30 сентября 2021 г. |
Дело N А83-8860/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карева А.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.В.,
при участии: представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым - Шилина В.С., доверенность от 24.11.2020 N 51/02-28; представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Крым - Шилина В.С., доверенность от 22.10.2020 N 06-20/12598@; представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице Филиала "Ялтинский торговый порт" - Никора В.В., доверенность от 25.01.2021 N 31,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2021 года по делу N А83-8860/2020 (судья Ковлакова И.Н.),
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице Филиала "Ялтинский торговый порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, директора ООО "Гавань-Крым" Петли Сергея Константиновича, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Крым об оспаривании действий по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ" в лице Филиала "Ялтинский торговый порт" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым (далее - Инспекция), в котором просило признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым в Единый государственный реестр юридических лиц, записи об исключении общества с ограниченной ответственностью "Гавань-Крым"; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым исключить сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Гавань-Крым" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.05.2021 года требования Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице Филиала "Ялтинский торговый порт" были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований Заявителя. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что решение суда первой инстанции не является законным и обоснованным, обстоятельства дела установлены не в полном объёме; выводы суда не соответствуют обстоятельства дела; не доказаны обстоятельства по делу, которые суд посчитал установленными; оспариваемое решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Также Инспекция считает, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что Межрайонная ИФНС N 9 по РК не устанавливает наличие у юридических лиц признаков недействующего юридического лица. Регистрирующий орган в своей работе использует документы и информацию, представленную территориальными налоговыми органами, в которых состоят на учёте юридические лица в качестве налогоплательщиков.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 апелляционная жалоба принята к производству.
23.09.2021 через систему "Мой арбитр" от ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" в лице Филиала "Ялтинский торговый порт" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен судом к материалам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.05.2021 и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Заявителю в удовлетворении его требований.
Представитель Предприятия возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что 10.12.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым за государственным регистрационным номером N 2199112380234, из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи, было исключено как фактически недействующее, общество с ограниченной ответственностью "Гавань-Крым".
Сведения об исключении общества с ограниченной ответственностью "ГАВАНЬ-КРЫМ" из ЕГРЮЛ, Заявителем были обнаружены 02.03.2020, при получении уведомления от 27.02.2020 N 82001/20/71361 об отсутствии исполнительных производств на исполнении; с данным уведомлением Филиалом также были получены Постановления о прекращении исполнительных производств от 11.12.2019 года N 61028/19/82001 -ИП от 05.06.2019, N 81030/19/82001-ИП от 03.07.2019, N 61031/19/82001 -ИП от 03.07.2019, N 61032/19/82001-ИП от 11.07.2019, N 61034/19/82001-ИП от 05.08.2019, N 61035/19/82001 -ИП от 05.08.2019 всего на сумму 4 677 965,02 рубля.
Полагая, что решение налогового органа, было принято с нарушением прав Заявителя, Предприятие было вынуждено обратиться в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный 5 правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно часть 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно положений пунктов 4.2 и 4.3 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включённых или включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), регистрирующим органом проводится проверка. Порядок проведения проверки, включающий основания, условия и способы проведения проверки, использование результатов проверки, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой порядок утверждён приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года NММВ-7-14/72@ (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 года, регистрационный номер 42195).
В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений об адресе юридического лица, участнике, или лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ).
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru) (пункты 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ). Состав сведений о государственной регистрации юридического лица, подлежащих размещению на официальном сайте ФНС России в сети Интернет, и порядок их размещения утверждены Приказом Минфина России от 5 декабря 2013 года N 115н (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2014 года, регистрационный номер 31152). При этом сведения о государственной регистрации юридических лиц размещаются на сайте ФНС России ежедневно.
Таким образом, Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ содержит положения о порядке проведения регистрирующим органом проверки достоверности сведений, включённых в ЕГРЮЛ, и порядке размещения указанных сведений на сайте ФНС России в сети Интернет, в том числе, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности), о необходимости соблюдения указанного порядка, также указано в Письме Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2019 N ГД-2-14/1420@ О признании записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ недействительной.
Коллегией судей установлено, что основанием для вынесения постановлений о прекращении исполнительных производств послужило то, что согласно сведениям ЕГРЮЛ, регистрирующим органом 06.08.2018 в отношении ООО "Гавань-Крым" была внесена запись ГРН 2189112462570 о недостоверности сведений, что явилось основанием для исключения данного юридического лица из ЕГРЮЛ по истечении шести месяцев с момента внесения такой записи (пункт 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Из представленных МИФНС N 9 по РК доказательств по делу, коллегия судей установила, что единственным участником ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" было принято решение от 04.07.2018 об увольнении Петли С.К. с должности директора юридического лица на основании его личного заявления, однако, в установленный законом срок, единственным учредителем (участником) решение о назначении нового директора юридического лица, принято не было. Таким образом, в связи с увольнением физического лица с должности руководителя юридического лица и не предоставлением юридическим лицом необходимых сведений для внесения в ЕГРЮЛ, 06.08.2018 регистрирующим органом было принято решение, на основании которого, в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о физическом лице, имеющим право действовать от имени предприятия. В связи с эти обстоятельством регистрирующим органом в порядке ст. 21.1. Закона N 129-ФЗ была инициирована процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ.
Между тем, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права.
Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П указал, что правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц. предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Данная позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима как к некоммерческим, так и к коммерческим организациям, поскольку положения статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ устанавливают единые критерии для признания юридического лица прекратившим ведение предпринимательской деятельности, независимо от того, является организация коммерческой или некоммерческой.
Таким образом, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности. Иной правоприменительный подход означал бы произвольное исключение действующего юридического лица из ЕГРЮЛ по формальным основаниям непредставления таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности и отсутствия движения денежных средств по счетам, что не соответствует ст. ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 2, 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в материалы дела ГУП РК "КМП" в лице Филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт" были представлены доказательства того, что по состоянию на дату принятия регистрирующим органом решения об исключении ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" и на момент его исключения из ЕГРЮЛ, данное юридическое лицо фактически свою деятельность не прекратило.
В Арбитражном суде Республики Крым рассматривались дела N А83-11578/2018 по заявлению ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" от 19.07.2018 об оспаривании постановлений, действий, бездействий судебного пристава-исполнителя, где Общество, выступая Заявителем, представило дополнительные доказательства, ходатайствовало об отложении судебного процесса; решение по данному делу было вынесено 10.12.2018 года. 16.10.2018 ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" были поданы возражения относительно выдачи судебного приказа по делу N А83-15686/2018 - таким образом, ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" в ходе рассмотрения указанных арбитражных дел, занимало активную процессуальную позицию, защищало свои нрава и законные интересы, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации способами. Кроме того. 01.09.2018 между ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" в лице единственного учредителя, Мельника Игоря Анатольевича и Филиалом ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт" в лице директора Подсудевского Р.В., был подписан акт приема-передачи (возврата) недвижимого имущества в связи с расторжением договора аренды на основании решения Арбитражного суда Республики Крым от 28.08.2017 по делу N А83-2225/2017 и определения 21 арбитражного апелляционного суда по указанному делу от 26.12.2017.
Суд апелляционной инстанции установив факт активной судебной защиты своих прав и законных интересов со стороны ООО "ГАВАНЬ КРЫМ", расценивает её подтверждение факта как безусловное осуществления со стороны юридического лица фактической деятельности.
Между тем, ликвидация ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" (должник по исполнительным производствам от 11.12.2019 года N 61028/19/82001-ИП от 05.06.2019, N61030/19/82001-ИП от 03.07.2019, N61031/19/82001-ИП от 03.07.2019, N61032/19/8200-ИП от 11.07.2019, N61034/19/82001-ИП от 05.08.2019, N61035/19/8200-ИП от 05.08.2019 всего на сумму 4 677 965,02 рубля), повлекла прекращение производств по вышеуказанным делам, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов ГУП РК "КМП" в лице Филиала ГУП РК "КМП" "Ялтинский торговый порт", который не сможет взыскать задолженность, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) или иным образом реализовать свои права, связанные с наличием спорной задолженности.
При этом, сведения об имеющихся исполнительных производствах в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, являлись общедоступными. Однако, налоговым органом наличие у ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" при его исключении из ЕГРЮЛ, неисполненных обязательств перед Заявителем не проверялось. При этом, факт осуществления Обществом предпринимательской деятельности подтверждается материалами дела; доказательств обратного Инспекцией представлено не было.
Между тем, непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету, само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим. В то же время, из положений Закона N 129-ФЗ не следует, что наличие таких признаков как непредставление налоговой отчетности (в том числе недостоверных сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического, лица) и отсутствие открытых банковских счетов, может императивно повлечь исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. поскольку статья 21.1 Закона N 129-ФЗ предоставляет налоговому органе право на исключение из реестра юридического лица лишь прекратившего свою деятельность фактически.
Соответственно, следует признать, что оспариваемые действия налогового органа являются неправомерными и нарушающими права и законные интересы Заявителя; действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "ГАВАНЬ КРЫМ" как фактически прекратившего свою деятельность, являются незаконными.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в дело представлен отзыв от 26.01.2021 N 01-13/3192, в котором МИЗО РК указывает, что наличие совокупных признаков, изложенных с подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1. Закона N 129-ФЗ, не влечет безусловного (обязательного) исключения из реестра юридических лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе, преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Между тем, исключение данных лиц из реестра, не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу.
В связи с этим, исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность, и с которыми есть возможность поддержания связи (получение корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности), не допускается.
Коллегия судей считает, что инспекцией была проведена формальная проверка, не свидетельствующая о прекращении деятельности Общества по адресу регистрации; доказательств того, что при проведении проверки Инспекцией были приняты меры по установлению собственников помещений, проведены их опросы и опросы иных лиц, располагающих сведениями о нахождении ООО "ГАВАНЬ-КРЫМ" по юридическому адресу, в деле отсутствуют.
Что касается принятых мер, направленных на устранение нарушений прав Заявителя, то судебная коллегия судей считает, что суд первой инстанции обоснованно и правомерно возложил на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым обязанность об исключении сведений о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "ГАВАНЬ-КРЫМ" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2021 года по делу N А83-8860/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Карев А. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8860/2020
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ" "ЯЛТИНСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N9 ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: МИЗО РК, ООО директору "Гавань-Крым" Петле Сергею Константиновичу, ООО учредителя "ГАВАНЬКРЫМ", УФНС России по РК