15 сентября 2021 г. |
Дело N А83-6048/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 сентября 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Чертковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца
ООО "Перспектива" Алфимова С.В. (дов. 17.01.2021)
от ответчика
ГКУ РК "Глав УКС РК" Масло З.И. (дов. от 11.01.2021);
от третьих лиц
Крымское УФАС России не явился, извещен надлежаще;
Служба капитального строительства
Республики Крым не явился, извещен надлежаще;
ГАУ РК "Госстройэкспертиза" не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года по делу N А83-6048/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском, уточнённым в порядке требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Государственному казенному учреждению Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым" (далее - ГКУ РК "Глав УКС РК") о признании решения ГКУ РК "Противооползневое управление" от 13.03.2020 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 077/119 от 29.08.2018 на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту: "Строительство ДОУ на 160 мест в с. Трудовое Симферопольского района" незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора судом привлечены Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Крымское УФАС России), Служба капитального строительства Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым "Госстройэкспертиза" (далее - ГАУ РК "Госстройэкспертиза").
Решением Арбитражного суда Республики Крым 05 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда ООО "Перспектива" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права. Односторонний отказ ответчика от исполнения Государственного контракта, считает неправомерным в связи с тем, что данное решение принято за пределами его срока действия контракта. Заявитель указывает на нарушение норм процессуального права в части не привлечения судом первой инстанции специалиста в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 апелляционная жалоба ООО "Перспектива" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года по делу N А83-6048/2020 оставлена без движения.
От ООО "Перспектива" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 15 час. 15 мин., 23.06.2021.
ГКУ РК "Глав УКС РК" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось. Очередное судебное заседание назначено на 08.09.2021.
В судебном заседании 08.09.2021 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель истца в судебном заседании 08.09.2021 возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Третьи лица, явку уполномоченных представителей в судебное заседание 08.09.2021 не обеспечил, извещены надлежаще.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.08.2018 между Службой капитального строительства Республики Крым и ООО "Перспектива" заключен государственный контракт N 077/119 на выполнение проектно-изыскательных работ по объекту: "Строительство ДОУ на 160 мест в с. Трудовое Симферопольского района".
Согласно пункту 1.1. контракта исполнитель обязуется по заданию государственного заказчика выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: "Строительство ДОУ на 160 мест в с. Трудовое Симферопольского района" в соответствии с условиями контракта, заданием на проектирование (Приложение 4), со Сводной сметой (Приложение 6), Графиком выполнения работ (Приложение 1), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить выполненный объем работ.
Предусмотренные контрактом работы выполняются исполнителем в строгом соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87, постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и иных законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации Республики Крым, технических регламентов, национальных и отраслевых стандартов, норм, правил, положений, рекомендаций и методик, действующих на момент сдачи результата выполненных работ, а также утвержденного задания на проектирование (Приложение 4 к настоящему контракту), Графика выполнения работ (Приложение 1 к настоящему контракту) и условиями настоящего контракта (пункт 1.2 контракта).
Технические, экономические и другие требования к технической документации, являющейся предметом контракта, должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации, требованиям строительных норм и правил, иных нормативно-правовых актов в области проектирования и строительства в части состава, содержания и оформления технической документации для строительства, а также утвержденному Заданию на проектирование (пункт 1.3 контракта).
Согласно пункта 1.4 контракта результатом выполненных работ по настоящему контракту является разработанная техническая документация: проектная документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями, с положительными заключениями Государственной экспертизы; результаты инженерных изысканий с положительными заключениями Государственной экспертизы, сметная документация с положительным заключением Государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости, рабочая документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями.
В случае изменения нормативных актов Российской Федерации, касающихся сферы капитального строительства, на момент проведения Государственной экспертизы, техническая документация дорабатывается исполнителем в соответствии с новыми нормативными актами и правилами РФ.
Согласно пункта 3.1 контракта его цена в соответствии со сводной сметой, рассчитанной на основании смет по отдельным видам проектно - изыскательских работ (Приложение 6 к настоящему контракту) составляет 4 250 000,00 руб., НДС не облагается.
