г. Владимир |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А43-11172/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2021 по делу N А43-11172/2021, принятое по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 18.02.2021 N 515-15-175/3/2021,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Горюнова Олега Макаровича.
В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - Коробов Ю.С. на основании доверенности от 10.08.2020 N 417 сроком действия по 31.12.2021 и диплома о высшем юридическом образовании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий N 01АП-5807/21 от 26.08.2021).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, контролирующий орган) 18.02.2021 в отношении публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС энерго НН", Общество, заявитель) проведена внеплановая документарная проверка в связи с обращением Горюнова Олега Макаровича (далее - Горюнов О.М., потребитель) о неправомерном начислении пеней.
В ходе проверки инспекцией установлен факт нарушения обществом постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства N 424), выразившийся в неправомерном начислении пеней на задолженность по оплате коммунальной услуги по электроэнергии, образовавшуюся с июля 2020 года в период действия моратория.
По результатам проверки составлен акт от 18.02.2021 N 515-15175/3/2021 и ПАО "ТНС энерго НН" выдано предписание, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 09.04.2021 произвести перерасчет неправомерно начисленных потребителю пеней.
Не согласившись с предписанием контролирующего органа, общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановления Правительства N 424, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель настаивает на том, что пени не подлежали начислению за период с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода, по оплате которого допущена просрочка. Поскольку период действия моратория истек 01.01.2021, пени подлежат начислению с указанной даты в том числе, на задолженность, образовавшуюся до 01.01.2021.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указала на законность и обоснованность решения суда.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции и Горюнова О.М.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя ПАО "ТНС энерго НН", Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается обществом, что внеплановая документарная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, проведена уполномоченным лицом с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.
Пунктом 66 Правил N 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом), не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно подпункту "а" пункта 32 Правил N 354 исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства N 424, вступившим в силу 06.04.2020, установлены особенности предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства N 424 до 01.01.2021 приостановлено действие положений подпункта "а" пункта 32 Правил N 354 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 4 данного постановления также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (далее - Обзор N 2), приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Таким образом, из содержания приведенных положений Постановления Правительства N 424 и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что в случае просрочки оплаты коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг) в период с 06.04.2020 до 01.01.2021 неустойка за данный период просрочки не подлежит ни начислению, ни взысканию.
Довод заявителя о возможности начисления неустойки за образовавшуюся в период действия моратория просрочку по завершению его действия не соответствует положениям Постановления Правительства N 424 и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, в силу которых период действия моратория с 06.04.2020 до 01.01.2021 исключен из периода просрочки, за который неустойка подлежит начислению.
Из материалов дела следует, что в счете на оплату коммунальной услуги по электроснабжению за январь 2021 года потребителю начислены пени в размере 04 руб. 37 коп. на задолженность, образовавшуюся в период с июля 2020 года.
Таким образом материалами дела подтверждается, что обществом начислены пени на образовавшуюся в период действия моратория задолженность, что в силу приведенных положений Постановления Правительства N 424 недопустимо.
Следовательно, правильным является вывод суда о том, что оспариваемое предписание инспекции соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает.
Совокупность двух условий, необходимых для признания предписания недействительным, в данном случае отсутствует.
Доводы ПАО "ТНС энерго НН", приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании вышеуказанных нормативных актов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2021 по делу N А43-11172/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11172/2021
Истец: ПАО "ТНС Энерго НН"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Горюнов Олег Макарович