город Омск |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А46-16159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9651/2021) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9651/2021) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 19.07.2021 по делу N А46-16159/2020 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению товарищества собственников жилья "Мишина 8" (ОГРН 1145543018279, ИНН 5505220818, адрес: 644109 г. Омск, ул. И.Мишина, д. 8) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142, адрес: 644043, г. Омск, ул. Ленина, 10 а), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391. ОГРН 1045504038524, адрес: 644070, г. Омск, ул. Степная, 73), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (ИНН 7705401340, адрес: 644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42), Бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (ИНН 5528013977, ОГРН 1025501860119, адрес: 644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 46), публичного акционерного общества Коммерческий Банк "Промышленно - финансовое сотрудничество" (ОГРН 1025500000624, 1027700136408, ИНН 7744002187, адрес: 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 37/4, стр. 1), публичного акционерного общества "Плюс Банк" (ИНН 5503016736, адрес: 115114, г. Москва, Жуков проезд, д. 23, эт. 1 пом. 18; эт. 2, пом. 3), публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, 19), Банка ВТБ (публичное акционерное общество) (ОГРН 1027739609391, ИНН 7702070139, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Дегтярный Переулок, д. 11), акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488, адрес: 119034, г. Москва, Гагаринский переулок, 3), "Газпромбанк" (акционерное общество) (ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497, адрес: 117420, г. Москва, ул. Намёткина, 16, 1), Фонда развития жилищного строительства Омской области "Жилище" (ОГРН 1125543061687, ИНН 5503239299, адрес: 644007, г. Омск, ул. Третьяковская, 43), акционерного общества "Омская региональная ипотечная корпорация" (ОГРН 1025501860130, ИНН 5528014890, адрес: 644527, Омский район, п. Ростовка, д. 21), общества с ограниченной ответственностью ЖКО "Московка" (ОГРН 1115543045441, ИНН 5505212782, адрес: 644109, г. Омск, ул. Моторная, д. 13), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый дом" (ОГРН 1105543032539, ИНН 5505209420, адрес: 644109, г. Омск, ул. Гашека, д. 17), общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания "СтройТеплоМонтаж-Омск" (ОГРН 1135543018676, ИНН 5503242260, адрес: 644069, г. Омск, ул. 2-я Совхозная, д. 11, корп. 1), общество с ограниченной ответственностью "Мой Омск" (ОГРН 1185543026085, ИНН 5505060177, адрес: 644109, г. Омск, ул. Светловская, д. 2, пом. 9П), Департамента образования Администрации города Омска (ОГРН 1025500753101, ИНН 5503017610, адрес: 644099, г. Омск, ул. Карла Либкнехта, д. 33), о возложении обязанности совершить действия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: управляющая товарищества собственников жилья "Мишина 8" Любочко Альбина Владимировна;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска: представитель Пятков Кирилл Викторович по доверенности от 14.09.2020 N ИСХ-ДИО/9061;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска: представитель Бицуля Анастосия Сергеевна по доверенности от 16.02.2021 N 02/1138;
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Мишина 8" (далее - заявитель, ТСЖ "Мишина 8", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (заинтересованное лицо, Департамент архитектуры), Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (заинтересованное лицо, Департамент имущественных отношений), в котором просило:
1. возложить на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обязанность образовать земельный участок площадью 10 078 кв.м., расположенный по адресу: Омская область, г Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, путём утверждения схемы расположения земельного участка и её направления в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска для осуществления кадастровых работ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу;
2. возложить на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обязанность организовать кадастровые работы по формированию земельного участка площадью 10 078 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, г Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, на основании утверждённой Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска схемы расположения земельного участка и осуществить действия, направленные на постановку на кадастровый учёт земельного участка в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска утвержденной схемы расположения земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области, Бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области", публичное акционерное общество Коммерческий Банк "Промышленно - финансовое сотрудничество", публичное акционерное общество "Плюс Банк", публичное акционерное общество "Сбербанк России", Банка ВТБ (публичное акционерное общество), акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк", "Газпромбанк" (акционерное общество), Фонд развития жилищного строительства Омской области "Жилище", акционерное общество "Омская региональная ипотечная корпорация", общество с ограниченной ответственностью ЖКО "Московка", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новый дом", общество с ограниченной ответственностью Холдинговая компания "СтройТеплоМонтаж-Омск", общество с ограниченной ответственностью "Мой Омск", Департамент образования Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.07.2021 по делу N А46-16159/2020 заявление удовлетворено. Суд возложил на Департамент архитектуры обязанность образовать земельный участок площадью 10 078 кв.м., расположенный по адресу: Омская область, г Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, путём утверждения схемы расположения земельного участка и её направления в Департамент имущественных отношений для осуществления кадастровых работ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Также возложил на Департамент имущественных отношений обязанность организовать кадастровые работы по формированию земельного участка площадью 10 078 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, г Омск, Ленинский АО, ул. Игоря Мишина, д 8, в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905, на основании утвержденной Департаментом архитектуры схемы расположения земельного участка и осуществить действия, направленные на постановку на кадастровый учёт земельного участка в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты получения от Департамента архитектуры утвержденной схемы расположения земельного участка.
