город Ростов-на-Дону |
|
23 сентября 2021 г. |
дело N А32-14693/2021 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.06.2021 по делу N А32-14693/2021
по заявлению муниципального унитарного предприятия
"Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал города Новороссийска" (далее - предприятие, МУП "Водоканал г. Новороссийска") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.03.2021 по делу N 023/04/9.21-6605/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда первой инстанции от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "Водоканал г. Новороссийска" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие ссылается на то, что в отношении МУП "Водоканал" утверждена инвестиционная программа, предусматривающая мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения). Такие мероприятия, предусмотрены пунктами 2.4, 2.5, 2.10, 4.1, 4.2 инвестиционной программы. В связи с чем, п. 101 Правил N 644 не распространяется в отношении объекта - многоквартирного дома по адресу: г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе, 59. У МУП "Водоканал" отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения. В связи с тем, что основным источником водоснабжения для МУП "Водоканал города Новороссийска" является централизованная система водоснабжения Троицкий групповой водопровод, подключение дополнительных нагрузок без проведения мероприятий по модернизации (реконструкции) технологически связанных (смежных) объектов централизованной системы водоснабжения Троицкий групповой водопровод для обеспечения требуемой заявителем нагрузки, невозможно. С целью восстановления производственной мощности водозабора, приказом Региональной энергетической комиссии департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 28.10.2020 утверждена инвестиционная программа ГУП КК "Кубаньводкомплекс" "РЭУ Троицкий групповой водопровод" по реконструкции объектов централизованной системы водоснабжения "Троицкий групповой водопровод" на 2021-2024 годы". Таким образом, без проведения данной процедуры, МУП "Водоканал города Новороссийска" невозможно обеспечить объект требуемой нагрузкой.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Савельев Е.Г. 29.10.2020 обратился в МУП "Водоканал г.Новороссийска" с заявкой на выдачу технических условий для водоснабжения и водоотведения г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе, д.59 (т. 1 л.д. 97).
В письме от 12.11.2020 N 38-04.4/4383 МУП "Водоканал г. Новороссийска" отказало Савельеву Е.Г. в выдаче технических условий для подключения (технологического присоединения) объекта к централизованным сетям водоснабжения, водоотведения ввиду отсутствия технической возможности, а именно отсутствие технической возможности обеспечить бесперебойную подачу воды на город Новороссийск обусловлено снижением производственной мощности объектов РЭУ "Троицкий групповой водопровод" на 38% от проектной, что подтверждается результатами технического обследования. После проведения реконструкции объектов водоснабжения основного поставщика воды - ГУП КК "Кубаньводкомплекс" и увеличения объема подаваемой воды на город, будет определена возможность и условия для обеспечения объекта водоснабжением (т. 1 л.д. 96).
Савельев Е.Г. 23.11.2020 обратился в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой на действия МУП "Водоканал г. Новороссийска" по причине отказа в выдаче технических условий на водоснабжение многоквартирного жилого дома (т. 1 л.д. 88).
Административным органом в связи с выявленными нарушениями составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2021 по делу N 023/04/9.21-6605/2020 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ (т.1 л.д. 68).
Постановлением от 04.03.2021 по делу N 023/04/9.21-6605/2020 МУП "Водоканал г. Новороссийска" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 руб. (т. 1 л.д. 43).
Представлением от 04.03.2021 по делу N 023/04/9.21-6605/2020 МУП "Водоканал г. Новороссийска" надлежит устранить допущенное нарушение, рассмотреть заявку Савельева Е.Г. (т. 1 л.д. 54).
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприятие оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении (далее - Закон N 416-ФЗ) МУП "Водоканал" является гарантирующей организацией, а именно: организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
МУП "Водоканал г.Новороссийска" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе, водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 416-ФЗ при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (пункт 5 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 18 Закона N 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения и отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 5 Правил N 644).
Как верно указал суд первой инстанции, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать в осуществлении подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя без обращения в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Материалы дела не содержат информацию о том, что предприятие обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Анапское шоссе, д.59. Иного в материалы дела не представлено.
Оценка разумности с точки зрения затрат на стадии рассмотрения заявления о технологическом присоединении не отнесена к компетенции общества. На этом основании доводы предприятия о том, что п. 101 Правил N 644 не распространяется в отношении объекта - многоквартирного дома по рассматриваемому адресу; у МУП "Водоканал" отсутствует техническая возможность подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения, отклоняется апелляционной коллегией.
У общества отсутствовали правовые основания для отказа от выдачи Савельеву Е.Г. технических условий на подключение многоквартирного дома и заключению в последующем договора водоотведения.
Таким образом, порядок заключения с физическим лицом договора водоотведения и договора о подключении объекта капитального строительства к централизованной системе водоотведения со стороны акционерного общества МУП "Водоканал г. Новороссийска" не соблюден.
Следовательно, действия МУП "Водоканал г. Новороссийска", выразившиеся в отказе Савельеву Е.Г. в осуществлении подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, мотивированные невозможностью подключения (технологического присоединения), без обращения в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 названного Постановления при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 настоящего Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 названного Кодекса).
Имея возможность соблюдения правил и норм, установленных Законом N 416-ФЗ и Правилами N 644, за нарушение которых частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения МУП "Водоканал г. Новороссийска" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 29.11.2020 (дата, в которую МУП "Водоканал г. Новороссийска" должно было обратиться в орган исполнительной власти).
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 1 ст. 9.21 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Доводы апелляционной жалобы предприятия, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Основания для отмены решения суда от 31.10.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-14693/2021 от 07.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14693/2021
Истец: МУП "Водоканал города Новороссийска"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Федеральная антимонопольная служба