г. Владивосток |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А51-7210/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5481/2021
на решение от 19.07.2021
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-7210/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" (ИНН 7445034462, ОГРН 1077445001700)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным требований,
при участии:
от Владивостокской таможни: Невзорова В.В. по доверенности от 10.09.2020, сроком действия на 10.09.2021, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 2072 от 27.06.2012);
от общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор": Чернева О.А. (участие онлайн), по доверенности от 22.04.2021, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 18216 от 09.06.2006);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Огнеупор" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "Огнеупор") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене требований Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 04.02.2021 N 1002070 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10702070/030221/0025816, N 10702070/030221/0026396.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 19.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настаивая на наличии правовых оснований для выставления оспариваемых требований, таможенный орган указывает, что правило непосредственной закупки товара обществом для цели предоставления тарифной преференции не соблюдено. В частности, отмечает, что спорный товар, страной происхождения которого заявлен Китай, приобретен обществом у компании, зарегистрированной в Гонконге, являющемся самостоятельной территорией в перечне стран-пользователей единой системы тарифных преференций, в связи с чем предоставление тарифной преференции нормативно необоснованно.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Общество в представленном письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В феврале 2021 года во исполнение внешнеторгового контракта от 16.02.2018 N 202324, заключенного между ООО "Огнеупор" (покупатель) и компанией ""Hongkong Jinmaoxiang. Ltd", специальный административный район Китая Гонконг (продавец), на таможенную территорию Евразийского экономического союза в адрес общества ввезен товар - оксид магния, в целях таможенного оформления которого декларантом поданы в таможенный орган ДТ N 10702070/030221/0025816, N 10702070/030221/0026396.
В графе 33 названных ДТ декларантом указан классификационный код 2519901000 ТН ВЭД ЕАЭС, и при расчете таможенных пошлин применена льготная ставка 3,75%, как для товара, происходящего из развивающейся страны, при импорте которого взимается 75% от базовой ставки, установленной Единым таможенным тарифом Таможенного союза (предоставление преференции).
С целью подтверждения страны происхождения товара (Китай) обществом предоставлен сертификат о происхождении товара по форме "А" N G201214541210019 от 10.11.2020.
Таможенным органом до выпуска товаров в адрес декларанта направлены требования от 04.02.2021 о внесении изменений в графы 36 и 47 деклараций в части предоставления тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/030221/0026396, N 10702070/030221/0025816, в связи с невыполнением условий их предоставления, установленных подпунктом 2 пункта 22 раздела IV Правил определения страны происхождения товаров из развивающихся стран.
05.02.2021 сведения, заявленные в ДТ, изменены согласно выставленным требованиям и таможенным органом приняты решения о выпуске товаров.
При этом не согласившись с требованиями таможенного органа от 04.02.2021, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 4 статьи 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной.
Согласно статье 25 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Договора о ЕАЭС в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (часть 2 статьи 36 Договора о ЕАЭС).
Пунктом 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" установлено, что государства - члены Евразийского экономического союза предоставляют тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 2, перечень наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 3, и включенных в перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8.
Китайская Народная Республика входит в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (Приложение N 2), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (далее - Перечень развивающихся стран).
Товары, относящиеся к товарной группе 25 ТН ВЭД ЕАЭС (кроме 2501 00 91, 2529 21 000 1, 2529 21 000 9, 2529 22 000 0) - соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент, включены в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8.
Пунктом 3 Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 N 47, определено, что тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются при наличии следующих условий:
а) страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза;
б) товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Союза предоставляются тарифные преференции;
в) обеспечено выполнение требований, предусмотренных действующими в рамках Союза правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Из пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС следует, что определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров (пункт 1 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 37 Договора о ЕАЭС для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.
В соответствии с указанной нормой права Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила), разделом II которых определены критерии определения происхождения товаров.
В силу пункта 22 данных Правил тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным настоящими Правилами, а также если выполняются следующие условия:
1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23 - 26 настоящих Правил;
2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил;
3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V настоящих Правил;
4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI настоящих Правил.
Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Пунктом 2 Правил определено, что сертификат о происхождении товара формы "А" является документом, свидетельствующим о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) страны - пользователя единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза.
Разделом V Правил регламентировано, что подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом (организацией) на одну партию товара. Сертификат о происхождении товара представляется таможенному органу государства-члена на бумажном носителе в напечатанном виде. Тарифные преференции предоставляются в отношении товара в количестве, указанном в документе о происхождении товара.
Из материалов дела усматривается, что обществом в целях подтверждения страны происхождения ввезенных товаров был предоставлен таможенному органу сертификат происхождения товаров формы "А" N G201214541210019 от 10.11.2020, удостоверенный таможенным органом г. Далянь, КНР, согласно которому страной происхождения декларируемых товаров является Китай.
В рассматриваемом случае в качестве единственного основания для отказа обществу в предоставлении тарифных преференций, что послужило основанием для выставления оспариваемых требований о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/030221/0025816, N 10702070/030221/0026396, таможенный орган ссылается на несоблюдение условия непосредственной закупки (торгующая сторона - Гонконг, страна происхождения и отправления товара - Китай).
Действительно, как уже отмечалось ранее, в силу подпункта 2 пункта 22 Правил соблюдение правила непосредственной закупки в отношении ввозимого товара является одним из условий предоставления тарифных преференций в отношении товара, происходящего из страны-пользователя.
В соответствии с пунктом 27 Правил товар рассматривается как непосредственно закупленный, если он приобретен лицом государства-члена у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в установленном порядке в стране-пользователе, из которой происходит такой товар.
Прямой поставкой считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на таможенную территорию Союза без провоза через территории стран, не являющихся государствами-членами, за исключением случаев, указанных в пунктах 24 и 25 настоящих Правил (пункт 23 Правил).
Соответственно, как правильно отметил суд первой инстанции, предоставление тарифных преференций возможно только в отношении государств как субъектов международного права, но не их административно-территориальных образований.
Принадлежность специального административного района Гонконг Китаю в силу пункта 1 статьи 69 АПК РФ не нуждается в доказывании.
В соответствии с графами 8 и 12 Приложения N 2 к Правилам в сертификате, выданном обществу и представленном таможенному органу, страной происхождения товара является Китай.
Следовательно, общество, приобретая произведенный в Китае товар у компании, зарегистрированной в Гонконге, который является специальным административным районом Китая, выполнило требования правила "непосредственной закупки".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, со ссылкой на Перечень развивающихся стран, несостоятельны ввиду отсутствия нормативного обоснования необходимости разделения для целей предоставления тарифных преференций Китая и его специального административного района Гонконга.
Одновременно с этим следует отметить, что в целях соблюдения указанных выше Правил необходимо подтвердить не фактическую погрузку товара в Китае, а приобретение товара у субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного в развивающейся стране, то есть приобретение китайского товара у китайской компании.
Факт происхождения ввозимого товара из КНР обществом документально подтвержден, следовательно, условие непосредственной закупки товаров и их прямой поставки на таможенную территорию ЕАЭС, необходимое для предоставления тарифных преференций, исполнено.
В свою очередь, тот факт, что согласно указанному в контракте юридическому адресу контрагент находится в Гонконге, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку данное обстоятельство не исключает возможности поставки товара, произведенного в Китае.
Таким образом, учитывая, что наличие правовых оснований для вынесения требований от 04.02.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10702070/030221/0025816, N 10702070/030221/0026396, не нашло подтверждение материалами дела, судебная коллегия считает, что оспариваемые требования таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, учитывая обстоятельства настоящего спора и предмет заявленных требований, суд апелляционной инстанции находит избранный арбитражным судом способ восстановления нарушенного права в виде обязания таможенный орган осуществить обществу возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов общества.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит судебные расходы по апелляционной жалобе на таможню.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 19.07.2021 по делу N А51-7210/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7210/2021
Истец: ООО "ОГНЕУПОР"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