г. Москва |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А41-24345/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Беспалова М.Б., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малаховой А.А.,
при участии в заседании:
от истца, индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Николаевича (ИНН: 502200907315, ОГРНИП: 314502211300011): Чесноков Е.В. по доверенности от 10.02.2021,
от ответчика, Банка ВТБ (публичное акционерное общество) (ИНН: 7702070139, ОГРН: 1027739609391): Ивлева А.А. по доверенности N 350000/56-Д от 15.01.2020,
от третьих лиц:
от Министерства экономического развития Российской Федерации: представитель не явился, извещен,
от Федеральной налоговой службы: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2021 года по делу N А41-24345/21, по иску индивидуального предпринимателя Сергеева Сергея Николаевича к Банку ВТБ (публичное акционерное общество), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, об обязании соблюсти условия соглашения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сергеев Сергей Николаевич (далее - ИП Сергеев С.Н., истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском (с учётом принятых судом уточнений) к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - Банк ВТБ (ПАО), ответчик) об обязании ответчика соблюсти условия соглашения N НЛ/002020-002904 от 15.06.2020 в соответствии с требованиями Правил от 16.05.2020 N 69 и осуществить возврат на расчетный счет заемщика денежных средств, списанных с расчетного счета истца, начиная с 29.12.2020 в общей сумме 809 809 руб. 63 коп. (т.1 л.д. 2-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2021 по делу N А41-24345/21 в удовлетворении иска отказано (т. 1 л.д. 125-129).
Не согласившись с решением суда, ИП Сергеев С.Н. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.06.2020 между Банк ВТБ (ПАО) и ИП Сергеевым С.Н. в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" было заключено кредитное соглашение N НЛ/002020-002904, согласно которому Банк ("кредитор") открыл ИП Сергееву С.Н. ("заемщик") кредитную линию с лимитом кредитования в размере 2 365 350 рублей 00 копеек, сроком до 30.06.2021 включительно.
Согласно п. 1.4 указанному соглашению по кредитной линии устанавливается следующая процентная ставка: 1.4.1 в размере 2% годовых (льготная) применяется в течение базового периода соглашения, а также в течении периода наблюдения при выполнении заемщиком условия перехода на период наблюдения; 1.4.2 в размере 19% годовых (стандартная) применяется в течение периода погашения по соглашению.
Согласно п. 1.4.3 соглашения кредитор вправе установить стандартную процентную ставку по кредиту в размере 19% годовых при наступлении одного ли нескольких обстоятельств, указанных в определении термина "Фактор прекращения субсидирования", о чем банк обязан уведомить кредитора. Стандартная процентная ставка в этом случае действует, начиная с 10 календарного дня, следующего за датой направления уведомления.
Из термина "Фактор прекращения субсидирования" следует, что к ним отнесено наступление одного из следующих событий: выявление факта нецелевого использования заемщиком кредита; выявление факта несоответствия заемщика требованиям п. 9 программы; получение банком официального письма Минэкономразвития об отсутствии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, на цели, предусмотренные программой; получение банком от Минэкономразвития уведомления об отказе в предоставлении субсидии по процентной ставке и/или неполучение субсидии по процентной ставке в течение 30 рабочих дней от даты, в которую Банк должен получить субсидию по процентной ставке в соответствии с условиями программы; наступление иных обстоятельств, влекущих прекращение субсидирования.
Как указал истец, в нарушение указанного, Банком 01.12.2020 в адрес ИП Сергеева С.Н. было направлено уведомление о переводе с 01.12.2020 соглашения на период погашения в связи с невыполнением условий перехода на период наблюдения, и установлением стандартной процентной ставки с этого же числа, со ссылкой на п.п. 1.4.2, 1.10, 2.2.1, 2.2.2 соглашения. При этом, основанием для принятия Банком решения о переводе соглашения на период погашения явились, сведения, якобы, полученные из Федеральной налоговой службы.
Однако, как указал истец, никаких данных и документов, подтверждающих это, из которых заемщик мог бы сделать вывод о законности принятия указанного решения, Банком сообщено или представлено не было.
02.12.2020 заемщиком было направлено письмо с просьбой дать пояснения по данному факту. Ответа на указанное письмо не последовало, вместо этого, с 29.12.2020 Банком со счета заемщика было списано 809 809 руб. 63 коп.
11 февраля 2021 года истцом была направлена претензия с требованием соблюдения условий соглашения и возврата незаконно списанных со счета истца денежных средств.
В ответ на претензию ответчиком 01.03.2021 был направлен ответ, из текста которого следует, что в соответствии с п. 11 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976 (далее - Правила) кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев: в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 года введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо заемщик индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; численность работников заемщика обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 года в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда РФ по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80% численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии п. 24 Правил, либо, исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правила, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 г. составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии п. 24 Правил.
Согласно абзацу 5 п. 24 Правил, для заемщиков, обратившихся в кредитную организацию до 25 июня 2020 года для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения) допустимо определение численности работников, исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы ПФР по итогам апреля 2020 года.
При этом как указанно в ответе численность работников заемщика по состоянию на апрель 2020 года составила 28 человек и при сравнении изменения численности работников организации ФНС установлено, что в августе и сентябре 2020 года численность работников организации составила менее 80% численности работников от базовой численности за апрель 2020 года.
Между тем, с указанными выводами истец не согласен, так как на момент заключения соглашения 15.06.2020 действовали Правила предоставления субсидии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696, о чем указано в главе "Термины и определения" при расшифровке термина программа.
Пунктом 11 Правил от 16.05.2020 установлено, что кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев: - численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80% численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года.
Таким образом, как указывает истец, заемщиком в полной мере были соблюдены все условия Правил от 16.05.2020 N 696 и соглашения, каких-либо обстоятельств, закрепленных в термине "Фактор прекращения субсидирования" соглашения не наступило и истцом допущено не было, в связи с чем, данные действия Банка являются незаконными и не соответствующими как условиям Правил, так и самого соглашения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
Правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании кредитного соглашения N НЛ/002020-002904 от 15.06.2020, подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и специальными нормами, содержащимися в главе 42 ГК РФ.
В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно п. 2 ст. 819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются правила о договоре займа, если иное не вытекает из существа кредитного договора.
Из материалов дела следует, что между ИП Сергеевым С.Н. и Банком ВТБ (ПАО) было заключено кредитное соглашение N НЛ/002020-002904 от 15.06.2020 (далее - кредитное соглашение), согласно которому ИП Сергееву С.Н. была открыта кредитная линия на сумму 2 365 350 рублей в рамках программы - Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696. Срок кредитной линии до 30.06.2021 включительно.
Согласно п. 1.4 кредитного соглашения по кредитной линии устанавливается следующая процентная ставка: 1.4.1 в размере 2 (двух) процентов годовых (далее льготная ставка кредитования) применяется в течение базового периода соглашения, а также в течение периода наблюдения по соглашению при выполнении заемщиком условия перехода на период наблюдения; 1.4.2 в размере 8,5 (восемь целых пять десятых) процентов годовых (далее - стандартная процентная ставка), применяется в течение периода погашения по соглашению.
В соответствии с п. 1.4.3 соглашения банк вправе установить стандартную процентную ставку по кредиту/кредитной линии в размере 8,5 (восемь целых пять десятых) процентов годовых при наступлении одного или нескольких обстоятельств, указанных в определении термина "Фактор прекращения субсидирования".
Стандартная процентная ставка в этом случае действует, начиная с 10 календарного дня, следующего за датой направления кредитором уведомления заемщику об изменении процентной ставки (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 28.12.2020). Указанное уведомление считается направленным в момент вручения Заемщику, если оно направлено с нарочным, или в момент сдачи его в организацию связи, если оно направлено заемщику заказным почтовым отправлением, с описью вложения и уведомлением о вручении, или в момент передачи сообщения по системе дистанционного банковского обслуживания (при появлении в разделе "Сообщение в системе ДБО" по направленному электронному документу статуса "Отправлено". Процентная ставка считается измененной без заключения дополнительного соглашения. Измененная в соответствии с настоящим пунктом процентная ставка действует до окончания срока соглашения.
В соответствии с соглашением:
- базовый период по кредитному договору (соглашению) - период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 30 ноября 2020 года;
- период наблюдения по кредитному договору (соглашению) - период с 1 декабря 2020 года по 31 марта 2021 года, соглашение переводится на период наблюдения, если были выполнены условия перехода на период наблюдения;
- период погашения по кредитному договору (соглашению) - период продолжительностью 3 месяца; с 01.12.2020 по 01.03.2021, если не выполнено любое из условий перехода на период наблюдения или с 01.04.2021 по 30.06.2021, если условия перехода на период наблюдения были выполнены.
Условия перехода на период наблюдения - одновременное выполнение следующих условий:
- численность работников заемщика в течение базового периода на конец каждого отчетного месяца составила не менее 80 (восемьдесят) процентов численности работников заемщика;
- в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 года не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Условия списания задолженности в размере 100 % осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:
- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по соглашению не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников заемщика в течение периода наблюдения по соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 (восемьдесят) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020:
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- соблюдены условия п. 9 программы;
- отсутствие обстоятельств, указанных в термине факторы прекращения субсидирования;
- отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика по состоянию на 01.06 2020 составляет не менее 0,9 (ноль целых девять десятых).
Условия списания задолженности в размере 50 % осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:
- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по соглашению не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а заемщик - индивидуальный предприниматель не прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- численность работников заемщика в течение периода наблюдения по соглашению на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 (восемьдесят) процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по соглашению, определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда;
- соблюдены условия п. 9 программы;
- отсутствие обстоятельств, указанных в термине факторы прекращения субсидирования;
- отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика по состоянию на 01.06 2020 составляет не менее 0,8 (ноль целых восемь десятых).
Согласно соглашению, к факторам прекращения субсидирования относятся:
- выявление факта нецелевого использования заемщиком кредита;
- выявление факта несоответствия заемщика требованиям пункта 9 программы; - получение Банком официального письма Минэкономразвития об отсутствии бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, на цели, предусмотренные программой;
- получение Банком от Минэкономразвития уведомления об отказе в предоставлении субсидии по процентной ставке и/или неполучении субсидии по процентной ставке в течение 30 рабочих дней от даты, на которую Банк должен получить Субсидию по процентной ставке в соответствии с условиями программы;
- наступление иных обстоятельств, влекущих прекращение субсидирования по соглашению.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" субсидия по процентной ставке получателю субсидии предоставляется при соблюдении следующих условий:
а) заемщик получателя субсидии включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" и (или) в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 847 "О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" либо по состоянию на 1 марта 2020 года осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", либо в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, согласно приложению N 2;
б) в отношении заемщика на дату обращения к получателю субсидии не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
в) получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению);
г) получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) на срок до 30 июня 2021 года;
д) начисляемые проценты по кредитному договору (соглашению) переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) на дату окончания базового периода кредитного договора (соглашения), а также на дату окончания периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением процентов, начисляемых в период погашения по кредитному договору (соглашению);
е) оплата заемщиком основного долга, включая перенесенные платежи процентов по кредитному договору (соглашению), осуществляется ежемесячно равными долями в течение периода погашения по кредитному договору (соглашению): 28 декабря 2020 года, 28 января и 1 марта 2021 - в случае, если по кредитному договору (соглашению) не был осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению); 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 - в случае, если по кредитному договору (соглашению) осуществлен переход на период наблюдения по кредитному договору (соглашению), но не принято решение о списании;
ж) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 N 1976;
з) кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий, сборов и иных платежей в течение базового периода кредитного договора (соглашения), периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения).
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев: численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на коней одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 года: в отношении заемщика по состоянию на 25 ноября 2020 года введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
При переводе получателем субсидии кредитного договора (соглашения) на период погашения по кредитному договору (соглашению) получатель субсидии направляет до 30 ноября 2020 года соответствующее уведомление заемщику.
Численность работников заемщика, определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 года.
Информационный сервис Федеральной налоговой службы (платформа) предоставляет собой набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости", и правилами, определенными Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила).
Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Источником данных для платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России, по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России. Дата подачи заявки по клиенту - 10.06.2020, в связи с чем контрольной численностью в соответствии с условиями Постановления в данном случае является апрель.
По окончании базового периода по клиенту было установлено нарушение п. 11 Постановления, условий кредитного соглашения о переходе на период наблюдения. Судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям, полученным с информационного сервиса Федеральной налоговой службы, у ИП Сергеева С.Н. произошло снижение численности работников более чем на 20 %. В связи с чем, ИП Сергеев С.Н. был внесен в реестр заемщиков с прекращением субсидирования в рамках Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности". Данный реестр предоставляется Банку Федеральной налоговой службой. Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" получатель субсидии для получения субсидии по процентной ставке в период наблюдения по кредитному договору (соглашению) представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 7-го рабочего дня каждого месяца по состоянию на конец последнего дня отчетного месяца заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 4, подписанное руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом (с представлением документов, подтверждающих полномочия этого лица), с указанием размера субсидии, определяемого на основании сведений о заключенных в рамках настоящих Правил кредитных договорах (соглашениях), размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Получатель субсидии несет ответственность за некомплектность и недостоверность представленных в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил документов (п. 22). Основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по процентной ставке может являться несоответствие представленных получателем субсидии документов положениям пункта 21 настоящих Правил, непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов или установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений, сведений с информационного сервиса Федеральной налоговой службы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Банка ВТБ законны и обоснованы.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в иске.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку какие-либо условия заключенного сторонами кредитного соглашения N НЛ/002020-002904 от 15.06.2020 ответчиком в установленном законе порядке не оспорены и недействительными не признаны.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с выводами суда первой инстанции, что само по себе не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2021 года по делу N А41-24345/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24345/2021
Истец: Сергеев Сергей Николаевич
Ответчик: ПАО БАНК ВТБ
Третье лицо: Министерство экономического развития Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА