город Омск |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А75-18712/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8184/2021) акционерного общества "Каюм Нефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.05.2021 по делу N А75-18712/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789 от 17.09.2004, ИНН 7202128616, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, квартира 403) к акционерному обществу "Каюм Нефть" (ОГРН 1108606000920 от 09.12.2010, ИНН 8606014359, адрес: 628180, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нягань, улица Ленина, дом 3, квартира 4), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Юкатекс-Югра", о взыскании задолженности и пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы в общей сумме 147 255 431 рубля 15 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Никитичева Анастасия Дмитриевна, по доверенности от 21.01.2021 N 02-830 сроком действия 21.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к акционерному обществу "Каюм Нефть" (далее - Общество, АО "Каюм Нефть") о взыскании задолженности и пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы в общей сумме 147 255 431 руб. 15 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Юкатекс-Югра" (далее - ООО "Юкатекс-Югра").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.05.2021 по делу N А75-18712/2020 заявление Росприроднадзора удовлетворено. С АО "Каюм Нефть" взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы в общей сумме 147 255 431 руб. 15 коп., в том числе сумму основного долга в размере 128 819 774 руб. 01 коп. и пени в размере 18 435 657 руб. 14 коп.
Этим же судебным актом с АО "Каюм Нефть" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, АО "Каюм Нефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы АО "Каюм Нефть" указывает, что Росприроднадзором неправомерно исключены затраты Общества на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а именно не учтены затраты по уточненным декларациям за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2016, 2017, 2018, 2019 годы. АО "Каюм Нефть" отмечает, что для реализации мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа, предусмотренных программой мероприятий, между ООО "Юкатекс-Югра" (заказчик) "Заполярэнергорезерв" (исполнитель) заключен договор от 06.09.2012 N ЮЮ-120/12. Договор предусмотрен Программой мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа на 2013-2020 годы, в силу чего затраты по договору от 06.09.2012 N ЮЮ-120/12 являются затратами, понесенными пользователем недр на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, подлежат учету при корректировке размера платы за НВОС.
АО "Каюм Нефть" указывает, что непредставление отчета о ходе исполнения проекта по полезному использованию попутного нефтяного газа в 2018 году не является основанием для непринятия данных затрат, так как отчет носит информативный характер, затраты фактически были Обществом понесены и направлены на полезное использование ПНГ на месторождении. Управлением не были осуществлены действия, предусмотренные пунктами 40, 42 постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N 255, Правила N 255), ошибок не выявлено, дополнительные документы у Общества не запрошены.
Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что Управлением в постановлении от 11.08.2020 N 171-ОН произведен расчет суммы задолженности, которая составляет 37 257 954 руб. 67 коп. 05.08.2020 АО "Каюм Нефть" осуществило оплату 37 257 954 руб. 67 коп., что подтверждается платежным поручением от 05.08.2020 N 917, в силу чего АО "Каюм Нефть" исполнена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающее среду за 2016-2019 годы.
Росприроднадзор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу АО "Каюм Нефть" - без удовлетворения.
АО "Каюм Нефть", ООО "Юкатекс-Югра", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росприроднадзора поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Каюм Нефть" представляло в адрес Управления первичные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2019 годы, производило частичную оплату указанной платы.
Так, за 2016 год первичная декларация была представлена 24.03.2017 на сумму 5 617 837 руб. 93 коп., за 2017 год - 19.03.2018 на сумму 6 183 009 руб. 77 коп., за 2018 год - 06.03.2019 на сумму 35 661 466 руб. 24 коп. и за 2019 год - 10.03.2020 на сумму 48 157 304 руб. 70 коп.
Обществом вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды на основании первоначально представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 2016 год в сумме 8 883 834 руб. 66 коп., за 2017 год в сумме 2 917 013 руб., за 2018 год в сумме 4 637 257 руб. 32 коп., за 2019 год в сумме 37 257 954 руб. 67 коп.
В связи с невнесением в полном объеме платы за 2016 и 2017 годы Управление Росприроднадзора направило в адрес Общества претензию от 04.12.2019, указав возражения относительно расчета платы самим Обществом, произведенным в декларациях за 2016 и 2017 годы.
23.03.2020 АО "Каюм Нефть" представило в адрес Управления уточненные декларации за 2016-2018 годы с приложением пояснительных записок и дополнительных документов. Корректировка платы произведена Обществом с учетом затрат, понесенных на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа в соответствии с Правилами N 255.
Проверив представленные Обществом уточненные декларации за 2016-2018 годы, Управление направило в адрес Общества претензию от 30.06.2020 с указанием на отсутствие оснований для корректировки платы (том 1, л.д. 14-17); по мнению Управления по результатам рассмотрения представленных Обществом вместе с уточненными декларациями документов и пояснительных записок размер платы за 2016 год составил 70 229 121 руб. 11 коп., за 2017 год - 28 475 157 руб. 16 коп., за 2018 год - 35 654 250 руб. без применения показателя покрытия затрат, порядок определения которого установлен Положением об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1148 от 08.11.2012 (далее - Положение N 1148).
В названной претензии отражено требование об уплате Обществом платы за 2016 год в размере 70 229 121 руб. 11 коп., за 2017 год - 28 475 157 руб. 16 коп., за 2018 год - 35 654 250 руб., за 2019 год - 48 157 304 руб. 70 коп. (по 2019 году уточненная декларация не подавалось), указано на частичную внесение Обществом платы за 2016 год на сумму 8 883 834 руб. 66 коп.; за 2017 год на сумму 2 917 013 руб. 00 коп.; за 2018 год на сумму 4 637 257 руб. 32 коп.; за 2019 года на сумму 37 257 954 руб. 67 коп.
Согласно справке-расчету Управления от 28.09.2020 N 07 задолженность АО "Каюм Нефть" по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018, 2019 годы составляет 128 819 774 руб. 01 коп. Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, исчисленные Управлением в соответствии с пунктом 33 Правил N 255, составляют 18 435 657 руб. 14 коп. (том 4 л.д. 119-120).
Претензия от 30.06.2020 получена Обществом 17.07.2020 (том 1, л.д. 18), ответа на претензию не представлено.
Поскольку указанную в претензии сумму платы ответчик в течение тридцати дней со дня получения претензии не произвел, Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
31.05.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое АО "Каюм Нефть" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
Согласно частям 1 - 3 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, а также при исчислении указанной платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, применяются дополнительные коэффициенты.
На основании частей 1, 2 статей 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 17 Закона N 7-ФЗ государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством: предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации; выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 11 статья 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Затраты, указанные в пункте 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (пункт 12 статья 16.3 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в спорном периоде времени установлены Правилами N 255.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 255 при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Правил N 255.
Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов) (пункт 25 Правил N 255).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 26 Правил N 255).
При корректировке размеров платы не учитываются затраты, не указанные в пункте 26 данных правил, в том числе затраты на капитальный ремонт (пункт 27 Правил N 255).
Затраты, указанные в пункте 26 Правил N 255 и не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения планов снижения выбросов и сбросов (пункт 28 Правил N 255).
Расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при корректировке размеров платы и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа (пункт 29 Правил N 255).
В силу пункта 30 Правил N 255 в случае если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в пункте 29 Правил N 255 (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа), указывается в декларации о плате.
Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате (пункт 35 Правил N 255).
Из материалов настоящего дела следует, что АО "Каюм Нефть", представляя в Управление 23.03.2020 уточненные декларации за 2016-2018 годы с приложением пояснительных записок и дополнительных документов, произвело корректировку платы с учетом затрат, понесенных на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа в соответствии с Правилами N 255.
Управление, оценивая представленные Обществом документы, пришло к выводу о том, что при подаче скорректированных деклараций Общество не подтвердило несение затрат на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа на 2013-2020 годы по Западно-Каюмовскому лицензионному участку недр, в связи с чем (далее - Программа мероприятий, Программа) (с учетом частичного внесения платы) размер платы за 2016 год составил 70 229 121 руб. 11 коп., за 2017 год - 28 475 157 руб. 16 коп., за 2018 год - 35 654 250 руб.
Судом первой инстанции позиция Управления о не подтверждении Обществом затрат на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой, признана обоснованной, что повлекло удовлетворение требований заявителя в полном объеме.
В апелляционной жалобе АО "Каюм Нефть" оспаривает указанные выводы, полагает, что Росприроднадзором неправомерно исключены затраты Общества на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду за 2016, 2017, 2018, 2019 годы.
