город Ростов-на-Дону |
|
30 сентября 2021 г. |
дело N А32-55641/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яицкой С.И.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя Куряевой К.М. по доверенности от 15.01.2021 N 42,
от ответчика - представителя Ковальчук Э.Е. по доверенности от 09.09.2021 N 339,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 по делу N А32-55641/2020
по иску муниципального унитарного предприятия г. Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтноэксплуатационное управление-17" (ИНН 2319039944,ОГРН 1072319001281)
о возложении обязанности совершить действия по надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - МУП "Сочитеплоэнерго", управляющая компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" (далее - ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17", ответчик) об обязании осуществлять действия по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, установленных в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Абрикосовая, д. 8, ул. Макаренко, д. 6, ул. Макаренко, д. 24 блок 2 (кв.81-150),ул. Макаренко, д. 24 блок 1 (кв.1-80), ул. Макаренко, д. 26, ул. Макаренко, д. 33, пр. Курортный, д. 74а/1 (кв.1-36), пр. Курортный, д. 96/6, пр. Курортный, д. 98/10, пр. Курортный, д. 98/11, пр. Курортный, д. 98/12, пр. Курортный, д. 98/15, пр. Курортный, д. 98/16, пр. Курортный, д. 98/17 бл.1 (кв.1- 75), пр. Курортный, д. 98/17 бл.2 (кв.76-120), пр. Курортный, д. 98/18, ул. Яна Фабрициуса, д. 8а, ул. Мацестинская, д. 4, ул. Мацестинская, д. 5, ул. Мацестинская, д. 7, ул. Мацестинская, д. 11, ул. Мацестинская, д. 15, ул. Бытха, д. 32, ул. Бытха, д. 36, ул. Бытха, д. 38, ул. Бытха, д. 42, ул. Бытха, д. 44, ул. Бытха, д. 45, ул. Бытха, д. 46, ул. Бытха, д. 53, ул. Возрождения, д. 12, ул. Возрождения, д. 14, ул. Возрождения, д. 16, ул. Возрождения, д. 17, ул. Возрождения, д. 19, ул. Возрождения, д. 21, ул. Ворошиловская, д. 1, ул. Ворошиловская, д. 3, ул. Ворошиловская, д. 6, ул. Ворошиловская, д. 7, ул. Ворошиловская, д. 8, ул. Ворошиловская, д. 10, ул. Дивноморская, д. 2, ул. Дивноморская, д. 11, ул. Дивноморская, д.17, ул. Лесная, д. 1, ул. Лесная, д. 2, ул. Лесная, д. 3, ул. Лесная, д. 4, ул. Лесная, д. 6, ул. Лесная, д. 7 бл.1 (кв. 1-48), ул. Лесная, д. 7 бл.2 (кв.49-96), ул. Лесная, д. 8, ул. Ясногорская, д. 2, ул. Ясногорская, д. 3, ул. Ясногорская, д. 5, ул. Ясногорская, д. 6 бл. 1 (кв. 1-48), ул. Ясногорская, д. 6 бл. 2 (кв.49-96), ул. Ясногорская, д. 7, ул. Ясногорская, д. 9, ул. Ясногорская, д. 12, ул. Ясногорская, д. 13, ул. Ясногорская, д. 14, ул. Ясногорская, д. 20, ул. Ясногорская, д. 26, ул. Ясногорская, д. 28, посредством ремонта и восстановления рабочего состояния приборов учета, проведения периодической поверки, в случае отсутствия возможности произвести периодическую поверку и восстановление рабочего состояния приборов учета, произвести их замену на новые, с последующим осуществлением ввода в эксплуатацию приборов учета по "Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034, с участием ресурсоснабжающей организации в течение 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также ежемесячно предоставлять МУП "СТЭ" ведомости показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя (ГВС) в период осуществления поставки коммунального ресурса до наступления одного из событий, поименованных в ст. 200 ЖК РФ, в соответствии с которыми прекращаются обязательства по управлению многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управляющая компания несет ответственность за надлежащую эксплуатацию общедомовых приборов учета перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Обращение ресурсоснабжающей организации к управляющей организации о возложении обязанности осуществить действия по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета теплоносителя (ГВС), установленных в многоквартирных домах посредством ремонта и восстановления рабочего состояния приборов учета, проведения периодической поверки, в случае отсутствия возможности произвести периодическую поверку и восстановление рабочего состояния приборов учета, произвести их замену на новые с последующим осуществлением ввода в эксплуатацию приборов учета является ненадлежащим способом защиты права.
Не согласившись с данным судебным актом, МУП "Сочитеплоэнерго" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 05.08.2021 отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что обязанность ответчика по обеспечению установки, ввода в эксплуатацию приборов учета, замены и ремонта неисправных ОДПУ предусмотрена договором ресурсоснабжения. Сторонами в договоре установлен приоритет использования в расчетах показаний ОДПУ и обязанность по замене и ремонту приборов учета ответчиком. Ответчик обязан восстановить работоспособность приборов учета, надлежащую их эксплуатацию и осуществлять расчеты за потребленные коммунальные ресурсы с учетом их показаний. Исковые требования основаны на уклонении ответчика от исполнения договорных обязательств по надлежащей эксплуатации ОДПУ. Избранный истцом способ защиты права является надлежащим.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно сведений официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.dom.gosuslugi.ru) многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Абрикосовая, д. 8, ул. Макаренко, д. 6,ул. Макаренко, д. 24 блок 2 (кв. 81-150), ул. Макаренко, д. 24 блок 1 (кв. 1-80), ул. Макаренко, д. 26, ул. Макаренко, д. 33, пр. Курортный, д. 74а/1 (кв. 1-36), пр. Курортный, д. 96/6, пр. Курортный, д. 98/10, пр. Курортный, д. 98/11, пр. Курортный, д. 98/12, пр. Курортный, д. 98/15, пр. Курортный, д. 98/16, пр. Курортный, д.98/17 бл.1 (кв.1- 75), пр. Курортный, д. 98/17 бл.2 (кв. 76-120), пр. Курортный, д. 98/18, ул. Яна Фабрициуса, д. 8а, ул. Мацестинская, д. 4, ул. Мацестинская, д. 5, ул. Мацестинская, д. 7, ул. Мацестинская, д. 11, ул. Мацестинская, д. 15, ул. Бытха, д. 32, ул. Бытха, д. 36, ул. Бытха, д. 38, ул. Бытха, д. 42, ул. Бытха, д. 44, ул. Бытха, д. 45, ул. Бытха, д. 46, ул. Бытха, д. 53, ул. Возрождения, д.12, ул. Возрождения, д. 14, ул. Возрождения, д. 16, ул. Возрождения, д.17, ул. Возрождения, д. 19, ул. Возрождения, д. 21, ул. Ворошиловская, д. 1, ул. Ворошиловская, д. 3, ул. Ворошиловская, д. 6, ул. Ворошиловская, д. 7, ул. Ворошиловская, д. 8, ул. Ворошиловская, д. 10, ул. Дивноморская, д. 2, ул. Дивноморская, д. 11, ул. Дивноморская, д.17, ул. Лесная, д. 1, ул. Лесная, д. 2, ул. Лесная, д. 3, ул. Лесная, д. 4, ул. Лесная, д. 6, ул. Лесная, д.7 бл.1 (кв. 1-48), ул. Лесная, д. 7 бл.2 (кв. 49-96), ул. Лесная, д. 8, ул. Ясногорская, д. 2, ул. Ясногорская, д. 3, ул. Ясногорская, д. 5, ул. Ясногорская, д. 6 бл. 1 (кв. 1-48), ул. Ясногорская, д. 6 бл. 2 (кв.49-96), ул. Ясногорская, д.7, ул. Ясногорская, д. 9, ул. Ясногорская, д. 12, ул. Ясногорская, д. 13, ул. Ясногорская, д. 14, ул. Ясногорская, д. 20, ул. Ясногорская, д. 26, ул. Ясногорская, д. 28, находятся в управлении ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17".
МУП "Сочитеплоэнерго" является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17", а также организацией, осуществившей принудительную установку общедомовых (коллективных) приборов учета в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В период с 2011 по 2015 года МУП "Сочитеплоэнерго" осуществляло коммерческий учет поставляемой тепловой энергии путем установки общедомовых приборов учета теплоносителя (горячее водоснабжение) с составлением акта ввода ОДПУ в эксплуатацию.
По итогам проведенной проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации в отопительный период в 2017-2018, 2018-2019 годах составлены акты, в которых ресурсоснабжающей организацией указано на отсутствие надлежащей эксплуатации ОДПУ. Вся техническая и проектная документация на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, в том числе оригиналы паспортов на узлы учета, передана ответчику с целью осуществления содержания в рамках договора управления многоквартирным домом. Соответствующие ОДПУ выведены из коммерческой эксплуатации ввиду истечения срока поверки узлов учета (либо одного из узла учета) либо по причине неисправности. Управляющая компания документов о проведении периодической проверки не представила.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N 03-11340/20 от 05.11.2020 с требованием осуществить действия по надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета теплоносителя (ГВС), установленных в многоквартирных домах, проведению периодической поверки, ремонту и вводу в эксплуатацию приборов учета по "Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 с участием ресурсоснабжающей организации.
Бездействие управляющей компании послужило основанием для обращения МУП "Сочитеплоэнерго" в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, при этом его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии со статьей 9 Закона N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо прочего осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Пункту 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.01.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома
Следовательно, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В силу приведенных норм мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
В силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
Действующее законодательство устанавливает, что учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета является приоритетным, расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний, обязанность ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ с последующим возмещением своих расходов за счет потребителей, установленная в пункте 10 статьи 13 Закона об энергосбережении, не освобождает исполнителей коммунальных услуг, в частности, от обязанности по установке приборов учета. Обеспечение состояния внутридомовых инженерных сетей отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, также является обязанностью исполнителей коммунальных услуг.
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
В обоснование исковых требований МУП "Сочитеплоэнерго" указывает, что ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" нарушает условия договоров ресурсоснабжения в части исполнения обязанности по восстановлению работоспособности приборов учета, надлежащей их эксплуатации, проведению периодической поверки приборов учета и осуществлению расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с учетом их показаний.
Между тем, в силу пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления истец был обязан приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что МУП "Сочитеплоэнерго" приступило к эксплуатации приборов учета.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение ресурсоснабжающей организации к управляющей компании с требованием об обязании установить и обеспечить ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета является ненадлежащий способом защиты права.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2021 по делу N А32-55641/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Яицкая |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55641/2020
Истец: МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "УК "РЭУ-17", ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17"