г. Пермь |
|
5 октября 2021 г. |
А71-4112/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Бородулиной М.В., Гребенкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Коржевой В.А., при участии при участии от истца, третьего лица: Яровой Д.С. представитель по доверенностям от 16.04.2021, от 18.05.2021, соответственно, паспорт;
от ответчика: Шертобитова В.В. по доверенности от15.07.2021, паспорт, диплом; Колесник Д.С. - директор, решение от 25.11.2020, паспорт;
о судебном заседании извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 июля 2021 года
по делу N А71-4112/2021
по иску муниципального образования "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула (ОГРН 1021800992047, ИНН 1827008640)
к обществу с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" (ОГРН 1135904000693, ИНН 5904281731)
о понуждении к исполнению в натуре обязательства по возврату иного имущества и документов, относящихся к возвращаемым объектам концессионного соглашения N АБ-434/154 от 28 июня 2019 года,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" (ОГРН 1135904000693, ИНН 5904281731)
к муниципальному образованию "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула (ОГРН 1021800992047, ИНН 1827008640),
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие г. Сарапула "Городские ТеплоСистемы",
о признании моментом передачи (возврата) объектов концессионного соглашения 24 мая 2021 года; о признании недействительным и отмене постановления администрации от 31 марта 2021 N 664 о закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием г. Сарапула "Городские ТеплоСистемы" объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сарапула обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" о понуждении к исполнению в натуре обязательства по возврату иного имущества и документов, относящихся к возвращаемым объектам концессионного соглашения, в том числе: 1) Паспорта на оборудование, не входящее в состав узлов учета тепловой энергии (в том числе: манометры, датчики давления, датчики температуры, регуляторы/преобразователи температуры, регулирующие клапана, насосные агрегаты, подпиточные и сетевые насосы, теплообменники, приборы учета холодного водоснабжения (далее - ХВС) и электроэнергии по следующим объектам: центральный тепловой пункт - ПТУ29, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Калинина, 7а; центральный тепловой пункт - ПТУ11, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.20 лет Победы, 21а; центральный тепловой пункт - Элеконд, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Калинина, 10а; центральный тепловой пункт - 20 лет Победы, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. 20 лет Победы, 36; центральный тепловой пункт - ЭГЗ, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. 20 лет Победы, 56; центральный тепловой пункт - 36 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Мельникова, 7а; центральный тепловой пункт - Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. 20 лет Победы, 27а; центральный тепловой пункт - 280 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Ленинградская, 11а; центральный тепловой пункт - 288 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Фрунзе, 9а; центральный тепловойпункт - 285 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Электрозаводская, 4в; центральный тепловой пункт - 306 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Молодежная, 56; центральный тепловой пункт -Азина, 146, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, 146; центральный тепловой пункт - 245 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Лескова, 16а; центральный тепловойпункт - 242 кв.,Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Вокзальная, 8а; центральный тепловой пункт - Путейская, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Путейская, 3а; центральный тепловой пункт - 239 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Ленина, 62а; центральный тепловой пункт - 232 кв, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул.Озерная, 102а; центральный тепловой пункт - 134 кв, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Гоголя, 99 а; центральный тепловой пункт - 133 кв, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Амурская, 27а; центральный тепловой пункт - 144 кв, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, 144а; центральный тепловой пункт - 220 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Дубровская, 59а; центральный тепловой пункт - 137 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Ленина, 2а; центральный тепловой пункт - 120 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Дубровская, 53а; центральный тепловой пункт - 142 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, 88а; центральный тепловой пункт - 114 