г. Хабаровск |
|
05 октября 2021 г. |
А73-5567/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью представитель "ДВ-Союз": Костреюк Д.И. по доверенности от 12.01.2021 N 11; Беленькая О.С. по доверенности от 01.06.2021 N 29;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: до перерыва Орлов Н.В. по удостоверению N 849; Кустов М.О., по доверенности от 11.01.2021 N 1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 21.06.2021
по делу N А73-5567/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью представитель "ДВ-Союз"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" (далее -заявитель, общество, ООО "ДВ-Союз", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского (далее - управление контроля, уполномоченный орган, управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 22.03.2021 N П2021-02-0283.
Решением суда от 21.06.2021 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, управление контроля обжаловало его в апелляционном порядке. По существу доводы жалобы сводятся к законности и обоснованности оспариваемого предписания; несоответствии выводов суда нормам действующего законодательства. По мнению управления, расторжение на региональном уровне соглашения с оператором по обращению с ТКО не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее необходимость утверждения размера платы за оказание услуги по вывозу ТКО на общем собрании собственников помещений. Просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель управления контроля поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "ДВ-Союз" в представленном отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "ДВ-Союз" является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 27 по ул. Ворошилова в г. Хабаровске (далее - МКД N 27) (договор управления от 07.08.2008).
На основании распоряжения от 17.02.2021 N 1039-р управлением контроля с целью осуществления лицензионного контроля в отношении ООО "ДВ-Союз" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлен факт нарушения обществом лицензионных требований, предусмотренных статьями 44 - 48, частей 1, 7 статьи 156, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, выразившегося в неправомерном начислении платы за услугу "Вывоз ТКО" и выставлении указанной платы в платежных документах собственникам помещений в МКД за январь 2021.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.04.2021 N П2021-02.02-0283.
22.03.2021 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки ООО "ДВ-Союз" выдано предписание N П2021-02.02-0283 об устранении выявленных нарушений в срок до 22.04.2021.
Посчитав, что предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По пункту 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, относятся к лицензионным требованиям.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги возложена также на нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым услуга по обращению с ТКО включена в перечень коммунальных услуг, вступили в силу 01.01.2016 (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Между тем, частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 458-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Кроме того, Федеральным законом N 458-ФЗ в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) внесены дополнения, предусматривающие регулирование деятельности в области обращения с ТКО.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов; иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем из материалов дела следует, что в спорный период, равно как и на сегодняшний день на территории Хабаровского края соглашение между уполномоченным органом и региональным оператором по обращению с ТКО не заключено.
Следовательно, суд пришел к верному выводу о том, что в спорный период у собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах Хабаровского края обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в силу прямого указания Федерального закона (части 8 статьи 23 Федерального закона N 458) отсутствовала, в связи с чем до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО на территории Хабаровского края следует руководствоваться положениями жилищного законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрены виды работ и услуг, выполняемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491 в редакции, действовавшей до 14.03.2017, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232) в подпункт "д" пункта 11 Правил N 491 внесены изменения, согласно которым из состава работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Данные изменения вступили в силу 14.03.2017.
Следовательно, в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил N 491, в редакции, действующей с 14.03.2017, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В то же время, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 предусмотрено, что изменения, утвержденные настоящим Постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО.
Таким образом, поскольку в спорный период региональный оператор по обращению с ТКО в Хабаровском крае определен не был, соответственно, соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с ним не заключалось, настоящий спор подлежит рассмотрению с учетом положений подпункта "д" пункта 11 Правил N 491, в редакции, действовавшей до 14.03.2017, при этом новая редакция подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 при рассмотрении настоящего дела применению не подлежит.
Учитывая положения части 1 статьи 39, части 1 статьи 158 ЖК РФ, пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, подпункта "д" пункта 11 Правил N 491 (в редакции, действовавшей до 14.03.2017), плата за услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно решению собственников помещений МКД N 27, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений от 18.12.2020, тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД установлен в размере 33,48 руб. за 1 кв.м. без учета вывоза ТКО.
Принимая во внимание, что соглашение между уполномоченным органом и региональным оператором по обращению с ТКО не заключено, единый тариф на услуги по обращению с ТКО уполномоченным органом не утвержден, ООО "ДВ-Союз" пришло к выводу о сохранении за ним обязанности по оказанию услуг по сбору и вывозу ТКО, и, как следствие, взимании с собственников платы за это по самостоятельно установленному тарифу.
В связи с чем, 20.01.2021 между ООО "ДВ-Союз" и ООО "Полигон" был заключен договор на оказание услуг по вывозу и захоронению ТКО, согласно которому ООО "Полигон", как специализированная организация, принимает на себя обязательства по оказанию услуг по сбору, перегрузке, транспортировке (вывозу) и захоронению ТКО с контейнерных площадок многоквартирных домов, находящихся в управлении общества, в соответствии с утвержденным по соглашению сторон графиком вывоза ТКО. Положениями пункта 4.2.1 договора от 20.01.2021 установлена цена за 1 куб.м. ТКО в размере 500 руб.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1/2021 к договору подряда N 14 от 16.03.2020 с ООО "ДВ-Сервис21" на выполнение работ по техобслуживанию и содержанию жилищного фонда на 2021 от 01.02.2021 стоимость услуги за сбор и вывоз крупногабаритных отходов составляет 0,51 руб./м2. Общая стоимость за вывоз отходов составляет 4,73 руб./м2.
Исходя из приведенного обществом расчета, размер платы за вывоз ТКО выставлен исходя из стоимости услуг, оказываемых ООО "Полигон" и ООО "ДВ-Сервис21", а также исходя из технических характеристик МКД N 27, количества зарегистрированных жителей в МКД, в связи с чем тариф для собственников не является завышенным. Кроме того, управляющая организация не получает какого-либо дополнительного дохода в виде разницы между тарифом, установленным для собственников, и цены договоров с ООО "Полигон" и ООО "ДВ-Сервис21".
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выставление обществом платы за услуги по вывозу ТКО, в настоящем спорном случае, не противоречит действующему законодательству и не может расцениваться как нарушение прав собственников.
Доводы заявителя апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.06.2021 по делу N А73-5567/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5567/2021
Истец: ООО "ДВ - СОЮЗ", ООО представитель "ДВ-Союз" Костреюк Д.И
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края