Суд апелляционной инстанции признает доводы АО "Каюм Нефть" необоснованными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что пунктом 4 Программы утверждены мероприятия по достижению планируемых уровней утилизации попутного нефтяного газа, в том числе: по Каюмовскому месторождению:
- аренда энергоцентра для Каюмовского месторождения на базе газотурбинных электростанций типа "ПАЭС-2500" общей мощностью 7,5 МВт в количестве 3 шт.;
- строительство Электростанции на базе приобретаемых ГТЭС "УРАЛ-6000" (2 шт.) общей мощностью 12 МВт для обеспечения электроэнергией потребителей Каюмовского месторождения;
- строительство Установки нагрева рабочего агента (УHPА);
- строительство газокомпрессионной станции и установки подготовки ПНГ для его дальнейшей транспортировки к объектам утилизации;
- строительство газопровода диаметром 159 мм протяженностью 40 км от Установки подготовки нефти (УПН) Каюмовского месторождения до Пункта налива нефти (ПНН);
- строительство электростанции на базе микротурбин Capstone С65 общей мощностью 7,5 МВт для обеспечения электроэнергией контрольно-пропускного пункта;
- строительство электростанции на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" общей мощностью 7,5 МВт для обеспечения электроэнергии ПНН и сторонних потребителей;
по Лумутинскому месторождению:
- строительство электростанции для обеспечения собственных нужд месторождения электроэнергией на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" общей мощностью 5 МВт;
- строительство установки нагрева рабочего агента (УНРА);
- строительство газопровода протяженностью 6 км, от точки врезки в газопровод диаметром 159 мм УПН-ПНН до куста N 1.
Представляя откорректированные декларации за 2016-2018 годы и первичную декларацию за 2019 год, Общество ссылалось на несение затрат в соответствии с указанными в Программе мероприятиями.
Так, по уточненной декларации за 2016 год Общество сослалось на то, что в рамках реализации Программы осуществлены мероприятия по выполнению инжиниринговых работ по разработке проекта газоперерабатывающего комплекса в Кондинском районе для переработки природного и попутного газа общим объемом 800 миллионов кубометров в год в рамках заключенного Обществом с НИИ "СибНефтеГазПроект" договора N 015/ГП-У от 03.04.2015 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 18.08.2016). Общество указывает, что в 2016 году в рамках названного договора были выполнены следующие этапы работ: сравнение наиболее перспективных вариантов с учетом затрат по снижению рисков; выбор оптимального варианта использования нефти на этапе ОПЭ; выводы.
Факт несения затрат на выполнение указанных мероприятий подтвержден Обществом платежным поручением N 505 от 17.08.2016 на 100 000 000 руб., актом выполненных работ N 1 от 17.01.2017.
Между тем, как было правомерно принято судом первой инстанции во внимание, результатом инженерных изысканий будет являться не сам проект на строительство, а лишь изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования, то есть предпроектная работа.
Доказательств принятия от НИИ "СибНефтеГазПроект" каких-либо подобных работ при осуществлении мероприятий, предусмотренных Программой, в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств использования результатов работ, выполненных НИИ "СибНефтеГазПроект", в целях осуществления мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Обществом не представлено доказательств существования проектной документации, утвержденной в установленном порядке и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, основанной на исследованиях, проведенных НИИ "СибНефтеГазПроект" в рамках договора N 015/ГП-У от 03.04.2015.
Более того, Программой мероприятий не предусмотрена как разработка проекта, так и само строительство газоперерабатывающего комплекса в Кондинском районе.
По уточненной декларации за 2017 год Общество сослалось на то, что в рамках реализации Программы Обществом в 2017 году оплачена разработка рабочей документации (Этап 2) по объекту "Техническое перевооружение системы электроснабжения Западно-Каюмовского месторождения. Энергоцентр" по договору N 013/3-КЛУ-14/СНГП от 31.01.2014 на выполнение проектно-изыскательских работ и оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством, заключенному с НИИ "СибНефтеГазПроект".
В подтверждение факта несения затрат Обществом представлена копия платежного поручения N 19 от 12.01.2017 на сумму 100 000 000 руб. и акт выполненных работ от 29.01.2018.
Действительно, Программа мероприятий в пункте 4.1 предусматривает строительство энергокомплекса, в том числе энергоцентра.
В то же время разделом 7 договора N 013/3-КЛУ-14/СНГП от 31.01.2014, заключенного между Обществом и НИИ "СибНефтеГазПроект" определено, что проектировщиком осуществляется согласование результатов проектно-изыскательских работ с органами государственной экспертизы; аналогичные требования отражены в задании на проектирование, являющемуся приложением N 1 к дополнительному соглашению N 7 от 26.12.2016.
Вместе с тем, ни АО "Каюм Нефть", ни НИИ "СибНефтеГазПроект" в Управление Росприроднадзора за прохождением государственной экологической экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 49 ГрК РФ, не обращались, что подтверждается представленной в материалы дела служебной запиской отдела разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора.
Таким образом, Обществом не представлено доказательств того, что проектно-изыскательские работы выполнены в соответствии с условиями договора N 013/3-КЛУ14/СНГП от 31.01.2014 и используются либо могут использоваться в последующем Обществом в целях, предусмотренных Программой.
По уточненной декларации за 2018 год Общество сослалось на то, что в рамках реализации Программы Обществом запланированы и выполнены мероприятия по строительству энергоцентра на основании договора N СИ-КМ/0517 от 05.05.2017 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 12.08.2017 и соглашения о перемене лица в обязательстве по договору N СИ-КМ/0517 от 02.10.2017), заключенному с ООО "СтройИнджиниринг", а впоследствии по договору с новым подрядчиком ООО "Тайфун".
В соответствии с условиями договора N СИ-КМ/0517 АО "Каюм Нефть" произвело оплату стоимости работ авансовыми платежами:
- в размере 106 616 250 руб. платежным поручением N 429 от 30.05.2017;
- в размере 124 385 625 руб. платежным поручением N 416 от 20.06.2017;
- в размере 126 833 520,23 руб. платежным поручением N 423 от 29.06.2017.
Согласно пояснениям АО "Каюм Нефть", в связи со сменой подрядчика, выполняющего работы по договору, затраты АО "Каюм Нефть" были приняты к учету в 2018 году по акту о приемке выполненных работ N 1 от 31.07.2018.
Вместе с тем, Общество не подтвердило на основании чего им проводилось строительство, не представив проект на строительство энергоцентра, положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию, разработанную на указанный объект, разрешение на строительство объекта капитального строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 55 ГрК РФ.
Представитель Управления в судебном заседании апелляционной инстанции также пояснила, что, помимо титульных листов, проектно-строительная документация не была представлена административному органу. В ходе выездной плановой проверки, проведенной в начале 2021 года, в отношении АО "Каюм Нефть" сотрудникам Управление не был представлен энергоцентр к осмотру.
Кроме того, в нарушение требований подпункта "а" пункта 29 Правил N 255 Обществом не представлен отчет о ходе исполнения Программы.
Доводы АО "Каюм Нефть" относительно того, что непредставление отчета о ходе исполнения проекта по полезному использованию попутного нефтяного газа в 2018 году не является основанием для непринятия данных затрат, так как отчет носит информативный характер, затраты фактически были Обществом понесены и направлены на полезное использование ПНГ на месторождении, являются необоснованными, так как, во-первых, противоречат требования подпункта "а" пункта 29 Правил N 255, во-вторых, АО "Каюм Нефть" не подтвердило обстоятельства того, что энергоцентр построен надлежащим образом (разрешение на, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлены), строительство объекта повлекло снижение выбросов загрязняющих веществ.
По декларации за 2019 год, представленной Обществом 10.03.2020, АО "Каюм Нефть" учло затраты, понесенные на аренду энергокомплекса на базе ПАЭС-2500 на УПН Каюмовского месторождения на основании договора N ЮЮ-120/12 от 06.09.2012, заключенного между ООО "Юкатекс-Югра" и ООО "Заполярэнергорезерв".
По условиям указанного договора ООО "Юкатекс-Югра" арендует у ООО "Заполярэнергорезерв" оборудование для обеспечения электроэнергией потребителей и оборудования ООО "Юкатекс-Югра", используемого для добычи, подготовки и транспортировки нефтесодержащей жидкости или нефти на объектах нефтедобычи Западно-Каюмовского лицензионного участка, а также ООО "Заполярэнергорезерв" оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.
В свою очередь, между АО "Каюм Нефть" (заказчик) и ООО "Юкатекс-Югра" (исполнитель) заключен договор об оказании услуг от 07.06.2012 N КН-061/12.
