г. Владимир |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А38-2311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (ИНН 1215043856, ОГРН 1021200780237) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.06.2021 по делу N А38-2311/2021, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 10.03.2021 N 08-18-10/880.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании централизованного задания Федерального казначейства от 08.12.2020 N 07-04-05/17-25455, приказа Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл (далее по тексту - Казначейство) от 22.12.2020 N 352 специалистами Казначейства проведена внеплановая выездная проверка соблюдения государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее по тексту - Учреждение) в 2020 году целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р, 2806-р.
По результатам проверки составлен акт от 26.01.2021 и Казначейством 10.03.2021 вынесено представление N 08-18-10/880 об устранении нарушения и принятии мер по возмещению в доход федерального бюджета использованных с нарушением правовых норм средств целевой субсидии, источником которых являются иные межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, в сумме 2 587 000 рублей.
Не согласившись с представлением, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 18.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение ссылается на неправильное применение норм материального права. Считает, что судом первой инстанции неверно применено положение части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункт 15 Правил. По мнению Учреждения, Казначейством нарушена форма документа, требующего возмещения ущерба.
Казначейство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из оспариваемого представления, Казначейство предложило Учреждению принять меры по возмещению в доход федерального бюджета использованных с нарушением правовых норм средств целевой субсидии, источником которых являются иные межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета в сумме 966 656 рублей. О результатах исполнения представления предложено проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 15.05.2021.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) задания, государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 утверждены Правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 2 Правил оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к Правилам с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Приложение к Правилам содержит Перечень медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, состоящий из 11 позиций медицинских изделий.
Из положений приведенных норм следует, что межбюджетные трансферты, выделенные из резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, могут расходоваться исключительно на приобретение медицинских изделий, приведенных в исчерпывающем Перечне, составляющем Приложение к Правилам. Указанное требование является императивным, при его применении усмотрение получателя бюджетных средств допускается только в выборе конкретного изделия из позиций номенклатуры классификации медицинских изделий, приведенных в Перечне, и их производителя с рекомендацией отдавать предпочтение российским производителям.
Согласно пункту 17 Правил контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации целевого использования бюджетных средств, источником софинансирования которых являются межбюджетные трансферты, а также порядка и условий их предоставления осуществляется уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Как следует из материалов дела, между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл заключено соглашение от 03.11.2020 N 05617-2020-1091 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот.
По данному соглашению из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл в 2020 году предоставлен межбюджетный трансферт на сумму 5 715 000 рублей по коду главного распорядителя средств федерального бюджета 056 "Министерство здравоохранения Российской Федерации", раздел 09 "Здравоохранение", подраздел 09 "Другие вопросы в области здравоохранения", целевая статья 01 К 06 58450 "Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по оснащению (переоснащению) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации", вид расходов 540 "Иные межбюджетные трансферты".
На основании приказа Минздрава Республики Марий Эл от 05.11.2020 N 2364а "О выделении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл" за счет средств указанного межбюджетного трансферта Центру на 2020 год выделены бюджетные ассигнования республиканского бюджета РМЭ в объеме 5 715 000 рублей на финансовое обеспечение мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
Судом установлено, что между Минздравом Республики Марий Эл и Центром заключено соглашение от 30.12.2019 (с учетом дополнительного соглашения N 24 от 06.11.2020) о порядке и условиях предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии на иные цели, в соответствии с которым Центру в 2020 году предоставляется субсидия в сумме 5 715 000 рублей на финансовое обеспечение мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р, за счет средств по КБК 855 0909 0120958450 612 (код цели: 20-58450-00000-00000). Срок предоставления субсидии до 31 декабря 2020 года (л.д. 42-48).
