г. Челябинск |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А47-564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2021 по делу N А47-564/2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - общество, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 40/01-216-2020 от 22.12.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Природа" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в его действиях отсутствует состав правонарушения. Доказательства того, что вывоз ТКО с контейнерных площадок по указанному адресу не осуществлялся обществом в спорный период, в материалах дела отсутствуют. Доказательств того, что автомобиль, посещавший контейнерную площадку в указанные даты, не вывозил КГО либо не имел возможности их вывезти, материалы дела не содержат и административным органом в материалы дела не представлено.
Апеллянт указывает на факт отсутствия специальной площадки для накопления КГО в месте (площадке) накопления ТКО, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д.12. Административным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что территории, прилегающие к контейнерной площадке, являются специально отведенными площадками для КГМ.
По мнению апеллянта не верен вывод суда о том, что ООО "Природа", осуществив вывоз ТКО не предусмотренным законом способом, в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки, то есть с прилегающей территории обязано руководствоваться, пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354. Кроме того, ООО "Природа" вменяется нарушение режима обеспечения коммунальной услугой по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 08.06.2021 по 11.06.2021, 13.06.2021 и с 18.06.2021 по 22.06.2021. Из акта от 11.06.2020 следует, что по указанному адресу расположения контейнерной площадки вывоз крупногабаритных отходов не осуществлялся.
Вместе с тем, апеллянт считает, что проверка ГЖИ по Оренбургской области была проведена с нарушением п.148 (49) Правил N 354. В адрес ООО "Природа" уведомлений о предоставлении коммунальной услуги с перерывами, превышающими установленную продолжительность от потребителей, не поступало, следовательно не соблюден порядок предусмотренный разделом 10 Правил N 354, а именно акт потребителем о нарушении региональным оператором обязательств по договору не составлен, ООО "Природа" не вручен, что позволяет сделать вывод о неполной проведенной проверке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В адрес суда от ГЖИ по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, который на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщен к материалам дела. В своем отзыве административный орган указывает, что судом первой инстанции все представленные в материалы дела доказательства оценены. Всем доказательствам, а также доводам, суд дал надлежащую правовую оценку. Отмечает, что выполнение региональным оператором санитарных правил также не освобождает его от обязанности выполнять требования и Правил N 354. По мнению административного органа, ссылка общества на соблюдение только санитарных норм несостоятельна, поскольку в своей деятельности общество должно соблюдать различные нормативные правовые акты, в том числе и санитарные нормы, кроме того санитарные нормы устанавливают санитарные требования по обращению с отходами, а не сроки их вывоза. Из имеющихся в деле документов следует, что на контейнерной площадке по указанному адресу имелись, в том числе крупногабаритные отходы, следователь ежедневный вывоз ТКО в виде крупногабаритных отходов не осуществлялся. Довод общества о нарушений требований при проведении проверки, по мнению ГЖИ по Оренбургской области, несостоятелен, поскольку проверка не проводилась, а проводилось административное расследование.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В ГЖИ по Оренбургской области 08.06.2020 поступило сообщение гражданина и материалы (акты осмотра контейнерной площадки), содержащие информацию о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: несвоевременный вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г.Оренбург, ул. Березка, д. 12.
По данному факту 10.06.2020 должностным лицом административного органа вынесено определение N 99 о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО "Природа", копия которого 11.06.2020 вручена обществу.
В рамках расследования административный орган направил в адрес общества, а также иные организации запросы о предоставлении необходимой информации.
Кроме того, должностными лицами административного органа произведены осмотры контейнерной площадки 11.06.2020, 18.06.2020, 19.06.2020, 22.06.2020, по результату которых составлены акты о неудовлетворительном состоянии места накопления отходов, при этом, отмечено ежедневное увеличение крупногабаритных отходов.
22.06.2020 общество представило в административный орган письменные пояснения, в которых указало на то, что вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов осуществляется разными автомобилями с периодичностью, соответствующей требованиям санитарных правил, а также представило отчет по посещению геозон, в соответствии с которым вывоз крупногабаритных отходов осуществлен 20.05.2020, 27.05.2020, 03.06.2020, 05.06.2020, 12.06.2020, 14.06.2020, 15.06.2020 (Т.1 л.д. 54-57).