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Пугачева, 58; центральный тепловой пункт - 162 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Интернациональная, 55в; центральный тепловой пункт - 168 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Интернациональная, 59а; центральный тепловой пункт - 161 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Гоголя, 40 (далее - ЦТП); 2) Схемы на тепломеханическое оборудование ЦТП, сети системы отопления (далее - СО), горячего водоснабжения (далее - ГВС) и электрооборудования ЦТП; 3) Перечень газоопасных камер от ЦТП; 4) Режимные карты ЦТП; 5) Исполнительную документацию на выполненные ответчиком работы, акты скрытых работ, акты КС-2, справки КС-3, за период 2018-2021 гг.; 6) проекты на узлы учета тепловой энергии, паспорта на приборы в составе узла учета тепловой энергии (датчики, манометры, расходомеры, тепловычислители), а также акты поверки указанного оборудования; 7) акты испытаний подъемного оборудования (кран-балки); 8) проектную документацию на произведенные работы по капитальному ремонту и реконструкции/модернизации/переоборудования в ЦТП и сетях СО и ГВС, за период 2018-2021 гг.; 9) сертификаты качества на трубы, задвижки, изоляционный материал и иные материалы, использованные ООО "ГЭК" при выполнении текущего, капитального ремонта и реконструкции/модернизации/переоборудования муниципальных объектов и оборудования, находившегося во владении ответчика в период 2018 - 2021 гг. в связи с заключением договора аренды N 12 от 28.09.2018 г. и концессионного соглашения N АБ-434/154 от 28.06.2019 г.; 10) техническую документацию на проведенные испытания оборудования за 2020-2021 гг. по всем ЦТП и сетям СО и ГВС; 11) Журналы ремонтов оборудования, журналы обходов ЦТП с записями о параметрах за период 2018-2021 гг.; 12) информацию о повреждениях на сетях СО и ГВС по каждому ЦТП, а также информацию о проведенных мероприятиях, за период 2018-2021 гг.: 13) фамилия, имена, отчества (при наличии), даты и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления ГВС, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления; сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за ГВС, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии); о взыскании судебной неустойки в размере 25 000 рублей за каждый день просрочки исполнения ответчиком вышеуказанных обязательств, считая с 22 марта 2021 года по дату фактического выполнения ответчиком всех обязательства, присужденных к исполнению в натуре (согласно уточнению исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.1 л.д.25-28).
Общество, возражая против удовлетворения исковых требований, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о признании моментом передачи (возврата) объектов концессионного соглашения по сводному акту приема-передачи объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, возвращаемых во владение и пользование Муниципального образования "Город Сарапул" в связи с расторжением концессионного соглашения, дату получения обществом сводного акта от администрации 24 мая 2021 года (согласно уточнению исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т.1 л.д.84).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 мая 2021 года встречное исковое заявление принято к производству, кроме того, с настоящим делом в одно производство объединено дело N А71-5512/2021 по заявлению общества к администрации о признании недействительным и отмене постановления от 31 марта 2021 N 664 о закреплении на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием г.Сарапула "Городские ТеплоСистемы" объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.07.2021 (резолютивная часть от 07.07.2021) исковые требования Муниципального образования "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула к обществу с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" удовлетворить в полном объеме.
Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу передать муниципальному образованию "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула иное имущество и документы, относящиеся к возвращаемым объектам концессионного соглашения N АБ-434/154 от 28.06.2019, в том числе: 1) Паспорта на оборудование, не входящее в состав узлов учета тепловой энергии (в том числе: манометры, датчики давления, датчики температуры, регуляторы/преобразователи температуры, регулирующие клапана, насосные агрегаты, подпиточные и сетевые насосы, теплообменники, приборы учета холодного водоснабжения и электроэнергии по следующим объектам: центральный тепловой пункт - ПТУ29, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Калинина, 7а; центральный тепловой пункт - ПТУ11, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.20 лет Победы, 21а; центральный тепловой пункт - Элеконд, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Калинина, 10а; центральный тепловой пункт - 20 лет Победы, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. 