г. Москва |
|
24 сентября 2021 г. |
Дело N А40-250742/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Яремчук Л.А.,
Судей: Веклича Б.С., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутинов К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны Российской Федерации,
Федерального государственного казенного учреждения
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2021
по делу N А40-250742/20,
принятое судьей Чекмаревой Н.А. (шифр судьи 64-1697)
по иску Общества с ограниченной ответственностью
Управляющая компания "Мойдомсочи" (ИНН: 2320217006)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 5031006724)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Коноплёва А.О. по доверенности от 15.06.2021;
от третьего лица: Коноплёва А.О. по доверенности от 28.05.2021;
УСТАНОВИЛ:
ООО Управляющая компания "Мойдомсочи" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в сумме 525 981 руб. 18 коп., пени за период с 01.01.2021 по 05.04.2020 в сумме 31 629 руб.15 коп., с учетом принятых судом утонений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 09.07.2021 года прекращено производство по делу в части требования о взыскании с ответчика задолженности в сумме 50 522 руб. 44 коп. в связи с принятым судом заявлением об отказе от исковых требований в указанной части; с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, взыскана задолженность в сумме 489 036 руб. 64 коп., пени в сумме 22 759 руб. 01 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12 781 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России и Минобороны России не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоразмерность взысканной неустойки последствиям нарушения обязательства, и неправильное применение судом норм материального права.
ООО Управляющая компания "Мойдомсочи" направило в суд письменные отзывы на апелляционные жалобы, в которых возражает против доводов апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства истца, выслушав объяснение представителей ответчиков, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
ООО Управляющая компания "Мойдомсочи" является управляющей организацией многоквартирных домов по адресу Краснодарский край, г. Сочи, ул. Шоссейная, 7Б, литер В, в обязанности которой входит обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг.
Как установлено судом, во владении ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления находятся квартиры, расположенные по вышеуказанному адресу.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказанных в отношении принадлежащих ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России квартир, за период с февраля 2019 года по декабрь 2019 года в сумме 576 503 руб. 62 коп..
Сумма задолженности рассчитана истцом с учетом площади принадлежащих ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России квартир и в соответствии с утвержденными тарифами на данные услуги.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Согласно п.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Расчет задолженности проверен судом, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст.123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, у которого спорное помещение в рассматриваемый период находилось в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, с учетом принятого частичного отказа от исковых требований, правомерны.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционных жалоб о передаче спорных помещений во владение и пользование нанимателей не имеют документального подтверждения.
Возражая против размера начисленной задолженности, заявители апелляционных жалоб не представители документально обоснованный контр-расчет исковых требований. Отсутствие в исковом заявлении формулы расчета платы за спорные услуги не являются основанием для признания заявленных требований не обоснованными.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для привлечения к субсидиарной ответственности Минобороны России по обязательствам основного должника - ФГБУ "Специальное ТУИО" Минобороны России.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.07.2021 по делу N А40-250742/20 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Яремчук |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-250742/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МОЙДОМСОЧИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