город Ростов-на-Дону |
|
16 апреля 2024 г. |
дело N А32-40016/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от АО "Электросети Кубани" посредством веб-конференции: Коваленко Л.В.
по доверенности от 01.01.2024;
от АО "Черномортранснефть": Данилова Ю.В. по доверенности от 01.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Электросети Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 по делу N А32-40016/2023
по заявлению акционерного общества "Электросети Кубани"
(ИНН 2308139496, ОГРН 1072308013821)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: акционерного общества "Черномортранснефть"
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Электросети Кубани" (далее - заявитель, АО "Электросети Кубани", общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС России, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 22.02.2023 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-50/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Черномортранснефть" (далее - АО "Черномортранснефть").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Электросети Кубани" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что в связи с неустранением замечаний (требования о предоставлении правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения, а также плана расположения энергопринимающих устройств) в установленный законом срок заявка N 32-000231 была аннулирована. Таким образом, общество считает, что в действиях АО "Электросети Кубани" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Общество также обращает внимание суда апелляционной инстанции, что в августе 2021 года АО "Черномортранснефть" уже обращалось с аналогичной заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям общества того же самого, что и в рассматриваемой заявке. В связи с тем, что ближайшими сетями необходимого заявителю класса напряжения являются сети ООО "НГТ-энергия", заявителю было отказано в заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям общества. Краснодарским УФАС России производство по делу N 023/04/9.21-5566/2021 было прекращено, ввиду отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Краснодарское УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-50/2023 и вынесении постановления не установлены все обстоятельства и доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, сделаны выводы, противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам, с нарушением норм материального права. Кроме того, общество указывает на то, что постановление по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-50/2023 датировано 22.02.2023, однако зарегистрировано и направлено в адрес АО "Электросети Кубани" лишь 18.07.2023, то есть с нарушением срока, предусмотренного положениями КоАП РФ, а также за пределами срока привлечения к административной ответственности. Таким образом, Краснодарским УФАС России допущено грубое нарушение законодательства при производстве по делу об административном правонарушении путем направления вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности за пределами установленного трехдневного срока с даты его составления.
От АО "Черномортранснефть" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением судом удовлетворены ходатайства АО "Электросети Кубани" и АО "Черномортранснефть" о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель АО "Электросети Кубани" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель АО "Черномортранснефть" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО "Черномортранснефть" письмом от 19.05.2022 N ЧТН-01-23-03/12593 подало в АО "Электросети Кубани" заявку на технологическое присоединение проектируемого энергопринимающего устройства узла запорной арматуры с электроприводной задвижкой на 190-2 км магистрального нефтепровода "Тихорецк-Туапсе-1" (кадастровый номер 23:02:0504000:17) по уровню напряжения 0,4 кВ и первой категории надежности электроснабжения.
Сетевая организация письмом от 19.08.2022 N 12.2.НС-08/7033 сообщила об аннулировании заявки на технологическое присоединение, в связи непредоставлением заявителем документов, предусмотренных пунктом 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а именно правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения и плана расположения энергопринимающих устройств.
Тогда АО "Черномортранснефть" обратилось в Краснодарское УФАС России с заявлением на неправомерные действия АО "НЭСК-электросети" (вх. от 06.12.2022 N 27444/22).
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения материалов административного дела, установил, что АО "НЭСК-электросети" неправомерно требовал предоставление правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения, а также плана расположения энергопринимающих устройств и пришел к выводу, что АО "НЭСК-электросети" нарушило срок рассмотрения заявки, предусмотренный абзацем 2 пункта 15 Правил N 861.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС России в отношении АО "НЭСК-электросети" составлен протокол об административном правонарушении от 08.02.2023 N 023/04/9.21-50/2023 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 22.02.2023 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-50/2023 АО "НЭСК-электросети" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 600 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Уклонение от заключения договора технологического присоединения является противоправным бездействием сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 10 Правил технологического присоединения установлен перечень документов, который прилагается к заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям.
Подпунктом "а" пункта 10 Правил N 861 предусмотрено, что к заявке прилагается план расположения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно подпункту "г" пункта 10 Правил N 861 к заявке прилагается один из перечисленных ниже видов документов: копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя; копия разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории); копии документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и предусматривают возможность использования земельного участка для целей размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах сервитута).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, на требование сетевой организации, выраженное в письме от 16.06.2022 N 12.2-НС-08/5087, заявитель АО "Черномортранснефть" письмом от 07.07.2022 N ЧТН-01-23-03/17170 сообщил, что в соответствии с заявками на технологическое присоединение АО "Черномортранснефть" планировало выполнить новое строительство проектируемого узла запорной арматуры с электроприводными задвижками 190-2 км магистрального нефтепровода "Тихорецк-Туапсе"; следовательно, документы, подтверждающие право собственности на указанные энергопринимающие устройства, отсутствуют и требование АО "НЭСК-электросети" представить запрашиваемые документы необоснованно.
Документ на земельный участок, на котором будет располагаться проектируемый УЗА 190-2 км - это договор субаренды части земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 07.07.2017 N 0200006598/21601118/0088Д. Указанный договор приобщен к заявке на технологическое присоединение, направленной письмом от 19.05.2022 N ЧТН-01-23-03/12593.
Также в соответствии с пунктами "а", "г" пункта 10 Правил N 861 АО "Черномортранснефть" к заявке на технологическое присоединение (далее - ТП) был приложен план расположения присоединяемых энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации (приложение N1 к заявке на ТП) и перечень и мощность энергопринимающих устройств (приложение N 2 к заявке на ТП).
Кроме того, к заявке на ТП была приложена схема границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0504000:17 на кадастровом плане территории (Приложение N 8 "Копия договора от 07.07.2017 N 0200006598/21601118/0088Д к заявке на ТП).
В письме в сетевую организацию от 07.07.2022 N ЧТН-01-23-03/17170 АО "Черномортранснефть" обратило внимание, что Правила N 861 не содержат определенных критериев к плану расположения, в связи с чем приложенный к заявке план расположения энергопринимающих устройств в совокупности с прилагаемой в составе заявки схемой границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0504000:17 на кадастровом плане территории, должен был быть принят сетевой организацией.
Не смотря на это, сетевой организацией по результатам рассмотрения представленных сведений письмом от 25.07.2022 N 12.2.НС-08/6202 (вх. от 29.07.2022 N 28899) повторно были направлены первоначальные замечания.
АО "Черномортранснефть" письмом от 15.08.2022 N ЧТН-01-23-03/20475 повторно направило сетевую организацию разъяснения к заявке на технологическое присоединение.
Таким образом, АО "Черномортранснефть" были представлены документы, предусмотренные подпунктом "а" и подпунктом "г" пункта 10 Правил N 861; представленный в сетевую организацию план расположения энергопринимающих устройств содержал в себе все необходимые данные, позволяющие сетевой организации иметь четкое представление о месте нахождения энергопринимающих устройств, которые будут располагаться на земельном участке; иных выводов, указанные фактические обстоятельства, установленные антимонопольным органом и судом первой инстанции, апелляционной коллегии сделать не позволяют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами антимонопольного органа о том, что сетевой организацией неправомерно инициирована переписка с требованиями о предоставлении правоустанавливающего документа на объект технологического присоединения, а также предоставлении плана расположения энергопринимающих устройств.
В силу абзаца 2 пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В нарушение абзаца 2 пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки в адрес заявителя не направила заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия.
Учитывая дату поступления всех необходимых сведений и документов сетевая организация должна была направить в адрес общества для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору, не позднее 08.07.2022, что ею не было сделано.
Из указанного следует, что АО "НЭСК-электросети" не выполнило мероприятия, подтверждающие соблюдение пункта 15 Правил N 861 при выполнении своих обязанностей по рассмотрению заявки на технологическое присоединение спорного объекта.
Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению соответствующих мероприятий, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, учитывая совершение правонарушения 11.07.2022 (следующая дата за датой, в которую общество должно было направить проект договора).
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление направлено антимонопольным органом в адрес сетевой организации за пределами срока привлечения к административной ответственности, с учетом соблюдения антимонопольным органом требований статьи 4.5 КоАП РФ при его вынесении, сами по себе не исключают законности оспариваемого постановления применительно к названным фактическим обстоятельствам, установленным судом. Отклоняя довод заявителя о несвоевременном направлении антимонопольным органом копии постановления в адрес общества, суд также исходит из того, что указанные обстоятельства не привели к нарушению права общества на оспаривание указанного постановления в судебном порядке.
Судом установлено, что общество ранее было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (вступившее в законную силу постановление Пятнадцатого апелляционного суда от 06.12.2021 по делу N А32-38417/2021, оплачено 03.02.2022).
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также систематическое совершение обществом однородных правонарушений, степень вины правонарушителя и его доминирующее положение на рынке оказания спорных услуг, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, поскольку в сфере спорных правоотношений на стороне лиц, занимающих доминирующее положение, выступают, как правило, устойчивые и крупные с экономической точки зрения субъекты, от законности действий которых на рынке оказания спорных услуг во многом зависит возможность нормального осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другими субъектами.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 600 000 руб.
Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ) судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ.
В ряде актов Верховного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 05.09.2018 N 303-АД18-5207 и N 303-АД18-5141) разъяснены особенности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ. В том числе, помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Рассматриваемое в настоящем деле правонарушение, совершенное обществом, не является впервые совершенным в силу норм статьи 4.6 КоАП РФ, поскольку ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа. По этой причине замена штрафа на предупреждение по оспариваемому в настоящем деле постановлению невозможна.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Также апелляционный суд учитывает, что в рассматриваемом случае не подлежит применению ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ. В деле N А32-40012/2023 рассматривался вопрос о законности постановления, принятого в одну дату с постановлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела 22.02.2023, по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-49/2023 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. Основанием привлечения к административной ответственности по настоящему делу и по делу N А32-40012/2023 послужили аналогичные, но самостоятельные жалобы по разным заявкам на технологическое подключение различных объектов, что обоснованно повлекло возбуждение самостоятельных административных дел антимонопольным органом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2024 по делу N А32-40016/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40016/2023
Истец: АО "Электросети Кубани"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: АО "Черномортранснефть", УФАС по КК, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю