город Омск |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А70-5225/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8333/2021) общества с ограниченной ответственностью "Курортное агентство "Заря" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2021 по делу N А70-5225/2021 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курортное агентство "Заря" (ОГРН 1147232040229, ИНН 7203317990, адрес: 625006, Тюменская область, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 23 корпус 1, этаж 4) к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области (ОГРН 1047200671319, ИНН 7202104830, адрес: 625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Малыгина, 54) о признании недействительным решения от 11.12.2020 N 3213,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Курортное агентство "Заря" - Мурылев В.И., по доверенности от 25.03.2021 N 1/03;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области - Овчинников Д.В., по доверенности от 15.06.2021, Коптякова В. Ю., по доверенности от 05.08.2021, Собкалова Л.О., по доверенности от 27.04.2021;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Курортное агентство "Заря" (далее - общество, ООО "Курортное агентство "Заря") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточнённым 31.05.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.12.2020 N 3213.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2021 по делу N А70-5225/2021 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом не применен пункт 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:3752 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, в силу чего ставка налогообложения по данному земельному участку не может превышать 0,3 % от стоимости участка. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что земельный участок не является землей поселения, а относится к землям сельскохозяйственного назначения, ставка налогообложения по которым согласно решению Думы Переваловского муниципального образования составляет 0,3 %.
ООО "Курортное агентство "Заря" указывает, что положения Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) неприменимы, так как ООО "Курортное агентство "Заря" является коммерческой организацией. Выводы суда о том, что коммерческим организациям не предоставляются земельные участки с категорией "для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства" являются ошибочными, противоречат статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В письменном отзыве Инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 17.08.2021 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 16.09.2021, в связи с необходимостью предоставления лицами, участвующими в деле, дополнительных документов. ООО "Курортное агентство "Заря" предложено представить не позднее 09.09.2021:
- договор купли-продажи земельного участка от 16.11.2015 N 11;
- кадастровый план (кадастровый паспорт) земельного участка с кадастровым номером 72:17:1907002:3752;
- доказательства фактического использования земельного участка по целевому назначению.
09.09.2021 во исполнение определения ООО "Курортное агентство "Заря" представило расширенную выписку из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1907002:3752. Кроме того, представлена копия договора купли - продажи земельного участка от 16.11.2015 N 11.
09.09.2021 от Инспекции поступило ходатайство о приобщение к материалам дела выписок о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Курортное агентство "Заря" за 2019-2020 годы.
В судебном заседании 16.09.2021 представитель Инспекции поддержал ходатайство о приобщение дополнительных документов к материалам дела.
Представитель ООО "Курортное агентство "Заря" не возражал против его удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции приобщены к материалам дела документы, поступившие от Инспекции и ООО "Курортное агентство "Заря", в целях полного и всестороннего рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ООО "Курортное агентство "Заря" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 30.01.2020 обществом представлена в Инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:3752.
Инспекцией в отношении ООО "Курортное агентство "Заря" проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правильности и своевременности уплаты (удержания, перечисления) земельного налога за 2019 год.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год Инспекция пришла к выводу о том, что по земельному участку с кадастровым номером 72:17:1907002:3752 общество неверно применило ставку земельного налога в размере 0,3 % вместо 1,5 %.
По результатам проверки Инспекцией вынесено решение от 11.12.2020 N 3213 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 542 руб., налогоплательщику доначислен земельный налог за 2019 год в размере 123 360 руб., а также пени за несвоевременную уплату налога в размере 17 185 руб. 08 коп.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
УФНС России по Тюменской области по результатам рассмотрения жалобы решением от 24.02.2021 N 084 оставило апелляционную жалобу ООО "Курортное агентство "Заря" на решение Инспекции от 11.12.2020 N 3213 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без удовлетворения.
Полагая, что решением Инспекции нарушаются его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.06.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать суммы недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Кодексом.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ, пункт 1 статьи 389 НК РФ).
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 396 НК РФ).
Право установления налоговых ставок предоставлено представительным органам муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлен исчерпывающий перечень видов земельных участков, в отношении которых представительные органы муниципальных образований не могут установить налоговые ставки более 0,3%:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (абзац 2);
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (абзац 3);
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (абзац 4);
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (абзац 5).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Таким образом, налоговым законодательством представительным органам муниципальных образований предоставлено право в отношении иных земельных участков (не перечисленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ), устанавливать налоговые ставки в интервале до 1,5% включительно (в том числе в размере 0,3%).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок, по которому ООО "Курортное агентство "Заря" доначислен земельный налог, расположен на территории Переваловского муниципального образования, и относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Решением Думы Переваловского муниципального образования Тюменского района от 26.11.2014 N 15 "О земельном налоге" (далее - Решение N 15) определены налоговые ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, а также устанавливаются налоговые льготы.
Согласно пункту 5 Решения N 15 установлены следующие налоговые ставки от кадастровой стоимости земельных участков для земель сельскохозяйственного назначения:
- 0,3 % - пашни (подпункт 1.1);
- 0,1 % - сенокосы (подпункт 1.2);
- 0,1 % - сенокосы (подпункт 1.3);
- 0,3 % - личные подсобные хозяйства (подпункт 1.4).
Из налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год следует, что ООО "Курортное агентство "Заря" по земельному участку с кадастровым номером 72:17:1907002:3752 применило ставку земельного налога в размере 0,3 %.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации Инспекция пришла к выводу о необоснованности применения ставки в размере 0,3 %, в связи с тем, что налоговая ставка устанавливается исходя из вида использования земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1907002:3752 имеет вид разрешенного использования "для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства", в то время как Законом N 217-ФЗ возможность ведения садоводства и огородничества коммерческими организациями не предусмотрена, в силу чего ООО "Курортное агентство "Заря" не вправе применять пониженную налоговую ставку в отношении данного земельного участка, так как является коммерческой организацией.
Оспаривая указанные выводы, ООО "Курортное агентство "Заря" в апелляционной жалобе настаивает на применении положений пункта 1 статьи 394 НК РФ, а также правомерности определения налоговой ставки в отношении земельного участка в размер 0,3 %, ссылаясь на то, что участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания доводов ООО "Курортное агентство "Заря" обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Как следует из абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования, а также использование налогоплательщиком этого земельного участка по целевому назначению.
В целях установления фактических обстоятельств использования налогоплательщиком земельного участка по целевому назначению определением суда от 17.08.2021 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено, ООО "Курортное агентство "Заря" предложено представить:
- договор купли-продажи земельного участка от 16.11.2015 N 11;
- кадастровый план (кадастровый паспорт) земельного участка с кадастровым номером 72:17:1907002:3752;
- доказательства фактического использования земельного участка по целевому назначению.
Во исполнение определения ООО "Курортное агентство "Заря" представило расширенную выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1907002:3752, договор купли-продажи земельного участка от 16.11.2015 N 11.
Между тем, каких-либо доказательств фактического использования земельного участка по целевому назначению ООО "Курортное агентство "Заря" суду не представлено.
Со своей стороны налоговым органом представлены в материалы дела выписки о движении денежных средств по расчетным счетам ООО "Курортное агентство "Заря" за 2019-2020 годы, из которых следует, что общество не производило расчеты, связанные с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, а осуществляло реализацию туристических продуктов, оплачивало коммунальные платежи и аренду офисных помещений.
Согласно сведениями ЕГРЮЛ основным видом деятельности является "Деятельность санаторно-курортных организаций" (код 86.90.4).Какие-либо сведения, подтверждающие закупку удобрений, сельскохозяйственной техники в материалах дела отсутствуют.
При этом в определении Конституционного Суда РФ от 08.11.2018 N 2725-О отражена правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 1 статьи 388 и подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ не предоставляют налогоплательщикам - коммерческим организациям права на применение пониженной налоговой ставки земельного налога. Аналогичный подход отражен в письме ФНС России от 17.06.2020 N БС-4-21/9936@.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.03.2018 по делу N А45-15904/2017.
Ссылки подателя жалобы относительно того, что выводы суда о том, что коммерческим организациям не предоставляются земельные участки с категорией "для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства" являются ошибочными, не принимаются апелляционным судом, поскольку судом указано не на невозможность предоставления подобных земельных участков, а на неправомерности применения коммерческими организациями пониженной налоговой ставки по ним.
Таким образом, поскольку ООО "Курортное агентство "Заря" не доказало обстоятельств фактического использования земельного участка по целевому назначению (в целях сельскохозяйственного назначения), то выводы налогового органа о неправомерности применения обществом пониженной налоговой ставки в размере 0,3 % являются правомерными.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Общества в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "Курортное агентство "Заря".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курортное агентство "Заря" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.06.2021 по делу N А70-5225/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5225/2021
Истец: ООО "Курортное агентство "Заря"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Тюменской области
Третье лицо: 8ААС