г. Москва |
|
01 октября 2021 г. |
Дело N А40-44247/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021
по делу N А40-44247/21-23-275, принятое судьей Гамулиным А.А.
по иску ООО "СВЕТЛАНА" (ИНН 7709576358, ОГРН 1047796846767)
к Правительству Москвы (ИНН 7710489036, ОГРН 1027739813507), Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору от 19.07.2001 N 01-0813/01 в размере 4750 руб. за кв.м. в год на период с 13.10.2020 по 31.12.2020 и 01.01.2021 по 31.12.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: генеральный директор: Колычева О.С., согласно выписке из ЕГРЮЛ;
от ответчиков: Апрелов С.А. по доверенностям от 23.12.2020, и от 11.08.2021, диплом N ДВС 1097827 от 13.04.2001;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Светлана" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Правительству города Москвы и Департаменту городского имущества Москвы (далее -Департамент) о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по договору от 19.07.2001 N 01-0813/01 в размере 4750 руб. за кв.м. в год на период с 13.10.2020 по 31.12.2020 и 01.01.2021 по 31.12.2021.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-44247/21 исковые требования удовлетворены к Департаменту, в удовлетворении требований к Правительству Москвы отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявители апелляционной жалобы указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца в судебном заседании просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.07.2001 между Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) и Региональным благотворительным общественным фондом помощи начинающим ученым, специалистам, изобретателям, рационализаторам, предпринимателям, деятелям культуры и искусства (арендатором) был заключен Договор N 1-813/2001 (далее - Договор), по которому арендатору в аренду передано нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Москва, Лялин пер., д. 20, стр. 1, общей площадью 126,6 кв.м. (далее - Помещение), для использования под офис на срок до 25.04.2006 г.
Согласно протоколу-соглашению от 16.05.2006 г. о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по Договору права и обязанности арендатора переданы Обществу, целевое назначение Помещения - под парикмахерскую.
Пунктом 2.1 Договора установлен срок его действия с 26.04.2001 по 25.04.2006.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дополнительным соглашением от 04.08.2015 срок действия договора продлен по 30.06.2025 (далее - Дополнительное соглашение).
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Пунктом 5.1 Договора (в редакции Дополнительного соглашения) установлено, что арендная плата вносится ежемесячно не позднее пятого числа текущего месяца.
Согласно п. 5.2 Договора (в редакции Дополнительного соглашения) в случае изменения условий, размера, порядка оплаты аренды ставка арендной платы считается измененной арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору уведомление о том, что такое изменение произошло. Данное условие является обязательным для сторон и считается согласованным с даты, указанной в нормативном акте.
Суд первой инстанции принял во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2019 по делу N А40-187293/19 удовлетворены требования о признании за Обществом права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы по Договору в размере 4500 руб. за 1 кв.м. площади в год на период с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 31.12.2019 и обязании произвести перерасчет в соответствии с льготной ставкой арендной платы.
Обращения истца о предоставлении имущественной поддержки на 2020, 2021 годы, копии которых с отметками ответчика о получении представлены в материалы дела, удовлетворены ответчиком за период по 13.10.2020.
В ответе от 19.01.2021 N ДГИ-252215/20-(0)-1 Департамент указал на наличие задолженности по арендной плате.
Истец в обоснование заявленных требований указал, что является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, на основании п. 1 ст. 424 ГК РФ, пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти оказывают имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, в частности, в виде передачи во владение и (или) в пользование нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, на льготных условиях.
Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 73) если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Согласно п. 5.1 Договора (в редакции протокола-соглашения от 16.05.2006) арендная плата определена на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 809-ПП) и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП).
Суд первой инстанции сослался на п. 1.3 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции от 02.12.2016), согласно которому субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, использующим указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области производства с 01.01.2017 установлена ставка в размере 4500 руб. за кв.м. в год.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции, действующей с 01.01.2017) для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м.; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв.м.
Поскольку по условиям Договора размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2017 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении Правительства Москвы N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, подлежит применению ставка арендной платы, установленная дополнительным соглашением от 04.08.2015, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856.
Доказательств утраты истцом статуса субъекта малого предпринимательства в материалы дела не представлено.
На момент первого обращения о предоставлении имущественной поддержки на 2020 год (N 12-1 от 24.12.2019) пунктом 2.2(3) постановления Правительства Москвы N 800-ПП установлено, что в случае наличия у субъектов, указанных в пунктах 1, 1(1) настоящего постановления, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, задолженности по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты, арендная плата устанавливается в соответствии с пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы N 809-ПП.
Пунктами 4(1).2-4(1).4 постановления Правительства Москвы N 809-ПП установлен порядок действий арендодателя по договору аренды при нарушении арендаторами помещений, переданных в аренду на льготных условиях, платежной дисциплины:
4(1).2.1. в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год;
4(1).2.2. в случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, применяется с корректирующим коэффициентом 1,25;
4(1).2.3. в случае если при применении корректирующего коэффициента 1,25 (пункт 4(1).2.2 настоящего постановления) ставка арендной платы будет превышать размер, определенный в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, то в отношении указанного нежилого помещения устанавливается ставка арендной платы, определенная на основании заключения независимого оценщика.
4(1).3. При повторном нарушении арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).3.1. по договорам аренды нежилых помещений с льготной ставкой, установленной в соответствии с пунктом 4(1).2.1 настоящего постановления, применяется корректирующий коэффициент 1,25 с учетом положений пункта 4(1).2.3 настоящего постановления;
4(1).3.2. в случае непогашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы. Арендатор утрачивает право на применение льготных ставок арендной платы по иным заключенным с таким арендатором и действующим договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы;
4(1).3.3. в случае погашения арендатором задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктами 4(1).2.2 и 4(1).3.1 настоящего постановления, на последующие годы сохраняется действующая льготная ставка, установленная в договоре аренды нежилого помещения на соответствующий год, с применением корректирующего коэффициента 1,25 и коэффициента-дефлятора, установленного Правительством Москвы на соответствующий год, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4(1).4 настоящего постановления;
4(1).4. В случае последующего нарушения арендаторами платежной дисциплины по договорам аренды нежилых помещений, переданных в аренду на льготных условиях:
4(1).4.1. по договорам аренды нежилых помещений со ставкой арендной платы, установленной в соответствии с пунктом 4(1).3.3 настоящего постановления, ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
4(1).4.2. при непогашении задолженности в течение 45 дней с даты направления Департаментом городского имущества города Москвы соответствующего уведомления, а также в случае очередного нарушения платежной дисциплины арендаторами, погасившими задолженность (пункт 4(1).4 настоящего постановления), Департамент городского имущества города Москвы осуществляет в установленном порядке расторжение договоров аренды нежилых помещений по инициативе арендодателя с взысканием неустойки, предусмотренной условиями договора аренды.
Суд первой инстанции сослался на то, что Департамент не представил доказательств направления уведомлений, как это предусмотрено указанным порядком.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что и сам факт просрочки внесения арендной платы не влечет автоматическую отмену льготной ставки арендной платы без соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка.
Кроме того, Арбитражным судом города Москвы принято во внимание, что уведомлением Департамента N ДГИ-1- 59235/20-1 от 14.08.2020 Общество освобождено от уплаты арендных платежей на период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности".
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ), в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (далее - постановление Правительства РФ N 439) установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, согласно п. 1 которых требования применяются в отношении арендаторов, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с п. 3 указанных требований, отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 г. начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020 г.;
в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;
г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - постановление Правительства РФ N 434) утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. Указанный вид деятельности включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ N 434.
Согласно ответу на вопрос N 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ (п. 3 ст. 307 ГК РФ). В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований. Аналогичные последствия применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3 Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
С учетом приведенной правовой позиции, наличием переплаты по состоянию на 01.07.2020, что отражено и в расчете истца, у истца отсутствовала задолженность по арендной плате и на момент обращения 24.12.2019 о предоставлении имущественной поддержки на 2020 год и на момент обращений 14.10.2020, 25.12.2020 о предоставлении имущественной поддержки на 2021 год.
Суд первой инстанции указал, что согласно п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП, от 16.12.2020 N 2262-ПП) с 1 января 2020 г. установлена ставка арендной платы в размере 4750 рублей за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 N 1554-ПП) в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, в том числе договорами аренды, заключенными в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 1 января 2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв.м. в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
Пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП установлено, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления.
Истец обращался в Комиссию, однако сведений о рассмотрении обращений Комиссией до настоящего времени в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции сослался на то, что Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 01.10.2020 N 305-ЭС20-1800, от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856 указано, что в таком случае предлагаемый подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким- либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
В связи с этим суд первой инстанции указал, что условия применения льготной ставки арендной платы по Договору сохранялись для Общества и на 2020, 2021 годы.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для применения к арендатору льготной ставки арендной платы без наличия решения Межведомственной комиссии в спорный период отклонены судом первой инстанции.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о признании права для Общества на применение льготной ставки арендной платы по Договору в размере 4750 руб. за кв.м. в год на период с 13.10.2020 по 31.12.2020 и с 01.01.2021 по 31.12.2021 год.
Отменяя решение суда первой инстанции, Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что удовлетворяя исковые требования Общества, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что условия применения льготной ставки арендной платы по Договору сохранялись на 2020, 2021 годы, и доводы ответчика об отсутствии оснований для применения к арендатору льготной ставки арендной платы без наличия решения Межведомственной комиссии в спорный период не могут быть приняты судом во внимание.
При этом суд первой инстанции сослался на определения Верховного суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС20- 1800, от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856.
Однако Девятый арбитражный апелляционный суд принял во внимание, что указанные судебные акты были приняты при иной редакции постановления Правительства Москвы N 800-ПП и на период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
То есть, предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являлись споры по иным фактическим обстоятельствам.
Между тем, в соответствии с Постановлением N 800-ПП (в редакции от 22.09.2020) с 01.01.2020 имущественная поддержка в размере 4750 руб. за 1 кв.м. предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда до 300 кв.м., по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как указано выше, в соответствии с ч. 9, ч. 10 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дополнительным соглашением от 04.08.2015 срок действия Договора продлен по 30.06.2025 (далее - Дополнительное соглашение). Кроме того, названным Дополнительным соглашением стороны установили рыночную ставку арендной платы.
Таким образом, действия п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП на истца не распространяется.
Пунктом 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП определено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, в том числе договорами аренды, заключенными в порядке и на условиях, установленных ч.9 ст.17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 1 января 2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего постановления.
Пункт 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП устанавливает, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) настоящего постановления.
Нормы данного постановления в части установления ставок арендной платы субъектам малого предпринимательства являются императивными и не подлежат расширительному толкованию.
Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 22.09.2020) не отменено, в судебном порядке не оспорено, незаконным полностью или в части не признано.
В связи с этим начиная с 01.01.2020 истец может рассчитывать на получение льготной ставки в размере, установленном п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП, только на основании решения Межведомственной комиссии, при соблюдении условий и критериев, определенных в постановлении Правительства Москвы N 800-ПП.
Уведомление Департамента от 14.08.2020 N ДГИ-1-5923 5/20-1 не имеет значения при рассмотрении заявленных требований, поскольку данным уведомлением Департамент сообщил истцу, что тот освобожден от уплаты арендных платежей на период с 01.03.2020 по 30.06.2020 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности". Указанное в уведомлении Постановление не имеет отношения к рассматриваемому спору; оно не устанавливает порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, а принято на конкретный срок, предусматривает не льготу по арендной плате, а освобождение от арендных платежей по договорам аренды и распространяет свое действие на всех субъектов малого предпринимательства на период режима повышенной готовности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать, при условии, что истец не оспорил действия Межведомственной комиссии.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2021 по делу N А40-44247/21 отменить. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "СВЕТЛАНА" (ИНН 7709576358, ОГРН 1047796846767) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44247/2021
Истец: ООО "СВЕТЛАНА"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