01.07.2021 по делу N А76-2933/2021 в следующей редакции:
"Заявленные требования товарищества собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" удовлетворить частично.
Признать недействительным постановление Администрации города Челябинска N 598-П от 29.12.2020 в части земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0511001:15; 74:36:0511001:793.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации города Челябинска в пользу товарищества
собственников недвижимости "Цвиллинга, 36" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2933/2021
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЦВИЛЛИНГА, 36"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, Управление по архитектурно-градостроительному проектированию города Челябинска, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9479/2021
10.06.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6019/2022
16.05.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6020/2022
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9479/2021
06.09.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11525/2021
01.07.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-2933/2021