20 лет Победы, 36; центральный тепловой пункт - ЭГЗ, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. 20 лет Победы, 56; центральный тепловой пункт - 36 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Мельникова, 7а; центральный тепловой пункт - Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. 20 лет Победы, 27а; центральный тепловой пункт - 280 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Ленинградская, 11а; центральный тепловой пункт - 288 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Фрунзе, 9а; центральный тепловой пункт - 285 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Электрозаводская, 4в; центральный тепловой пункт - 306 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Молодежная, 56; центральный тепловой пункт -Азина, 146, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, 146; центральный тепловой пункт - 245 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Лескова, 16а; центральный тепловойпункт - 242 кв.,Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Вокзальная, 8а; центральный тепловой пункт - Путейская, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Путейская, 3а; центральный тепловой пункт - 239 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Ленина, 62а; центральный тепловой пункт - 232 кв, Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул.Озерная, 102а; центральный тепловой пункт - 134 кв, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Гоголя, 99 а; центральный тепловой пункт - 133 кв, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Амурская, 27а; центральный тепловой пункт - 144 кв, Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, 144а; центральный тепловой пункт - 220 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Дубровская, 59а; центральный тепловой пункт - 137 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Ленина, 2а; центральный тепловой пункт - 120 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Дубровская, 53а; центральный тепловой пункт - 142 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, 88а; центральный тепловой пункт - 114 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Пугачева, 58; центральный тепловой пункт - 162 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Интернациональная, 55в; центральный тепловой пункт - 168 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Интернациональная, 59а; центральный тепловой пункт - 161 кв., Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Гоголя, 40 (далее - ЦТП); 2) Схемы на тепломеханическое оборудование ЦТП, сети системы отопления (далее - СО), горячего водоснабжения (далее - ГВС) и электрооборудования ЦТП; 3) Перечень газоопасных камер от ЦТП; 4) Режимные карты ЦТП; 5) Исполнительную документацию на выполненные ответчиком работы, акты скрытых работ, акты КС-2, справки КС-3, за период 2018-2021 гг.; 6) проекты на узлы учета тепловой энергии, паспорта на приборы в составе узла учета тепловой энергии (датчики, манометры, расходомеры, тепловычислители), а также акты поверки указанного оборудования; 7) акты испытаний подъемного оборудования (кран-балки); 8) проектную документацию на произведенные работы по капитальному ремонту и реконструкции/модернизации/переоборудования в ЦТП и сетях СО и ГВС, за период 2018-2021 гг.; 9) сертификаты качества на трубы, задвижки, изоляционный материал и иные материалы, использованные ООО "ГЭК" при выполнении текущего, капитального ремонта и реконструкции/модернизации/переоборудования муниципальных объектов и оборудования, находившегося во владении ответчика в период 2018 - 2021 гг. в связи с заключением договора аренды N 12 от 28.09.2018 г. и концессионного соглашения N АБ-434/154 от 28.06.2019 г.; 10) техническую документацию на проведенные испытания оборудования за 2020-2021 гг. по всем ЦТП и сетям СО и ГВС; 11) Журналы ремонтов оборудования, журналы обходов ЦТП с записями о параметрах за период 2018-2021 гг.; 12) информацию о повреждениях на сетях СО и ГВС по каждому ЦТП, а также информацию о проведенных мероприятиях, за период 2018-2021 гг.: 13) фамилия, имена, отчества (при наличии), даты и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления ГВС, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления; сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за ГВС, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
С общества с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" в пользу Муниципального образования "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула взыскана судебная неустойка в размере 10 000 руб. 00 коп. в день с момента вступления решения в законную силу по день фактического исполнения решения.
С общества с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" к Муниципальному образованию "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула отказано в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с вынесенным судебным актом, направил апелляционную жалобу, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Администрации города Сарапула в удовлетворении исковых требований в полном объеме, удовлетворить встречное исковое заявление ООО "ГЭК"; в случае удовлетворения требований Администрации, просит снизить размер судебной неустойки до 100 рублей за каждый день неисполнения решения суда до момента фактического исполнения решения, разъяснив порядок исполнения судебного акта.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции необоснованно отклонены возражения ответчика по иску Администрации со ссылкой на положения Правил N 115, вынесено решение, которое для ответчика является неисполнимым, ответчик будет обязан за счет собственных средств принимать меры к восстановлению документов, при этом судом определена судебная неустойка в размере 10 000 рублей в день с момента вступления решения в законную силу по день фактического исполнения, что ущемляет права и законные интересы ответчика; у ответчика отсутствует доступ к персональным данным собственников и нанимателей жилых помещений, т.к. в соответствии с агентским договором услуги по формированию базы данных по потребителям оказывались ООО "ГЭК-Инжиниринг" (ранее агентом ООО "ГЭК" выступало ООО "ЭнергосбыТ Плюс"); ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания моментом передачи (возврата) объектов концессионного соглашения по сводному акту приема-передачи объектов теплоснабжения и ГВС, возвращаемых во владение и пользование МО "Город Сарапул" в связи с расторжением концессионного соглашения, даты получения обществом сводного акта от администрации - 24 мая 2021 года, ссылается на п.8.8 концессионного соглашения, полагает, что постановление N644 от 31.03.2021 и акты приема-передачи объектов концессионного соглашения от 26.04.2021 о передаче объектов в МУП "ГТС" вынесены и подписаны преждевременно; настаивает на том, что вынесенное Администрацией города Сарапула постановление N644, также как и дата возврата объектов теплоснабжения концеденту, имеет для ответчика существенное значение, т.к. действиями администрации ответчику будет причинен финансовый ущерб в отсутствие законных к тому оснований.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец и третье лицо, отклоняя доводы ответчика, просят апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представителями ответчика поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца и третьего лица поддержал позицию, изложенную в отзывах на жалобу ответчика.
Заявления истца и третьего лица от 30.09.2021 судом апелляционной инстанции не приняты к рассмотрению по существу, о чем вынесено отдельное определение.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 28 июня 2019 года между администрацией (концедентом) и обществом (концессионером) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования "Город Сарапул", по условиям которого общество обязалось за свой счет реконструировать систему коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения, централизованную систему горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения с использованием (эксплуатацией) имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, а концедент предоставил концессионеру права владения и пользования названным имуществом для осуществления указанной деятельности на срок до 31 декабря 2043 года.
Фактически муниципальное имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, было передано администрацией в пользование обществу по договору аренды N 12 от 28 сентября 2018 года, действовавшего до 1 января 2019 года согласно условиям пункта 3.4. концессионного соглашения.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 октября 2020 года по делу N А71-19678/2019, которым расторгнуто концессионное соглашение по причине существенных нарушений его условий концессионером.
Ссылаясь на то, что при передаче имущества из концессии обществом не переданы документы, относящиеся к возвращаемым объектам концессионного соглашения, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Общество, возражая против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указывает на то, что паспорта на оборудование; схемы на тепломеханическое оборудование ЦТП, сети системы отопления, горячего водоснабжения и электрооборудования ЦТП; проекты на узлы учета тепловой энергии, паспорта на приборы в составе узла учета тепловой энергии (датчики, манометры, расходомеры, тепловычислители), а также акты поверки указанного оборудования; акты испытаний подъемного оборудования (кран-балки); проектная документация на произведенные работы по капитальному ремонту и реконструкции/модернизации/переоборудования в ЦТП и сетях системы отопления и горячего водоснабжения; сертификаты качества на трубы, задвижки, изоляционный материал и иные материалы ему концедентом не передавались; что режимные карты; журналы ремонта оборудования, журналы обходов ЦТП являются локальными актами общества и передаче собственнику имущества и оборудования не подлежат; что сведения о потребителях относятся к персональным данным, информация о которых не подлежит распространению. Кроме того, общество считает, что вся истребуемая документация имеется у администрации.
Обществом также предъявлены требования о признании моментом передачи (возврата) объектов концессионного соглашения по сводному акту приема-передачи объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, возвращаемых во владение и пользование Муниципального образования "Город Сарапул" в связи с расторжением концессионного соглашения, дату получения обществом сводного акта от администрации 24 мая 2021 года; и о признании недействительным и отмене постановления от 31 марта 2021 N 664 о закреплении на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием г.Сарапула "Городские ТеплоСистемы" объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Администрация считает требования общества неправомерными и необоснованными, вследствие чего не подлежащими удовлетворению.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, признал требования муниципального образования "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула к обществу с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" истца полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению, с отнесением на ответчика госпошлины по иску. В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Губахинская Энергетическая Компания" к Муниципальному образованию "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула отказано в полном объеме.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции на основании следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 3 федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства,антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (пункт 2 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (пункт 2 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Согласно подпунктам 2, 3, 4 и 6 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", условиям пунктов 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3. при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 названного Федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок определены в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115). По смыслу положений пункта 2.2.5 Правил N 115 исправное состояние и безопасная эксплуатация тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивается, в числе прочего: содержанием тепловых энергоустановок в работоспособном и технически исправном состоянии; эксплуатацией их в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил техники безопасности и другой нормативно-технической документацией; соблюдением гидравлических и тепловых режимов работы систем теплоснабжения; учетом и анализом технико-экономических показателей тепловых энергоустановок; эксплуатацией и внедрением автоматизированных систем и приборов контроля и регулирования гидравлических и тепловых режимов, а также учетом тепловой энергии и теплоносителя; своевременным техническим обслуживанием и ремонтом тепловых энергоустановок; ведением установленной статистической отчетности; разработкой должностных инструкций и инструкций по эксплуатации; подготовкой персонала и проверку его знаний настоящих Правил, Правил техники безопасности, должностных инструкций, инструкций по эксплуатации, охране труда и других нормативно-технических документов; наличием и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки.
Для этого при эксплуатации тепловых энергоустановок периодически осуществляются обходы и осмотры рабочих мест, в том числе и в ночное время, результаты обхода рабочих заносятся в оперативную документацию (пункт 2.3.60 Правил N 115).
Организация периодически, но не реже одного раза в 5 лет, должна проводить режимно-наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения. По окончании испытаний разрабатывается и проводится анализ энергетических балансов и принимаются меры к их оптимизации. Внеочередные режимно-наладочные испытания и работы на тепловых энергоустановках производятся в случаях: модернизации и реконструкции; изменения характеристик сжигаемого топлива; изменения режимов производства, распределения и потребления тепловой энергии и теплоносителя; систематического отклонения фактических показателей работы тепловых энергоустановок от нормативных характеристик (пункты 2.5.4, 2.5.5 Правил N 115).
Эксплуатирующая организация обязана организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования). Периодичность осмотров устанавливается настоящими Правилами. Результаты осмотров оформляются в журнале обходов и осмотров или оперативном журнале (пункты 2.6.1, 2.6.7 Правил N 115).
При эксплуатации тепловых энергоустановок необходимо обеспечить их техническое обслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию. Периодичность и продолжительность всех видов ремонта устанавливаются нормативно-техническими документами на ремонт данного вида тепловых энергоустановок. Организация ремонтного производства, разработка ремонтной документации, планирование и подготовка к ремонту, вывод в ремонт и производство ремонта, а также приемка и оценка качества ремонта тепловых энергоустановок осуществляются в соответствии с нормативно-технической документацией, разработанной в организации на основании настоящих Правил и требований заводов-изготовителей (пункты 2.7.1, 2.7.10 Правил N 115).
Работы, выполняемые при капитальном ремонте тепловых энергоустановок, принимаются по акту. К акту приемки прилагается вся техническая документация по выполненному ремонту (эскизы, акты промежуточных приемок по отдельным узлам и протоколы промежуточных испытаний, исполнительная документация и др.). Акты приемки тепловых энергоустановок из ремонта со всеми документами хранятся вместе с техническими паспортами установок. Все изменения, выявленные и произведенные во время ремонта, вносятся в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы и чертежи (пункты 2.7.13, 2.7.14 Правил N 115).
В соответствии с пунктами 2.8.1-2.8.3 Правил N 115 при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей, акты приемки тепловых энергоустановок и тепловых сетей в эксплуатацию; акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления, вентиляции; акты приемочных комиссий; исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технический паспорт теплового пункта; инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда.
В производственных службах устанавливаются перечни необходимых инструкций, схем и других оперативных документов, утвержденных техническим руководителем организации.
Обозначения и номера оборудования, запорной, регулирующей и предохранительной арматуры в схемах, чертежах и инструкциях должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре.
Все изменения в тепловых энергоустановках, выполненные в процессе эксплуатации, вносятся в инструкции, схемы и чертежи до ввода в работу за подписью ответственного лица с указанием его должности и даты внесения изменения.
Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает: своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору; проведение работ по калибровке средств измерений, не подлежащих поверке; обеспечение соответствия точностных характеристик применяемых средств измерений требованиям к точности измерений технологических параметров и метрологическую экспертизу проектной документации; обслуживание, ремонт средств измерений, метрологический контроль и надзор. На все контрольно-измерительные приборы тепловых энергоустановок составляются паспорта с отметкой о периодических поверках и произведенных ремонтах. Кроме того, ведутся журналы записи результатов поверок, калибровок и ремонтов приборов (пункты 2.9.1., 2.9.11 Правил N 115).
В эксплуатирующей организации должны составляться перечни трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России и учету на предприятии. На каждый трубопровод заводится паспорт по установленной форме. Схема трубопроводов и их эксплуатация должны исключить возникновение дополнительных внутренних напряжений элементов трубопроводов, связанных с их температурным удлинением или другими внешними усилиями, превышающими расчетные (пункты 5.2.1., 5.2.3 Правил N 115).
Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления. Режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт. В объем режимно-наладочных испытаний входят: подготовительные работы; экспериментальные работы; балансовые испытания с выдачей режимных карт. В котельной необходимо вести документацию в объеме требований настоящих Правил (пункты 5.3.4, 5.3.6, 5.3.63 Правил N 115).
В эксплуатирующей организации должны составляться и постоянно храниться план тепловой сети (масштабный); оперативная и эксплуатационная (расчетная) схемы; профили теплотрасс по каждой магистрали с нанесением линии статического давления; перечень газоопасных камер и проходных каналов. План, схемы, профили теплотрасс и перечень газоопасных камер и каналов ежегодно корректируются в соответствии с фактическим состоянием тепловых сетей. На оперативной схеме тепловой сети должны отмечаться все газоопасные камеры и проходные каналы. Газоопасные камеры должны иметь специальные знаки, окраску люков и содержаться под надежным запором (пункты 6.2.5, 6.2.7 Правил N 115).
В процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона. О результатах испытаний трубопроводов на прочность и плотность обязательно составляется акт установленной формы (пункты 6.2.13, 6.2.16 Правил N 115).
Для контроля состояния оборудования тепловых сетей и тепловой изоляции, режимов их работы регулярно по графику проводится обход теплопроводов и тепловых пунктов. Результаты осмотра заносятся в журнал дефектов тепловых сетей (пункт 6.2.26. Правил N 115).
На каждый тепловой пункт составляется технический паспорт. Тепловые пункты периодически не реже 1 раза в неделю осматриваются управленческим персоналом и специалистами организации. Результаты осмотра отражаются в оперативном журнале (пункты 9.1.5, 9.1.55 Правил N 115).
Исходя из содержания правил эксплуатации тепловых энергоустановок, необходимость и периодичность профилактики, обслуживания и ремонта определяются инструкциями по эксплуатации конкретного оборудования.
Таким образом, фактически владея и эксплуатируя объекты системы коммунальной инфраструктуры города Сарапула, в том числе объекты теплоснабжения, централизованную систему горячего водоснабжения, отдельные объекты этой системы, предназначенные для производства, передачи, распределении тепловой энергии и горячего водоснабжения, с 1 ноября 2018 года общество обязано было иметь всю, предусмотренную правилами эксплуатации тепловых энергоустановок документацию, а также все сведения, касающиеся потребителей указанных коммунальных ресурсов (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
Доводы общества о том, что при передаче имущества в аренду, а в последующем в концессию, ему не была передана администрацией соответствующая техническая документация, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку взяв на себя функции эксплуатирующей тепловые энергоустановки организации, общество должно было располагать всей необходимой документацией, а в случае ее отсутствия - решить вопрос о ее истребовании либо восстановлении.
Отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения обязанностей, предусмотренных требованиями федерального законодательства и иными правовыми нормами и правилами.
По правилам пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются прекращенными в судебном порядке с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2020 года по делу N А71-19678/2019 о расторжении заключенного между администрацией и обществом концессионного соглашения N АБ-434/154 от 28 июня 2019 года вступило в законную силу со дня принятия постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 18 марта 2021 года (статья 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежит исполнению (ст.16 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с этого момента у общества отсутствуют правовые основания удержания и отказа в передаче администрации документации, связанной с эксплуатацией и обслуживанием муниципальных объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, отклонив возражения общества со ссылкой на то что, часть вышеперечисленных документов являются локальными актами, а оставшаяся часть истребуемой документация имеется у администрации.
Вопреки доводам жалобы, исходя из обстоятельств дела и субъектного состава спорящих сторон, судом первой инстанции правомерно признана несостоятельной ссылка общества на невозможность предоставления сведений о потребителях коммунальных услуг, поскольку предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" (пункты 6, 13-15, 17 раздела II Правил N 354).
Учитывая все вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал требования администрации законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Администрацией предъявлено требование о взыскании с общества судебной неустойки в размере 25 000 рублей за каждый день просрочки передачи документов, начиная с 22 марта 2021 года по дату фактического возврата.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства; суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта.
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Пленум N 7), суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Как разъяснено в пунктах 31 и 32 постановления Пленума N 7, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
В случае подачи истцом заявления о взыскании судебной неустойки через какое-то время после вынесения решения об исполнении обязательства в натуре взыскание судебной неустойки за период, предшествующий моменту рассмотрения судом вопроса о ее взыскании, не допустимо, поскольку ретроспективное взыскание судебной неустойки не соответствует той цели, на которую она в первую очередь направлена - стимулирование должника к совершению определенных действий или воздержанию от них. Целью судебной неустойки не является восстановление имущественного положения истца в связи с неисполнением судебного акта об исполнении обязательства в натуре (абзац 2 пункта 28 постановления Пленума N 7).
Таким образом, судебная неустойка не может быть взыскана за неисполнение судебного акта до момента ее присуждения. Тем более, не допускается присуждение судебной неустойки в случае, когда обязательство уже исполнено должником.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации размер судебной неустойки подлежит определению судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 данного Кодекса).
При определении размера присуждаемой денежной суммы суду следует исходить из того, что исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о невозможности передачи истребуемой документации в десятидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу, что соответствует материалам дела (ст.71,65 АПК РФ).
Исходя из изложенного, принципов справедливости, соразмерности и необходимости соблюдения баланса интересов сторон, принимая во внимание фактические обстоятельства спора, а также социальную значимость деятельности по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей города Сарапула, судебная неустойка обоснованно определена судом первой инстанции в размере 10 000 рублей в день с момента вступления решения в законную силу по день фактического его исполнения. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции и снижения размера неустойки до размера, указанного в апелляционной жалобе ответчика, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Учитывая все вышеизложенное, суд первой инстанции также пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества о признании моментом передачи (возврата) объектов концессионного соглашения по сводному акту приема-передачи объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, возвращаемых во владение и пользование Муниципального образования "Город Сарапул" в связи с расторжением концессионного соглашения, дату получения обществом сводного акта от администрации 24 мая 2021 года, поскольку по условиям пункта 8.6. концессионного соглашения концессионер обязан передать концеденту документы, относящиеся к возвращаемым объектам, входящим в состав объекта соглашения и иного имущества, в том числе проектную документацию на объекты, одновременно с передачей соответствующих объектов и иного имущества концеденту.
Неисполнение обществом указанной обязанности фактически свидетельствует о том, что обязательства по передаче (возврату) объектов концессионного соглашения обществом надлежащим образом не выполнены.
Доводы общества о том, что установление момента передачи (возврата) объектов концессионного соглашения имеет значение для определения факта оказания обществом коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, правомерно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку предусмотренная условиями соглашения обязанность сторон составлять акт возврата имущества, при отсутствии фактического владения и пользования имуществом, не влечет правовых последствий при рассмотрении вопроса о том, кем фактически осуществлялась деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения с использованием муниципальных объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения, а также отдельных объекты этой системы с момента расторжения концессионного соглашения (18 марта 2021 года) до момента подписания сторонами сводного акта приема-передачи объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения от 26 апреля 2021 года, подписанного директором общества с возражениями 28 мая 2021 года.
Изучив имеющуюся в деле переписку, протоколы совещаний по вопросу теплоснабжения города Сарапула, принимая во внимание пояснения представителей участвующих в деле лиц и показания Казакова Максим Викторович (руководителя Муниципального унитарного предприятия г.Сарапула "Городские ТеплоСистемы"), суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводом ответчика о том, что дату 24 мая 2021 года следует считать моментом передачи (возврата) объектов концессионного соглашения, в связи с чем в удовлетворении названных требований правомерно отказано в полном объеме (ст.71,65 АПК РФ).
Относительно заявления общества о признании недействительным и отмене постановления администрации от 31 марта 2021 N 664 о закреплении на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием г.Сарапула "Городские ТеплоСистемы" объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Как уже указано ранее, заключенное между администрацией и обществом концессионное соглашение N АБ-434/154 от 28 июня 2019 года расторгнуто по решению Арбитражного суда Удмуртской Республики от 3 ноября 2020 года по делу N А71-19678/2019 с 18 марта 2021 года.
С этого момента обязательства общества по концессионному соглашению, за исключением неисполненных, считаются прекращенными, и вся ответственность за бесперебойную и безопасную эксплуатацию муниципальных объектов теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения полностью перешла к администрации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация теплоснабжения в соответствии с положениями Закона о теплоснабжении отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов (подпункт 4.2. пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно статье 47 Устава городского округа - муниципального образования "Городской округ город Сарапул Удмуртской Республики", утвержденного решением Сарапульской городской Думы от 16.06.2005 N 12-605, права собственника муниципального имущества осуществляют Городская Дума, Администрация города Сарапула осуществляют права собственника муниципального имущества в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Статьями 3 и 4 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного решением Сарапульской городской Думы от 31.01.2008 N 2-428, предусмотрено, что уполномоченным органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом является Администрация города Сарапула в лице своих структурных подразделений. В случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальным имуществом может передавать отдельные полномочия по управлению имуществом юридическим лицам.
Ответственность за выполнение правил эксплуатации тепловых энергоустановок несет собственник тепловых энергоустановок (пункт 1.7 Правил N 115).
С момента расторжения концессионного соглашения - 18 марта 2021 года, у общества прекратилось право владения муниципальными объектами теплоснабжения и централизованной системы горячего водоснабжения города Сарапула.
В связи с этим администрация, действуя в рамках своих полномочий, правомерно передала в хозяйственное ведение предприятия объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, в том числе с целью участия предприятия в приемке данного имущества от общества из концессии.
Исходя из изложенного, как обоснованно указал суд первой инстанции, доводы общества о том, что оно продолжало эксплуатировать муниципальные объекты и оказывать потребителям услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения не имеют правового значения при рассмотрении вопроса правомерности действий администрации по распоряжению муниципальным имуществом. В деле отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов общества принятием оспариваемого постановления (ст.71,65,9 АПК РФ).
Кроме того, обществом не указано и не обосновано, какие для него последствия повлечет отмена оспариваемого постановления (ст.65,9 АПК РФ). Вместе с тем, по смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Таким образом, повторно исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание фактические обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что исковые требования администрации являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме; в удовлетворении исковых требований общества судом первой инстанции правомерно отказано.
Принимая во внимание изложенное, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не обоснованы, по существу направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, представленных в дело доказательств, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, иного из материалов дела не следует и ответчиком не доказано (ст.9,41,65 АПК РФ).
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 июля 2021 года по делу N А71-4112/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
М.В.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4112/2021
Истец: "Город Сарапул" в лице Администрации города Сарапула, ООО "Губахинская энергетическая компания"
Ответчик: Администрация города Сарапула, ООО "Губахинская энергетическая компания"
Третье лицо: МУП г. Сарапула "Городские теплосистемы"
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11711/2021
18.07.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11711/2021
05.07.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3591/2022
25.05.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11711/2021
10.03.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11711/2021
05.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11711/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-4112/2021