Согласно пункту 1.1 договора об оказании услуг от 07.06.2012 N КН-061/12 исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по добыче, сбору, подготовке нефтесодержащей жидкости, транспортировке, и сдаче нефти (далее - услуги) путём содержания и эксплуатации разведочных и эксплуатационных скважин нефтяных и иных объектов обустройства месторождений, указанных в Приложении N 3 к Договору, с иждивением имущества Заказчика, перечисленного в Приложении N 1 к Договору.
Согласно пункту 3.3 договора об оказании услуг от 07.06.2012 N КН-061/12 в стоимость услуг входят все затраты исполнителя, возникающие в ходе исполнения договора включая: заработную плату персонала исполнителя, стоимость получения необходимых разрешений государственных органов, расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание имущества заказчика, а также на его поддержание в исправном (рабочем) состоянии) и причитающееся исполнителю вознаграждение и прочие расходы, связанные с исполнением договора).
В связи с чем АО "Каюм Нефть" расценило, что расходы ООО "Юкатекс-Югра" по договору N ЮЮ-120/12 от 06.09.2012 являются издержками АО "Каюм Нефть".
Между тем, указанные затраты не могут быть отнесены к затратам на реализацию мероприятий по полезному использованию нефтяного попутного газа, поскольку затраты на аренду оборудования и его обслуживанием сами по себе не влекут снижения негативного воздействия на окружающую среду.
АО "Каюм Нефть" не представлено доказательств того, что аренда оборудования, используемого ООО "Юкатекс-Югра", приводит к сокращению показателя сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа на Западно-Каюмовском лицензионном участке.
Более того, пунктом 23 Правил N 255 предусмотрено, что в случае несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67.1 Закона N 77-ФЗ, исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 настоящих Правил, по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Вопреки утверждению подателя жалобы о наличии положительной динамике использования попутного нефтяного газа, увеличение процента использования попутного нефтяного газа связано исключительно со снижением добычи газа. Объем использования газа (млн м) с 2016 года практически не изменился, что подтверждается сведениями об уровне использования попутного нефтяного газа, указанных в декларациях о плате за НВОС за 2016-2020 годы.
В предъявляемый АО "Каюм Нефть" для зачета затрат период, снижение выбросов не достигнуто, что свидетельствует о невыполнении Программы мероприятий.
Кроме того, по состоянию на текущих момент действие разработанной Программы мероприятий истекло. Представитель Управления в судебном заседании апелляционной инстанции пояснила, что новая Программа мероприятий в административный орган не поступала, не разработана, не утверждена.
Оплата Обществом работ, которые не повлекли за собой снижение необходимого уровня загрязнения окружающей среды, а также реализацию целей, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона N 7-ФЗ, не может быть признана законным основанием для уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Требования Управления о взыскании с Общества с учетом частичной оплаты, произведенной ранее, задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 61 345 286 руб. 45 коп., за 2017 год в сумме 25 558 144 руб. 16 коп., за 2018 год в сумме 31 016 993 руб. 37 коп., за 2019 год в сумме 10 899 350 руб. 03 коп. обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными.
Выводы суда о законности требований заявителя о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2019 годы влекут выводы о наличии оснований у Управления для взыскания с АО "Каюм Нефть" пени по правилам части 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ и пункта 33 Правил N 255.
Ссылки подателя жалобы на то, что Управлением не были осуществлены действия, предусмотренные пунктами 40, 42 Правил N 255, отклоняются судом, поскольку отказ в учете затрат был мотивирован тем, что затраты не предусмотрены Программой, не направлены на снижение необходимого уровня загрязнения окружающей среды. Управлением не были выявлены ошибки в поданных декларациях и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, в связи с чем доводы Общества отклоняются.
Кроме того, ссылаясь на то, что Управление не запросило какие-либо дополнительные документы, АО "Каюм Нефть" не раскрывает доводов о том какие именно документы следовало запросить административному органу.
Доводы подателя жалобы о том, что в постановлении от 11.08.2020 N 171-ОН произведен расчет иной суммы задолженности, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку оценка постановления, которых АО "Каюм Нефть" было привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб., не входит в предмет настоящего судебного разбирательства.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Каюм Нефть" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.05.2021 по делу N А75-18712/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18712/2020
Истец: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО -Югре
Ответчик: АО "Каюм нефть"
Третье лицо: ООО "ЮКАТЕКС-ЮГРА"