г. Москва |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А41-83554/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
при участии в заседании:
от ООО "ИТС-Строй": Маркова И.В. по доверенности от 19.07.2021 N 19/07-ИТС;
от администрации городского округа Истра: Азизова Т.А. по доверенности от 30.07.2021 N 93,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИТС-Строй"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 июня 2021 года по делу N А41-83554/20,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ИТС-Строй"
к администрации городского округа Истра
о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИТС-Строй" (далее - ООО "ИТС-Строй", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации городского округа Истра (далее - администрация, ответчик) о признании недействительным решения администрации от 05.11.2020 об отказе от исполнения контракта от 17.07.2020 N 0848300048220000270.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 года по делу N А41-83554/20 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1 л. д. 110-114).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ИТС-Строй" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ИТС-Строй" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией городского округа Истра от имени муниципального образования "Городской округ Истра" (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "ИТС-Строй" (подрядчик) на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, протокол электронного аукциона от 03.07.2020 N 0848300048220000270-2-1, ИКЗ: 20-35017015766501701001-0162-001-4322-243 был заключен муниципальный контракт от 17.07.2020 N 0848300048220000270 на выполнение работ по ремонту аварийных участков водоснабжения и водоотведения городского округа Истра, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту аварийных участков водоснабжения и водоотведения городского округа Истра в соответствии с техническим заданием (приложение 5 к контракту) в объеме, установленном в сметной документации (приложение 6 к контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом (т. 1 л. д. 18-29).
Цена контракта составляет 15 194 411 руб. 31 коп., (в том числе НДС - 20 процентов, 2 532 401 руб. 88 коп.), является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных контрактом и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ с момента заключения контракта в течение 90 (девяносто) календарных дней. Днём начала срока выполнения работ считается первый рабочий день, следующий за днём заключения контракта сторонами.
Окончание срока действия настоящего контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон, в том числе гарантийных обязательств подрядчика.
Согласно пункту 4.1 контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней после завершения выполнения работ, предусмотренных контрактом, подрядчик представляет заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС -2, Справку о стоимости выполненных подрядных работ и затрат по форме КС -3, фотоотчет (до, после и во время проведения работ), акт о выполнении работ (оказании услуг) подписанный подрядчиком, счет, счет-фактуру.
Согласно пункту 4.2 контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения от подрядчика документов, указанных в пункте 4.1. контракта, заказчик, с особенностями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, назначает экспертизу результатов произведённых работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, с оформлением экспертного заключения. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Срок проведения экспертизы и оформления ее результатов составляет не более 5 (пяти) рабочих дней. В случае проведения экспертизы силами заказчика, результаты оказанных услуг отражаются в заключении о проведении силами заказчика экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
Не позднее 5 (пяти) рабочих дней после оформления заключения по итогам экспертизы, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему контракту на предмет соответствия их объема и качества (явные недостатки) требованиям, изложенным в настоящем контракте и сметной документации (пункт 4.3 контракта).
По результатам такого рассмотрения заказчик направляет подрядчику: подписанный заказчиком 1 (один) экземпляр акта о выполнении работ (оказании услуг), либо запрос о предоставлении разъяснений относительно выполненной работы, либо мотивированный отказ от принятия выполненной работы, содержащий перечень выявленных недостатков и разумные сроки их устранения (пункт 4.4 контракта).
Срок окончания выполнения работ выпадает на 17.10.2020.
Однако к указанному выше сроку подрядчик не исполнил свои обязательства, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.11.2020 N 142-01ИСХ-14321 (т. 1 л. д. 133-134).
Как указывает истец в исковом заявлении, посчитав, что решение принято преждевременно и необоснованно, подрядчик направил мотивированные возражения и попросил заказчика в порядке, установленном в пункте 10 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, отозвать его.
Поскольку вышеназванные возражения общества были оставлены администрацией без удовлетворения, ООО "ИТС-Строй" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 763 ГК РФ установлено, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 N 9382/11, в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами Кодекса: в части, не урегулированной статьями 763 - 767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 или 4 главы 37 ГК РФ, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В пункте 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу части 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В силу статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Истец в обоснование просрочки исполнения работ по контракту ссылается на невозможность своевременного исполнения обязанности по оформлению ордеров на выполнение земляных работ (далее - ордер) в связи с непредоставлением заказчиком исходных данных. При этом ссылается на то, что порядок оформления ордеров определен в административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории городского округа Истра Московской области" (утвержден Постановлением Главы городского округа Истра от 25.12.2019 N 1100/12). Из перечня документов, необходимых для открытия ордеров, у подрядчика имелись все, кроме проекта производства работ (далее - ППР), который ему следовало разработать на основании полученных от заказчика исходных данных, а именно: геоподосновы строительных участков в масштабе 1:500 с планом водопроводов и детализацией колодцев, а также схем водопроводов на кадастровом плане. Вместе с тем указанные были предоставлены администрацией с опозданием в 47 дней, что послужило причиной сдвига срока начала производства работ, которые невозможно выполнять в отсутствие оформленного Ордера.
Между тем, пунктом 6 технического задания установлены следующие обязанности подрядчика:
- в течение 5 дней с даты подписания контракта подрядчик разрабатывает проект производства работ (ППР) с графиком производства работ и предоставляет ППР на согласование заказчику. Заказчик обязан произвести согласование представленного подрядчиком проекта производства работ (ППР) в течение 3 рабочих дней с даты его передачи подрядчиком. При несогласовании ППР заказчик обязан представить мотивированный ответ, в таком случае подрядчик обязан в течение 2 рабочих дней с даты получения ответа заказчика исправить замечания и заново передать ППР на согласование заказчику. При повторном согласовании действуют те же сроки, которые упомянуты в настоящем пункте.
- до начала производства работ подрядчик обязан получить в установленном порядке все согласования и разрешения, необходимые при производстве работ (в том числе - разрешение ОГИБДД ОМВД России по г.о. Истра Московской области, ордер на право производства земляных работ, порубочный билет).
Подписав контракт, подрядчик фактически подтвердил, что он был ознакомлен и согласен с проектной документацией, видами и объемами работ, техническими условиями, сводным сметным расчетом и пр.
Подавая заявку на участие в конкурсе на право заключения контракта, истец в случае признания его победителем обязался заключить контракт со всеми требованиями, предусмотренными конкурсной документацией, в том числе относительно срока выполнения работ.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории городского округа Истра Московской области", утвержденный постановлением Главы городского округа Истра от 25.12.2019 N 1100/12, на который ссылается истец, является общедоступным документом, в котором указаны все предельно допустимые сроки согласования и выдачи ордеров.
Соответственно, подрядчик еще на стадии изучения аукционной документации должен был проанализировать и соизмерить все возможные риски, связанные с исполнением обязательств по контракту, в том числе возможность своевременного получения ордеров и прочих разрешений на проведение работ.
Таким образом, наличие обстоятельств невыполнения заказчиком своих обязательств по контракту, которые привели бы к срыву сроков выполнения контракта не имеется.
Кроме того, в контракте указан срок выполнения работ - в течение 90 (девяносто) календарных дней, то есть 17.10.2020.
21 июля 2020 года МУП "Истринская теплосеть" (является эксплуатирующей организацией систем водоснабжения и водоотведения г.о. Истра, представители МУП "Истринская теплосеть" включены в состав комиссии приемке работ по контракту) в адрес истца направлено письмо N 943 о необходимости предоставления ППР в срок (т. 3 л. д. 1-2).
В связи с невыполнением обществом в срок требований письма от 21.07.2020 N 943 на 28.07.2020 было назначено производственное совещание, на котором на согласование МУП "Истринская теплосеть" истцом были переданы ППР по трём объектам и схемы сетей к ППР по двум объектам. При этом схемы к ППР были получены подрядчиком 15.07.2020 (т. 3 л. д. 3).
Замечания о некорректно составленных ППР были отправлены в адрес истца 28.07.2020 (письмо МУП "Истринская теплосеть" 28.07.2020 N 1001) (т. 3 л. д. 4).
В связи с невыполнением обществом протокола совещания от 28.07.2020 МУП "Истринская теплосеть" направлены письма от 03.08.2020 N 1024 и от 07.08.2020 N 1073 (т. 3 л. д. 6-8).
ППР на все объекты были согласованы МУП "Истринская теплосеть" 11.08.2020.
07 августа 2020 года на совещании между заказчиком, истцом и МУП "Истринская теплосеть" истцом был поднят вопрос о необходимости уточнения схем сетей и приведения деталировок в соответствии с дефектными ведомостями. Был назначен срок для МУП "Истринская теплосеть" 11.08.2020 (т. 3 л. д. 9-10).
10 августа 2020 года после проведения совещания 07.08.2020 подрядчиком в адрес МУП "Истринская теплосеть" были предоставлены схемы для проведения согласования для открытия ордера на право производства земляных работ, при этом согласование было выполнено в тот же день.
10 августа 2020 года в адрес МУП "Истринская теплосеть" поступило письмо истца о необходимости предоставления уточнённых схем сетей с деталировкой в соответствий с дефектными ведомостями (исх N 137 от 10.08.2020).
Первые уточнённые схемы сетей с деталировкой по объектам д. Буньково и д. Рожново были направлены истцу 11.08.2020, седьмая уточнённая схема с деталировкой по объекту Котово была направлена истцу 25.08.2020.
Ордер на право производства земляных работ на территории городского округа Истра был выдан ООО "ИТС-Строй" соответственно:
- 24.08.2020 N Р001-4268313252-37255112 (д. Рожново);
- 24.08.2020 Р001-4268313252-3725420 (д. Буньково);
- 24.08.2020 Р001-4268313252-37255845 (д. Котово);
- 24.08.2020 Р001- 4268313252-37254886 (г. Истра ул. Володарского);
- 28.08.2020 Р001-4268313252- 37254605 (д. Андреевское);
- 29.08.2020 Р001-4268313252-37253411 (д. Павловское);
- 29.08.2020 Р001-4268313252-3725420 (д. Падиково).
Таким образом, из представленных документов следует, что истец приступил к работам после получения ордера на проведение земляных работ, в перечень обязательных документов на получение которого, в том числе, входят схемы размещения водопроводных сетей.
07 октября 2020 года администрацией городского округа Истра с участием главного инженера ООО "ИТС-Строй" Смирнова С.А. проведено совещание по вопросу выполнения работ по ремонту аварийных участков водоснабжения и водоотведения по МК от 17.07.2020 N 0848300048220000270 на котором администрация обязала ООО "ИТС-Строй" обеспечить завершение всех работ на всех объектах в установленные сроки, в случае необходимости - задействовать субподрядные организации (т. 3 л. д. 24).
21 октября 2020 года проведено совещание по вопросу выполнения работ по ремонту аварийных участков водоснабжения и водоотведения городского округа Истра в рамках контракта от 17.07.2020 N 0848300048220000270, где администрация дала поручение ООО "ИТС-Строй" (пункт 1 перечня поручений) обеспечить выход на работы по всем объектам в соответствии с заключенным муниципальным контрактом по следующим адресам: г. Истра ул. Володарского, д. Рожново, д. Буньково, пос. Котово, д. Андреевское д. Падиково, д. Павловское, усилить ход работ, обеспечить наличие материалов, техники и рабочих на объектах. В случае необходимости задействовать субподрядные организации. Представитель ООО "ИТС -Строй" присутствует (главный инженер Смирнов С.А.) Срок выполнения поручения до 28.10.2020 (т. 3 л. д. 24-26).
В пункте 2 указанного протокола совещания ответственным сотрудникам администрации городского округа Истра Казакову А.В. и Толмачеву Н.А. дала поручение в срок до 28.10.2020 провести объезд всех объектов с целью проведения проверки исполнения ООО "ИТС-Строй" указанного поручения. В случае неисполнения ООО "ИТС-Строй" поручения об обеспечении выхода на работы на все объекты постановлено направить решение о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке через ЭДО ПИК ЕАСУЗ.
Таким образом, с момента оформления ордеров (24.08.2020 - 29.08.2020), несмотря на принятые на совещании решения о необходимости выполнения работ на всех участках, работы по состоянию на 28.10.2020 исполнены не были.
При этом в силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении обстоятельств, которые создают невозможность завершения работ в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об указанных обстоятельствах, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Доказательств того, что подрядчик со своей стороны приостанавливал выполнение работ по договору, ссылаясь на нарушение заказчиком встречных обязательств по договору, не представлено.
Соответственно, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность подрядчика приостанавливать работы в случае, когда вина за невозможность завершения работ в срок лежит на заказчике, но тот продолжает бездействовать в содействии для продолжения работ, то в настоящее время у ответчика, не приостановившего работы, как того требует закон, отсутствуют правовые основания ссылаться на то, что подрядная сделка не исполнялась по вине заказчика.
Дополнительного соглашения между сторонами относительно продления сроков выполнения работ по контракту не заключалось.
При этом согласно условиям договора работы по контракту должны быть исполнены не позднее 16.10.2020.
С учетом просрочки получения ордеров на выполнение земляных работ, было принято решение об обеспечении выполнения подрядчиком работ на всех участках до 28.10.2020, что истцом исполнено не было.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное указанным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено указанным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, руководствуясь частями 8 - 23 статьи 95 Закона-44-ФЗ, решение ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2021 года по делу N А41-83554/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83554/2020
Истец: ООО "ИТС-Строй"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