Пунктом 3.9 контракта предусмотрено, что оплата работ по настоящему контракту производится государственным заказчиком следующим образом:
- оплата промежуточного платежа в размере 30 % от цены контракта, указанной в п. 2.1 настоящего контракта, что составляет 1 275 000.00 руб., осуществляется государственным заказчиком после предоставления исполнителем положительных заключений государственных экспертиз по проектной документации, инженерным изысканиям и достоверности определения сметной стоимости строительства объекта. Основанием для оплаты является подписанный государственным заказчиком промежуточный акт сдачи-приемки работ по этапу согласно Приложению 3.
- окончательный платеж - в размере 40 % от цены контракта, указанной в п. 2.1. настоящего контракта, но не более суммы, подтвержденной экспертным заключением, что составляет 1 700 000,00 руб., доведенных государственному заказчику на соответствующий год объемов финансирования.
Согласно пункта 4.1 контракта работы, предусмотренные настоящим контрактом (за исключением выполняемых в течение гарантийного периода), выполняются поэтапно.
Проектно-изыскательские работы - в соответствии с заданием на проектирование (Приложение 4 к настоящему контракту) и Графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение 1 к настоящему контракту) (пункт 4.1.1 контракта).
Пунктом 4.2 контракта предусмотрено, что началом работ является день подписания контракта, а окончание работ должно произойти не позднее 20.12.2018.
Согласно пункта 4.8 контракта исполнитель обязуется после разработки проектной документации в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях провести согласование проектной документации с органами государственного контроля и надзора, а также по указанию государственного заказчика с иными заинтересованными организациями (согласно статье 7 настоящего контракта); участвовать в проведении государственной экспертизы проектной документации в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящего контракта, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сопровождать проведение государственной экологической экспертизы.
Согласно пункта 4.22 контракта исполнитель обязуется прекратить выполнение работ с момента получения от государственного заказчика решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно пункта 4.11.3 контракта за работы, выполненные после принятия такого решения, оплата не производится.
Исполнитель сопровождает и оплачивает проведение государственной экспертизы проектной документации, в том числе инженерных изысканий, государственной экспертизы достоверности сметной стоимости строительства, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В этих целях государственный заказчик уполномочивает исполнителя совершать необходимые действия при сопровождении и оплате государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий, государственной экспертизы достоверности сметной стоимости строительства, а при необходимости также государственной экологической экспертизы проектной документации по объекту (пункт 7.8 контракта).
Согласно пункта 7.9 контракта в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, государственной экспертизы достоверности сметной стоимости строительства и государственной экологической экспертизы проектной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных документов, регулирующих строительство: СНиП, ГОСТ.
Исполнитель в рамках настоящего контракта:
- представляет проектную и рабочую документацию, материалы инженерных изысканий, сметную документацию в федеральные и (или) территориальные органы государственной экспертизы, органы государственной экологической экспертизы;
- участвует в рассмотрении проектной и сметной документации, материалов инженерных изысканий в органах государственной экспертизы, органах государственной экологической экспертизы;
- в случае необходимости привлекает государственного заказчика для участия в рассмотрении проектной и сметной документации, материалов инженерных изысканий органами государственной экспертизы, органами государственной экологической экспертизы;
- в процессе выполнения государственной экспертизы вносит в материалы инженерных изысканий, проектную и сметную документацию необходимые изменения для оперативного устранения недостатков по замечаниям органов государственной экспертизы, органов государственной экологической экспертизы (пункт 7.9 контракта).
Согласно пункта 9.1.8 контракта приемка выполненных работ по сопровождению проектной документации в органах государственной экспертизы, а также иных заинтересованных коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, с которыми необходимо согласовать проектную документацию, осуществляется после проведения государственной экспертизы проектной документации. Исполнитель в установленные графиком выполнения работ (Приложение 1 к настоящему контракту) сроки представления результатов проектно-изыскательских работ (этапа работ) направляет государственному заказчику положительные заключения (согласования) органов государственной экспертизы и иных организаций (результат работ по сопровождению проектной документации в органах государственной экспертизы, а также иных заинтересованных коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, с которыми необходимо согласовать проектную документацию), исполнительные сметы и подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки работ в 3 (трех) экземплярах.
Окончательная оплата результатов выполненной работы возможна при наличии актов сдачи-приемки работ и исполнительной сметы на эти расходы по фактическому выполнению.
Государственный заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней рассматривает полученные от исполнителя акт сдачи-приемки работ, исполнительные сметы и заключения (согласования) органов государственной экспертизы и иных организаций и в случае отсутствия замечаний направляет исполнителю подписанный со своей стороны 1 (один) экземпляр акта сдачи-приемки работ либо (в случае несоответствия результатов работ требованиям настоящего контракта и задания на проектирование) направляет исполнителю письменный отказ от подписания акта с перечнем замечаний.
Исполнитель устраняет недостатки по замечаниям государственного заказчика в порядке, предусмотренном пунктом 9.1.6 настоящего контракта, и повторно направляет государственному заказчику доработанные с учетом замечаний государственного заказчика результаты работ и подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки работ в 3 (трех) экземплярах. Государственный заказчик повторно осуществляет приемку выполненных исполнителем работ в порядке, предусмотренном пунктом 9.1.7 настоящего контракта.
Проектно-изыскательские работы и работы по разработке рабочей документации по настоящему контракту считаются выполненными после подписания сторонами актов сдачи-приемки работ по всем этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (Приложение 1 к настоящему контракту).
Исполнитель представляет первичные учетные документы и результаты работы, оформленные в количестве и порядке, предусмотренных настоящим контрактом, государственному заказчику с сопроводительным письмом нарочным либо экспресс-почтой в срок не позднее 25-го числа текущего месяца.
Исполнитель обязан в указанный для устранения недостатков по замечаниям срок за собственный счет устранить недостатки по замечаниям и повторно направить комплект первичных учетных документов государственному заказчику (пункт 9.19 контракта).
Исполнитель обязан письменно предупредить государственного заказчика в течение 3 (трех) календарных дней и приостановить работу до получения от государственного заказчика указаний при обнаружении: возможных неблагоприятных для государственного заказчика последствий исполнения его указаний о способе выполнения работ; иных, не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок, определенный графиком выполнения работ (пункт 11.1 контракта).
Государственный заказчик в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней после получения предложений исполнителя должен письменно направить ему указания (пункт 11.2 контракта).
Исполнитель, не предупредивший государственного заказчика об обстоятельствах, названных в пункте 11.1 настоящего контракта, либо продолживший работу, не дожидаясь указаний государственного заказчика, упомянутых в пункте 11.2 настоящего контракта, несет полную ответственность за некачественное выполнение работ (пункт 11.3 контракта).
Согласно пункта 19.4 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.
Дополнительным соглашением N 1 от 26.12.2018 продлен срок исполнения контракта до 15.07.2019.
21.03.2019 на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по контракту в соответствии с ч. 6 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" произведена замена государственного заказчика со Службы капитального строительства Республики Крым на Государственное казенное учреждение Республики Крым "Противооползневое управление".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 ноября 2018 года N 1420-р "Об утверждении Республиканской адресной инвестиционной программы и Плана капитального ремонта Республики Крым и признании утратившим силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым" (с учетом изменений и дополнений) и приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 06 февраля 2019 года N 37 "О некоторых вопросах реализации мероприятий Республиканской адресной инвестиционной программы" ГКУ РК "Противооползневое управление" определено государственным заказчиком по объектам Республиканской адресной инвестиционной программы.
ГКУ РК "Противооползневое управление" переименовано на ГКУ РК "Главное управление капитального строительства Республики Крым", о чем 18.02.2020 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
16.03.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 17.03.2020 было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителя сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются параграфами 1, 3 и 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса РФ подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основании государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно положений статьи 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Пунктом 1 статьи 759 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика (пункт 2 статьи 759 ГК РФ).
Ссылаясь на невыполнение ООО "Перспектива" принятых на себя договорных обязательств по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство ДОУ на 160 мест в с. Трудовое Симферопольского района", ГКУ РК "Главное управление капитального строительства Республики Крым" принято решение N 435 от 16.03.2020 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 077/119 от 29.08.2018, которое было размещено в единой информационной системе 17.03.2020.
Обосновывая свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ГКУ РК "Главное управление капитального строительства Республики Крым" ссылается на то, что результат работы исполнителем должен был быть сдан государственному заказчику не позднее 15.07.2019. Однако, как указывает заказчик, по состоянию на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в адрес заказчика результат работ от исполнителя не поступал.
По общему правилу право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий должно быть предусмотрено ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ). Право на односторонний отказ от исполнения обязательства либо на изменение его условий может быть предусмотрено договором для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в отношениях между собой, а также для лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, по отношению к лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность (абзац первый пункта 2 статьи 310 ГК РФ).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъясняется, что право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено правилами об отдельных видах договоров. В частности, право на односторонний отказ от договора предоставлено заказчику по договору подряда (статья 717 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Нормы Закон N 44-ФЗ являются специальными по отношению к гражданскому законодательству Российской Федерации, а потому применению в спорных правоотношениях подлежат именно нормы специального законодательства.
Частью 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право сторон включить условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 указанного Федерального закона.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством; заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 19.4 контракта предусмотрено, что его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта и исполнения контракта. При этом, государственный заказчик оплачивает исполнителю только работы, выполненные и принятые государственным заказчиком до расторжения настоящего контракта.
В статьях 715 и 717 ГК РФ содержатся специальные нормы, определяющие порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения договора подряда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 3 статьи 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу статьи 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Согласно разъяснениям судебной практики, содержащимся, в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, если государственный заказчик отказался от договора в связи с существенным нарушением подрядчиком государственного контракта, суд не вправе без согласия заказчика переквалифицировать данный отказ в немотивированный отказ от договора, предусмотренный статьей 717 ГК РФ.
Согласно выводов суда первой инстанции отказ Заказчика от контракта квалифицирован по ст. 717 ГК РФ. С таким решением заказчик полностью согласен, при аудиофиксации такую позицию поддержал и в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о том, что отказ заказчика правильно определен с учетом положений ст.717 ГК РФ как немотивированный.
В отношении довода апеллянта о том, что решение заказчика подлежит отмене как принятое за пределами срока действия договора и согласно пункту 3 статьи 715 ГК РФ коллегия судей отмечает следующее.
Результатом выполненных работ по настоящему контракту является разработанная техническая документация: проектная документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями, с положительными заключениями государственной экспертизы; результаты инженерных изысканий с положительными заключениями государственной экспертизы, сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости, рабочая документация, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями (пункт 1.4 контракта).
Несмотря на окончание срока выполнения работ у заказчика на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, отсутствовала документация, разработанная истцом в соответствии с контрактом.
При этом, доводы истца о непредоставлении заказчиком необходимой для проведения экспертизы документации судом были изучены судом и установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 759 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Задание на проектирование, как основные исходные данные, необходимые для выполнения исполнителем принятых на себя обязательств по контракту, являются Приложением N 4 к контракту, исполнитель с ними был ознакомлен в момент подписания контракта.
Кроме того, частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий (согласно условиям контракта, исполнитель выполняет проектно-изыскательские работы и выполнение инженерных изысканий входит в обязанность исполнителя). В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Таким образом, нормы статьи 759 ГК РФ кодекса не исключают, а статьи 48 Градостроительного кодекса РФ устанавливают право государственного заказчика поручить исполнителю сбор исходных данных для проектирования и выполнения изыскательских работ.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта обязанность по сбору исходных данных и получению технических условий, возложена на исполнителя.
Кроме того, согласно пункта 2.2 контракта в его цену включены причитающиеся Исполнителю вознаграждение и стоимость всех затрат, необходимых для исполнения работ по договору, в том числе, расходы по сбору исходных данных.
При этом, права и обязанности государственного заказчика, регламентированы статьей 5 государственного контракта, и не содержат обязанности по выдаче в определенные сроки исходных данных.
В задании на проектирование, являющимся Приложением N 4 к контракту в пункте 1.14 установлено, что сбор исходно-разрешительных документов осуществляется заказчиком совместно с проектировщиком.
Учитывая положения пункта 4.2 контракта, согласно которым обязанность по сбору исходных данных и получению технических условий, возложена на исполнителя, последний не вправе ссылаться на неисполнение государственным заказчиком обязанности по предоставлению исходных данных, так как договор возлагает такую обязанность на исполнителя.
Необходимо отметить, что предыдущим государственным заказчиком выданы исполнителю исходно-разрешительные документы, включая ГПЗУ (20.09.2018 г. N 06-2854) и технические условия. Факт их представления подтверждается подачей проектно-сметной документации в экспертизу в апреле 2019 года, входной контроль в части сметной документации пройден 18.06.2019 г..
Также, необходимо отметить, что ООО "Перспектива" заключены договора с ГАУ РК "Госстройэкспертиза" о прохождении экспертизы по проектной документации (договор от 18.06.2019 г N 910731-19/ПИР) по сметной документации (договор на сметную документацию от 18.06.2019 г. N 910732-19).
Письмом N 4209-19ф/КРМ-6039 от 11.09.2019 г. ГАУ РК "Госстройэкспертиза" в адрес исполнителя направлены замечания по проектной документации и инженерным изысканиям для внесения изменений и корректировки.
ГАУ РК "Госстройэкспертиза" к ранее выданному письму 08.10.2019 г. за N 5652-19/КРМ-6039/01 выявила в результате проведения экспертизы несоответствия разработанной технической документации техническим регламентам и нормативным правовым актам и предложила проектировщику устранить замечания.
Письмом N 6417/КРМ-6039/01 от 14.11.2019 г. ГАУ РК "Госстройэкспертиза" сообщила о непредставлении исполнителем откорректированной проектной документации и уведомила ООО "Перспектива", что в случае непредставления испрашиваемых документов в срок до 22.11.2019 г., будет выдано отрицательное заключение государственной экспертизы.
Таким образом, исполнитель осознавал негативные последствия в случае своего бездействия и не устранения замечаний государственной строительной экспертизы.
Согласно пункта 9.1.8 контракта приемка выполненных работ по сопровождению проектной документации в органах государственной экспертизы, а также иных заинтересованных коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, с которыми необходимо согласовать проектную документацию, осуществляется после проведения государственной экспертизы проектной документации. Исполнитель в установленные графиком выполнения работ (Приложение 1 к настоящему контракту) сроки представления результатов проектно-изыскательских работ (этапа работ) направляет государственному заказчику положительные заключения (согласования) органов государственной экспертизы и иных организаций (результат работ по сопровождению проектной документации в органах государственной экспертизы, а также иных заинтересованных коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях, с которыми необходимо согласовать проектную документацию), исполнительные сметы и подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки работ в 3 (трех) экземплярах.
Окончательная оплата результатов выполненной работы возможна при наличии актов сдачи-приемки работ и исполнительной сметы на эти расходы по фактическому выполнению.
Государственный заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней рассматривает полученные от исполнителя акт сдачи-приемки работ, исполнительные сметы и заключения (согласования) органов государственной экспертизы и иных организаций и в случае отсутствия замечаний направляет исполнителю подписанный со своей стороны 1 (один) экземпляр акта сдачи-приемки работ либо (в случае несоответствия результатов работ требованиям настоящего контракта и задания на проектирование) направляет исполнителю письменный отказ от подписания акта с перечнем замечаний.
Исполнитель устраняет недостатки по замечаниям государственного заказчика в порядке, предусмотренном пунктом 9.1.6 настоящего контракта, и повторно направляет государственному заказчику доработанные с учетом замечаний государственного заказчика результаты работ и подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки работ в 3 (трех) экземплярах. государственный заказчик повторно осуществляет приемку выполненных исполнителем работ в порядке, предусмотренном пунктом 9.1.7 настоящего контракта.
При этом, пунктом 9.19 контракта предусмотрено, что проектно-изыскательские работы и работы по разработке рабочей документации по настоящему контракту считаются выполненными после подписания сторонами актов сдачи-приемки работ по всем этапам, предусмотренным графиком выполнения работ (Приложение 1 к настоящему контракту).
Исполнитель представляет первичные учетные документы и результаты работы, оформленные в количестве и порядке, предусмотренных настоящим контрактом, государственному заказчику с сопроводительным письмом нарочным либо экспресс-почтой в срок не позднее 25-го числа текущего месяца.
Исполнитель обязан в указанный для устранения недостатков по замечаниям срок за собственный счет устранить недостатки по замечаниям и повторно направить комплект первичных учетных документов государственному заказчику.
Доказательств надлежащего выполнения своих обязанностей по контракту истцом суду не представлено.
ГАУ РК "Госстройэкспертиза" в своем заключении пришла к выводам, что проектная документация по объекту капитального строительства: "Строительство ДОУ на 160 мест в с. Трудовое Симферопольского района", выполненная ООО "Перспектива", не соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренных в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
В заключении также указано, что в процессе проведения экспертизы в представленных разделах документации "обследование строительных конструкций" и "конструктивные решения" были выявлены недостатки, наличие которых позволяет сделать вывод о несоответствии решений действующим нормативно-техническим документам и техническим регламентам.
В соответствии с разделом 4.2.2.1 "пояснительная записка" Отрицательного заключения ГАУ РК "Госстройэкспертиза" строительство объекта было начато в 2016 году по проекту, разработанному в 2012 году (л. 28 отрицательного заключения экспертизы (Том 3 л.д. 17): "При корректировке проекта, выполненного по строительным нормам Украины, принимались решения, соответствующие требованиям Российского законодательства, постановлениям Правительства Российской Федерации, актуализированным сводам правил и строительным нормам".
В соответствии с п.1.15 Задания проектировщику была передана ранее разработанная проектная документация, в соответствии с которой было начато строительство по нормам Украины и все необходимые данные для проектирования. Данную документацию (разработанную по украинским нормам) требовалось учесть (корректировать) при проведении проектных работ. Другой документацией Заказчик не располагал, так как проект не получал положительного заключения в нормативно-правовом поле Российской Федерации.
ООО "Перспектива" по собственной инициативе на основании договора от 21.09.2018 выкупила у ООО "Индустрия развития" их документацию ПИР. ООО "Индустрия развития" откорректировала украинскую документацию по объекту по нормам Российского законодательства (по ней было получено отрицательное заключение экспертизы), которой Служба капитального строительства Республики Крым не располагала, так как не являлась заказчиком и соответственно, заказчику она не передавалась и использоваться не могла.
Утверждение ООО "Перспектива", что купленная им документация должна была быть передана Службой капитального строительства Республики Крым в качестве исходных данных для корректировки проекта. Фактически, ООО "Перспектива", выкупив документацию, получившую отрицательное заключение экспертизы у ООО "Индустрия развития" имело намерение сэкономить рабочий ресурс, не состоятельно.
Однако, что подтверждается письмом ГАУ РК "Госстройэкспертиза" от 25.07.2019 N 3351-19/КРМ-6743/01 (прилагается) проектировщик выполнил новый комплекс инженерных изысканий (на основе купленной документации у ООО "Индустрия развития), что является новым проектированием без учета старой не имеющей положительного заключения экспертизы и проекта в соответствии с которой велось строительство, выполненного ранее в правовом поле Украины).
Вместе с тем, технический отчет по обследованию конструкций недостроенного здания, находящегося на земельном участке проектирования (п.1.8, п.1.12 задания), своевременно проектировщиком выполнен не был и заказчику предоставлен на согласование со значительными недоработками.
Письмом от 25.07.2019 N 3351-19/КРМ-6743/01 ГАУ РК "Госстройэкспертиза" информировала ООО "Перспектива" (в адрес заказчика не предоставлялось), что в соответствии с представленной пояснительной проектировщиком запиской, при разработке проектной документации использовалась проектная документация, разработанная по строительным нормам Украины, соответственно представленная в экспертизу документация, выполненная ООО "Перспектива" в 2018 году по строительным нормам РФ не может быть рассмотрена экспертизой как корректировка проекта, а будет рассматриваться как новое проектирование.
Учитывая невозможность устранения указанных недостатков, РК "Госстройэкспертиза" сообщила о своем отказе в принятии проектной документации и результатов инженерных изысканий на повторную государственную экспертизу как корректировка.
Вместе с тем, проектировщик подал свою документацию на рассмотрение экспертизы, как новый проект, в результате чего было получено отрицательное заключение экспертизы от 17.03.2020 г. N 91-1-2-3-007699-2020.
Разделом 18 Контракта определен срок его действия так согласно п.18.2. контракт действует до 31 декабря 2019 года. Отношения по настоящему Контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его продления. Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, не освобождает Стороны от исполнения принятых на себя обязательств (Дополнительное соглашение N 1 к Контракту от 26.12.2018).
Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств.
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, при этом договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Поскольку государственный контракт не содержит определенного условия о прекращении обязательств сторон по окончанию срока его действия, на момент принятия государственным заказчиком решения об отказе от его исполнения контракт продолжал действовать, данный вывод соответствует положениям вышеназванной нормы права.
Истечение срока действия государственного контракта при наличии неисполненных обязательств не может влечь их прекращение (статья 425 ГК РФ), что соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик, верно руководствуясь положениями пункта 19.4 контракта, отказался от контракта исходя из обстоятельств установленных выше.
