город Омск |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А70-22836/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6036/2021) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-22836/2020 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" (ОГРН 1147232007427, ИНН 7203304938, адрес: 625026, Тюменская область, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 117, офис 515) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Сакко, 30, 1) о признании недействительным изложенного в уведомлении от 29.09.2020 N200929016/15-4 отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Делев Дмитрий Иванович, представитель по доверенности от 19.10.2020 N 208/15-4-Д, сроком действия 1 год;
от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" - Холкин Андрей Евгеньевич, представитель по доверенности от 28.12.2020, сроком действия 31.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" (далее - заявитель, ООО СЗ "Капитал Групп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123, изложенного в уведомлении от 29.09.2020 N 200929016/15-4.
В качестве восстановления нарушенного права Общество просило обязать Департамент заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 для завершения строительства объекта.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-22836/2020 был признан незаконным изложенный в уведомлении Департамента от 29.09.2020 N200929016/15-4 отказ в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123. Суд обязал заинтересованное лицо заключить с ООО СЗ "Капитал Групп" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Кроме того, с заинтересованного лица в пользу Общества взысканы 3000 руб. судебных расходов.
В обоснование судебного акта суд указал на право заявителя на выкуп земельного участка под объектом недвижимого имущества, предусмотренный статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не соглашаясь с решением суда, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку предметом рассматриваемого заявления явилось предоставление земельного участка для завершения строительства объекта со степенью готовности 15%, а не выкуп земельного участка под объектом недвижимости; проектом планировки территории предусмотрено формирование из спорного участка новых земельных участков, в том числе, для целей размещения объектов муниципального значения.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указывает, что поскольку заявитель по делу является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, то имеет право на предоставление данного участка в аренду без торгов для завершения строительства.
Определением от 15.07.2021 рассмотрение дело судом апелляционной инстанции было отложено. Обществу было предложено представить пояснения о том, что за объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0000000:12815 расположен на земельном участке и кому он принадлежит; представить документы, подтверждающие, кому ранее и на каком праве принадлежал спорный земельный участок, вносились ли в договор аренды изменения в части целевого использования, кем и когда формировался земельный участок; представить технический план здания от 25.04.2019, на основании которого объект недвижимости был зарегистрирован в ЕГРН.
Ходатайством от 06.08.2021 представлены дополнительные пояснения с дополнительными доказательствами, которые приобщены к материалам дела.
Определением от 10.08.2021 рассмотрение дела было отложено. Департаменту предложено обосновать конкретными разделами, пунктами, номерами приложений постановления Администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 "Об утверждении проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный"" то, каким образом земельный участок с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 либо земельные участки, из которых он образован путем объединения (72:23:0218006:19694, 72:23:0218006:116) участвует в образовании новых земельных участках, для обслуживания объектов местного значения (изъятие, перераспределение, разделение и т.д.).
24.08.2021 в материалы дела поступили письменные пояснения Департамента, которые приобщены к материалам дела.
Определением от 31.08.2021 рассмотрение дела было отложено по ходатайству лиц, участвующих в деле в связи с возможным урегулированием спора заключением мирового соглашения путем предоставления для завершения строительства земельного участка меньшей площадью.
В судебном заседании 28.09.2021 лица участвующие в деле пояснили, что мировое соглашение сторонами не подписано, приобщили дополнительные пояснения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента просил апелляционную жалобу удовлетворить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО СЗ "Капитал Групп" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу,.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, поступившие дополнительные пояснения, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании договоров уступки права требования от 23.12.2011 N 1 и N 3 права арендатора по договорам аренды от 19.02.2004 N 23-10/290 и от 09.02.2007 N 23-10/606 на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв.м. и 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв.м. по адресу г.Тюмень ул. 50 лет ВЛКСМ - Строителей - Тарская, предоставленные для строительства многоэтажных гаражей перешли от общества с ограниченной ответственностью Промышленно-аналитическая компания "Западная Сибирь" в лице конкурсного управляющего к закрытому акционерному обществу "Молодежная строительная компания" (далее ЗАО "МСК").
Соглашением между Департаментом и ЗАО "МСК" от 13.04.2012 договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв.м. от 19.02.2004 под строительство многоэтажных гаражей N 23-10/290 был продлен с 02.01.2012 по 01.01.2015.
Соглашением от 28.07.2014 изменен вид разрешенного использования данного земельного участка на вид "для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта".
27.10.2014 действие договора аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв.м. от 19.02.2004 было продлено с 02.01.2015 по 01.12.2019.
Соглашением между Департаментом и ЗАО "МСК" от 13.04.2012 договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв.м. от 09.02.2007 N 23-10/606 также был продлен с 02.01.2012 по 01.01.2015.
05.02.2015 между ЗАО "МСК" и Обществом заключены договоры уступки прав и обязанностей по договору аренду земельного участка, согласно которому к заявителю перешли права арендатора по договору аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 площадью 5 088 кв.м. от 19.02.2004 N 23-10/290 и договору аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв.м. от 09.02.2007 N 23-10/606.
Соглашением от 07.03.2017 договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0116 площадью 656 кв.м. от 09.02.2007 N 23-10/606 был расторгнут.
Решением от 30.09.2016 N 355-ск по заявлению Общества была утверждена схема расположения земельного участка площадью 4 468 кв.м. на кадастровом плане территории с характеристикой части земельного участка "за красной линией", "зона с особыми условиями использования, охранная зона теплотрассы, протяженностью 1185 м", образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 и 72:23:0218006:0116, вид разрешенного использования - для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта.
Вновь образованный земельный участок площадью 4 468 кв.м. был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 и видом разрешенного использования - для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта.
07.03.2017 между департаментом и Обществом был подписан договор аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта на срок до 01.12.2019.
16.04.2019 заявителем было получено разрешение на строительство N 72-304-37-2019 здания рынка с подземным паркингом, расположенное в квартале ул.50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса-Тарская площадью застройки 1 639,21 кв.м.
25.04.2019 по договору на выполнение кадастровых работ от 01.04.2019 был выполнен технический план объекта незавершенного строительства в квартале ул.50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса-Тарская - нежилое здание, площадь застройки 1 767, 3 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123.
28.05.2019 на данный объект незавершенного строительства с кадастровым номером 72:23:02180006:23999 площадью 1639,2 кв.м. было зарегистрировано право собственности заявителя, о чем в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
29.08.2020 ООО СЗ "Капитал Групп" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. 50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореза - Тарская, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, для завершения строительства вышеозначенного объекта незавершенного строительства.
По результатам рассмотрения указанного заявления ответчиком принят оспариваемый отказ от 29.09.2020 N 200929016/15-4, который мотивирован тем, что согласно проекту планировки территории планировочного района N 6 "Центральный", утверждённого постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10, проекта межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный", утверждённого постановлением Администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129, испрашиваемый земельный участок частично входит в состав территории, предназначенной для размещения объектов местного значения.
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует законному праву пользования объектом недвижимого имущества, в том числе, на завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию, предприниматель обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Решением суда первой инстанции заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение - отмене исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
Случаи заключения нового договора аренды земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора, урегулированы пунктом 3 статьи 39.6 ЗК РФ, а общие условия реализации права на заключение нового договора аренды без проведения торгов - пунктом 4 данной статьи.
В силу пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях, если:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
По пункту 4 статьи 39.6 ЗК РФ реализация права на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов обусловлена наличием совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды подано арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды; 2) исключительным правом на приобретение такого участка в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды не был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 данной статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В закрытом перечне оснований заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов, установленном пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, предусмотрено такое основание, как нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства. При этом в отличие от большинства других оснований заключения договора аренды без проведения торгов, в приведенном случае участок может быть предоставлен только однократно, только в целях завершения строительства объектов незавершенного строительства, и только собственникам указанных объектов, перечисленным в пункте 5 данной статьи.
Так, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Следовательно, приведенными правовыми положениями ЗК РФ установлены случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды земельного участка публичной собственности без проведения торгов (пункт 3 статьи 39.6 ЗК РФ), общие условия реализации права получения в аренду такого участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 39.6 ЗК РФ), а также особенности заключения без торгов нового договора аренды земельного участка публичной собственности, если на нем расположены объекты незавершенного строительства (пункт 5 статьи 39.6 ЗК РФ, подпункт 21 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Заявитель указывает на свое право на заключение договора аренды без торгов для завершения строительства, ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 заключен 07.03.2017 на срок до 01.12.2019, 28.05.2019 в ЕГРН зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства площадью 1639,2 кв.м., в связи с чем 29.08.2020 ООО "Капитал Групп" обоснованно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123.
Суд апелляционной инстанции находит данное утверждение необоснованным в силу следующего.
В соответствии с пунктами 14, 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если:
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Как обоснованно указывает Департамент, Администрацией города Тюмени 31.10.2017 постановлением N 129 был утвержден проект межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный".
На чертеже проекта межевания территории микрорайона 06:02:01 планировочного района N 6 "Центральный" отображены утвержденные в составе Проекта планировки красные линии в целях определения границ земельных участков, относящихся к территориям общего пользования.
С учетом указанных красных линий в границах элемента планировочной структуры 06:02:01 (приложение 18 к постановлению от 31.10.2017 N 129) предусмотрены образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования, в том числе образуемый земельный участок ЗУ12 ул. 50 лет ВЛКСМ площадью 2 544 кв.м. для возведения объекта местного значения (ОМС).
Сведения о наличии объекта местного значения (ОМЗ) в границах образуемого земельного участка с условным номером :ЗУ12 обусловлены отображенным на основном чертеже Проекта планировки объектом местного значения - "Улицы и проезды местного значения".
Таким образом, учитывая наличие красных линий на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123, сведений о планируемом размещении объекта местного значения в границах данных красных линий, следует вывод об образовании новых земельных участков для обслуживания объектов местного значения, в данном случае об образовании земельного участка с условным номером :ЗУ12 за счет части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 (части участка, расположенной в границах красных линий), а также иных земель и земельных участков.
Границы образуемого земельного участка с условным номером :ЗУ12 приведены в графической части приложения 18 к постановлению Администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 ("Чертеж межевания"), из которого видно пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 и земельного участка с условным номером :ЗУ12 для размещения объекта местного значения.
