г. Чита |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А19-4099/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Скажутиной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Копейка Плюс" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2021 года по делу N А19-4099/2021,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Илимский" (ОГРН 1033802003157, ИНН 3817012190, далее - административный орган, отдел) обратился в арбитражный суд с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Копейка плюс" (ОГРН 1053817041310; ИНН 3817028182, далее - ООО "Копейка плюс", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2021 года по делу N А19-4099/2021 заявленное требование удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью "Копейка Плюс" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов от 27 декабря 2020 года, направлена на уничтожение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что привлечен к административной ответственности с нарушением норм КоАП РФ. Указал, что административное расследование проведено с процессуальными нарушениями, продавец ООО "Копейка Плюс" не является законным представителем юридического лица, продукция (без результатов химической экспертизы) изъята не у юридического лица, а у физического лица Бах Т.С., возможно, данная продукция является бесхозяйной, материалы дела не содержат заявлений граждан, по которым была проведена внеплановая проверка сотрудниками полиции, административное дело было проведено сотрудником полиции (без указания должности, звания, фамилии, имени, отчества), протокол об административном правонарушении составлен сотрудником полиции (без указания должности, звания, фамилии, имени, отчества), в материалах дела отсутствуют доказательства об уведомлении руководителя ООО "Копейка Плюс" или его законного представителя о прибытии в магазин ООО "Копейка Плюс" для осуществления процессуальных действий.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 02.09.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.12.2020 года, в ходе проверочных мероприятий, проведенных в магазине "Копейка", расположенном по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Дружбы Народов, 94 "А", участковым уполномоченным полиции МО МВД России "Усть-Илимский" выявлен факт оборота алкогольной продукции, а именно: вина фруктовое столовое полусладкое "Три топора" алк. 14%, объемом 0,7 литра, дата розлива 14.08.2020 г., производство ООО "НАМА" Россия Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 114 А, помещение 6/1, адрес производства Россия Краснодарский край, Северский район, станица Северская, ул. Ленина, 117, в количестве 2 бутылок, стоимостью 160 рублей за бутылку; вина фруктовое столовое полусладкое "Три топора" алк. 14%, объемом 1,5 литра, дата розлива 14.08.2020 г., производство ООО "НАМА" Россия Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Старокубанская, 114 А, помещение 6/1, адрес производства Россия Краснодарский край, Северский район, станица Северская, ул. Ленина, 117, в количестве 2 бутылок, стоимостью 290 рублей за бутылку; водки "Тельняшка" алк. 40%, объемом 0,25 литра, дата розлива 20.10.2020 г., производство ООО "Омсквинпром" Россия, Омская область, г. Омск, ул. Разъездная, 14 Б, в количестве 6 бутылок, стоимостью 220 рублей за бутылку; водки "Русская Валюта" алк. 38%, объемом 0,5 литра, дата розлива 24.08.2020 г., производство филиал АО "Татспиртпром" Усадский ликероводочный завод, Россия, Респ. Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Усадское сельское поселение, д. Тимофеевка, ул. Профсоюзная, 4, в количестве 6 бутылок, стоимостью 345 рублей за бутылку; водки "Кедровица на кедровых орехах" алк. 40%, объемом 0,25 литра, дата розлива 11.10.2020 г., производство ООО "Омсквинпром" Россия, Омская область, г. Омск, ул. Разъездная, 14 Б, в количестве 6 бутылок, стоимостью 220 рублей за бутылку; водки "Кедровица на кедровых орехах" алк. 40%, объемом 0,5 литра, дата розлива 11.10.2020 г., производство ООО "Омсквинпром" Россия, Омская область, г. Омск, ул. Разъездная, 14 Б, в количестве 1 бутылки, стоимостью 360 рублей за бутылку без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже в указанной торговой точке, осмотрена проверяющим сотрудником полиции в присутствии понятых и изъята (протокол осмотра от 27.12.2020 года, протокол изъятия от 27.12.2020 года)
05.02.2021 года должностным лицом Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Илимский" составлен протокол об административном правонарушении АП N 117552, в котором отражен факт оборота Обществом алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Илимский" обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Копейка Плюс" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П, от 30 марта 2016 года N 9-П, от 18 февраля 2019 года N 11-П и от 29 апреля 2020 года N 22-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171 -ФЗ).
Такими ограничениями являются, в том числе, установленные пунктом 1 статьи 26 Закона N 171 -ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ ответственность наступает, в частности, в случае оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Диспозицией части 2 статьи 14.16 КоАП РФ охватывается любой оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, в том числе ее хранение и розничная продажа.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (статья 26.7 КоАП РФ).
В ходе проведения проверки Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Илимский" установлен факт нахождения в проверяемой торговой точке алкогольной продукции. При этом товаросопроводительная документация на алкогольную продукцию отсутствовала. Продавец ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС" не смогла по требованию покупателя алкогольной продукции предоставить товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию.
Из протокола осмотра от 27.12.2021 г. следует, что алкогольная продукция обнаружена на витринах с прикрепленными ценниками, на торговых стеллажах находились бутылки с вином, водкой в ассортименте, то есть осуществлялось хранение и розничная продажа алкогольной продукции.
Возражая против привлечения к административной ответственности, ООО "Копейка Плюс" указало, что административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований при проведении проверки.
По мнению общества, протокол об административном правонарушении N АП 117552 от 05.02.2021 г. составлен неуполномоченным лицом в связи с тем, что место работы указано не полностью, а именно: в протоколе наименование органа указано МО МВД России "Усть-Илимский". Представитель общества полагает, что аббревиатура МО может содержать в себе какие угодно расшифровки; изъятая, согласно протоколу изъятия от 27.12.2020 г. алкогольная продукция не была подвергнута химической экспертизе с целью установления факта, что эта продукция действительно является алкогольной; при проведении осмотра присутствовали только продавцы Бах Т.С. и Горбушина А.А., тогда как не присутствовал законный представитель общества - директор Мыцикова Е.Н.; при проведении осмотра помещений магазина сотрудником отдела полиции использована камера с личного телефона, которая не проходила поверку, в связи с чем, не может быть использована в качестве средства фиксирования результатов проверки.
Судом первой инстанции указанные доводы правомерно отклонены с приведением в обжалуемом решении соответствующих мотивов в соответствии с требованиями статьи 170 АПК РФ.
Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Как правильно указал суд первой инстанции, вступая в правоотношения в сфере оборота алкогольной продукции, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе, протоколом осмотра от 27.12.2020 г., протоколом изъятия от 27.12.2020 г., объяснениями представителя Общества, объяснениями покупателя, который заявил о допущенном правонарушении, объяснениями продавцов магазина "Копейка" диском с видеозаписью проведенной проверки помещения магазина "Копейка", в котором осуществляет свою деятельность ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС".
Таким образом, 27.12.2020 г. ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС" осуществлен оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС" подтверждена собранными административным органом доказательствами, не опровергнутыми лицом, совершившим правонарушение.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС" судом не установлено.
В силу части 3 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В свою очередь, в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Пунктами 1, 2, 4, 11 части 1 статьи 12, пунктом 5 части 1 статьи 13, пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) предусмотрено, что сотрудники полиции обязаны принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных правонарушениях, осуществлять проверку таких заявлений и сообщений, незамедлительно прибывать на место совершения административного правонарушения, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения.
Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция N 736).
В рассматриваемом случае в МО МВД России "Усть-Илимский" 27.12.2020 в 15 часов 32 минуты поступило сообщение от гр. Шкаева Д.В. о продаже алкогольной продукции без соответствующих документов, данное сообщение зарегистрировано под N 16870 (т.1 л.д. 11).
Впоследствии на основании соответствующего рапорта от 27.12.2020 с резолюцией руководителя МО МВД России "Усть-Илимский" направлено Лысенко В.И. провести проверку в порядке КоАП РФ.
На основании пункта 2 части 4 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса.
Осмотр, включая оформление соответствующего протокола от 05.02.2021, произведен с соблюдением требований статьи 27.8 КоАП Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении от 05.02.2021 г. АП N 117552 составлен в присутствии представителя ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС" Фот Д.Г. по доверенности с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Права и обязанности лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренные КоАП РФ, при составлении протокола Фот Д.Г. разъяснены.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.17.1 Кодекса.
Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержден приказом МВД России от 30.08.2017 N 685, пункт 1.4.3 которого наделяет правом составления протоколов об административных правонарушениях должностных лиц подразделений участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 05 февраля 2021 года N АП 117552 составлен уполномоченным должностным лицом МО МВД России "Усть-Илимский" (участковым уполномоченным полиции лейтенантом полиции Лысенко В.И.).
Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 27.8, 28.2 и 28.3 КоАП Российской Федерации административным органом соблюдены в полном объеме.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации и исчисляемый в данном случае с 27.12.2020, на момент рассмотрения дела в суде и принятия обжалуемого решения не истек.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) судом не установлено.
Судом не установлено каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения обществом подобного правонарушения.
Обстоятельств для признания допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации арбитражным судом также не установлено.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
С учетом характера совершенного правонарушения, учитывая цели и принципы административного наказания, суд первой инстанции правомерно назначил ООО "КОПЕЙКА ПЛЮС" административное наказание за совершенное им правонарушение в виде штрафа в размере 200 000 рублей, что является минимальным размером санкции и соразмерным совершенному деянию, а также правомерно направил алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия от 27.12.2020, на уничтожение в установленном порядке.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2021 года по делу N А19-4099/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4099/2021
Истец: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Илимский"
Ответчик: ООО "Копейка Плюс"