Таким образом, государственным заказчиком принято решение о расторжении государственного контракта в порядке статьи 717 ГК РФ, согласно которой заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).
Статьей 719 ГК РФ установлено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, подрядчик не воспользовался правами, предоставленными названными нормами, и не приостанавливал выполнение работ либо не приступал к выполнению работ в связи, как указывает истец, с наличием отрицательного заключения на проектную и сметную документацию на федеральном уровне; непригодностью предоставленных заказчиком инженерно-геологических изысканий; наличием существенных недостатков в проектной документации и необходимостью их корректировки.
Более того, суду не были предоставлены доказательства наличия таких обстоятельств.
Ссылка подрядчика на то, что им соблюдены положения статьи 716 ГК РФ путем незамедлительного уведомления заказчика о наличии существенных недостатков в проектной документации расцениваются как несостоятельные.
Указанное уведомление не может быть расценено как сообщение подрядчика о приостановлении работ на объекте либо о невозможности приступить к выполнению работ по контракту.
Напротив, истец, являясь профессиональным и квалифицированным участником рыночных отношений в сфере оказания услуг и выполнения строительно-подрядных работ, ознакомленный с условиями спорного контракта и с требованиями технической документации, осознавая факт невозможности выполнения предусмотренных контрактом работ в установленный срок, не проявил должной степени заботливости и осмотрительности и не предпринял предусмотренные законом меры для приостановления работ либо отказа от их выполнения.
Не получая в разумные для выполнения работ по контракту сроки, ответы на направленную в адрес заказчика корреспонденцию, подрядчик, в свою очередь, также не предпринимал необходимых действий для продолжения выполнения работ. Анализ общего журнала работ, экспертных заключений, представленных как истцом, так и ответчиком, переписка заказчика и подрядчика не позволяет суду сделать вывод, насколько несвоевременное представление того или иного документа, ответа на запрос или сведений повлияло на срыв этапов и сроков выполнения работ, а также о наличии препятствий, при которых выполнение работ по контракту было фактически невозможно. Как указано выше, доказательств приостановления работ именно в связи с невозможностью их выполнения в отсутствие какой-либо конкретной документации либо в связи с бездействием заказчика, общество суду не представило.
В апелляционной жалобе Заявитель указывает на нарушение норм процессуального права в части не привлечения судом первой инстанции специалиста в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора.
Данный довод коллегия судей не принимает по следующим основаниям.
В рамках рассмотрения данного дела судом первой инстанции сторонам было предложено провести по делу экспертизу с целью установления объема работ и сроков их выполнения. Заявитель в письменных объяснениях от 25.10.2020, указал, что проведение такой экспертизы не считает целесообразным и отказался от ее проведения. Иных ходатайство о привлечении специалистов в рамках АПК Заявитель не подавал.
В рамках рассмотрения данного дела судом первой инстанции сторонам было предложено провести по делу экспертизу с целью установления объема работ и сроков их выполнения. Заявитель в письменных объяснениях от 25.10.2020, указал, что проведение такой экспертизы не считает целесообразным и отказался от ее проведения. Иных ходатайство о привлечении специалистов в рамках АПК Заявитель не подавал.
Ответчик отказался от проведения экспертизы, силу того, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта ГАУ РК "Госстройэкспертиза" уже было выдано ООО "Перспектива" отрицательное заключение по объекту: "Строительство ДОУ на 160 мест в с. Трудовое Симферопольского района".
Судом были разъяснены сторонам последствия такого отказа, дело было рассмотрено с учетом имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 9 АПК РФ, где указано, что стороны несут риск совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ссылка в апелляционной жалобе о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм, мотивированная отказом Заявителю о привлечении специалистов, является несостоятельной.
Как отмечено в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 59 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2011 N 422-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам", согласно положениям части 2 статьи 55.1, части 1 статьи 87.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации специалист может быть привлечен в процесс только по инициативе арбитражного суда.
Суд вправе по собственной инициативе привлечь в процесс специалиста, если именно ему требуется получение разъяснений, консультаций, выяснение профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого спора. Следовательно, необходимость привлечения специалиста определяется судом
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признается не обоснованной.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 февраля 2021 года по делу N А83-6048/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6048/2020
Истец: ООО "ПЕРСПЕКТИВА"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА", СЛУЖБА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю