г. Тула |
|
28 сентября 2021 г. |
Дело N А09-2736/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания до перерыва Шамыриной Е.И., после перерыва Староверовой Е.А., при участии от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202743937, ИНН 3201005325) - Черняковой И.Г. (доверенность от 28.06.2021 N 20), Калининой О.В. (доверенность от 25.01.2021 N 12), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" (г. Брянск, ОГРН 1133256010359, ИНН 3245512114), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.07.2021 по делу N А09-2736/2021 (судья Фролова М.Н.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" (далее - заявитель, ООО "Нормаль-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным пункта 2 предписания N 94/03 от 25.12.2020.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.07.2021 по делу N А09-2736/2021 признан недействительным пункт 2 предписания инспекции от 25.12.2020 N 94/03. С инспекции в пользу ООО "Нормаль-М" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с данным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллент ссылается на то, что включение многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает общество, как управляющую организацию, продолжающую взимать с собственников помещений в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт общего имущества, от выполнения обязательств по надлежащему содержанию общего имущества и проведению текущего ремонта до наступления срока капитального ремонта.
Податель жалобы указывает на то, что выполнение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит лицензионному контролю со стороны органов государственного жилищного надзора. Вместе с тем, несмотря на наличие реальной угрозы жизни и здоровья жителей дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске, управляющей организацией ООО "Нормаль-М" не были приняты все необходимые и достаточные меры для устранения имеющихся нарушений.
ООО "Нормаль-М" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали свою позицию по делу.
В судебном заседании представители инспекции заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно копий технического обследования и заключения состояния балкона квартиры N 198 жилого дома по ул. Чернышевского, д. N 72А в Володарском районе г. Брянска, акта осмотра от 17.12.2020, акта осмотра от 07.11.2020, акта проверки от 24.12.2020, акта общего осеннего осмотра жилого дома от 11.10.2019, акта общего весеннего осмотра жилого дома от 13.03.2020, актов, составленных ООО "Нормаль-М" от 15.05.2019, 31.05.2019, 11.12.2020, акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов ООО "Нормаль-М" от 28.08.2020, акта готовности системы отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительном периоде 2020-2021 годов, пояснений от 09.08.2019, акта готовности системы отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительном периоде 2020-2021 годов, планов мероприятий на основании осмотра МКД N 72А по ул. Чернышевского, ответа на предписание от 27.05.2021 исх. N 297, приложения N 1 от 26.05.2021 к договору от 20.05.2021 N 20/05/Б2021, предписания от 09.08.2019 N 380, письма прокуратуры Брянской области от 30.11.2020 N 07-581-2020, распоряжения от 25.11.2020 N 180/03, решения о согласовании проведения внеплановой проездной проверки от 30.11.2020, письма администрации Президента Российской Федерации от 12.10.2020, обращения от 12.10.2020 N 1087201, договора управления многоквартирным по ул. Чернышевского, дом N 72А от 08.12.2017.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.09.2021 объявлен перерыв до 28.09.2021.
От инспекции в суд поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно копий акта осмотра от 17.12.2020 с фотоматериалами, акта осмотра от 17.12.2020, акта осмотра от 07.11.2020 акта проверки от 25.11.2020, материалов фото фиксации.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленные ходатайства инспекции о приобщении к материалам дела вышеуказанных документов, пришел к выводу о наличии процессуальных оснований для их удовлетворения, поскольку данные документы представлены в обоснование своей позиции по делу и имеют значение для правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта, в порядке абзаца второго части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 25.12.2020 инспекцией в отношении ООО "Нормаль-М" вынесено предписание N 94/03.
В соответствии с пунктом 2 данного предписания на ООО "Нормаль-М" возложена обязанность в срок до 30.05.2021 выполнить ремонтно-восстановительные работы железобетонной плиты балконного козырька квартиры N 198 многоквартирного дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске, в соответствии с пунктом 9 постановления правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", пунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Полагая, что пункт 2 вышеуказанного предписания не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, ООО "Нормаль-М" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что общество в рассматриваемом случае в соответствии с приведенными нормами права является лицом, обязанным осуществить капитальный ремонт (ремонт балконных плит многоквартирного дома 72 А по ул. Чернышевского, г. Брянска) в материалах дела отсутствуют.
Суд первой инстанции, ссылаясь на региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, согласно которой спорный дом по адресу: N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске вошел в программу капитального ремонта, со списком запланированных работ, в том числе: ремонт фасада, включая ПСД и строительный контроль, пришел к выводу о том, что возложение управлением на заявителя обязанности в срок до 30.05.2021 произвести ремонтно-восстановительные работы железобетонной плиты балконного козырька квартиры N 198 многоквартирного дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации наделены правом осуществления регионального жилищного надзора.
Под государственным жилищным надзором согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ понимается, в частности, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 3.10.1. указанного Положения государственная жилищная инспекция Брянской области осуществляет деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в частности деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4.4 указанного Положения государственная жилищная инспекция Брянской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и давать предписания об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, оспариваемое обществом предписание выдано инспекцией в пределах полномочий.
Как следует из материалов дела, ООО "Нормаль-М" осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по ул. Чернышевского д. 72 А в г. Брянске, о выборе способа управления и выбора управляющей организации, договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как установлено судом, между ООО "Нормаль-М" и собственниками помещений многоквартирного дома N 72А но ул. Чернышевского в г. Брянска заключен договор управления от 08.12.2017.
В соответствии с пунктом 1.1.2. указанного договора в перечень, объем, и качество работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянска входит перечень, объем работ и качество работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Из пункта 1.4. договора от 08.12.2017 следует, что собственники - владельцы помещений и общего имущества в многоквартирном доме, право собственности которых зарегистрировано в установленном порядке. Состав имущества - общее имущество многоквартирного дома, предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и нежилых помещений именно: межквартирные лестничные площадки и клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, входящим в состав общедомового имущества (согласно кадастрового плана) доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (доля собственника помещения в данном доме) доля, определяемая отношением общей площади указанного помещения к сумме общих площадей всех помещений в данном доме.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Содержание общего имущества многоквартирного дома - комплекс работ и услуг по контролю его состояния, поддержание в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д.
Включает: уборку общего имущества многоквартирного дома, в том числе подвала, чердака, мусорокамер, подъезда, лестничных площадок и маршей, крыши, лифта (ов) при их наличии; содержание придомовой территории (уборка, озеленение, благоустройство земельного участка); вывоз и размещение твердых бытовых отходов; техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома; содержание конструктивных элементов многоквартирного дома; обслуживание технических устройств, в том числе лифтов и общедомовых приборов учета, а также технических помещений многоквартирного дома.
Капитальный ремонт - комплекс работ, проводимый по решению собрания собственников для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, а также необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.
В соответствие с пунктом 3.1. договора от 08.12.2017 собственники поручают, а управляющая компания принимает на себя обязанности самостоятельно или путем заключения договоров с обслуживающими организациями обеспечить выполнение работ и услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в частности, по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В силу положений пункта 4.1 договора от 08.12.2017 управляющая компания обязана обеспечивать надлежащее содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. В случае привлечения на договорной основе третьих лиц к оказанию отдельных видов услуг и работ по настоящему договору, ответственность за их действия несет управляющая компания (пункт 4.1.1. договора от 08.12.2017);
Выполнять платные заявки по ремонту личного имущества собственника, внутри его помещения (пункт 4.1.2. договора от 08.12.2017);
Рассматривать предложения, заявления и жалобы Собственников, вести их учет, принимать меры для устранения недостатков. В течение 10 дней со дня получения письменного заявления информировать собственников о принятом решении (пункт 4.1.3. договора от 08.12.2017);
Устранять неисправности в сроки, определенные приложением 3 к договору (пункт 4.1.4 договора от 08.12.2017);
По требованию собственников направлять своего представителя для составления акта ненадлежащего качества работ и услуг (пункт 4.1.5 договора от 08.12.2017);
Ставить в известность собственников о намерении произвести какие-либо работы и услуги в доме, согласовывать объемы, перечень выполняемых работ и услуг (пункт 4.10.
договора от 08.12.2017);
Информировать собственников об изменении качества услуг, о сбоях в работе инженерного оборудования, иных неудобствах для проживания, относящихся к содержанию дома, двора, квартиры (пункт 4.1.11. договора от 08.12.2017);
В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица инспекции, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать, в том числе требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "в" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил.
В целях реализации статьи 162 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены "Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила).
В соответствии с положениями указанных Правил управление осуществляемся в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (пункт 3 Правил).
Таким образом, выполнение минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит лицензионному контролю со стороны органов государственного жилищного надзора.
Пунктом 9 Минимального перечня к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках (абзац четвертый); контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами (абзац пятый); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (абзац седьмой).
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой. Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3 % от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели. В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
Работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170).
Согласно постановлению Президиума от 29.09.2010 ВАС РФ N 6464/10 все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Как установлено судом, 12.10.2020 в администрацию Президента Российской Федерации поступило обращение гражданки, являющейся собственником квартиры, расположенной по адресу: Брянская область, г. Брянск, улица Чернышевского, д. 72А, на 5 этаже пятиэтажного панельного дома, касающееся ненадлежащего обеспечения ООО "Нормаль-М" работ по содержанию общего имущества указанного дома, в частности, балконной плиты, находящейся в данной квартире. Данное обращение направлено в правительство Брянской области для его рассмотрения.
Инспекцией в рамках требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании распоряжения начальника инспекции от 25.11.2020 N 180/03 проведена внеплановая документарная и выездная проверка данного обращения.
07.11.2020 инспекцией составлен акт осмотра МКД N 72 А по ул. Чернышевского в г. Брянске, квартира N 198 которого расположена на пятом этаже, в котором зафиксировано, что плита балконного козырька имеет повреждения и деформацию.
В ходе осмотра общего имущества многоквартирного дома N 72 А по указанному адресу 17.12.2020 инспекцией установлено, что МКД N 72 А по ул. Чернышевского в г. Брянске 5-ти этажный, панельный, кровля плоская, стены кирпичные, квартира N 198 (однокомнатная) расположена на пятом этаже. В ходе визуального осмотра установлено следующее: в жилой комнате со стороны главного фасада наблюдается нарушение целостности межпанельного шва (высыпание раствора) по информации собственника квартиры летом 2020 года выполнили самостоятельно заделывание монтажной пеной. Выход на балкон опломбирован управляющей организацией ООО "Нормаль-М". В ходе визуального осмотра железобетонного козырька балкона квартиры N 198 наблюдаются следы залитая (разводы на плите), выбоины плиты, частично видна металлическая арматура (местами). При осмотре установлено, что данный балкон выполнен из 2-х боковых сборных железобетонных плит, закрепленных металлическими закладными деталями, на которые положена плита покрытия, закрепленная к боковым балконным панелям, поверх плиты покрытия установлен металлический отлив. После проведения осмотра вышеуказанного балкона управляющей организацией ООО "Нормаль-М" выполнена опломбировка выхода па балкон в данной квартире. На улице под балконом в месте прохода людей выставлено ограждение в виде треног и сигнальной ленты.
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.12.2020 N 180/03, который подписан полномочным представителем общества без замечаний и возражений.
Таким образом, в ходе проверки выявлено ненадлежащее техническое состояние балконной плиты и козырька квартиры N 198 спорного МКД, что является нарушением
части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 4.2, 4.2.4.2 Правил N 170, пункта 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень).
Как следует из оспариваемого предписания, инспекция в пункте 2 обязала общество произвести в срок до 30.05.2021 ремонтно-восстановительные работы железобетонной плиты балконного козырька квартиры N 198 многоквартирного дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске, в соответствии с пунктом 9 постановления правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", пункта 4.2.4.2 Правил N 170.
Срок выполнения указанных выше мероприятий установлен до 30.05.2021.
Работы по восстановлению или замене отдельных участков и элементов балконов включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170).
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается ненадлежащее техническое состояние балкона спорного многоквартирного дома.
При этом общество не представило доказательств выполнения им в период осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом работ по восстановлению повреждений отдельных участков балкона по мере их возникновения и предупреждению дальнейшего развития деформаций при проведении текущего ремонта общего имущества дома.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у инспекции имелись основания для выдачи предписания (пункт 2). Оспариваемое предписание в указанной части не противоречит требованиям действующего законодательства на момент его вынесения и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Выводы суда первой инстанции о том, что указанные в предписании работы относятся к капитальному ремонту, обеспечение проведения которого возложено на регионального оператора, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными, поскольку обществом не выполнены восстановительные работы в целях устранения разрушений балконной плиты, при этом сам по себе ремонт балкона (восстановление бетонного слоя балконной плиты) относится к текущему ремонту, а не капитальному ремонту.
Факт включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не освобождает управляющую организацию, продолжающую взимать с собственников помещений в многоквартирном доме плату за содержание и ремонт общего имущества, от выполнения обязательств по надлежащему содержанию данного имущества и проведению текущего ремонта до наступления срока капитального ремонта.
ООО "Нормаль-М", заключив договор управления многоквартирным домом, в силу статьи 161 ЖК РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Общество является лицом, ответственным за нормальную эксплуатацию жилого дома, содержание общего имущества и предоставление жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с установленными требованиями законодательства.
Утверждение общества о нецелесообразности осуществления ремонтно-восстановительных работ железобетонной плиты балконного козырька квартиры N 198 многоквартирного дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске, со ссылкой на техническое заключение специализированной организации ООО "Реал-проект", которым установлено, что балкон находится в аварийном состоянии и работы по его восстановлению относятся к капитальному ремонту, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в силу положений Правил N 491 и Правил N 170 общество, как управляющая организация, не освобождено от обязанности по осуществлению текущего ремонта балконов МКД.
При этом доказательств того, что в рамках капитального ремонта МКД предполагается проведение работ по восстановлению балконных плит, общество в материалы дела не представило.
Более того, обращение собственника помещения в многоквартирном доме с жалобой в Администрацию Президента Российской Федерации по поводу ненадлежащего выполнения обществом обязательств по содержанию и ремонту балкона свидетельствуют об актуальности указанного вопроса.
Кроме того, само оспариваемое предписание не устанавливает обязанность общества провести капитальный ремонт железобетонной плиты балконного козырька квартиры N 198 многоквартирного дома N 72А по ул. Чернышевского в г. Брянске.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, техническое состояние балкона квартиры N 198 спорного МКД создает угрозу жизни и здоровью людей, и именно общество обязано незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности граждан и устранению неисправностей железобетонной плиты балконного козырька квартиры N 198 указанного дома. Общество обязано принимать меры для осуществления указанных обязательств, а также определять способы и средства для надлежащего и качественного оказания услуг и обеспечения содержания и ремонта общего имущества в МКД с учетом степени износа и иных характеристик конструктивных элементов в МКД.
Таким образом, оспариваемое предписание соответствует упомянутым нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Ссылка на судебную практику не может быть признана обоснованной, так как позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 N 302-ЭС19-2146, не имеет для настоящего спора преюдициального значения, принято по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания недействительным оспариваемого в части предписания инспекции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, а в удовлетворении заявленных требований общества следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.07.2021 по делу N А09-2736/2021 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Нормаль-М" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2736/2021
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ "НОРМАЛЬ-М"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Брянской области