18.06.2020 ООО "Управляющая организация "Луч" представило в административный орган копию журнала обращений граждан, из которого следует, что в указанный период поступали обращения о скоплении мусора.
По результату проведенного расследования административным органом установлено, что в период с 08.06.2020 по 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 коммунальная услуга по вывозу крупногабаритных отходов обществом предоставлялась не ежедневно, что является нарушением режима обеспечения предоставления гражданам коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами.
По данному факту 09.07.2020 административным органом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола (уведомление N 99 от 06.07.2020, полученное 07.07.2020), в отношении ООО "Природа" составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-99, из которого следует, что общество не обеспечило в период с 08.06.2020 по 22.06.2020 гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах N 3, 5 по пр.Дзержинского г.Оренбурга, предоставление ежедневно коммунальной услуги по вывозу крупногабаритных отходов.
Определением административного органа N 216/5 от 03.12.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 18.12.2020. Копия определения получена обществом 09.12.2020.
По результату рассмотрения дела об административном правонарушении 22.12.2020 (резолютивная часть объявлена 18.12.2020) административным органом с участием представителя общества, действующего на основании доверенности, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-2016-2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ. За выявленное правонарушение обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Постановление направлено в адрес ООО "Природа" посредством почтовой связи и получено им 14.01.2021.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель 22.01.2021 обратился в суд первой инстанции с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, ГЖИ по Оренбургской области осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 10).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных частью 1 статьи 23.54 КоАП РФ полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором. Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Пунктом 27 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В силу пункта 6 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами N 1156.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156, под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно Правилам N 354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт "ж" пункта 4).
В силу подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил N 354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148 (4) и 148 (5) Правил N 354, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а" пункта 148 (22)).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
ООО "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области и фактически оказывая населению услуги по вывозу ТКО, обязано соблюдать указанные нормативные требования, и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что административный орган вменяет в вину заявителю нарушение указанных выше положений в связи с тем, что в период с 08.06.2020 по 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах N 3, 5 по пр.Дзержинского г.Оренбурга, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставлялась с нарушением установленного режима ее предоставления, поскольку крупногабаритные отходы с контейнерной площадки в указанный период времени региональным оператором вывозились не ежедневно.
Следовательно, объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении периодичности фактического предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах N 3, 5 по пр.Дзержинского г.Оренбурга - нарушение режима обеспечения коммунальной услугой по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 08.06.2020 по 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020.
В данном случае заявитель при осуществлении деятельности по предоставлению коммунальной услуги несет обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, услуга оказывается в рамках договора на платной основе и должна быть оказана с периодичностью, установленной Приложением N 1 к Правилам N 354.
В рассматриваемом случае ООО "Природа" как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу при исполнении типового договора, заключенного в порядке абзаца 4 пункта 8.17 Правил N 1156 с потребителями, проживающими в многоквартирном доме N5 по ул. Волгоградская г.Оренбурга, в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов
Административный орган пришел к выводу о том, что в период с с 08.06.2020 по 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов гражданам, проживающим в многоквартирных домах N 3, 5 по пр.Дзержинского г.Оренбурга, обществом не предоставлялась.
Данный факт подтверждается собранными административным органом в ходе административного расследования доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 08.06.2020 по 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 предоставлялась потребителям в соответствии с Правилами N 354.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 08.06.2020 по 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 общество не осуществляло вывоз КГО с контейнерной площадки по ул. Березка, д.12. г.Оренбург, в связи с чем в действиях общества просматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, что является правильным в силу следующих обстоятельств.
Так, не согласившись с решением суда, в обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на факт отсутствия специальной площадки для накопления КГО в месте (площадке) накопления ТКО, расположенном по адресу: г.Оренбург, ул. Березка, д.12.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с указанным доводом, поскольку, предъявляя потребителям к оплате плату за вывоз ТКО (в состав которых входят КГО) по утвержденному тарифу, общество несет обязанность оказывать коммунальную услугу в соответствии с нормативно установленными требованиями, в том числе к порядку и способам оказания коммунальной услуги.
В силу статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 вывоз твердых коммунальных отходов - это транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Исчерпывающий перечень способов оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами приведен в пункте 10 Правил N 1156, в соответствии с которым, в любом случае складирование отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления ТКО (в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил N 354 потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил N 354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Примененная в пункте 17 Приложения N 1 Правил N 354 формулировка требований к качеству услуги по вывозу ТКО (с указанием на осуществление такой услуги с мест (площадок) накопления отходов) обусловлена тем обстоятельством, что возможность оказания коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО иным способом (помимо вывоза с мест (площадок) накопления отходов) не предусмотрена.
В рассматриваемом случае место накопления ТКО установлено по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д.12. Доказательств того, что обществу вменено нарушение в виде не вывоза КГО в период с 08.06.2020 по 11.06.2020, 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 с иного места накопления отходов материалы дела не содержат.
Оказывая коммунальную услугу по вывозу ТКО не предусмотренным законом способом (в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки), заявитель не вправе игнорировать нормативные требования, предъявляемые к качеству такой услуги.
Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество обращалось в администрацию г. Оренбурга по вопросу отсутствия по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д.12 специальной площадки или бункера для складирования КГО.
Таким образом, проанализировав названные нормы права, суд апелляционной инстанции считает, что вывоз ТКО из контейнеров, крупногабаритных отходов, относящихся к ТКО, с контейнерных площадок (в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки) является обязанностью регионального оператора.
Апелляционный суд считает, что довод подателя жалобы о неверном выводе суда о том, что ООО "Природа" нарушило требования, предусмотренные пунктом 17 Приложения N 1 Правил N 354, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с п. 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, следовательно, в рассматриваемом случае ООО "Природа" как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
Из представленных в материалы дела объяснений общества от 22.06.2020, отчета по посещению геозон (л.д. 55), маршрутного журнала движения транспортных средств, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов (мусоровозов), загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов, следует, что вывоз ТКО в виде КГО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д.12, региональным оператором осуществлялся 12.06.2020, 14.06.2020, 15.06.2020, 16.06.2020 и 17.06.2020.
Также в материалы дела не представлено доказательств того, что автомобиль, посещавший контейнерную площадку в указанные даты, не вывозил КГО либо не имел возможности их вывезти.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что в период с 08.06.2020 по 11.06.2020, 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 общество вывоз КГО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д.12 не осуществляло.
Параметры качества обеспечение исполнителем своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления в теплое время года установлены пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Так, установленная пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 периодичность вывоза ТКО из мест (площадок) накоплении устанавливающая, что в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) такой должен производить не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), следовательно, каждый день.
Между тем, апелляционный суд считает необходимым указать, что в рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение нормативного уровня или режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО, регулируемого специальным нормативным правовым актом - Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
Ввиду изложенного, не вывоз обществом с контейнерной площадки крупногабаритных отходов, которые относятся к твердым коммунальным отходам, в период с 08.06.2020 по 11.06.2020, 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 свидетельствует о нарушении режима оказания гражданам коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Непринятие мер к ежедневному вывозу крупногабаритных отходов (бездействие) свидетельствует о нарушении обществом обязанностей по выполнению функций на вывоз отходов потребления от жилого дома.
Вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены
В данном случае материалами дела подтверждается, что в период с 08.06.2020 по 11.06.2020, 13.06.2020 и с 18.06.2020 по 22.06.2020 общество вывоз КГО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Березка, д.12 не осуществляло.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ООО "Природа" в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В этой связи вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, является правильным.
Оспоренное постановление вынесено инспекцией в пределах установленного законом срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Наказание назначено заявителю в размере, соответствующем минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности административного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Довод подателя жалобы о том, что проверка ГЖИ по Оренбургской области была проведена с нарушением п.148 (49) Правил N 354, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в отношении заявителя было возбуждено производство по делу об административном правонарушении и проведено административное расследование, действия (истребование документов и другие мероприятия) осуществлены административным органом в соответствии с положениями КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в любом случае является непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протокол об административном нарушении является результатом административного расследования, возбужденного на основании информации, поступившей 16.04.2020 из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по факту ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции по существу является правильным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2021 по делу N А47-564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-564/2021
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд