г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А56-37212/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Трощенко Е.И.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25674/2021) ООО "ПортЭкспресс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 по делу N А56-37212/2021 (судья Шелема З.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по иску ООО "ПортЭкспресс"
к ПАО "ТрансКонтейнер"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПортЭкспресс" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "ТрансКонтейнер" (далее - Ответчик, ответчик) о взыскании 105 600 руб. убытков.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда (резолютивная часть) от 28.06.2021 в удовлетворении требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2021.
Истец, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, услуги оказаны с нарушением условий по независящим от истца причинам, в связи с чем ответчик необоснованно списал 105 600 руб., ответчик не извещал истца о возникновении дополнительных расходов.
От ответчика поступил отзыв на жалобу, в котором он возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке по правилам статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, между истцом (Клиент) и ответчиком (ТрансКонтейнер) заключен договор транспортной экспедиции N НКП ОКТ-769385 от 02.11.2017, согласно условиям которого, ответчик принял на себя обязательство оказывать услуги по транспортному экспедированию грузов.
За период действия договора ПАО "ТрансКонтейнер" обязалось оказать обществу с ограниченной ответственностью "ПортЭкспресс" услуги по транспортному экспедированию.
В соответствии с Заказом N 13306180 от 10.09.2020 согласованный срок предоставления вагона по станции Асбест Свердловской железной дороге составляет 6 суток.
Ежемесячно между Комбинатом ПАО "УралАсбест" и ООО "ПортЭкспресс" происходит согласование плана погрузок контейнерных поездов (далее - КП) на следующий месяц, в котором согласовываются следующие параметры: количество оборудования, даты погрузки КП на контейнерных терминалах в СПб узле, дата подачи КП на Комбинат, а также дата погрузки КП с Комбината, прибытие его на станцию Автово Октябрьской ж.д. Планы погрузки по всем КП со станций Октябрьской ж.д. предоставляются в Филиал ПАО "ТрансКонтейнер" на Октябрьской ж.д. (далее - Филиал) заблаговременно. В сентябре по данному направлению было согласовано и отправлено 4 КП по маршруту Автово/Шушары Октябрьской ж.д. - Асбест Свердловской ж.д. - Автово Октябрьской ж.д.
При этом КП-03 изначально планировался к погрузке на контейнерном терминале АО "Логистика-Терминал" по станции Шушары в сутки 14.09.2020 с отправлением на нитку графика КП 15.09.2020.
Планы погрузки КП Шушары - Асбест в сутки 14.09.2020 по терминалу АО "Логистика-Терминал" были предоставлены заранее, как на терминал АО "ЛогистиккаТерминал", так и на Филиал. Порожние контейнеры были выделены и номинированы линией MSC под погрузку КП-03 также заранее, а именно 11.09.2020.
Как указывает истец, по независящим от ООО "ПортЭкспресс" причинам отправление КП-03 сентября было перенесено на 16.09.2020 в связи с тем, что терминал был занят под другие погрузки, при этом заранее информации по отказу от погрузки КП-03 ни от работников ПАО "ТрансКонтейнер", ни от работников АО "Логистика-Терминал" не поступала. КП-03 Шушары Октябрьской ж.д. - Асбест Свердловской ж.д. индекс 0355-248- 7938 был отправлен 16.09.2020 в 15 час 36 мин, и прибыл на станцию Асбест 19.09.2020 в 11 час 05 мин, смещение по отправлению и прибытию КП на станцию назначения составил 1 сутки.
Погрузка и отправление КП-04 сентября месяца также была запланирована с терминала станции Шушары АО "Логистика-Терминал" на 19.09.2020 с отправлением КП по расписанию 20.09.2020. Но 15.09.2020 в погрузке в сутки 19.09.2020 КП-04 на станцию Асбест со стороны Филиала было отказано, погрузка по терминалу была подтверждена только на 23.09.2020.
Истцом терминал погрузки был оперативно изменен и погрузка перенесена на другой контейнерный терминал СПб узла - ЗАО "КТСП" станции Автово. КП-04 декабря Автово Октябрьской ж.д.- Асбест Свердловской ж.д. был погружен и отправлен 19.09.2020 в 16 час 21 мин, как и было запланировано ранее.
В связи с тем, что смещение прибытия КП-03 Шушары - Асбест составило 1 сутки, на Комбинате одновременно находилось два КП: КП-03 и КП-04 в период с 22.09.2020 по 26.09.2020, что значительно усложнило затарку порожних контейнеров на Комбинате и замедлило погрузку КП.
По этой причине КП-04 был отправлен на 1 сутки позже планируемого, а именно 29.09.2020.
В соответствии с п. 2.1.7 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции, ПАО "ТрансКонтейнер" обязалось обеспечивать предоставление для перевозки Грузов технически исправных и коммерчески пригодных транспортных средств, вагонов и/или контейнеров ТрансКонтейнера в количестве и сроки, а также в пунктах, согласованных в Заказе и/или определенных релизом.
В соответствии с Коммерческими условиями по срокам предоставления контейнеров и/или вагонов ПАО "ТрансКонтейнер" во всех случаях дополнительно подлежит оплате время дополнительного предоставления, возникшее в результате задержки Контейнера и/или Вагона на всем маршруте перевозки по обстоятельствам, зависящим от Клиента. Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись возражения на требование ответчика о внесении платы за предоставление контейнера в размере 105 600 руб. согласно предоставленной Ведомости.
Истец просил урегулировать данный финансовый вопрос, поскольку возникновение простоя вагонов на путях необщего пользования по станции Асбест Свердловской железной дороги произошло по обстоятельствам, не зависящим от Истца, смещение погрузки КП-03 по станции Шушары Октябрьской ж.д. вызвало дальнейшее смещение отправление груженого КП-04 со станции Асбест Свердловской ж.д.
Ответчиком были списаны денежные средства в размере 105 600 руб.
08.12.2020 в адрес Экспедитора было направлено требование исх. N 370 о несогласии с нарушением условий Договора со стороны Клиента.
Указанное требование оставлено ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 801 ГК РФ установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального Закона "О транспортноэкспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Согласно п. 1 Договора Клиент, подписывая настоящий Договор, подтверждает, что ознакомился, принимает и обязуется руководствоваться Общими, Специальными и Коммерческими условиями, разработанными ТрансКонтейнером и размещенными для ознакомления в свободном доступе в сети Интернет на Веб-сайте: https://trcont.com, а также на информационных стендах ТрансКонтейнера. Термины и понятия, используемые в настоящем Договоре, определены в Общих условиях.
В соответствии с разделом 1 Общих условий оказания услуг транспортной экспедиции ПАО "ТрансКонтейнер" в редакции, действующей с 20.08.2020 (далее - Общие условия): Договор - договор транспортной экспедиции, согласно которому ТрансКонтейнер принимает на себя обязательства оказывать и/или организовывать по поручению Клиента услуги, связанные с перевозкой груза, а Клиент обязуется принять их и оплатить.
Под термином "Договор" понимаются в совокупности все документы, определяющие условия оказания Услуг: непосредственно договор транспортной экспедиции, подписываемый Сторонами на бумажном носителе, являющиеся неотъемлемой частью Договора Общие, Специальные и Коммерческие условия, перечень услуг, Заказ(ы), дополнительные соглашения, приложения к договору, прайслисты и иные документы, регулирующие отношения Сторон.
Подписанием договора на бумажном носителе Клиент подтверждает свое согласие на применение к отношениям Сторон положений, изложенных в Общих, Специальных и Коммерческих условиях, размещенных в свободном доступе на Веб-сайте и информационных стендах ТрансКонтейнера.
Заказ - письменное поручение Клиента ТрансКонтейнеру, оформляемое (как правило, в электронной форме) в порядке, установленном Договором.
Заказ должен содержать достоверную информацию, необходимую ТрансКонтейнеру для оказания Услуг, определять перечень Услуг и Коммерческие условия.
Заказом определяется стоимость Услуг, изменение которой допускается на условиях, определенных Договором.
Согласование Сторонами Заказа подтверждает заключение отдельной сделки в рамках Договора. Личный кабинет - это персональный раздел Клиента на Веб-сайте, в котором Клиент имеет возможность: знакомиться со списком Услуг, рассчитывать стоимость Услуг, оформлять Заказы, осуществлять оплату, отслеживать статус выполнения Заказов, дислокацию перевозимого Груза, получать уведомления и документы и т.д. Стороны согласовали, что любые действия Клиента, совершенные в Личном кабинете (включая согласование заказов и подписание документов), признаются совершенными Клиентом и в его интересах (п. 3.2. Общих условий).
Согласно п. 3.3. Общих условий электронная форма документов Сторонами не оспаривается. Любая информация и/или документ, переданные в электронной форме через Личный кабинет, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью Стороны, направившей документ.
При этом оформление на бумажном носителе указанных документов не требуется, за исключением счетов-фактур и актов об оказанных услугах.
Заказы, обращения, иная информация, направленные Сторонами через Личный кабинет, являются документами, подписанными простой электронной подписью. Истцом подан ответчику в электронном виде через личный кабинет заказ N 13306180 от 18.09.2020 к Договору (далее - Заказ).
На основании Заказа Ответчик принял на себя обязательства по оказанию транспортно-экспедиторских услуг, в том числе связанных с предоставлением принадлежащего ТрансКонтейнеру вагона для перевозки груза "контейнеры большой грузоподъемности, порожние, до или после их использования для перевозки груза по железной дороге (99310000) со станции отправления Автово (Эксп.) Октябрьской железной дороги до станции назначения Асбест Свердловской железной дороги. Контейнерный поезд (далее - КП) организует Клиент.
Во исполнение Заказа Ответчик предоставил Истцу вагоны N N 94969821, 94409943, 54400932, 94450905, 94373925, 94405222, 94530094, 94963006, 54294376, 54291893, 54288063, 54291778, 98026321, 94494143, 95406591, 94222411, 94207065, 94418605, 94376936, 94438371, 94451333, 98016454, 57415697, 57419699, 94838315, 94825577, 95375499, 94316304, 94805058, 59995845, 94431137, 94441409, 54291950, 54289806, 57415291, 98016520, 94780939, 94346335, 54976725, 98032949, 95330197, 94435435, 94943016, 94418449, 57417495, 94435112, 94404464, 54314976, 94451002, 94843257 (далее - Вагоны).
Заказанные Истцом транспортно-экспедиционные услуги по Заказу Ответчиком оказаны своевременно и в полном объеме, что подтверждается актом об оказанных услугах N 3971810 от 25.09.2020, подписанным Сторонами без замечаний.
В Заказе Стороны согласовали льготный срок предоставления вагона ПАО "ТрансКонтейнер" под дополнительные операции 6 суток без начисления платы за пользование вагоном Компании на станции назначения (станции Асбест).
В случае возникновения задержки вагона сверх согласованного срока до приема к перевозке, дополнительное время подлежит оплате согласно Коммерческим условиям по срокам предоставления контейнеров и/или вагонов ПАО "ТрансКонтейнер" в редакции, действующей с 20.08.2020 (далее -Коммерческие условия), которые являются неотъемлемой частью Договора. Коммерческими условиями установлено следующее: Клиент оплачивает ТрансКонтейнеру все время предоставления как Контейнеров, так и Вагонов для осуществления перевозки Груза на всем маршруте.
При этом предоставление Контейнеров и/или Вагонов оплачивается в соответствии с условиями Договора: при оплате Услуг (включается в согласовываемую в Заказе стоимость Услуг), дополнительно, исходя из фактического времени предоставления Контейнеров и/или Вагонов для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов (далее - Доп.Предоставление). Дополнительное Предоставление рассчитывается в Ведомости исходя из стоимости Услуги "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов / контейнеров" на один контейнер или вагон за одни сутки. Неполные сутки (свыше 1 часа) округляются до полных. При формировании Ведомости учет периода Дополнительного Предоставления осуществляется по московскому времени.
Взаимоотношения между ТрансКонтейнером и Клиентом при оказании Услуг, связанных с отправлением/получением (выдачей) Грузов в вагонах и/или контейнерах ТрансКонтейнера в местах необщего пользования, не принадлежащие ТрансКонтейнеру, определяются в соответствии со Специальными условиями оказания услуг транспортной экспедиции по предоставлению вагонов и/или контейнеров в Местах необщего пользования (далее - Места я/и), действовавшими с 20.08.2020 (далее - Специальные условия).
В соответствии с п. 2.2, 2.3 Специальных условий Клиент самостоятельно обеспечивает оформление необходимых документов для отправления вагонов/контейнеров с мест необщего пользования причастными лицами (владельцем мест необщего пользования, грузоотправителем/ грузополучателем и др.), своевременную подачу/уборку вагонов и осуществление приемо-сдаточных операций, необходимое взаимодействие с владельцем Места н/п и при необходимости с Перевозчиком.
В п. 3.2 Специальных условий определено, что период фактического Пользования Клиентом вагоном и/или контейнером ТрансКонтейнера в Местах н/п фиксируется в Ведомости.
В случае расхождения данных Клиента с данными ТрансКонтейнера о времени предоставления, в целях разрешения спорных вопросов, Клиент Обязуется предоставить ТрансКонтейнеру надлежащим образом заверенные документы: железнодорожные накладные с соответствующими отметками перевозчика, иные документы, содержащие необходимые сведения.
Плата за Пользование взимается в соответствии с установленными ТрансКонтейнером ставками.
В случае нарушения сроков, указанных в пункте 3.1 Специальных условий, Клиент оплачивает услугу "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов/контейнеров" за весь период фактического Пользования сверх согласованного.
Дополнительно подлежит оплате время Доп.Предоставления, возникшее в результате задержки Вагона сверх согласованного срока до момента приема к перевозке груза/Вагона в порожнем состоянии или сдачи Вагона в соответствии с указаниями ТрансКонтейнера (п. 5.5.1 Коммерческих условий).
Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов контейнерной отправкой N ЭМ873498 Вагоны на станцию назначения - станцию Асбест прибыли 22.09.2020.
Груз был принят к перевозке на станции отправления - станции Асбест - 29.09.2020, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов контейнерной отправкой N ЭН473736.
Таким образом, согласованный период Пользования Вагонами превышен на 1 сутки (21.09.2020 (дата предоставления Вагонов) - 29.09.2020 (окончание пользования).
Согласно прайс-листу стоимость услуги "Предоставление вагона/контейнера для дополнительных операций, связанных с перевозкой грузов / контейнеров" (прилагается) составляет: 2 112 рублей в сутки (без учета НДС) при Предоставлении вагона за первые - пятые сутки.
Таким образом, стоимость по Дополнительному Предоставлению вагонов по Заказу составила 105 600 руб. (пользование 50 Вагонами по 2 112 рублей/1 сутки).
Как полагает податель жалобы, услуги оказаны с нарушением условий по независящим от истца причинам, ответчик необоснованно списал 105 600 руб., ответчик не извещал истца о возникновении дополнительных расходов.
Данные доводы подлежат отклонению.
Согласно п. 5.4. Общих условий в случае возникновения при оказании Услуг дополнительных расходов Клиент обязуется их оплатить/возместить.
Начисленная Клиенту оплата стоимости фактического периода пользования Клиентом вагонами и/или контейнерами ТрансКонтейнера относится к дополнительным расходам Клиента, не оговоренным в Заказе (пп. в) п. 5.4.1 Общих условий).
Согласно п. 5.4.2 Общих условий при возникновении дополнительных расходов Клиент извещается об этом соответствующим уведомлением.
При возникновении Доп.Предоставления дополнительно формируется Ведомость и направляется Клиенту для рассмотрения, как правило, по электронной почте.
Отсутствие возражений в срок не позднее 7 (семи) дней с даты получения уведомления/Ведомости является подтверждением согласия Клиента на оплату/возмещение дополнительных расходов и списание денежных средств с Лицевого счета.
Во исполнение условий Договора, 23.10.2020 ПАО "ТрансКонтейнер" на адрес электронной почты Клиента s.egorova(a)portexpress.ru направило Ведомость учета времени предоставления (использования) вагонов и/или контейнеров ПАО "ТрансКонтейнер" для дополнительных операций на 21.09.2020 - 30.09.2020 (за период с 22.09.2020 по 29.09.2020).
Возражений от Клиента в срок, определенный п. 5.4.2. Общих условий, не поступило, что в свою очередь явилось подтверждением согласия Клиента на оплату/возмещение дополнительных расходов.
Соответственно, денежные средства в сумме 105 600 руб. были списаны с Лицевого счета Клиента обоснованно.
Факт нахождения у истца Вагонов свыше согласованного в Заказе срока предоставления Вагонов на станции Асбест (свыше 6 суток) не оспаривается и подтверждается истцом.
Основным доводом истца о причине использования Вагонов свыше указанного в Заказе срока и, соответственно, возникновения Доп.Пользования вагонами является то, что на территории грузополучателя по Заказу - ПАО "УралАсбест" (ОГРН 1026600626777) (далее - Комбинат) "в период с 22.09.2020 по 26.09.2020 находилось одновременно два КП: КП-03 и КП-04, что значительно усложнило затарку порожних контейнеров на Комбинате и замедлило погрузку КП.
По этой причине КП-04 был отправлен на 1 сутки позже планируемого, а именно 29.09.2020".
Согласно п. 5.4 Общих условий дополнительные расходы не подлежат начислению (возмещению), если они возникли по вине ТрансКонтейнера.
Организацию КП согласно Заказу осуществляет Истец, вина ТрансКонтейнера в изменении дат отправления КП, в том числе, по маршруту Шушары-Асбест отсутствует.
Кроме того, данное обстоятельство не является основанием для неоплаты Истцом Ответчику Доп.Пользования Вагонами.
Истец согласно части 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ как коммерческая организация, осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск.
Принимая на себя обязательства по Договору с Трансконтейнером ООО "ПортЭкспресс" несет риск их неисполнения, включая неисполнение по причине действий третьих лиц (за исключением обстоятельств непреодолимой силы).
Таким образом, требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Следовательно, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2021 по делу N А56-37212/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37212/2021
Истец: ООО "ПортЭкспресс"
Ответчик: ПАО "ТрансКонтейнер", ПАО филиал "ТрансКонтейнер" на октябрьской железной дороге