г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А56-12620/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца: Бабаева И.С. по доверенности от 04.06.2021
от ответчика: Царенков А.С. по доверенности от 25.06.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25677/2021) ООО "Теплоход СПБ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 по делу N А56-12620/2021 (судья Сундеева М.В.), принятое
по иску МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу
к ООО "Теплоход СПБ"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (адрес: 193315, Санкт-Петербург, проспект Дальневосточный, д.78; далее - Инспекция, истец) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоход СПБ" (адрес: 192177, Санкт-Петербург, Шлиссельбургский проспект, дом 36, корпус 2, литер А, квартира 91, ОГРН: 1167847164550; далее - Общество, ответчик) с требованием о взыскании 218 340 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, на момент подачи заявления Общество соответствовало установленным законом требованиям для получения субсидии в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576), в связи с чем в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для взыскания в пользу Инспекции денежных средств.
В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.07.2020 Общество обратилось с заявлением в Инспекцию о предоставлении субсидии за апрель 2020 г. на сумму 109 170 руб., за май 2020 г. на сумму 109 170 руб. в соответствии с Правилами N 576.
В результате рассмотрения заявления Общества Инспекцией был сделан вывод о соответствии ООО "Теплоход" установленным пунктом 3 Правил N 576 критериям.
Инспекцией произведен расчет размера субсидии сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
На основании информации, полученной в соответствии с пунктом 9 Правил N 576 от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии по телекоммуникационным каналам связи.
Субсидия в размере 109 170 руб. 00 коп. за апрель 2020 г. и 109 170 руб. 00 коп. за май 2020 г. поступила на счет Общества, указанный им в заявлении.
В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Правил N 576 установлено, что Обществом на момент подачи заявления о получении субсидии не были соблюдены условия пункта 1 Правил N 576 в части соответствия кода ОКВЭД, входящего в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, в связи с чем рассматриваемая субсидия не может быть предоставлена Обществу.
06.10.2020 в адрес Общества Инспекцией направлено уведомление N 54235 о выявлении факта неправомерного получения субсидии с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
Общество не осуществило возврат денежных средств, что послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел выводу об обоснованности заявленных требований как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 г. N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 3 Правил N 576 определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434 установлен перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень пострадавших отраслей).
В силу пункта 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 г. получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил N 576 Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 настоящих Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии.
Основной вид экономической деятельности Общества - 50.3 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта".
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2020 N 927 внесены изменения в Перечень пострадавших отраслей в части включения в раздел 1 перечня кода ОКВЭД 50.3 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта". Указанные изменения вступили в законную силу 07.07.2020, то есть после истечения срока представления заявлений на получение субсидий за апрель и май 2020 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренные законом основания для предоставления субсидии Обществу, осуществляющему основной вид деятельности "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (код ОКВЭД 50.30), отсутствовали ввиду того, что на момент подачи Обществом заявления отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не была включена в перечень пострадавших отраслей, утвержденный Постановлением N 434.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации
Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, обязано доказать факт пользования ответчиком принадлежащим истцу имуществом, период такого пользования, отсутствие установленных законом или сделкой оснований для такого пользования, размер неосновательного обогащения.
Из материалов дела следует, что субсидия в размере 109170 руб. 00 коп. за апрель 2020 г. и 109 170 руб. 00 коп. за май 2020 г. перечислены Обществу платежными поручениями от 02.07.2020 N 544382, от 08.07.2020 N 813781, что подтверждается выпиской по расчетному счету Общества N 40702810032000000000, открытом в Филиал "Санкт-Петербург" в г. Санкт-Петербург АО "АЛЬФА-БАНК". Вместе с тем в апреле и мае 2020 года деятельность Общества не относилась к Перечню пострадавших отраслей, следовательно, за указанный период Общество не имело право на перечисление субсидии из бюджета.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для получения субсидии за апрель, май 2020 г., в связи с чем требование истца о возврате субсидии в размере 218 340 руб. за апрель, май 2020 г. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции на основании статей 1102 и 1103 ГК РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2021 по делу N А56-12620/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоход СПБ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12620/2021
Истец: МИФНС N 24
Ответчик: ООО "ТЕПЛОХОД СПБ"
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17980/2021
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17980/2021
04.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25677/2021
01.06.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12620/2021