г. Томск |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А67-412/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тиунова Дмитрия Геннадьевича (07АП-7609/2021) на решение от 29.06.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-412/2021 (судья Л.М. Ломиворотов) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лана" (ИНН 7014056013, ОГРН 1127014000585; 634021, Томская область, г. Томск. ул. Шевченко, дом 44, строение 45, офис 2) к Администрации Города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706; 634050, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, дом 73), Конкурсной комиссии по осуществлению закупок по выполнению (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам Администрации г. Томска (634050, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, дом 73) о признании незаконными решений и действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - Департамент городского хозяйства администрации Города Томска (ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440; 634050, Томская область, г. Томск, тракт Московский, дом 19/1); - индивидуальный предприниматель Радишевская Ольга Николаевна (ИНН 702100489807, ОГРНИП 304701732900533, Томская область, г. Томск); - общество с ограниченной ответственностью "Движение 2015" (ИНН 7017392207, ОГРН 1157017023350; 634021, Томская область, г. Томск, ул. Шевченко, дом 44, строение 39); - общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (ИНН 7017090358, ОГРН 1047000101598; 634045, Томская область, г. Томск, ул. Мокрушина, 24 - 192); - индивидуальный предприниматель Тиунов Дмитрий Геннадьевич (ИНН 702000343226, ОГРНИП 304701735702642, Томская область, г. Томск),
при участии в судебном заседании:
- от ИП Тиунова Д.Г. - Кологривая К.А., доверенность от 14.01.2021, паспорт, диплом;
- от Администрации г.Томска - Комогорцев А.В., доверенность от 11.12.2020, диплом, служебное удостоверение;
- от ООО "Лана" - Исхаков Р.М., доверенность от 23.03.2021, служебное удостоверение, диплом;
- от членов конкурсной комиссии - Комогорцев А.В., доверенность от 25.08.2021, служебное удостоверение;
- от Департамента городского хозяйства администрации города Томска - Белоусов А.В., доверенность от 11.01.2021, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лана" (далее по тексту - ООО "Лана", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Города Томска (далее по тексту - администрация, заинтересованное лицо), Конкурсной комиссии по осуществлению закупок по выполнению (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам Администрации г. Томска (далее по тексту - конкурсная комиссия, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
признать незаконными решения Конкурсной комиссия по осуществлению закупок на выполнение (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам Администрации г. Томска о соответствии заявки индивидуального предпринимателя Тиунова Дмитрия Геннадиевича (ИНН 702000343226) (идентификационные номера заявок 105677881, 105678059) на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0165300010519000744 и N 0165300010519000745 требованиям, установленным конкурсной документацией, выраженные в:
* пункте 10, 11 Протокола N 1208 от 21.08.2019 года о рассмотрении и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0165300010519000744 (размещенном в ЕИС 21.08.2019 20:51 (МСК+4));
* пункте 10, 11 Протокола N 1210 от 21.08.2019 года о рассмотрении и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0165300010519000745 (размещенном в ЕИС 21.08.2019 20:38 (МСК+4));
- пункте 9 Протокола N 1211 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000744 (размещенном в ЕИС 11.09.2019
22:54 (МСК+4));
- пункте 9 Протокола N 1213 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000745 (размещенном в ЕИС 11.09.2019
22:46 (МСК+4));
признать незаконными решения Конкурсной комиссия по осуществлению закупок на выполнение (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам Администрации г. Томска о присвоении рейтинга (баллов) заявкам индивидуального предпринимателя Тиунова Дмитрия Геннадиевича (ИНН 702000343226) (идентификационные номера заявок 105677881, 105678059) на участие в открытых конкурсах в электронной форме N 0165300010519000744 и N 0165300010519000745, выраженные в:
-пункте 12, 13 Протокола N 1211 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000744 (размещенном в ЕИС 11.09.2019 22:54 (МСК+4));
- пункте 12, 13 Протокола N 1213 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000745 (размещенном в ЕИС 11.09.2019 22:46 (МСК+4));
признать незаконными действия Конкурсной комиссия по осуществлению закупок на выполнение (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам Администрации г. Томска по оценке заявок индивидуального предпринимателя Тиунова Дмитрия Геннадиевича (ИНН 702000343226) (идентификационные номера заявок 105677881,105678059) на участие в открытых конкурсах в электронной форме N 0165300010519000744 и N 0165300010519000745. выраженные в:
- пункте 10 Протокола N 1211 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000744 (размещенном в ЕИС 11.09.2019
22:54 (МСК+4));
- пункте 10 Протокола N 1213 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000745 (размещенном в ЕИС 11.09.2019 22:46 (МСК+4));
признать недействительными пункты протоколов рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и протоколов подведения итогов открытых конкурсов в электронной форме N 0165300010519000744, N0165300010519000745, в отношении заявок индивидуального предпринимателя Тиунова Дмитрия Геннадиевича (ИНН 702000343226) (идентификационные номера заявок 105677881, 105678059), а именно:
- пункты 10, 11 Протокола N 1208 от 21.08.2019 года о рассмотрении и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N0165300010519000744 (размещенном в ЕИС 21.08.2019 20:51 (МСК+4));
- пункты 10, 11 Протокола N 1210 от 21.08.2019 года о рассмотрении и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0165300010519000745 (размещенном в ЕИС 21.08.2019 20:38 (МСК+4));
-пункты 9, 10, 12, 13 Протокола N 1211 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000744 (размещенном в ЕИС 11.09.2019 22:54 (МСК+4));
-пункты 9, 10, 12, 13 Протокола N 1213 от 22.08.2019 года о подведении итогов открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000745 (размещенном в ЕИС 11.09.2019 22:46 (МСК+4)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент городского хозяйства администрации Города Томска, индивидуальный предприниматель Радишевская Ольга Николаевна, общество с ограниченной ответственностью "Движение 2015", общество с ограниченной ответственностью "Альянс", индивидуальный предприниматель Тиунов Дмитрий Геннадьевич.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.06.2021 заявленные требования удостоверены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Тиунов Д.Г. обратился с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что судом не выяснено какое право заявителя было нарушено и подлежит ли оно защите в судебном порядке; суд необоснованно привлек ИП Тиунова Д.Г. к участию в деле качестве третьего лица, тогда как его процессуальное положение следовало определить как ответчика.
Представитель ИП Тиунова Д.Г. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представителем ИП Тиунова Д.Г. были заявлены следующие ходатайства:
- о переходе в рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данное ходатайство мотивировано тем, что рассмотрение дела с участием ИП Тиунова Д.Г. в качестве третьего лица, а не ответчика уменьшило объем его прав и обязанностей, которыми наделена сторона по делу;
- о приостановлении производства по апелляционной жалобе ИП Тиунова Д.Г. до вступления в законную в силу решения суда по делу N А67-7003/2021. Данное ходатайство мотивировано тем, что с вступлением решения в законную силу по настоящему делу будет утрачено право ИП Тиунова Д.Г. на обжалование допуска ООО "ЛАНА" к участию в конкурсах на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам N 11 и N 12 в г. Томске.
Приведенные ИП Тиуновым Д.Г. доводы о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку ИП Тиунов Д.Г. был привлечен судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, как раз в интересах соблюдения его прав и законных интерес. При этом сам предмет спора (признание незаконным решений конкурсной комиссии) не предполагает требований к участнику торгов.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учитывается, что ИП Тиуновым Д.Г. подано в Арбитражный суд Томской области отдельное заявление (дело N А67-7003/2021) о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по осуществлению закупок на выполнение работ, о соответствии заявки ООО "ЛАНА" требованиям Закону о контрактной системе, что свидетельствует о реализации им права на собственный иск.
Судебная коллегия также отказывает в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по апелляционной жалобе ИП Тиунова Д.Г. поскольку в деле N А67-7003/2021 устанавливаются другие фактические обстоятельства дела, связанные с участием в торгах ООО "ЛАНА", в то время как предметом настоящего спора является оценка законности принятых Комиссией решений по допуску к торгам ИП Тиунова Д.Г.
В судебном заседании ИП Тиуновым Д.Г. заявлено ходатайство об истребовании у ООО "РТС-Тендер" документов, представленных ООО "Лана" в составе заявок на участие в конкурсах N 0165300010519000744 и N 0165300010519000745.
В силу части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Учитывая предмет заявленных требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные документы не отвечают критерию относимости и не подлежат истребованию, в связи с чем в удовлетворении ходатайства отказано.
Администрация в письменных отзывах на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители ООО "Лана", членов конкурсной комиссии, Департамента городского хозяйства администрации города Томска, поддержали позицию Администрации.
Индивидуальный предприниматель Радишевская Ольга Николаевна, общество с ограниченной ответственностью "Движение 2015", общество с ограниченной ответственностью "Альянс" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Администрацией города Томска (организатором закупки) были проведены открытые конкурсы в электронной форме по заказу Департамента городского хозяйства Администрации города Томска (заказчика).
Извещения и конкурсная документация о проведении каждого открытого конкурса в электронной форме были размещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, а также на сайте электронной площадки "РТСтендер" http://wvvw.rts-tender.ru/.
Закупка N 0165300010519000745 (идентификационный код закупки: 193701700.191170170100100700014931244) проведена по предмету: выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 12 "улица Мостовая/станция Товарная - Садоводческое общество "Весна", начальная (максимальная) цена муниципального контракта: 46 211 руб.
Итоги открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000745 оформлены протоколом N 1213 от 22.08.2019.
Закупка N 0165300010519000744 (идентификационный код закупки: 193701700191170170100100640014931244) проведена по предмету: выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 11 "Сосновый бор - микрорайон Подсолнухи", начальная (максимальная) цена муниципального контракта: 48 198 руб.
Итоги открытого конкурса в электронной форме N 0165300010519000744 оформлены протоколом N 1211 от 22.08.2019.
Победителем конкурса по обеим закупкам признано ООО "Лана" (в отношении него принято решение о присвоении первого порядкового номера), второй порядковый номер присвоен индивидуальному предпринимателю Радишевской Ольге Николаевне.
ИП Тиунов Д.Г. участвовал в указанных конкурсах, его заявки были допущены к участию, присвоен итоговый рейтинг в размере 90,14 баллов (маршрут N 11), 89,80 баллов (маршрут N 12), который соответствовал третьему порядковому номеру.
Полагая, что заявки ИП Тиунова Д.Г. на участие конкурсах содержали недостоверные сведения и документы, а, следовательно, подлежали отклонению, а сам предприниматель - отстранению от участия в конкурсах, ООО "Лана" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Согласно частям 1 - 2 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие установленным требованиям, в том числе наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, открытый конкурс.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать: 1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме; 3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации (часть 4 статьи 54.4 Закона N 44- ФЗ).
Вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса в электронной форме, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса; 2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и предоставление указанных копий документов предусмотрено конкурсной документацией. При этом не допускается требовать предоставления копий указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром; 3) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки); 4) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса в электронной форме заявил о получении указанных преимуществ, или копии этих документов; 5) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии этих документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий этих документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами; 6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе; 7) декларацию о принадлежности участника открытого конкурса в электронной форме к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) (часть 6 статьи 54.4 Закона N 44- ФЗ).
Согласно части 2 статьи 54.5 Закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 54.5 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия предложений участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона и установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации;
3) указания в первой части заявки участника открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частей 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
В силу пункта 6 части 6 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В соответствии с документацией о проведении открытого конкурса к квалификации участников закупки относятся, в том числе оборудование и материальные ресурсы, связанные с предметом контракта, в частности транспортные средства (раздел 2 документации).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
В соответствии с частью 2 статьи 24 ФЗ N 220-ФЗ форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно частью 4.1 статьи 24 ФЗ N 220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна, в том числе, содержать следующие сведения: 1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения; 3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к приказу Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 25.12.2019 N 23-ОД "О реализации отдельных полномочий, установленных Законом Томской области от 29.12.2015 N 216-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Томской области", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества (далее - участник открытого конкурса, заявитель) представляет заявку на участие в открытом конкурсе по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу и прилагает следующие документы:
1) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
2) договор простого товарищества в письменной форме, а также документы, подтверждающие полномочия уполномоченного участника договора простого товарищества (при наличии);
3) документы, содержащие сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) сведения о влияющих на качество перевозок характеристиках транспортных средств, предлагаемых на маршруты регулярных перевозок, входящие в соответствующий лот, по форме согласно приложению N 1 к настоящим Требованиям с приложением копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств;
5) документы, подтверждающие принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
6) документы, содержащие сведения о возможности осуществления оперативного (диспетчерского) контроля за регулярностью пассажирских перевозок и передачи в региональную информационную систему навигации (при наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для перевозок, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Требованиям;
7) документы, содержащие сведения о количестве транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса по форме согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям, с приложением копий документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств;
8) документы, содержащие сведения об опыте осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенными с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
В случае установления недостоверности информации, представленной участником открытого конкурса в электронной форме, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в этом конкурсе на любом этапе его проведения (часть 5 статьи 54.7 Закона N 44-ФЗ).
Судом установлено, что в составе заявок на участие конкурсах ИП Тиуновым Д.Г. в подтверждение возможности осуществления регулярных перевозок (наличия транспортных средств), в том числе представлены:
1) Договор аренды транспортного средства N 4 от 08.08.2019, заключенный между ИП Тиуновым Д.Г. и Кобенко Вячеславом Александровичем, предметом которого являлось транспортное средство марки ПАЗ ГРЗ Е289СА154, которое согласно п. 2.5. данного договора передано от Кобенко В.А. ИП Тиунову Д.Г. непосредственно при подписании договора;
2) Договор аренды транспортного средства N 3 от 08.08.2019, заключенный между ИП Тиуновым Д.Г. и Кобенко Вячеславом Александровичем, предметом которого являлось транспортное средство марки ПАЗ ГРЗ Е112ВМ154, которое согласно п. 2.5. данного договора передано от Кобенко В.А. ИП Тиунову Д.Г. непосредственно при подписании договора;
3) Договор аренды транспортного средства N 2 от 08.08.2019, заключенный между ИП Тиуновым Д.Г. и Кобенко Вячеславом Александровичем, предметом которого являлось транспортное средство марки ПАЗ ГРЗ Е015СА154, которое согласно п. 2.5. данного договора передано от Кобенко В.А. ИП Тиунову Д.Г. непосредственно при подписании договора;
4) Договор аренды транспортного средства N 1 от 08.08.2019, заключенный между ИП Тиуновым Д.Г. и Кобенко Вячеславом Александровичем, предметом которого являлось транспортное средство марки ПАЗ ГРЗ Е288СА154, которое согласно п. 2.5. данного договора передано от Кобенко В.А. ИП Тиунову Д.Г. непосредственно при подписании договора;
5) Договор аренды транспортного средства N б/н от 08.08.2019, заключенный между Шириновым А.Э. о. и Тиуновым Д.Г.;
6) Договор аренды транспортного средства N 1 от 08.08.2019, заключенный между ООО "ОбьТранс" и Тиуновым Д.Г.;
7) Договор аренды транспортного средства N 2 от 08.08.2019, заключенный между ООО "ОбьТранс" и Тиуновым Д.Г.;
8) Договор аренды транспортного средства N б/н от 08.08.2019, заключенный между Тилимбаевым Р.З. и Тиуновым Д.Г.;
9) Договор аренды транспортного средства N б/н от 08.08.2019, заключенный между Росляковым Павлом Андреевичем и Тиуновым Д.Г., предметом которого является транспортное средство марки ПАЗ, имеющее государственный регистрационный знак N АН 963 72;
10) Договор аренды транспортного средства N б/н от 08.08.2019, заключенный между Росляковым Павлом Андреевичем и Тиуновым Д.Г., предметом которого является транспортное средство марки ПАЗ, имеющее государственные регистрационный знак N АН 964 72;
11) Разрешение на субаренду N 39 от 06.08.2019, выданное АО ВТБ Лизинг на имя Рослякова Павла Андреевича;
12) Разрешение на субаренду N 112 от 06.08.2019, якобы выданное АО ВТБ Лизинг на имя Рослякова Павла Андреевича;
13) Разрешение на субаренду N 179 от 07.08.2019, выданное АО ВТБ Лизинг на имя Ширинова Азер Эльшан Оглы;
14) Разрешение на субаренду N 103 от 07.08.2019, выданное АО ВТБ Лизинг на имя Тилимбаева Руслана Забировича.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что договоры аренды с ИП Тиуновым Д.Г. не заключались, транспортные средства указанными лицами во владение и пользование ИП Тиунову Д.Г. не предоставлялись, используются для осуществления регулярных перевозок в г. Тюмени и г. Новосибирске.
Данные обстоятельства подтверждаются ответами с приложенными документами: Мэрии города Новосибирска от 26.10.2020, от 29.03.2021; ИП Кобенко В.А. от 14.10.2020; ИП Шулепова С.М. от 12.10.2020; МКУ "Цент управления городским автоэлектротранспортом" г. Новосибирск и МКУ "Тюменьгортранс" г. Тюмени от 29.03.2021, от 23.03.2021, от 24.03.2021, от 09.10.2020; ООО "Обь Транс" от 26.03.2021; ИП Ширинова А.Э. Оглы, ИП Тилимбаева Р.З., ИП Рослякова П.А. от 07.04.2021.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Кроме того, согласно ответа обособленного подразделения в г. Тюмень по направлению Автолизинга ВТБ Лизинг 14.04.2021, разрешения на субаренду N 39 и N 112 от 06.08.2019, N 179 и N 103 от 07.08.2019 АО ВТБ Лизинг не выдавались, запросы на субаренду со стороны Лизингополучателей в 2019 году не поступали, печать на представленных копиях документов подписанту - АО ВТБ Лизинг не принадлежит.
В ходе судебного разбирательства какие-либо возражения относительно указанных доказательств ИП Тиуновым Д.Г. не заявлены, опровергающие доказательства не представлены.
Кроме того, в нарушение требований конкурсной документации ИП Тиуновым Д.Г. в составе заявок по обоим конкурсам на разные муниципальные маршруты заявлен один списочный состав транспортных средств.
Доводы представителя ИП Тиунова Д.Г. о том, что представленные Договоры аренды ТС в составе заявок соответствуют действительности, что ИП Тиунов Д.Г. с 08.08.2019 фактически и на законных основаниях владел ТС (Автобусами) - признаются судом апелляционной инстанции являются несостоятельными, полностью опровергаются материалами дела.
Злоупотребление правом, по смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки правовой норме, предоставляющей ему соответствующее право; не соотносит свое поведение с интересами общества и государства: не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность
Материалами дела подтверждено, что ИП Тиунов Д.Г. для участия в конкурсе представил недостоверные сведения о составе транспортных средств, находящихся в его владении, тем самым недобросовестно воспользовался своим правом на участие в торгах (конкурсах) с целью победить в них и, в последующем, заключить муниципальный контракт.
Как участник закупок ИП Тиунов Д.Г. применил неконкурентный способ участия в торгах путем введения в заблуждение Конкурсной комиссии о своей добросовестности и всех иных участников конкурсов.
Конкурсная комиссия своевременно не приняла решение об отстранении ИП Тиунова Д.Г. от дальнейшего участия в конкурсах, на этапе рассмотрения вторых частей признала его заявку соответствующей требованиям конкурсной документации, не отклонила такую заявку, а, находясь в заблуждении, произвела оценку, присвоила его заявке конкурсные баллы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности пришел к выводу, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден факт представления ИП Тиуновым Д.Г. в составе заявок на участие в конкурсах недостоверных информации (документов), что свидетельствует об отсутствие оснований для признания соответствия заявок предпринимателя требованиям, установленным конкурсной документацией, присвоения рейтинга (баллов) заявкам предпринимателя и их оценки.
Кроме того, суд первой инстанции, с учетом установления момента осведомленности заявителя об обстоятельствах достоверности договоров аренды, сделал обоснованный вывод о соблюдении ООО "Лана" предусмотренного статьей 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением о признании решений Комиссии недействительными.
Правовых оснований не согласиться с позицией арбитражного суда, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы в размере 150 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, а 2 850 рублей излишне уплаченной ИП Тиуновым Д.Г. государственной пошлины - возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-412/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тиунова Дмитрия Геннадьевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Тиунову Дмитрию Геннадьевичу из федерального бюджета 2 850 (две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 48 от 23.07.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-412/2021
Истец: ООО "Лана"
Ответчик: Администрация г. Томск, Конкурсная комиссия по осуществлению закупок на выполнение (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам Администрации г. Томска
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА, ООО "АЛЬЯНС", ООО "ДВИЖЕНИЕ 2015", Радишевская Ольга Николаевна, Тиунов Дмитрий Геннадиевич