г. Санкт-Петербург |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А56-116815/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Емельяновой Н.О.
при участии:
от истца: представителя Зайцевой Н.Ю. по доверенности от 07.10.2020,
от ответчика: представителя Ганина А.Н.по доверенности от 11.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-24292/2021, 13АП-24293/2021) ПАО "Россети Ленэнерго" и местной Администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образовании Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 по делу N А56-116815/2020, принятое
по иску ПАО "Россети Ленэнерго"
к местной Администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образовании Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - истец, ПАО "Россети Ленэнерго", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Местной Администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - ответчик, Администрация, ответчик) о взыскании 1 184 614 рублей 52 копеек неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии, 60 558 рублей 30 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период по 13.10.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами с 14.10.2020 до момента фактического исполнения ответчиком обязательства по оплате стоимости выявленного бездоговорного потребления электрической энергии.
Решением суда от 05.05.2021 заявленные требования удовлетворены частично, с местной Администрации муниципального образования Русско-Высоцкое сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области взысканы в пользу ПАО "Россети Ленэнерго" 1175366 рублей 18 копеек неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии, 59 635 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период по 13.10.2020 в размере, проценты за пользование чужими денежными средствами с 14.10.2020 до момента фактического исполнения ответчиком обязательства по оплате стоимости выявленного бездоговорного потребления электрической энергии, 25 244 рубля расходов по государственной пошлине, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Истец, не согласившись с решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции сделан необоснованным вывод суда о том, что истец неправомерно выставил счета в адрес ответчика с учетом ставки НДС 20 %.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в актах проверки N бп/N 1 от 03.08.2018, N бп/N2 от 03.08.2018 отражено, что местная администрация настаивает об ограничениях потребления электроэнергии и демонтаже незаконно установленных приборов освещения. Кроме того, по мнению подателя жалобы, он не является лицом, на стороне которого возникло неосновательное обогащение.
02.09.2021 от ПАО "Россети Ленэнерго" через систему "мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика.
09.09.2021 в судебном заседании апелляционного суда стороны поддержали доводы своих апелляционных жалоб, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы другой стороны.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в отношении объекта ответчика (уличное освещение), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н., д. Телези, ул. Земская и ул. Зеленая, представителями ПАО "Россети Ленэнерго" были проведены проверки соблюдения правовых норм, регулирующих сферу обращения электроэнергии и выявления фактов неучтенного (бездоговорного) потребления электрической энергии, в результате которых были установлены факты потребления ответчиком электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения.
Данное обстоятельство подтверждается актами о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии N бп/N1 от 03.08.2018, N бп/008156 от 21.08.2019, N бп/N2 от 03.08.2018, N бп/008119 от 21.08.2019.
Истец является территориальной сетевой организацией, а именно коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
На основании актов о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии N бп/N1 от 03.08.2018, N бп/008156 от 21.08.2019, N бп/N2 от 03.08.2018, N бп/008119 от 21.08.2019 в адрес ответчика выставлены счета N 49901369 от 24.01.2019, N 49900049 от 14.10.2019, N49901370 от 24.01.2019, N 49900050 от 14.10.2019 на оплату стоимости выявленного объема бездоговорного объема электроэнергии по объекту за расчетный период в общем размере 1 184 614, 52 руб. (в том числе НДС- 20%), которые ответчик был обязан оплатить в 10-дневный срок.
Истец направил ответчику претензию, оставление которой последним без ответа и без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву, произведя перерасчет задолженности и процентов с учетом применения ставки НДС в размере 18 %.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации на абонента возложена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, а также приборов и оборудования, незамедлительно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии.
Статьей 4 Федерального закона от 06.03.2002 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением от 04.05.2012 N 442 Правительство Российской Федерации утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В пункте 2 Основных положений под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Пунктом 84 указанных Основных положений установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.
В силу пункта 121 Основных положений при выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в присутствии такого лица или его представителя в соответствии с разделом X Основных положений акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с настоящим пунктом дату и время введения полного ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что не является лицом, на которого возлагается ответственность за безгодоговорное потребление за спорный период за уличное освещение.
Как следует из материалов дела, в отношении спорных объектов уличного освещения сетевой организацией было выявлено бездоговорное потребление электроэнергии в виде самовольного присоединения к электросетевому хозяйству ПАО "Росеети Ленэнерго" (непосредственно от ТП-5571 и ТП-2266) и потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения Местной Администрация МО Русско-Высоцкое сельское поселение.
В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещение улиц).
Кроме того, п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Из приведенных выше норм следует, что в силу действующего законодательства не представляется возможным возложение обязанности по содержанию имущества, относящегося к оборудованию освещения на территории муниципального образования, на физическое лицо - собственника или иного владельца земельного участка, вне границ которого расположены объекты наружного освещения, вне зависимости от того, какую фактическую пользу данное физическое лицо извлекает.
Согласно документам, представленным Ответчиком в материалы дела (в том числе фотографиям, являющимся приложением к отзыву), факт бездоговорного потребления электроэнергии (расположение светильников наружного освещения) выявлен непосредственно на улицах Земская и Зеленая д. Телези. то есть вне границ владельцев земельных участков.
Таким образом, если светильник наружного освещения расположен вне границ земельного участка (вне границ балансовой принадлежности электрических сетей потребителя), то собственник земельного участка и индивидуального жилого дома, расположенного на данном участке (или лицо, владеющее земельным участком и объектами, расположенными на нем на ином праве), не является лицом, к которому могут быть предъявлены требования по оплате стоимости бездоговорного потребления электрической энергии.
Исходя из положений Письма Минстроя России N 33418-АЧ/04 от 18.09.2017 организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 25.10.2010 г. N Н5-8575/5 расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
В соответствии со статьей 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 ФЗ "О местном самоуправлении" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Таким образом, организация, ремонт и оплата стоимости уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
В силу статьи 2 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно п. 1 Приложения N 3 к таким объектам относятся и объекты инженерной инфраструктуры (объекты электросетевого хозяйства).
В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:
выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
Следовательно, организация, ремонт и оплата стоимости уличного освещения относится к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что лицом, на стороне которого возникло обязательство из неосновательного обогащения при бездоговорном потреблении электроэнергии, является Администрация.
В силу пункта 193 Основных положений, при выявлении факта бездоговорного потребления электроэнергии в акте должны содержаться данные: о лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии; объяснения лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
На основании указанной выше нормы акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии составляется непосредственно в ходе проверки.
Представленные в материалы дела акты о бездоговорном потреблении электроэнергии N бп/N1 от 03.08.2018, N бп/N2 от 03.08.2018 были подписаны представителем ответчика, который присутствовал при проведении проверок и указал на отсутствие замечаний к составленным актам.
В актах N бп/008119 от 21.08.2019, N бп/008156 от 21.08.2019 стоит отметка об отказе от присутствия при проведении проверки и отказе от подписания актов. Вместе с тем, указанный отказ не мотивирован. Доказательств, опровергающих факт бездоговорного потребления, в материалы дела не представлено.
Единственным допустимым доказательством невозможности потребления электрической энергии от объектов электросетевого хозяйства истца является наложенная пломба сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика, которая исключает потребление электрической энергии объектом.
Доказательств того, что была наложена пломба сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика на электросетевое хозяйство, что исключило бы потребление электрической энергии объектом ответчика, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах ответчик имел фактическую возможность потреблять электроэнергию на спорном объекте в течение всего спорного периода.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства невозможности потребления электроэнергии на спорном объекте в заявленный истцом период.
Ссылки ответчика на акт (л.д. 18), согласно которому фонари по адресу пр. Терезы ул. Зеленая и ул. Зеленая в количестве 12 штук были демонтированы, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанный акт не содержит даты, что не позволяет его отнести к спорному периоду. Кроме того, указанный акт составлен не на официальном бланке, не содержит печатей организации и отсутствуют доказательств полномочий лица, подписавший указанный акт.
Согласно пункту 196 Основных положений объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
При этом период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где позже был выявлен факт бездоговорного потребления электрической энергии, до даты выявления факта бездоговорного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (в редакции, действовавшей в спорный период).
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 Основных положений.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по вышеуказанным актам о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии представлен истцом в материалы дела.
Количество часов бездоговорного потребления электрической энергии по акту N бп/N 1 от 03.08.2018 составило 8 760 часа. Данное значение рассчитано, исходя из количества часов потребления электроэнергии в сутки - 24 часа и количества дней потребления - 365 день. Объем бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии по акту N бп/N 1 от 03.08.2018 составил 32957 кВтч.
Количество часов бездоговорного потребления электрической энергии по акту N бп/N2 от 03.08.2018 составило 8 760 часа. Данное значение рассчитано, исходя из количества часов потребления электроэнергии в сутки - 24 часа и количества дней потребления - 365 день. Объем бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии по акту N бп/N2 от 03.08.2018 составил 32957 кВтч.
Количество часов бездоговорного потребления электрической энергии по акту N бп/008156 от 21.08.2019 составило 8 760 часа. Данное значение рассчитано, исходя из количества часов потребления электроэнергии в сутки - 24 часа и количества дней потребления - 365 день. Объем бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии по акту N бп/008156 от 21.08.2019 составил 32957 кВтч.
Количество часов бездоговорного потребления электрической энергии по акту N N бп/008119 от 21.08.2019 составило 8 760 часа. Данное значение рассчитано, исходя из количества часов потребления электроэнергии в сутки - 24 часа и количества дней потребления - 365 день. Объем бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии по акту N бп/008119 от 21.08.2019 составил 32957 кВтч.
Истец определил стоимость электрической энергии исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 303-ФЗ) внесены изменения, в том числе в пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, с 01.01.2019 ставка НДС увеличилась с 18% до 20%.
Согласно расчету истца размер неосновательного обогащения в виде стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии составил 1 184 614, 52 руб.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 указанного Закона положения пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Как рекомендует ФНС с учетом разъяснений Минфина России в адрес ФНС России (Письмо от 13 декабря 2012 г. N ЕД-4-3\21217@), что поскольку положения НК РФ не определяют понятие отгрузки (передачи) товаров для целей налога на добавленную стоимость, для целей применения НДС датой отгрузки товаров признавать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика товаров. В рассматриваемом случае, первичным документом является Акты о бездоговорном потреблении N бп/N1 от 03.08.2018, N бп/008156 от 21.08.2019, N бп/N2 от 03.08.2018, N бп/008119 от 21.08.2019.
При этом изменение ставки налога на добавленную стоимость не изменяет для налогоплательщика момент определения налоговой базы в отношении товаров (работ, услуг). Таким образом, в отношении стоимости ресурса, поставленного в 2018 году, должна применяться ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов, и счета-фактуры, выставляемые покупателю таких услуг, должны оформляться с указанием данной ставки налога.
Из изложенного следует, что в отношении услуг, оказанных с августа 2018 года по декабрь 2018 года, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов, требования истца в этой части не подлежат удовлетворению.
Согласно информационному расчету, представленному истцом, с учетом ставки налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов для услуг оказанных до 01.01.2019 размер задолженности равен 1 175 366, 18 руб.
Указанный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по вышеуказанным акту о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии проверен судом.
Поскольку в десятидневный срок счет не был оплачен, истец на основании статьи 395 ГК РФ начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами по состоянию по 13.10.2020, сумма которых составила 60 558, 30 руб.
Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
С учетом применения ставки в размере 18% истцом в суде первой инстанции был произведен перерасчет процентов за пользование чужими денежными средствами. Согласно информационному расчету, представленному истцом, с учетом ставки налога на добавленную стоимость в размере 18% для услуг оказанных до 01.01.2019 размер процентов составляет 59 635 рублей 50 копеек.
Данный расчет также не оспорен ответчиком и не опровергнут контррасчетом, проверен судом и признан правильным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
В связи с этим обжалуемое решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2021 по делу N А56-116815/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-116815/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУССКО-ВЫСОЦКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛОМОНОСОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