г. Томск |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А27-23648/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Мозгалиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном онлайн - заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (N 07АП-4006/2021(2)) на решение от 09.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-23648/2020 (судья Власов В.В.), по заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091, г. Новокузнецк, пр. Дружбы 8, Б) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, 312) о признании незаконным решения N 042/10/18.1-1571/2020 от 19.10.2020 и предписания от 19.10.2020,
третьи лица: - общество с ограниченной ответственностью "Гарант Строй СТ", город Химки, (ОГРН: 1185029000232, ИНН: 5047207306);
- индивидуальный предприниматель Багоян Корюн Арамаисович, г. Новокузнецк, (ОГРНИП: 317420500009417, ИНН: 421717656803);
- общество с ограниченной ответственностью "ПРОФСТРОЙ-НК" (Новокузнецкий район, село Березово, ОГРН: 1124252000377, ИНН: 4252003127);
- общество с ограниченной ответственностью "НК-СТРОЙПРОДУКТ" (город Новокузнецк, ОГРН: 1134217008100, ИНН: 4217157597);
- общество с ограниченной ответственностью "Кузбасс-Югстрой" (Республика Алтай, город Горно-Алтайск, ОГРН: 1034217008473, ИНН: 4217056479);
- общество с ограниченной ответственностью "ЕВРО-РЕМОНТ" (город Новосибирск, ОГРН: 1024201475176, ИНН: 4217046375);
- общество с ограниченной ответственностью "МОНТАЖСТРОЙКАПИТАЛ" (город Новокузнецк, ОГРН: 1084217001175, ИНН: 4217101474);
- общество с ограниченной ответственностью "СИБТЕК" (Новокузнецкий район, поселок и(при) станция(и) Ерунаково, ОГРН: 1124253008219, ИНН: 4253011321);
- общество с ограниченной ответственностью "ТОП-СТРОЙ" (Новокузнецкий район, село Сосновка, ОГРН: 1164205056894, ИНН: 4252011424);
- общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙДОРИНДУСТРИЯ" (Новокузнецкий район, поселок Чистогорский, ОГРН: 1184205014454, ИНН: 4252014873);
- общество с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТСЕРВИС" (город Новокузнецк, ОГРН: 1144222000251, ИНН: 4222015083);
- общество с ограниченной ответственностью "ТАРОН" (город Новосибирск, ОГРН: 1154217002587, ИНН: 4217169786);
- общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОСФЕРА" (город Новосибирск, ОГРН: 1185476016824, ИНН: 5404072049);
- общество с ограниченной ответственностью "ЕВРОСПЕЦРЕМОНТ" (город Новосибирск, ОГРН: 1114253001796, ИНН: 4253000810);
- общество с ограниченной ответственностью "НОВСТРОЙМОНТАЖ" (город Новосибирск, ОГРН: 1115476086802, ИНН: 5405438560);
- общество с ограниченной ответственностью "МЕГАСТРОЙ" (город Новокузнецк, ОГРН: 1134217001930, ИНН: 4217152045);
- общество с ограниченной ответственностью "КУЗБАССЭНЕРГОКОМПЛЕКТ" (город Новосибирск, ОГРН: 1144253005951, ИНН: 4253025099);
- общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Дорожник" (город Новокузнецк, ОГРН: 1024201825691, ИНН: 4221002229),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка - Зуева Н.В., доверенность от 26.06.2021, паспорт, диплом;
- от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Жихарева Ю.П., доверенность от 01.04.2021, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка (далее - заявитель, КУМИ г. Новокузнецка) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения N 042/10/18.1-1571 от 19.10.202 и предписания N042/10/18.1-1571 от 19.10.2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС КО).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "СибТек", ООО "Гарант Строй СТ", ИП Багояна К.А., ООО "ПрофСтрой-НК", ООО "НК-Стройпродукт", ООО "Кузбасс-Югстрой", ООО "ЕвроРемонт", ООО "МонтажСтройКапитал", ООО "СтройДорИндустрия", ООО "ТопСтрой", ООО "УК Уют Сервис", ООО "Тарон", ООО "Техносфера", ООО "ЕвроСпецРемонт", ООО "НовСтройМонтаж", ООО "КузбассЭнергоКомплект", ООО СК "Дорожник".
Решением от 09.03.2021 Арбитражный суд Кемеровской области отказал в заявленных требованиях.
Комитет не согласился с судебным актом, обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, в обоснование апелляционной жалобы указано, что вывод Кемеровского УФАС о наличии образования задолженности по авансовым платежам за август 2020 ничем не подтверждается и не обосновывается. Соответственно, вывод Кемеровского УФАС о том, что в связи с оплатой 25.08.2020 у участника ООО "СибТек" отсутствует задолженность и отклонение участника организатором конкурса незаконно, является неправомерным. Считает решение Кемеровского УФАС незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права, в части указания на не соответствующие действительности отчетные периоды для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (август вместо июня 2020 года). Считает, что в действиях организатора конкурса и конкурсной комиссии отсутствуют незаконные действия и участник обоснованно, в соответствии с нормами действующего законодательства, был отклонен от участия в основном этапе конкурса на распределение субсидии.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "СибТек", Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Комитета поступили письменные пояснения с приложением дополнительных доказательств по делу: письма ИФНС России N 13 от 16.08.2021 (о разъяснении задолженности в отношении ООО "СибТек"; карточки расчетов с бюджетом ООО "СибТек"; ответа прокурору города Новокузнецка от 25.08.2021.
Апелляционный суд, руководствуясь статьей 268 АПК, приобщил указанные документы к материалам дела для обеспечения всестороннего и полного рассмотрения дела.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 откладывая судебное разбирательство в целях подготовки дела к судебному заседанию, апелляционный суд предлагал заблаговременно представить в материалы дела:
- заявителю - апелляционную жалобу (первоначальную), доказательства направления пояснений с дополнительными доказательствами остальным лицам, участвующим в деле;
- заинтересованному лицу, ООО "СибТек" и иным лицам, участвующим в деле - отношение к дополнительным доводам заявителя, изложенным в письменных пояснениях, а также отношение к приобщению в материалы дела дополнительных доказательств; ознакомиться с материалами электронного дела.
- ООО "СибТек" - представить в материалы дела налоговые декларации по налогу на прибыль за 2019, 1 квартал 2020 и 6 месяцев 2020, платежные поручения об уплате налога на прибыль, ответ на пояснения заявителя от 30.08.2021.
Во исполнение вышеуказанного определения от заявителя поступили доказательства направления пояснений с дополнительными доказательствами остальным лицам, участвующим в деле.
21.09.2021 от ООО "СибТек" во исполнение определения поступили дополнительные пояснения с приложением дополнительных доказательств по делу: налоговые декларации по прибыли; платежные поручения, судебная коллегия в порядке статьей 268 АПК, приобщила указанные документы к материалам дела для обеспечения всестороннего и полного рассмотрения дела.
Кроме этого, а материалы дела поступили дополнительные пояснения от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, которые приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои правовые позиции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2020 года Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка было опубликовано извещение о проведении предварительного этапа (квалификационного отбора) открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018- 2024 годы".
29 сентября 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области обществом с ограниченной ответственностью "СибТек" была подана жалоба на действия организатора конкурса и нарушении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в рамках конкурсной процедуры. В своей жалобе ООО "СибТек" указывало на ограничение конкуренции вследствие необоснованного отклонения заявки.
19 октября 2020 года по делу N 042/10/18.1-1571/2020 вынесено решение о нарушении законодательства Российской Федерации о защите конкуренции (далее - Решение). Мотивировочная часть Решения была изготовлена 22.10.2020. В соответствии с указанным Решением Кемеровского УФАС признана жалоба ООО "СибТек" обоснованной, а члены комиссии Заказчика нарушившими пункты 5.6, 5.13 Порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018-2024 годы", утвержденного постановлением администрации города Новокузнецка от 11.04.2018 N62.
19 октября 2020 года по делу N 042/10/18.1-1571/2020 было выдано предписание, в котором предписано членам комиссии в срок до 13.11.2020 отменить протокол итогов предварительного этапа (квалификационного отбора) открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018 - 2014 годы" от 18.09.2020.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием Комитет ЖКХ г. Новокузнецка обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области
Суд первой инстанции, отказывая в заявленных требованиях, исходил из того, что ООО "СибТек" не имело неисполненных обязательств по налогам, сборам, пеням и штрафам в силу того, что ежемесячный авансовый платеж по налогу на прибыл не может пониматься в качестве задолженности по налогу на прибыль, а размер его кредиторской задолженности не превышает установленный положением максимум, в связи с чем, отказ в допуске конкурсной комиссией ООО "СДИ" к участию в основном этапе открытого конкурса по отбору подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий в 2021 году незаконен.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из изложенного, жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 Закон о защите конкуренции может быть подана: во всех случаях, непосредственно участниками закупки; в случаях, если такое обращение связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах лицами, чьи права и законные интересы затронуты.
Как следует из материалов дела, 24.08.2020 комитетом ЖКХ г. Новокузнецка было опубликовано извещение о проведении предварительного этапа (квалификационного отбора) открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018 - 2014 годы".
В соответствии с данным извещением:
- участие в предварительном этапе (квалификационном отборе) открытого конкурса дает право на участие в основном этапе;
- участник должен представить оригиналы либо заверенные надлежащим образом копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов, документов, подтверждающих соответствие требованиям и критериям, установленным пунктами 5.6, 5.7 Порядка привлечения подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018-2024 годы", утв. Постановлением администрации города Новокузнецка от 11.04.2018 N 62;
- прием опросных листов осуществляется в период с 31.08.2020 до 04.09.2020;
- дата и время рассмотрения опросных листов - 18.09.2020 в 15-00.
Согласно протоколу итогов предварительного этапа квалификационного отбора открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018 - 2014 годы" организатором конкурса - комитетом было получено и зарегистрировано 18 опросных листов.
С целью проведения проверки предоставленных документов конкурсной комиссией были направлены запросы в федеральные органы исполнительно власти. Опросные листы были рассмотрены комиссией на предмет соответствия участников требованиям и критериям, установленным пунктами 5.6, 5.7 постановления N 62.
По результатам оценки опросных листов конкурсной комиссией было принято решение об отказе ООО "СибТек" к участию в допуске в основном этапе открытого конкурса в связи с наличием неисполненной задолженности по уплате штрафов п. 5.6 постановления N 62), предоставлением участником недостоверных сведений (пп. 1 п. 5.13 постановления N 62).
В адрес ООО "СибТек" администрацией города Новокузнецка было направлено письмо, из которого следует, что причиной отказа допуска к участию в основном этапе открытого конкурса является наличие неисполненной обязанности по уплате задолженности по налогам согласно ответу ИФНС России N 13 по Кемеровской области от 11.09.2020 N 4350, предоставление недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в частности: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887, утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в подпункте "е" пункта 4 которых установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения) или на иную дату, определенную правовым актом, получатели субсидий, в частности, у получателей субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий могут устанавливаться иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.
Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018 - 2024 годы утвержден постановлением администрации города Новокузнецка от 11.04.2018 N 62 (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.5. указанного порядка открытый конкурс проходит в
два этапа:
1) предварительный этап (квалификационный отбор) открытого конкурса;
2) основной этап открытого конкурса.
Квалификационный отбор осуществляется посредством рассмотрения и оценки конкурсной комиссией опросных листов, заполненных по форме в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку и направленных участниками открытого конкурса организатору конкурса. Требования к составу и порядку оформления документов, прилагаемых к опросному листу, устанавливаются в извещении (пункт 5.2 Порядка).
Согласно пункту 5.3. Порядка опросные листы с прилагаемыми документами регистрируются уполномоченным лицом организатора конкурса в день их поступления.
При регистрации на опросном листе указываются дата и время поступления. Копия либо второй экземпляр опросного листа с отметкой о принятии передается представителю участника сразу после регистрации. Ответственность за достоверность сведений, предоставленных в соответствии с настоящим пунктом, несет лицо, предоставившее соответствующую документацию.
Подпунктами 1, 7 пункта 5.6 порядка установлено, что к участию в квалификационном отборе допускаются участники, которые на дату размещения извещения о проведении квалификационного отбора соответствуют следующим требованиям: 1) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации о налогах и сборах; 7) сумма кредиторской задолженности, указанная в годовом бухгалтерском балансе участника за последний отчетный период, не должна превышать 50% от стоимости активов.
В соответствии с пп. 1, 3 пункта 5.13 основаниями отказа в допуске участника квалификационного отбора к участию в основном этапе открытого конкурса (далее - основания для отказа) являются: 1) представление участником недостоверных сведений; 3) несоответствие участника требованиям, указанным в пункте 5.6 данного Порядка.
Согласно протоколу итогов предварительного этапа квалификационного отбора открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории Новокузнецкого городского округа на 2018 - 2014 годы" организатором конкурса - комитетом было получено и зарегистрировано 18 опросных листов. С целью проведения проверки предоставленных документов конкурсной комиссией были направлены запросы в федеральные органы исполнительно власти. Опросные листы были рассмотрены комиссией на предмет соответствия участников требованиям и критериям, установленным пунктами 5.6, 5.7 постановления N 62.
11.09.2020 в Межрайонную ИФНС России N 13 по Кемеровской области - Кузбассу (далее - ИФНС N13), был направлен запрос в отношении ООО "СибТек", а также иных, состоящих на учете указанного налогового органа участников конкурса.
Как следует из ответа ИФНС N 13 от 15.09.2020, по состоянию на 24.08.2020, у участника ООО "СибТек" имеется задолженность перед бюджетом в размере 7753,00 руб., а так же размер кредиторской задолженности составляет 24 994 000, 00 руб. (Приложение N 7).
По результатам оценки опросных листов конкурсной комиссией было принято решение об отказе ООО "СибТек" к участию в допуске в основном этапе открытого конкурса в связи с наличием неисполненной задолженности по уплате штрафов (пп 1. п. 5.6 постановления N 62), предоставлением участником недостоверных сведений (пп. 1 п. 5.13 постановления N 62)
Вышеуказанный ответ ИФНС N 13 от 15.09.2020 был представлен при рассмотрении дела, однако Кемеровское УФАС в оспариваемом решении указывает, что задолженность участника ООО "СибТек" в размере 7 353, 00 руб. была погашена 25.08.2020 (что на день позднее даты размещения извещения о проведении конкурса) и данная задолженность является ежемесячным авансовым платежом по налогу на прибыль за август 2020 год, срок уплаты которого 28.08.2020.
В решении УФАС КО и обжалуемом решении суда первой инстанции указано, что на дату размещения извещения о проведении квалификационного отбора, то есть на 24.08.2020, указанный в ст. 287 Налогового кодекса РФ предельный срок для уплаты ежемесячного авансового платежа не истек, следовательно, довод Комитета ЖКХ о наличии такой задолженности является необоснованным.
С данным выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку из писем ИФНС N 13 от 19.10.2020, от 16.08.2021, налоговый деклараций за 2019 год, 1 квартал и полугодие 2020 года следует, что за предыдущие 4 квартала (2,2.4, кварталы 2019 и 1 квартал 2020 года) ООО "СибТек" получены доходы в сумме 197 115 200 рублей, таким образом, средний доход за каждый квартал составил 49 278 800 руб.
Следовательно, ООО "СибТек" обязано исчислять и оплачивать ежемесячные авансовые платежи.
Согласно п. 2. ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Согласно п. 5.11 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль установлено, что сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация, указывается по строкам 290 - 310 (в декларации за налоговый период эти строки не заполняются).
Сумма платежей по строке 290 определяется как разница между суммами исчисленного налога на прибыль, отраженными по строке 180, за отчетный период и за предыдущий отчетный период. По строкам 300 и 310 указываются суммы ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и в бюджет субъекта РФ, которые рассчитываются аналогично показателю по строке 290.
Основанием для исчисления расчета авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащему оплате во втором квартале по сроку исполнения до 29.06.2020 и неоплаченной до 25.08.2020 в сумме 7 353 рублей, являлась налоговая отчетность ООО "СибТэк" (налоговая декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2020 года).
Налогоплательщиком 28.07.2020 года представлена налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2020 года (январь-март) с суммой к уплате 59 763 рубля, в том числе по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации 50 798,00 рублей, согласно установленным налоговым законодательством срокам уплаты:
- 12.05.2020 г - 15 083.00 рублей (налоговый платеж); 12.05.2020 г -' 11 905.00 рублей (авансовый платеж); 28.05.2020 г - 11 905.00 рублей (авансовый платеж); 29.06.2020 г - 11 905.00 рублей (авансовый платеж),
а также 28.07.2020 года представлена декларация за 6 месяцев 2020 года с суммой к уплате 119 724,00 рублей, в том числе по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации 101 767,00 рублей,
согласно установленным налоговым законодательством срокам уплаты:
28.07.2020 г - 33 026, 00 рублей (налоговый платеж);
28.07.2020 г - 22 913,00 рублей (авансовый платеж);
28.08.2020 г - 22 914,00 рублей (авансовый платеж);
29.09.2020 г - 22 914,00 рублей (авансовый платеж).
По состоянию на 24.08.2020 (дату размещения информации о конкурсе, являющуюся в том числе и датой определения у конкурсантов наличия задолженности перед бюджетом) ООО " СибТек" оплатило налог на прибыль и авансовые платежи по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 86 106,00 рублей по платежным поручениям N 910 от 28.07.2020 в сумме 15 083,00 руб. (налог на прибыль, региональный бюджет за 1 квартал 2020 года), N 911 от 28.07.2020 в размере 33 026,00 руб. (налог на прибыль, региональный бюджет за 2 квартал 2020 года), N 932 от 31.07.2020 в сумме 15 083,00 руб. (ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, региональный бюджет за 1 квартал 2020 года), N 934 от 31.07.2020 в сумме 22 914,00 руб. (ежемесячный авансовый плате по налогу на прибыль, региональный бюджет за июль 2020 года).
50 798, 00 + 33 026, 00 + 22 913, 00 - 86 106, 00= 20 631 руб., где:
· 50 798,00 руб. - налоговый платеж на прибыль и авансовые платежи по налогу на прибыль по представленной декларации за 3 месяца 2020 (январь, февраль, март 2020 г.) по сроку уплату последнего авансового платежа 29.06.2020.
· 33 026, 00 рублей - налоговый платеж на прибыль по представленной декларации за 6 месяцев 2020 г. (январь-июнь 2020 г.) по сроку уплаты 28.07.2020.
· 22 913,00 рублей - авансовый платеж по налогу на прибыль по представленной декларации за 6 месяцев 2020 по сроку уплаты 28.07.2020.
· 86 106,00 рублей (15 083,00+33 026,00+15 083,00+22 914.00) оплаченные налогоплательщиком налоговые платежи и авансовые платежи по налогу на прибыль до 24.08.2020.
Таким образом, согласно платежным поручениям и карточки расчета с бюджетом, на момент опубликования извещения о проведении предварительного этапа конкурса 24.08.2020 года ООО "СибТек" оплатило начисленный налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, не в полном размере (остаток к уплате до 24.08.2020 года за 1 квартал 2020 года составил 20 631,00 рублей), но, с учетом переплаты за предыдущие периоды в сумме 13 278.00 рублей, задолженность составила 7 353,00 рублей (20 631, 00 - 13 278, 00 = 7 353, 00), что и отражено в Справке N 4403855 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (графа 4) и карточке налогоплательщика "Расчеты с бюджетом" регионального уровня по налогу (сбору, взносу) (графа 14), о чем не мог не знать участник квалификационного отбора - налогоплательщик ООО "СибТэк".
Указанные обстоятельства и приведённые данные о начислении авансовых платежей по налогу на прибыль, порядка их расчета, частичной оплаты, суммы задолженности и установленного срока для ее оплаты, подтверждаются также письменными пояснениями начальника ИФНС России N 13 от 16.08.2021 N05-36/06051, представленными по запросу Комитета ЖКХ г. Новокузнецка для направления в суд.
Сумма образовавшейся задолженности, оплаченная ООО "СибТэк" 25.08.2020 в размере 7 353 руб. должна была быть оплачена ко сроку - 29.06.2020 в соответствии со ст. 287 НК РФ и прилагаемым расчетом на основании налоговой отчетности (т.е. позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода - второго квартала 2020), и по состоянию на 24.08.2020 является просроченной задолженности по налогу на прибыль организаций.
Вопреки выводам суда первой инстанции, авансовый платеж по налогу на прибыль, не оплаченный налогоплательщиком в установленный законом (НК РФ) срок, не является предоплатой, а является частью налога на прибыль (статьи 285-287 НК РФ). Если налогоплательщик не перечислил его в установленные сроки, то возникает задолженность перед бюджетом. Следовательно, налоговый орган вправе направить организации требование об уплате налога (п. 2 ст. 69 НК РФ) и начислить пени.
Таким образом, сведения ИФНС N 13, подтвержденные справками от 15.09.2020 N 05-36/07236@, от 19.10.2020 N 05-36/08174@ о наличии задолженности по состоянию на 24.08.2020, предоставленные в УФАС при рассмотрении жалобы ООО "СибТэк", по мнению апелляционного суда, являются достоверными, так как именно налоговые органы полномочны представлять сведения, подтверждающие задолженность перед бюджетом, а следовательно, являются надлежащим источником получения доказательств.
Достоверность сведений налогового органа подтверждается и налоговыми декларациями, платежными поручениями, представленными в апелляционный суд ООО "СИбТек".
Следовательно, неуплаченная ООО "СибТек" сумма 7 353 руб. приобрела статус просроченной задолженности (не внесенного авансового платежа) по налогу на прибыль, так как срок для оплаты авансового платежа истек 29.06.2020, а отчетным периодом является июнь 2020 года, а не август 2020 года, как ошибочно указано в решении суда.
В дополнение к выявленным нарушениям в Комитет ЖКХ поступило письмо Прокуратуры города Новокузнецка от 19.10.2020 N 7-1-20 о наличии на дату 24.08.2020 задолженности ООО "СибТек" по недоимке по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 13 679,96 руб. (Приложение N 10 с заявлению, материалы электронного дела от 06.11.2020), что является также свидетельствует о правомерности действий конкурсной комиссии по не допуску ООО "СибТек" к участию в конкурсе.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции отмечает, что у Кемеровского УФАС не было оснований не доверять и опровергать сведения, представленные ИФНС N 13, подтвержденные справками от 15.09.2020 N 05-36/07236@, от 19.10.2020 N 05-36/08174@, о наличии задолженности по состоянию на 24.08.2020.
Таким образом, данные, предоставленные ИФНС N 13 о задолженности ОО "СибТек" являются достоверными, поскольку именно налоговые органы компетентны предоставлять сведения, подтверждающие задолженность налогоплательщика перед бюджетом, следовательно, являются надлежащим источником получения информации конкурсной комиссии.
В установленном законом порядке справки от 15.09.2020 N 05-36/07236@, от 19.10.2020 N 05-36/08174@ не оспорены заинтересованными сторонами и недействительным не признаны.
При этом апелляционный суд отмечает, что действующим законодательством на Комиссию не возложена обязанность проверять или подвергать сомнению информацию о задолженности, предоставленной налоговым органом.
На этапе рассмотрения заявок Комиссия может сделать вывод о допуске к участию в конкурсе только оценив формальное соответствие заявок условиям конкурса и Положения.
Согласно п.5.6 Порядка, утвержденного постановлением администрации от 11.04.2018 к участию в квалификационном отборе допускаются участники, у которых на дату размещения извещения о проведении квалификационного отбора отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается наличие у ООО "СибТек" задолженности перед бюджетом на дату извещения от 24.08.2020 о проведении предварительного этапа (квалификационного отбора) открытого конкурса на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Соответственно, у Конкурсной комиссии не имелось оснований для допуска к участию в квалификационном отборе ООО "СибТек".
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение N 042/10/18.1-1571/2020 от 19.10.2020 и предписание от 19.10.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области являются незаконными.
У суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с этим, решение 09.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23648/2020 подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ (несоответствие выводов суда обстоятельствам дела) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка.
Руководствуясь статьями 258, 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка удовлетворить.
Решение от 09.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-23648/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка удовлетворить.
Признать недействительными решение N 042/10/18.1-1571/2020 от 19.10.2020 и предписание от 19.10.2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, как не соответствующие положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-23648/2020
Истец: Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Новокузнецка
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
Третье лицо: Багоян Корюн Арамаисович, ООО "Гарант Строй СТ", ООО "Евро-Ремонт", ООО "ЕвроСпецРемонт", ООО "Кузбассэнергокомплект", ООО "Кузбасс-Югострой", ООО "Кузбасс-Югстрой", ООО "МегаСтрой", ООО "МонтажСтройКапитал", ООО "НК-СтройПродукт", ООО "НОВОСТРОЙМОНТАЖ", ООО "НовСтройМонтаж", ООО "ПрофСтрой-НК", ООО "СибТек", ООО "Стройдориндустрия", ООО "ТАРОН", ООО "ТЕХНОСФЕРА", ООО "Топ-Строй", ООО "УК "Уют-Сервис", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТ-СЕРВИС", ООО Строительная компания "Дорожник"
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3248/2021
30.09.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4006/2021
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3248/2021
09.03.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-23648/20