Графическая часть приложения 18 к постановлению Администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 ("Чертеж межевания"), предоставлена Департаментом в материалы дела с пояснениями от 23.08.2021.
При этом, вновь планируемый к образованию земельный участок :ЗУ2 площадью 2 964 кв.м. (большая часть земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123) имеет разрешенное использование "для хранения легкого автотранспорта".
Таким образом, Департамент обоснованно указал, что заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства в прежних границах невозможно, планируемый к возведению объект (завершение строительства) не соответствует целям использования, предусмотренным в проекте планировки.
Поскольку из данного приложения, имеющейся в деле схемы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 и технического плана объекта недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 следует, что объект незавершенного располагается в той части земельного участка, на которой не предполагается возведение ОМЗ, а также учитывая предложение заинтересованного лица заключить договор аренды для завершения строительство земельного участка, площадью указанной с проекте межевания, рассмотрение дела было отложено для урегулирования мирным путем.
Из пояснений Департамента от 24.09.2021 следует, что заинтересованным лицом 17.09.2021 заявителю были предложены условия мирового соглашения, согласно которым Департамент предлагал в аренду для завершения строительства вновь образуемый земельный участок :ЗУ2, площадью 2964 кв.м; разрешенное использование - для размещения объектов хранения легкового автотранспорта.
При этом предлагал предусмотреть в условиях мирового соглашения то, что не позднее 5 рабочих дней с даты государственной регистрации заключенного между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ООО СЗ "Капитал Групп" договора аренды земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N 6 "Центральный", утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 31.10.2017 N 129 (элемент планировочной структуры - 06:02:01:09; условный номер земельного участка - :ЗУ2; площадь - 2964 кв.м; разрешенное использование - для размещения объектов хранения легкового автотранспорта), Департамент имущественных отношений Тюменской области обязуется обратиться в Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени с заявлением о внесении в проект планировки территории планировочного района N6 "Центральный", утвержденный постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N10 и проект межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района N6 "Центральный", утвержденный постановлением Администрации города Тюмени от 31.10.2017 N129, изменений, предусматривающих возможность размещения на участке наряду с объектами хранения автотранспорта также рынка.
Не позднее 5 рабочих дней с даты внесения в Документацию по планировке территории изменений, указанных в пункте 1.1 настоящего мирового соглашения, ООО СЗ "Капитал Групп" обращается в Департамент с заявлением о внесении изменений в договор аренды, заключенный в отношении участка, в части изменения условия об основном виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с Документацией по планировке территории.
Департамент имущественных отношений Тюменской области в порядке и сроки, которые предусмотрены Положением об аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 N 148-п, обеспечивает подготовку и направление (выдачу) ООО СЗ "Капитал Групп" дополнительного соглашения к договору аренды, заключенному в отношении участка (в части изменения условия об основном виде разрешенного использования земельного участка).
Заявитель отказался подписывать мировое соглашение на предложенных условиях, требуя предоставления земельного участка прежней площадью и с прежним видом разрешенного использования, что, по мнению суда апелляционной инстанции, является недопустимым при наличии не оспоренного проекта планировки территории.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, принимая постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований также учитывает, что, во-первых, земельный участок с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218006:0101 и 72:23:0218006:0116, которые прежним правообладателям уже предоставлялись для завершения строительства.
Во-вторых, 07.03.2017 между департаментом и Обществом был подписан договор аренду земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 для размещения объектов по обслуживанию общества и государства; для размещения торговых объектов; для размещения объектов хранения легкового транспорта, а не для строительства.
В-третьих, из смысла положений земельного законодательства, а также статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным условием для заключения договора для завершение строительства является законность возведения объекта незавершенного строительство, что предполагает его возведение в период действующего договора аренды земельного участка под строительство и наличия действующего разрешения на строительство такого объекта.
Как было выше сказано, 16.04.2019 заявителем было получено разрешение на строительство N 72-304-37-2019 здания рынка с подземным паркингом, расположенное в квартале ул.50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса-Тарская площадью застройки 1 639,21 кв.м.
25.04.2019 по договору на выполнение кадастровых работ от 01.04.2019 был выполнен технический план объекта незавершенного строительства в квартале ул.50 лет ВЛКСМ - Мориса Тореса-Тарская - нежилое здание, площадь застройки 1 767, 3 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0218006:23123.
Анализ данных обстоятельств позволяет сделать вывод, что объект уже существовал, по крайней мере, на 01.04.2019, если не был возведен прежними правообладателями земельного участка, то есть построен до получения разрешения на строительство.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в заключении договора на завершение строительства Департамент принял решение, соответствующее требованиям статьи 39.6 ЗК РФ, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат распределению по результатам рассмотрения дела по существу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.04.2021 по делу N А70-22836/2020 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Капитал Групп" о признании недействительным отказа Департамента имущественных отношений Тюменской области, изложенного в уведомлении от 29.09.2020 N 200929016/15-4 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218006:23123 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22836/2020
Истец: ООО "КАПИТАЛ ГРУПП"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области