г. Ессентуки |
|
27 сентября 2021 г. |
Дело N А20-639/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.09.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тлепш" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2021 по делу N А20-639/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тлепш", г. Нальчик, к инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, о признании недействительным ненормативного правового акта, при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Тлепш" - Кольченко В.В. (доверенность от 01.11.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тлепш" (далее - ООО "Тлепш", общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - инспекция, ИФНС N 1 по г. Нальчику КБР) с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение ИФНС N 1 по г. Нальчику КБР о проведении выездной налоговой проверки N 08/03 от 08.12.2020 в отношении ООО "Тлепш".
Решением суда от 02.08.2021 в удовлетворении заявленных требований ООО "Тлепш" отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в период пандемии проверки в отношении лиц, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Тлепш" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство об отложении судебного заседания по делу рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Тлепш" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020700590470 с 30.12.2002, ИНН 0705001282, юридический адрес: 360017, КБР, г. Нальчик, ул. Байсултанова, дом 4.
19.12.2020 ООО "Тлепш" получено решение ИФНС N 1 по г. Нальчику КБР о проведении выездной налоговой проверки N 08/03 от 08.12.2020 за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также требование N 2247 от 08.12.2020 о предоставлении в ИФНС N 1 по г. Нальчику КБР документов (информации) за указанный период.
Общество, не согласившись с решением инспекции N 08/03 от 08.12.2020 о проведении выездной налоговой проверки и требованием N 2247 от 08.12.2020, в порядке статей 137, 138, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вынесено решение от 28.01.2021, согласно которому апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
ООО "Тлепш" полагая, что решение инспекции N 08/03 от 08.12.2020 является незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном Кодексом. К числу налоговых проверок статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 N 571-О, правила выездной проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретный налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной проверки, не нарушают конституционные права налогоплательщиков.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие проведение камеральной и выездной налоговых проверок, не предполагают дублирование контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках указанных видов проверок. В связи с этим они не исключают выявление при проведении выездной проверки (как более углубленной формы налогового контроля) таких нарушений, которые не были обнаружены или доказаны при проведении камеральной налоговой проверки.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Ввиду положений пунктов 1, 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа только в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.
При этом решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
По форме и содержанию решение о проведении выездной налоговой проверки N 08/03 от 08.12.2020 соответствует предъявляемым к нему статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям, так как содержит все необходимые сведения.
Нормы налогового законодательства не содержат перечня оснований для назначения налоговой проверки. Ограничение в проведении выездной налоговой проверки содержится лишь в пунктах 4 и 5 статьи 89 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации (проверяемый период не должен превышать трех лет, не может проводиться проверка по одним и тем же налогам за тот же период). Инспекцией нарушений в данной части не допущено.
В силу пункта 1, подпункта 5 пункта 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: формы и методы налогового контроля.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Подпунктом 4 пункта 3.1. статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, при осуществлении налогового контроля не применяются.
Таким образом, доводы общества о необходимости ответчиком соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ правомерно отклонены судом первой инстанции.
Апеллянт ссылается на незаконность оспариваемого решения от 08.12.2020 N 08/03, поскольку в период пандемии проверки в отношении лиц, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся.
В 2020 году в связи с распространением COVID-19 введены временные ограничения на проведение выездных налоговых проверок (ВНП). Новые ВНП не назначались, а уже назначенные были приостановлены до 30.06.2020 включительно на основании пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 N 792). Приостановление проверок влечет запрет на проведение всех мероприятий налогового контроля в рамках проверки (Письмо ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@). Это касалось и мероприятий, перечисленных в пункте 2 Приказа ФНС России от 20.03.2020 N ЕД-7-2/181@, требующих личного контакта проверяющих с налогоплательщиком, свидетелями и иными лицами. Кроме того, до 30.06.2020 включительно в отношении назначенных ВНП было приостановлено течение сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, включая сроки по статьям 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 409).
Согласно письму ФНС России от 09.07.2020 N БС-7-2/437 проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами, должно осуществляется с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с письмом Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2020 N 20-2/3 6078 исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Кабардино-Балкарской Республики, проведение мероприятий налогового контроля возобновлено с 07.09.2020 (письмо).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что решение ИФНС России N 1 по г. Нальчику КБР от 08.12.2020 N 08/03 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Тлепш" принято, с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки на территории Кабардино-Балкарской Республики.
При этом ссылка апеллянта на сомнительность письма Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2020 N 20-2/3 6078 признается судом апелляционной инстанции нессостоятельной.
Согласно статье 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении возложенных законом обязанностей налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Вместе с тем при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
Обязанность экономического субъекта вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом, если иное им не установлено, закреплена частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В соответствии со статьей 5 Закона N 402-ФЗ одним из объектов бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни, каждый из которых в силу части 1 статьи 9 Закона N 402-ФЗ подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ установлен перечень экономических субъектов, которые могут не вести бухгалтерский учет. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в этот перечень не включены.
Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (пункт 3 статьи 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью") обязывают общество с ограниченной ответственностью вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение прибыли и убытков.
Указанные нормы законодательства Российской Федерации подлежат применению всеми обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на упрощенную систему налогообложения.
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет инспекциям право истребовать у налогоплательщиков необходимые для проверки документы (подпункт 1 пункта 1 статьи 31, пункт 12 статьи 89, пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации не определяется исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать у проверяемого лица.
Ввиду пункта 5 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация). Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 НК РФ. Указанное ограничение не распространяется на случаи, если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, если документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Поскольку оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов общества в области предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом доказательств того, что назначение выездной налоговой проверки решением N 08/03 от 08.12.2020 имело цель исключительно создать препятствия в осуществлении обществом своей хозяйственной деятельности, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2021 по делу N А20-639/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-639/2021
Истец: ООО "Тлепш"
Ответчик: ИФНС России N1 по г. Нальчику
Третье лицо: Кольченко Виталий Васильевич, Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд