г. Москва |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А41-6333/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
протокол судебного заседания вел помощник судьи Кривова С.С.,
при участии:
от заявителя по делу - ООО "Элемент" - Куринова К.А. по доверенности от 01.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции),
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Элемент" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2021 по делу N А41-6333/21,
по заявлению ООО "Элемент" к Шереметьевской таможне о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Элемент" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары ДТ N 10005030/040820/0216708 от 22.11.2020; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Элемент" путем возврата из бюджета излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по ДТ N 10005030/040820/0216708.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Элемент" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Шереметьевской таможни, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "Элемент" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя ООО "Элемент", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что во исполнение внешнеторгового контракта от 17.11.2017 NEL/EMD-11/2017, заключенного с компанией "EMD TRADING СО (SHANGHAI) LTD" (Продавец, КНР), ООО "Элемент" осуществило ввоз товара - косметические средства для ухода за кожей.
04.08.2020 в целях помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Авиационный таможенный пост (ЦЭД) Шереметьевской таможни Обществом была подана декларация на товар (далее - ДТ) N 10005030/040820/0216708.
В ДТ заявлены сведения о 2-х товарах, представляющих собой "КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА КОЖЕЙ, производитель: HANGZHOU TECHDERM BIOLOGICAL PRODUCTS СО LTD, товарный знак: SKINWIS".
Заявленная декларантом таможенная стоимость товаров определена по 1 методу в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в размере 139 417, 85 руб.
Таможенная стоимость товара определена исходя из инвойса от 24.06.2020 N EL/EMD-89/20 на общую сумму 680 долл. США и счету-фактуре от 04.08.2020 N 26430 на транспортные услуги по доставке товаров до таможенной территории ЕАЭС на сумму 88 990 руб.
Так, исходя из заявленных декларантом сведений товар N 1 представляет собой "КОСМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ УХОДА ЗА КОЖЕЙ:
ГЕЛЬ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЕЗВОЖЕННОЙ КОЖИ SKINWISB REGUVENATING, 995 шт.. Согласно представленного инвойса цена 1 единицы составляет 0,122 долл. США или 9,05 руб./шт;
- ГЕЛЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ВОЗРАСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВОКРУГ ГЛАЗ SKINWISE EYE LINES, 1000 шт. Согласно представленного инвойса цена 1 единицы составляет 0,122 долл. США или 9,05 руб./шт.;
- ГЕЛЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ КОЖИ ПЕРИОРБИТАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ SKINWISE BLACK EYE, 1000 шт. Согласно представленного инвойса цена 1 единицы составляет 0,122 долл. США или 9,05 руб./шт.;
- ГЕЛЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ ЖИРОВЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ЦЕЛЛЮЛИТА КОКТЕЙЛЬ SKINWISE LIPO, 1000 шт., Согласно представленного инвойса цена 1 единицы составляет 0,134 долл. США или 9,94 руб./шт.;
- ГЕЛЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПОВЫШЕННОЙ СЕКРЕЦИИ САЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗ И АКНЕ SKINWISE ACNE, 500 шт., Согласно представленного инвойса цена 1 единицы составляет 0,122 долл. США или 9,05 руб./шт
- ГЕЛЬ ДЛЯ ОМОЛОЖЕНИЯ КОЖИ SKINWISE REGUVENATING+, 1000 шт. Согласно представленного инвойса цена 1 единицы составляет 0,119 долл. США или 8,82 руб./шт.
Согласно счету-фактуре от 04.08.2020 N 26430 стоимость транспортных расходов по доставке товаров до таможенной территории ЕАЭС составила 88 990,00 руб., то есть, заявлена сумма транспортных расходов превышает заявленную цену товара по инвойсу на 50 427,85 руб. (на 76%).
С учетом транспортных расходов стоимость 1 единицы товара, исходя из заявленных декларантом сведений, в среднем составляет 25,35 руб.
Исходя из сведений, заявленных в графе 31 ДТ в части описания товара, а также информации, доступной в открытых источниках информации (информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таможней установлено, что данные товары представляют собой косметологические препараты для коррекции кожи (выравнивание морщин), основным действующим веществом которых является гиалуроновая кислота, а также различные витамины. Способ введения -внутрикожное.
