г. Вологда |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А05-4746/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" представителя Нечаева О.Д. по доверенности от 30.04.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2021 года по делу N А05-4746/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Юмиж Лес Пром" (адрес: 165160, Архангельская обл., Шенкурский р-н, г. Шенкурск, ул. Кудрявцева, д. 5а; ОГРН 1112907001184, ИНН 2924005300; далее - Общество) о взыскании 656 589 руб. 63 коп. долга по арендной плате за 2017, 2018 годы по договору аренды лесного участка от 26.09.2008 N 453, из них: 434 846 руб. 40 коп. - в федеральный бюджет, 221 743 руб. 23 коп. - в областной бюджет.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано ввиду пропуска истцом срока исковой давности.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2021 года решение суда оставлено без изменений.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2021 года состоявшиеся по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 17 июня 2021 года в удовлетворении иска Министерству отказано.
Истец с решением суда не согласился, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает, что в силу ничтожности дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от 26.09.2008 N 453, заключенного по результатам торгов, Общество обязано вносить арендную плату в размере, установленном договором исходя из определенного договором объема лесопользования. В связи с этим считает, что доначисление арендной платы за спорный период произведено Министерством правомерно.
Определением апелляционного суда от 06.09.2021 на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. в связи с нахождением их в отпуске на судей Зайцеву А.Я. и Ралько О.Б.
Представитель Общества в судебном заседании доводы истца отклонил по мотивам, изложенным в отзыве и дополнении к нему, просил решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителей Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав пояснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, 26.09.2008 департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства, Арендодатель) и предпринимателем Поромовым Д.В. (Арендатор) заключен договор N 453 аренды лесного участка, по условиям которого Арендатору предоставлен лесной участок площадью 12 406 га с кадастровым номером 29:22:000000:0155 в Шенкурском лесничестве Архангельской области в целях заготовки древесины в объеме 9,8 тыс. куб. м, установленном приложением 3 к договору.
Согласно пункту 1.1 договора он заключен в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) ранее заключенного по результатам лесного конкурса (протокол о результатах лесного конкурса от 03.03.2005 N 429) договора аренды участка лесного фонда от 03.03.2005 N 64.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что он заключен на срок с 26.09.2008 по 08.03.2020. Договор зарегистрирован в установленном порядке 29.10.2008.
Сторонами 15.12.2009 в связи с утверждением лесохозяйственного регламента по Шенкурскому лесничеству заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, которым ежегодный объем заготовки древесины уменьшен до 7,6 тыс. куб. м (приложение 3 к договору).
Впоследствии права и обязанности Арендатора лесного участка переданы Обществу по договору перенайма от 12.08.2010, в связи с этим сторонами заключено дополнительное соглашение от 06.09.2010 N 2 к договору аренды лесного участка.
В связи с реорганизацией Общества, а также, как указано в преамбуле, в связи с введением в действие материалов лесоустройства лесного участка в Шенкурском лесничестве приказом Министерства от 26.02.2016 N 39 сторонами заключено дополнительное соглашение от 15.04.2016 N 4 к договору аренды, которым ряд условий договора изложены в новой редакции.
Так, согласно условиям договора в редакции дополнительного соглашения от 15.04.2016 N 4 в аренду Обществу предоставляется лесной участок площадью 12 425 га с кадастровым номером 29:22:000000:155 в целях заготовки древесины в объеме 7,6 тыс. куб. м в год.
Указанные выше дополнительные соглашения к договору аренды лесного участка зарегистрированы в установленном порядке.
По условиям договора аренды Арендатор обязан вносить арендную плату в размере, определяемом исходя из установленного ежегодного отпуска древесины. Арендная плата определяется по формуле и состоит из двух частей: 1) рассчитываемая по минимальным ставкам и подлежащая зачислению в федеральный бюджет и 2) рассчитываемая с применением к минимальным ставкам повышающего коэффициента 1,7 и подлежащая внесению в бюджет субъекта.
Арендная плата ежегодно рассчитывается Арендодателем на следующий год и оформляется протоколом согласования размера арендной платы. При изменении ставок платы за единицу объема древесины, устанавливаемых законодательством РФ, размер арендной платы подлежит изменению пропорционально измененным ставкам. Размер арендной платы не зависит от фактического использования лесных ресурсов (раздел 2 договора).
Согласно представленным в материалы дела протоколам согласования размера арендной платы на 2010-2018 годы Арендодатель производил ежегодный расчет размера арендной платы по действующим ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (с учетом их индексации) исходя из разрешенного ежегодного объема древесины, равного 7,6 тыс. куб. м, установленного дополнительными соглашениями от 15.12.2019 N 1, от 15.04.2016 N 4.
Так, согласно уведомлению от 21.09.2017 N 204-11/7596 ежегодный размер арендной платы за лесной участок рассчитан в сумме 631 986 руб. 09 коп., из которого 510 988 руб. по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 120 998 руб. 09 коп. с применением повышающего коэффициента в бюджет субъекта (размер арендной платы в части превышений рассчитан с учетом заключенного соглашения с правительством Архангельской области о взаимодействии от 12.10.2016 N02-21/136 и соглашения от 21.08.2017 N 02-21/152).
Согласно уведомлению от 22.12.2017 N 204-11/10318 ежегодный размер арендной платы на 2018 год рассчитан в сумме 1 248 364 руб. 40 коп., из которого 734 332 руб. - по минимальным ставкам в федеральный бюджет и 514 032 руб. 40 коп. - в части превышений в областной бюджет.
В 2010-2018 годах Общество внесло арендную плату в размере, определенном вышеуказанными протоколами согласования размера арендной платы, задолженности по арендной плате не имеется, что сторонами не оспаривается.
В письме от 26.02.2020 N 204-11-14/1932 Министерство сообщило Обществу о доначислении арендной платы за 2017 год в сумме 220 678 руб. и за 2018 год в сумме 435 911 руб. 11 коп., всего на сумму 656 589 руб. 63 коп., и предложило уплатить доначисленную плату в бюджеты в течение 30 дней с момента получения письма. Перерасчет арендной платы в сторону увеличения за 2017-2018 годы произведен исходя из разрешенного к заготовке объема, равного 9,8 тыс. куб. м, установленного при заключении договора аренды в 2008 году.
Поскольку Общество доначисленную арендную плату за 2017-2018 годы не уплатило, Министерство обратилось в суд с требованием о ее взыскании.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, руководствуясь нормами части 2 статьи 74 (в редакции, применяемой к спорным правоотношениям), частей 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ, пришел к правомерному выводу о ничтожности в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от 26.09.2008 N 453 как подписанных с нарушением установленного ЛК РФ запрета на изменение по соглашению сторон условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 612 ГК РФ, суд обоснованно отказал Министерству в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу статьи 25 ЛК РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
Согласно части 2 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом частью 4 статьи 29 ЛК РФ прямо установлено, что запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В данном случае установлено, что изменения в части уменьшения ежегодного объема заготовки древесины на переданном Обществу в аренду лесном участке (до 7,6 тыс. куб. м) вносились в 2009 году в договор аренды в связи с утверждением лесохозяйственного регламента Шенкурского лесничества и изменением порядка расчета расчетной лесосеки на основании приказа Минприроды России от 08.06.2007 N 148 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки".
Дополнительным соглашением от 15.04.2016 N 4 к договору аренды ежегодный объем заготовки древесины с учетом материалов лесоустройства по лесному участку, переданному Обществу в аренду, утвержденных приказом Министерства от 26.02.2016 N 39, также установлен в размере 7,6 тыс. куб. м.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель Министерства пояснил, что уменьшение объема разрешенного к заготовке древесины, установленного в ходе проведения лесоустроительных работ, связано с исключением из разрешенных к заготовке участков, отнесенных к водоохранным и нерестоохранным зонам.
Таким образом, Министерство не оспаривает факт изменения расчетной лесосеки по переданному Обществу в аренду лесному участку. Более того, согласно письменным пояснениям представителя Министерства (т. 2, л. 23) предусмотренный в договоре объем заготовки равный 9,8 тыс. куб. м не мог быть предоставлен Обществу с 2010 года в связи изменением лесохозяйственного регламента Шенкурского лесничества.
Ввиду установленного частью 4 статьи 29 ЛК РФ запрета на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку, Общество не имело возможности осуществить рубку лесных насаждений на арендуемом участке в объеме 9,8 тыс. куб. м, установленном при заключении договора аренды.
Доказательств фактического изъятия Обществом указанного объема лесных ресурсов в спорный период в деле не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Пунктом 1 статьи 612 ГК РФ предусмотрено, что арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. При обнаружении таких недостатков арендатор вправе, в частности, потребовать от арендодателя соразмерного уменьшения арендной платы.
Применительно к спорной ситуации, ввиду предоставления истцом в аренду Обществу лесного участка с недостатками, препятствующими его использованию по назначению, что выразилось в отсутствии первоначально разрешенного к заготовке объема, Арендатор вправе требовать соразмерного уменьшения арендной платы.
При таких обстоятельствах, поскольку Арендодатель не предоставил Арендатору лесной участок с разрешенным ежегодным допустимым объемом изъятия древесины в размере 9,8 тыс. куб. м, то в силу статьи 612 ГК РФ не вправе требовать внесения арендной платы за такой не предоставленный к заготовке объем древесины.
Судом установлено и Министерством не оспаривается, что в 2017-2018 годах арендная плата вносилась ответчиком исходя из объема 7,6 тыс. куб. м, определенного при заключении дополнительных соглашений N 1, N 4 к договору аренды.
Поскольку Обществом внесена плата за использование лесов в том объеме, в котором Министерство ему предоставило и могло предоставить, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания доначисленной за неосвоенный объем древесины арендной платы.
Апелляционным судом также установлено, что по истечении срока аренды, предусмотренного договором (пункт 7.1), Общество возвратило лесной участок Арендодателю по акту приема-передачи от 08.03.2020. Соответственно, не имеет возможности осуществить заготовку древесины в объеме, изначально определенном при заключении договора аренды.
В свете изложенного следует согласиться с решением суда, которым истцу отказано в удовлетворении иска.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июня 2021 года по делу N А05-4746/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4746/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: ООО "Юмиж Лес Пром"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9208/2022
13.09.2022 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15869/2021
08.09.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6126/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20
11.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4630/2021
25.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6641/20
20.07.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-4746/20