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки Казначейством установлено, что по трем контрактам за счет бюджетных средств, выделенных по соглашению от 30.12.2019, Центром приобретены медицинские изделия на общую сумму 2 587 000 рублей, не включенные в Перечень, утвержденный Правилами: по контракту от 13.11.2020 N 0308200002620000042, заключенному с продавцом обществом с ограниченной ответственностью "ТД БИОТЕХ" (г. Москва), приобретены холодильники комбинированные лабораторные ХЛ-340 "POZIS" в количестве 3 шт., страна происхождения - Российская Федерация (код вида изделия 261620) на сумму 121 899 руб. (л.д. 54-56);
- по контракту от 13.11.2020 N 0308200002620000043, заключенному с продавцом обществом с ограниченной ответственностью "ТД БИОТЕХ" (г. Москва), приобретены дозаторы пипеточные одноканальные "Лайт" по ТУ 9443-007-33189998-2007 ДПОП-1-10-100 (10-100 мкл., Ленпипет) в количестве 3 шт. и (10 мкл., Ленпипет) в количестве 3 шт., страна происхождения - Российская Федерация (код вида изделия 124540) на сумму 57 000 руб. (л.д. 57-59);
- по контракту от 18.11.2020 N 0308200002620000045, заключенному с индивидуальным предпринимателем Батуровой Н.В. (г. Нижний Новгород) приобретены медицинские изделия на общую сумму 2 408 101 рубля, в том числе: К-2-9-БМ00 РИБО-преп (Россия) в количестве 30 упаковок (код вида изделия 152850) на сумму 139 410 рублей; К-3-4-100 Реверта-L набор реагентов д/получения к ДНК на матрице РНК (Россия) в количестве 25 упаковок (код вида изделия 152850) на сумму 101 750 рублей; МСТ-150-С микроцентрифужные пробирки градуированные объемом 1,5 мл. (Axygen, 500 шт/уп), США в количестве 45 упаковок (код вида изделия 264460) на сумму 47 430 рублей; наконечники универсальные для дозаторов объемом 200 мкл., в штативе (блок 96 5, желтые, с фаской, Axygen, 480 шт/уп), США в количестве 50 упаковок (код вида изделия 292810) на сумму 69 850 рублей; наконечники универсальные для дозаторов с фильтром объемом 200 мкл. (Axygen, 1000 шт/уп), США в количестве 255 упаковок (код вида изделия 292810) на сумму 1 282 140 рублей; наконечники универсальные для дозаторов с фильтром объемом 1000 мкл. (Axygen, 1000 шт/уп), США в количестве 50 упаковок (код вида изделия 292810) на сумму 267 100 руб.; салфетка разовая 10 10, 100 шт/уп, Россия, в количестве 170 упаковок (код вида изделия 320550) на сумму 28 271 руб.; P-2ML-SQ-C плашки для ПЦР на 96 лунок (с квадратными лунками, 2 мл., 25 шт/упаковок), Axygen, США, в количестве 5 упаковок (код вида изделия 327170) на сумму 54 150 руб.; наконечники универсальные для дозаторов с фильтром объемом 0,5-10 мкл. (Axygen, 1000 шт/уп), США в количестве 15 наборов (код вида изделия 292810) на сумму 75 000 руб.; транспортные среды 0,5 мл. N 100, Россия в количестве 140 упаковок (код вида изделия 244490) на сумму 343 000 рублей. (л.д. 63-66).
Доказательств, опровергающих установленные Казначейством факты приобретения за счет средств межбюджетного трансферта медицинских изделий, не включенных в Перечень, утвержденный Правилами, Учреждением не представлено.
Довод Учреждения о том, что в связи с отсутствием в соглашении от 30.12.2019, заключенном Центром с Минздравом Республики Марий Эл, ссылок на постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764, он не обязан руководствоваться Правилами, правомерно не принят судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 Правил, они являются нормативным актом, устанавливающим цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, выделенных в целях финансового обеспечения указанных в Правилах мероприятий.
Одним из условий предоставления данных бюджетных ассигнований является необходимость их расходования исключительно на приобретение медицинских изделий, предусмотренных в Перечне (пункт 2 Правил, Перечень). В связи с чем, независимо от содержания соглашения с Минздравом Республики Марий Эл, Учреждение, являющийся получателем бюджетных средств, выделенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764, обязан их расходовать с соблюдением Правил, утвержденных данным постановлением.
Как верно указано судом первой инстанции, ссылка Учреждения на то, что приобретенные за счет средств межбюджетного трансферта медицинские изделия и оборудование, не включенные в Перечень, утвержденный Правилами, в конечном итоге использовались им в медицинской деятельности по борьбе с COVID-19, не свидетельствует об отсутствии нарушения пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции и Казначейства о совершение Учреждением правонарушения в виде нецелевого использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, на сумму 2 587 000 рублей подтвержден материалами дела.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Учреждения о необоснованности включения в оспариваемое представление требования о принятии мер по возмещению в доход федерального бюджета использованных с нарушением Правил средств 2 587 000 рублей.
Довод Учреждения, что требования о принятии мер по возмещению средств могут включаться только в предписания в случае установления нарушений, связанных с нецелевым использованием средств бюджета правомерно отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Федерального стандарта N 1095 представления органа казначейства содержат информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений), контрактов, требования об устранении нарушений, о принятии мер по устранению их причин и условий. Исходя из положений приведенных норм, включение в представление требования об устранении нарушения Правил, причин и условий его совершения в виде принятия мер по возмещению в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Содержащееся в представлении предложение об устранении нарушения, причин и условий его совершения в виде возмещения в доход федерального бюджета суммы 2 587 000 рублей не является бюджетной мерой принуждения, перечень которых содержится в пункте 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, утверждение заявителя о возможности включения в представление такого предложения только при совершении бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что установлено пунктом 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для применения бюджетных мер принуждения, отклоняется арбитражным судом, как необоснованное. Положения статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального стандарта N 1095 не содержат норм об ограничительном перечне предложений по устранению нарушения, его причин и условий в представлениях органа казначейства в зависимости от вида совершенного нарушения.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что представление является законным и обоснованным. Следовательно, суд правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Учреждение.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.06.2021 по делу N А38-2311/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-2311/2021
Истец: ГБУ РМЭ Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями
Ответчик: УФК по РМЭ