г. Вологда |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А66-3669/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 сентября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Комплексные решения" Андреевой Е.Ю. по доверенности от 12.03.2021, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Павленко А.В. по доверенности от 26.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июня 2021 года по делу N А66-3669/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплексные решения" (ОГРН 1176952004624, ИНН 6950204589; адрес: 170006, Тверская область, город Тверь, улица Учительская, дом 54, здание цеха ОГМ, помещение 6; далее - общество, ООО "Комплексные решения") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС) о признании недействительными решений от 23.12.2020 по делу N РНП 69-311-2020 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) и от 21.12.2020 N 05-6/1-405-2020 о признании жалобы общества на действия заказчика необоснованной.
К участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области (ОГРН 1176952018650, ИНН 6952313181; адрес: 170026, Тверская область, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4/4; далее - управление архитектуры, заказчик).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части вопроса о правомерном указании заявителем размера обеспечения исполнения контракта и в части признания недействительными решений управления, в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу управления - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Управление архитектуры надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 06.11.2020 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ni размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу и транспортировке до места хранения рекламных конструкций. Начальная (максимальная) цена контракта определена 7 500 000 руб. (извещение от 06.11.2020 N 0136500001120006069).
Описание объекта закупки представлено в документации об электронном аукционе от 06.11.2020 N 0136500001120006069 с изменениями N 1 от 13.11.2020. Заказчиком работ определено управление архитектуры.
В соответствии с техническим заданием к контракту в редакции внесенных заказчиком изменений N 1 предусмотрено, что места нахождения рекламных конструкций указываются заказчиком в заявках.
В пункте 1.2 технического задания в редакции изменений N 1 предусмотрены работы: демонтаж не более 300 рекламных конструкций на территории Тверской области их погрузка, транспортировка до места хранения и разгрузка в границах Тверской области (приложение к техническому заданию). Место хранения рекламной конструкции определяется в зависимости от места нахождения демонтируемой рекламной конструкции, а именно рекламные конструкции, демонтируемые на территории г. Твери, г. Ржева, Калининского и Конаковского районов, подлежат транспортировке до места хранения соответственно в пределах границ г. Твери, г. Ржева, Калининского и Конаковского районов. Места нахождения рекламных конструкций указываются заказчиком в заявках.
В приложении к техническому заданию в редакции изменений N 1 определены: наименование муниципального района/округа (городской округ г. Тверь, городской округ г. Ржев, Калининский район, Конаковский район), количество демонтируемых рекламных конструкций (300), виды и размеры демонтируемых рекламных конструкций.
Пунктом 23 информационной карты документации об электронном аукционе в редакции изменений N 1 и проектом контракта предусмотрено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с которым предусматривается производить закупку только у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком в пункте 7.2 раздела 7 "Обеспечение контракта" указано, что в целях обеспечения исполнения обязательств по контракту исполнитель предоставляет заказчику обеспечение исполнение контракта в размере 1 6897 500 руб.
В пункте 19 информационной карты установлено, что размер обеспечения составляет 15 %.
В разделе 16 "Порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта" определено, что в случае установления заказчиком в соответствии со статьей 96 Закона требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.11.2020 N 0136500001120006069-1 до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 9 заявок; все заявки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Из протокола проведения электронного аукциона от 24.11.2020 N 0136500001120006069-2 следует, что минимальное предложение о цене контракта подано обществом и составило 1 650 руб. за единицу выполнения работ.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 27.11.2020 N 0136500001120006069-3 победителем электронного аукциона признано общество, в связи с этим ему 02.12.2020 заказчиком направлен проект контракта для подписания.
Получив проект контракта, общество 07.12.2020 в соответствии с частью 4 статьи 84 Закона N 44-ФЗ направило заказчику протокол разногласий, в силу которых указаво на необходимость предусмотреть место выполнения работ: г. Тверь, г. Ржев, Калининский и Конаковский районы Тверской области, согласно изменениям N1 в документацию об электронном аукционе (взамен указанного Заказчиком в проекте контракта места: г. Тверь, Тверская область); отразить максимальное значение цены контракта в размере 495 000 руб. (1 650 х 300), включая НДС 20%, вместо указанного заказчиком 7 500 000 руб., и предусмотреть предоставление исполнителем заказчику обеспечения исполнения контракта в размере 111 375 руб. вместо указанного заказчиком обеспечения исполнения контракта в размере 1 687 500 руб.
Заказчик в свою очередь 09.12.2020 повторно разместил на сайте проект контракта в первоначальной редакции с ответом на протокол разногласий, в котором указал заявителю в принятии замечаний к проекту контракта.
В связи с этим, а также полагая, что заказчиком нарушены положения частей 4 и 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ, общество 11.12.2020 направило в УФАС жалобу на действия заказчика (т. 1, л.д. 114-116).
Решением управления от 21.12.2020 N 05-6/1-405-2020 жалоба общества на действия заказчика признана необоснованной. В этом решении отмечено, что действия заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
В материалах дела также усматривается, что управление архитектуры, поскольку в срок до 23 час 59 мин 14.12.2020 подписанный проект контракта обществом ему не направлен, 15.12.2020 разместило "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.12.2020 N ППУ1" для закупки N 0136500001120006069 и в порядке части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ обратилось в УФАС с заявлением о включении информации об обществе в РНП в связи с признанием общества уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Решением УФАС от 23.12.2020 по делу N РНП 69-311-2020 информация об общества включена в РНП сроком на два года. Исходя из этого решения УФАС, следует, что основанием для включения в РНП сведений об обществе послужил факт ненаправления обществом в срок до 23 час 59 мин 14.12.2020 подписанного проекта контракта.
Не согласившись с этими решениями УФАС от 21.12.2020 и от 23.12.2020, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе при планировании закупок товаров, работ, услуг, определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключении предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов регламентируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 1 статья 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта (часть 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры (часть 5 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
По данному делу документацией спорного электронного аукциона определено, что в данном аукционе могут принимать участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт (часть 6.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Закона N 44-ФЗ).
С учетом анализа содержащихся в пункте 1 части 1 статьи 30, частей 1 и 6.2 Закона N 44-ФЗ правовых норм, суд первой инстанции верно отметил, что в рассматриваемом случае, поскольку контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 этого Закона, то размер обеспечения должен быть установлен в зависимости от цены, по которой будет заключаться контракт, а не от изначального ее размера (7 500 000 руб.), который в рассматриваемом случае указан и в проекте контракта, направленного обществу для подписания по результатам проведенного аукциона.
Выводы УФАС об обратном, изложенные в его решении от 21.12.2020 N 05-6/1-405-2020, не могут быть приняты, как основанные на ошибочном применении норм права.
Помимо того, доводы общества, изложенные в его жалобе от 11.12.2020 относительно отраженных в проекте контракта места выполнения работ, отличных от информационной карты в редакции изменений N 1 в документацию об электронном аукционе, управлением не исследовались и в решении не отражены.
При этом следует отметить, что деятельность антимонопольного органа относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны обладать определенными гарантиями, к которым относится требование четкости и определенности актов государственных органов.
Однако в рассматриваемом случае имеет место формальный подход антимонопольного органа при принятии оспариваемого решения. Из решения УФАС от 21.12.2020 следует, что фактически оно ограничилось изложением положений Закона N 44-ФЗ.
Также, как отмечалось ранее, решение УФАС от 23.12.2020 по делу N РНП 69-311-2020 о включении сведений об обществе в РНП основано только на том, что обществом в установленный срок не направлен подписанный проект контракта.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе условием для включения информации о поставщике в РНП является, в том числе, признание лица уклонившимся от заключения контракта.
В рамках осуществления функции по ведению реестра и включению в РНП сведений при уклонении участников размещения заказов от заключения контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют проверку фактов уклонения участников размещения заказов от заключения контракта и в зависимости от действий, совершенных участниками размещения заказов при заключении контрактов, принимает решения о включении или не включении сведений об участниках в РНП.
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства.
При решении вопроса о включении сведений о поставщике в названный реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным.
При этом антимонопольный орган при принятии решения о включении в РНП не должен ограничиваться формальной констатацией нарушения поставщиком требований порядка заключения контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов.
Основанием для включения в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Размещение сведений об участнике закупки в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Однако в данном случае действия общества направлены на заключение контракта, что исключает признаки недобросовестности в его действиях, оснований для признания заявителя уклонившимся от заключения контракта и для включения сведений об обществе в РНП не имелось.
В связи с этим, суд первой инстанции верно посчитал, что у УФАС отсутствовали правовые основания для включения в РНП сведений об ООО "Комплексные решения".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения УФАС от 21.12.2020 и от 23.12.2020.
Доводы апелляционной жалобы УФАС не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 июня 2021 года по делу N А66-3669/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3669/2021
Истец: ООО "Комплексные решения"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