г. Вологда |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А66-3402/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Журавлева А.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2021 года по делу N А66-3402/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь" (ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Бологовский район" Тверской области (ОГРН 1026901608910, ИНН 6907001920; адрес: 171080, Тверская область, Бологовский район, город Бологое, улица Кирова, дом 13; далее - Администрация) о взыскании 238 243 руб. 74 коп. долга по договору от 01.06.2018 N ТОГ-Уп-Д-00397 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор).
Решением суда от 24 мая 2021 года с Администрации в пользу Общества взыскано 214 056 руб. 56 коп. долга, а также 6 976 руб. 68 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильную нормативную оценку суда бездействию Администрации в связи с увеличением налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на 2 %.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, истцом (исполнитель) и ответчиком (заявитель) заключен договор, по условиям пункта 1.1 которого исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства: "Газовая котельная" к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, с учетом максимальной нагрузки газоиспользующего оборудования, а заявитель - по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка: Тверская обл., г. Бологое, ул. Шпалозаводская на земельном участке с кадастровым номером 69:38:0080815:14, в соответствии с условиями настоящего договора, а так же оплате услуги по подключению (технологическому присоединению).
Размер платы за подключение составляет 1 427 043 руб. 72 коп., в том числе НДС 18 % (раздел III договора).
Общество, ссылаясь на Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", 21.10.2019 направило ответчику дополнительное соглашение от 10.10.2019 к договору об увеличении стоимости договора до суммы 1 451 230 руб. 90 коп. в связи с изменением ставки НДС с 18 % на 20 %.
Со стороны Администрации данное соглашение не подписано.
Во исполнение условий договора истец оказал ответчику услуги в полном объеме. Акт от 08.10.2019 о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), акт от 25.10.2019 о подключении (технологическом присоединении) подписаны сторонами без замечаний.
Оплату оказанных услуг Администрация произвела в сумме 1 212 987 руб. 16 коп.
Поскольку услуги оказаны ответчику в 2019 году, Общество произвело расчет платы по договору, исходя из ставки НДС в размере 20 %, и обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании долга. По расчету истца долга ответчика составил 238 243 руб. 74 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца частично в сумме 214 056 руб. 56 коп., исходя из согласованной сторонами цены договора.
Апелляционная инстанция с данным решением суда соглашается, а доводы жалобы отклоняет.
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Названными нормами предусмотрена оплата стоимости услуг по факту их оказания.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, возникшие между сторонами разногласия касаются размера ставки НДС, подлежащей применению с 01.01.2019.
С 01.01.2019 в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанных в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговая ставка НДС установлена в размере 20 %. Она применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20 %.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 31-П, в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате НДС в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения НДС завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.
Исходя из пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" допустимо взыскание НДС сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены.
Соответственно, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), в том числе переданных после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20 %.
Однако, рассматриваемый договор, как следует из пояснений истца, данных суду первой инстанции, заключен в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10 %. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10 %, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Между тем Обществом и Администрацией дополнительное соглашение к договору по увеличению его цены в связи с изменением ставки НДС до 20 % не заключено. Требований об изменении договора в порядке статьи 450 ГК РФ Общество к Администрации не предъявляло. Соответственно, Общество не может истребовать с Администрации превышающую цену договора сумму без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2020 N 309-ЭС20-9679 по делу N А50-14361/2019.
Согласно имеющимся в деле письмам Администрации, ее отзыву на иск дополнительных лимитов денежных средств на исполнение договора до нее не доводилось. Доказательства обратного в деле отсутствуют.
На основании изложенного, вопреки доводам Общества, у суда отсутствовали основания для взыскания с ответчика долга в сумме, превышающей цену договора.
Ошибочная ссылка суда в обжалуемом судебном акте на Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в целом на правильность выводов суда не повлияла.
С учетом вышеизложенного, поскольку доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2021 года по делу N А66-3402/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3402/2021
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт" в лице ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт", АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БОЛОГОВСКИЙ РАЙОН" ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