Кроме того, суд взыскал с заинтересованных лиц в пользу Товарищества расходы по уплате государственной пошлины по 1 500 руб. с каждого.
В обоснование судебного акта суд указал на то, что на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом. Возможность передачи уполномоченным органом своей обязанности в указанной части собственникам помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена.
Возражая против принятого по делу решения, Департамент имущественных отношений в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что раздел земельного участка возможен только после утверждения проекта межевания при наличии согласия арендатора и залогодержателей.
В апелляционной жалобе Департамент архитектуры также просит решение суда отменить, поскольку в силу пункта 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участок в границах планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованных лиц поддержали доводы апелляционных жалоб, председатель Товарищества просила оставить решение суда без изменения.
Третьи лица, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие названных участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:3023, площадью 141 902 кв.м. был предоставлен Департаментом имущественных отношений государственному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" под строительство ряда многоэтажных домов по договору аренды земельного участка N Д-Л-31-7318 от 10.01.2008.
Согласно межевому плану от 19.12.2013 из указанного участка были выделены 4 участка с кадастровыми номерами 55:36:170110:5905, 55:36:170110:5906, 55:36:170110:5907, 55:36:170110:5908 под фактически построенные дома.
На одном из образованных участков с кадастровым номером 55:36:170110:5905, площадью 10 078 кв.м. полностью построен и сдан в эксплуатацию в две очереди многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 55:36:170110:3508, адрес: Омская область, г. Омск, ул. Мишина, д. 8. Строительство первой очереди завершено в 2009 году, второй - в 2012 году.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:5905 снят с кадастрового учёта по заявлению Департамента имущественных отношений 22.12.2015.
Полагая, что аннулирование кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905 нарушает права собственников многоквартирного дома по адресу г.Омск, ул. Мишина, д. 8, заявитель обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2019 по делу N А46-20987/2018 требование ТСЖ "Мишина 8" удовлетворено в части. Суд признал незаконными действия Департамента имущественных отношений, выраженные в направлении заявления в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Омской области от 11.12.2015, регистрационный N 55-0-1-21/3003/2015-13202 и направленное на снятие с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905, площадью 10 078 кв.м., расположенного по адресу: Омская обл., г Омск, Ленинский АО, ул. И. Мишина, д.8, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для многоэтажной застройки.
При этом суд оснований для выбора такого способа восстановления прав как восстановлении аннулированных сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905, площадью 10 078 кв.м., расположенного по адресу: Омская обл., г Омск, Ленинский АО, ул. И. Мишина, д 8, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для многоэтажной застройки не усмотрел.
Полагая, что действия заинтересованных лиц, направленные на снятие с кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:5905, порождают для собственников многоквартирного дома дополнительные затраты, связанные с формированием и постановкой на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом, так как согласно заявлению ТСЖ, собственники квартир выразили мнение сформировать участок именно под своим домом, а не считаться сособственниками земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:3023, общей площадью - 141 902 кв.м. вместе с собственниками еще 21 объекта недвижимости, заявитель обратился с заявлением об образовании испрашиваемого земельного участка в Департамент архитектуры и градостроительства, а также в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
На указанное заявление Департамент архитектуры в своём письме от 19.06.2020 ответил, что вопрос, изложенный в обращении, к полномочиям Департамента архитектуры не отнесён, обращение направлено в Департамент имущественных отношений для дальнейшего рассмотрения в пределах компетенции.
Департамент имущественных отношений в своём ответе на поданное заявление указал, что рассмотрев обращение ТСЖ "Мишина 8" по вопросу образования (формирования) земельного участка и постановки на государственный кадастровый учёт образованного земельного участка, для последующей передачи в собственность собственникам квартир указал, что образование земельных участков (путем раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами, в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории (пункт 3 статья 11.3 ЗК РФ). На территорию, в границах которой располагается многоквартирный дом по адресу: улица И. Мишина, дом 8, проект межевания не утверждён. Также согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Считая решение заинтересованного лица не основанным на законе, Товарищество обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены, с чем заинтересованные лица не согласились, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статьей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (пункт 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, жильцы многоквартирного дома имеют право на формирование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, и проведения его государственного кадастрового учёта с последующим переходом данного земельного участка бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, образование земельного участка является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом.
Согласно Положению о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска утверждённому Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3, в сфере земельных отношений департамент архитектуры организует кадастровые работы в отношении объектов земельных отношений на территории города Омска в целях строительства, организации торгов по продаже земельных участков.
Также Департамент архитектуры обращается в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и ведение Единого государственного реестра недвижимости с заявлениями о государственном кадастровом учёте земельных участков (их частей), в отношении которых были организованы кадастровые работы.
Согласно подпункту 8 пункта 19 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Департамент архитектуры принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена.
Подпунктом 18 пункта 19 вышеуказанного Положения предусмотрено, что Департамент архитектуры рассматривает заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земель и (или) земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях отсутствия утверждённого проекта межевания территории и по результатам их рассмотрения совершает действия, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации", т.е. либо принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю, либо отказывает в утверждении такой схемы.
Согласно пунктам 19-20, 22 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 функции Департамента имущественных отношений заключаются, в том числе в следующем: организует кадастровые работы в отношении объектов земельных отношений на территории города Омска, за исключением работ, организуемых Департаментом архитектуры; обращается в орган, осуществляющий государственный кадастровый учёт недвижимого имущества и ведение Единого государственного реестра недвижимости, подведомственные ему государственные учреждения с заявлениями о государственном кадастровом учёте земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков (их частей), в отношении которых кадастровые работы организованы Департаментом архитектуры; согласовывает в установленных законодательством Российской Федерации случаях документацию, подготовленную при проведении кадастровых работ на территории города Омска.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции вопросы, связанные с образованием участка и утверждением схемы расположения земельного участка, реализуются Департаментом архитектуры, постановка на кадастровый учёт земельных участков под многоквартирными жилыми домами относится к полномочиям Департамента имущественных отношений. Спора в данной части между заинтересованными лицами не имеется.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования и возложил на Департамент архитектуры обязанность образовать земельный участок, путём утверждения схемы расположения земельного участка, а на Департамент имущественных отношений обязанность организовать кадастровые работы по формированию земельного участка и осуществлению действий по постановке земельного участка на кадастровый учёт.
Податели апелляционных жалоб указывают на то, что в силу пункта 4 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участок в границах планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно положениям статья 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Как следует из пункта 4 части 3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Следовательно, вопреки утверждению подателей апелляционных жалоб, даже в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории кроме прямо названных в данном пункте исключений, в числу которых относится и образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий.
Кроме того, как было выше сказано и не оспаривается участниками процесса, земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:3023, площадью 141 902 кв.м. был предоставлен Департаментом имущественных отношений государственному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" под строительство ряда многоэтажных домов (по сведениям Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Омской области за земельном участке уже возведен 21 объект). То есть строительство осуществлялось не в плотной застройке, а на пустом земельном участке, выделенном под эти цели. При этом ТСЖ "Мишина 8" образовано в одном из первых построенных домов.
Более того, как было выше сказано, в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ в целях образования земельного участка вокруг многоквартирного домов уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе, обеспечивается утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории.
Не принимается во внимание судом апелляционной инстанции и ссылка Департамента имущественных отношений на то, что раздел земельного участка возможен только после утверждения проекта межевания при наличии согласия арендатора и залогодержателей.
Действительно, согласно пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Из выписки из ЕГРН следует, что в ЕГРН зарегистрированы обременения в виде ипотеки с целым рядом банков на весь земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:3023, площадью 141 902 кв.м., а также земельный участок обременен арендой и субарендой.
Все эти банки, арендатор земельного участка, субарендатор, застройщики и прочие заинтересованные лица были привлечены в процесс в статусе третьих лиц. Никаких возражений против удовлетворения заявленных требований никто из привлеченных лиц не высказал.
Напротив, в своих пояснениях, данных в суде первой инстанции, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области указало, что формирование нового земельного участка возможно при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей, которое и должно быть получено в процессе формирования земельного участка.
Решением суд первой инстанции возложил на заинтересованных лиц обязанность организовать кадастровые работы по формированию земельного участка конкретной площадью - 10 078 кв.м. в границах, идентичных аннулированному земельному участку с кадастровым номером 55:36:170110:5905.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда в данной части без изменения, учитывает, что спора о размере площади между сторонами не имеется, и заинтересованные лица в части размера и расположения границ участка не возражают, о чем и дали пояснения в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины апелляционным судом не распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ, поскольку податели апелляционной жалобы были освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 19.07.2021 по делу N А46-16159/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16159/2020
Истец: ТСЖ "МИШИНА, 8"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области"., Департамент образования Администрации города Омска, ООО " Мой Омск", ООО "УК "Новый дом", ООО ЖКО "Московка", ООО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "СТМ-ОМСК", ПАО "ПЛЮС БАНК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области"., АО "Газпромбанк", АО "Омская региональная ипотечная корпорация", АО "Российский сельскохозяйственный банк", ПАО "Сбербанк Росссии", ПАО Банк ВТБ, ПАО Коммерческий Банк "Промышленно-финансовое сотрудничество", Фонд развития жилищного строительства Омской области "Жилище"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7402/2021
07.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7402/2021
04.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9651/2021
19.07.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-16159/20