На этапе совершения таможенных операций по результатам контроля таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в ДТ, а также проведенного анализа документов и пояснений, представленных Декларантом по запросам таможенного органа, последним было выявлено, что сведения о таможенной стоимости товаров являются недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно:
1. Отсутствие документального подтверждения в рамках выбранного метода определения таможенной стоимости.
2. Отсутствует документальное подтверждение полноты включения транспортных и страховых расходов в структуру таможенной стоимости.
3. Отклонения заявленной величины таможенной стоимости декларируемых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
По результатам проведенной проверки Шереметьевской таможней было принято решение от 22.11.2020 о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/040820/0216708.
Считая указанное решение таможенного органа незаконным и противоречащим нормам таможенного законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Таможенный кодекс ЕАЭС применяется к отношениям, возникшим со дня его вступления в силу - 01.01.2018.
Пунктами 10, 11, 13 статьи 38 ТК ЕЭАС установлено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления: расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
В силу пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС указанные в пункте 1 настоящей статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС установлено, что таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально: расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией.
В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС в отношении объектов таможенного контроля проводится таможенный контроль с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Объектами таможенного контроля являются, в том числе, товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса (статья 311 ТК ЕАЭС).
Положениями пунктов 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.
Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 (далее - Положение N 42).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения N 42 при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе, о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная, в том числе, с использованием информационных ресурсов таможенных органов.
Пунктом 5 Положения N 42 установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
- выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
- наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).
Одной из форм таможенного контроля в соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Пунктом 7 статьи 324 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.
При проверке таможенной стоимости товаров проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится с учетом особенностей, предусмотренных статьей 313 настоящего Кодекса (пункт 12 статьи 324 ТК ЕАЭС).
В силу пунктов 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
- документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
- таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Статья 112 ТК ЕАЭС регламентирует таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Решение N 289).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (пункт 21 Решения N 289).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным (пункт 10).
Исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса, таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой. В связи с этим судам следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
В силу пункта 13 Постановления Пленума ВС РФ N 49, основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВС РФ N 49 в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Таможенного кодекса последующие методы таможенной оценки используются, в частности, при отсутствии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, необходимой для осуществления дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, незаявление (неполнота заявления) декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если при проведении таможенного контроля декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 325 ТК ЕАЭС должностным лицом АТП (ЦЭД) 05.08.2020 в адрес Общества в виде электронного документа посредством системы электронного декларирования товаров был направлен запрос документов и (или) сведений, в котором отражены выявленные таможенным органом признаки недостоверности (неподтвержденности) заявленных сведений о таможенной стоимости товаров и приведен перечень запрашиваемых документов и пояснений. Одновременно с запросом в адрес декларанта был направлен расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошли на общую сумму 127 890.38 руб. В расчете также указаны источники используемой ценовой информации.
В запросе от 05.08.2020 таможенным органом установлены сроки предоставления запрашиваемых документов, а также декларант проинформирован о возможности применения пункта 6 статьи 325 ТК ЕАЭС и положений статьи 121 ТК ЕАЭС в случае невозможности предоставления запрашиваемых документов в сроки выпуска товаров. Запросом также указано, что документы необходимо предоставить на бумажном носителе.
Информационным сообщением от 05.08.2020 декларантом в таможенный орган представлена информация о выбранном способе обеспечения. В связи с чем, и в соответствии с положениями пункта 13 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом 05.08.2020 было принято решение о выпуске товаров, заявленных ДТ. Срок предоставления запрашиваемых документов (сведений) согласно пункту 14 статьи 325 ТК ЕАЭС был установлен как "до 04.10.2020".
01.11.2020 должностными лицами АТП (ЦЭД) в адрес декларанта в соответствии с требованиями пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС направлен запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений. С учетом анализа ранее представленных в АТП (ЦЭД) документов и сведений по запросу от 05.08.2020 должностными лицами таможенного поста установлено следующее:
1) Представленная информация с сайта www.aliexpress.ru не корреспондируется со стоимостью товара заявленной в ДТ.
Так в соответствии с представленной информацией стоимость однородных товаров варьируется от 0.18 долларов США за 1 шт. до 0.90 долларов США за 1 шт., без учета транспортировки товара (разница обусловлена различными наименованиями и количеством заказываемого товара), тогда как стоимость товара декларированного в ДТ N 10005030/040820/0216708 находится в диапазоне 0.119 долларов США за 1 шт. до 0.134 долларов США за 1 шт., без учета транспортировки товара.
2) В ходе анализа обстоятельств совершения внешнеэкономической сделки у таможенного органа отсутствует возможность установить как был осуществлен выбор и заказ товара, ввиду того, что представленные прайс-листы датированы 24.06.2020, тогда как проформа-инвойс N EL/EMD-89/20 и дополнительное соглашение (спецификация) N EL/EMD-89 были подписаны 16.06.2020 и 17.06.2020, т.е. до того момента как был осуществлен выбор и заказ товара.
3) Представленные документы по оплате транспортировки товара на сумму 58 029,35 руб. не корреспондируются со счетом за транспортировку на сумму 88 990 руб., помимо этого сроки оплаты транспортировки в соответствии с договором транспортной экспедиции N МПГ-ЭК-ЭЛ/2015 от 20.05.2015 составляют 3 дня с момента получения счета от экспедитора. Исходя из чего, представленный счет-фактура от 04.08.2020 N 26430 на момент представления декларантом документов по запросу таможенного органа должен был быть оплачен в полном объеме.
С целью устранения данных сомнений таможенного органа в соответствии с абзацем 2 подпункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС запросом от 01.11.2020 таможенным органом указано на необходимость представления декларантом срок до 10.11.2020 следующих документов и пояснений:
1) Пояснения по пунктам 1, 2, 3;
2) Документальное подтверждение экспортной цены товара с указанием стоимости на условиях FOB граница, стоимости транспортировки и наценке продавца к стоимости производителя товара;
3) Документы подтверждающие стоимость однородных товаров, ввозимых в аналогичный период времени на схожих условиях поставки;
4) Документы, подтверждающие сведения об отправителе товара и его полномочия на отправление товара в рамках данного контракта.
Электронным сообщением от 05.08.2020 (фактически поступившего от декларанта по системе электронного декларирования товаров 10.11.2020) в электронном виде представлены документы. Однако декларантом указано, что данные документы представлены в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС по запросу от 05.08.2020.
С указанным выше сообщением было представлено письмо декларанта от 10.11.2020 N 46/ОТО, в котором уже отражено, что документы (пояснения декларант, информация об оплате второй части перевозки и прайс-лист) представлены в ответ на запрос таможенного органа от 01.11.2020).
Вместе с тем, представленный прайс-лист представлен в виде электронного файла с нарушенным расширением. Ввиду чего, данный файл не мог быть открыт и просмотрен должностными лицами таможенного органа.
По результатам анализа всей совокупности имеющихся в распоряжении таможенного органа сведений, в том числе учитывая представленные декларантом документы и пояснения, должностными лицами АТП (ЦЭД) 22.11.2020 было принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в части корректировки таможенной стоимости товаров и изменения метода ее определения.
Заявитель, обращаясь в суд с заявлением, в обосновании своих доводов указал, что в таможенный орган представлены доказательства подтверждающие заявленную таможенную стоимость.
Доводы заявителя обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" отражено, что при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Исходя из пункта 13 статьи 38 Таможенного кодекса таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 Таможенного кодекса предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
Пунктом 1 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что Положения главы 5 ТК ЕАЭС основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Пунктами 9 и 10 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС - основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно.
Декларантом - ООО "ЭЛЕМЕНТ" при совершении таможенных операций и заполнении ДТС к ДТ N 10005030/040820/0216708 заявлено, что таможенная стоимость товаров определена и заявлена на основании положений статьи 39 ТК ЕАЭС, т.е. с применяем 1 метода определения таможенной стоимости товаров.
В силу положений пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС - установлены требования, необходимые к соблюдению при определении таможенной стоимости на основании 1 метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Так, таможенным органом в силу имеющейся в его распоряжении информации установлены признаки наличия факторов, определенных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС. Декларанту в ходе проведения проверочных мероприятий было предложено подтвердить корректность выбранного метода определения таможенной стоимости товаров и отсутствия влияния каких-либо факторов, определенных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, на стоимость сделки с ввозимыми товарами.
Аналогичные подходы к применению указанного метода определения таможенной стоимости закреплены в статье 1 Части I (Правила таможенной оценки), утвержденных Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) (далее - Соглашение по применению статьи VII ГАТТ).
Согласно статье 15 части 1 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ - таможенная стоимость импортируемых товаров" означает стоимость товаров для целей обложения импортируемых товаров таможенными пошлинами в процентах от стоимости импортируемых товаров. То есть таможенная стоимость товаров является обособленной величиной, включающей в себя, но не ограниваясь ценой приобретения товаров, дополнительных расходов, связанных с доставкой товаров до таможенной территории того или иного государства.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994 (пункт 2 указанной статьи), исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
Исходя из пункта 13 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
В связи с этим лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Также, в силу положений подпункта с) пункта 2 статьи VII ГАТТ 1994 - когда действительная стоимость не может быть определена согласно подпункту "b" настоящего пункта, стоимость для таможенных целей должна основываться на ближайшем устанавливаемом эквиваленте такой стоимости.
Указанное решение о внесении изменений с учетом вышеприведенных норм права принято исходя из следующих обстоятельств:
- в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении документов, на основании которых продавцом и покупателем согласовываются поставки товаров (конкретные наименования товаров, их характеристики, стоимость, цена, условия поставки), а также о подтверждении отсутствия влияния на цену товаров каких-либо факторов, определенных пп. 1 п. 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, являющихся в силу требований пункта 2 вышеуказанной статьи - ограничивающим фактором при применении 1 метода определения таможенной стоимости товаров.
Так, представленная информация с сайта www.aliexpress.ru не корреспондируется со стоимостью товара заявленной в ДТ. В соответствии с представленной информацией стоимость однородных товаров варьируется от 0.18 долларов США за 1 шт. до 0.90 долларов США за 1 шт., без учета транспортировки товара (разница обусловлена различными наименованиями и количеством заказываемого товара), тогда как стоимость товара, декларированного в ДТ N 10005030/040820/0216708, находится в диапазоне от 0.119 долларов США за 1 шт. до 0.134 долларов США за 1 шт., без учета транспортировки товара.
Прайс-лист, который мог бы прояснить обстоятельства формирования цены товара, предоставлен в нечитаемом формате (недопустимое разрешение имени файла).
Таможенным органом по результатам проведенного анализа фактов реализации декларируемого товара на внутреннем рынке Российской Федерации установлено, что, например, препарат SKINWISE REGUVENAT1NG, заявленный в позиции 1 товара 1 рассматриваемой ДТ по таможенной стоимости 25,35 руб./шт., что с учетом подлежащих уплате таможенных платежей не превышает 33 руб./шт., реализуется на внутреннем рынке по цене 2 990 руб./шт., то есть по цене в 90 раз превышающую заявленную в ДТ таможенную стоимость товара с учетом сумм подлежащих уплате таможенных платежей.
В решении таможенного органа от 22.11.2020 также отражены сведения о выбранном для определения новой таможенной стоимости методе ее определения, а также обоснования невозможности применения 1-5 методов определения таможенной стоимости.
В качестве источника ценовой информации для определения новой таможенной стоимости товаров по методу 6 на базе 3 метода были выбраны сведения о товарах, являющих однородными к рассматриваемым. Фактов ввоза товаров, идентичных рассматриваемым, в сопоставимый период времени не выявлено.
С учетом определения таможенным органом новой таможенной стоимости товаров по 6 методу определения таможенной стоимости на основе 3 метода (по цене сделки с однородными товарами) цена 1 единицы товара в среднем составила 109 руб./шт., что с учетом подлежащих уплате таможенных платежей составляет цену товара около 140 руб./шт.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 отражено, что система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным, вследствие чего обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2021 по делу N А41-6333/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6333/2021
Истец: ООО "Элемент"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: 0, ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