город Омск |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А46-23558/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Солодкевич Ю.М., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Приколотто Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10380/2021) общества с ограниченной ответственностью "ШиКон" на решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2021 по делу N А46-23558/2020 (судья Беседина Т.А.), принятое по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к обществу с ограниченной ответственностью "ШиКон" (ИНН 5504103438, ОГРН 1055507038564) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя:
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - Герцевой А.А. по доверенности от 24.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - АО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ШиКон" (далее - ООО "ШиКон", ответчик, апеллянт) о взыскании задолженности по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.02.2018 N 15849 в сумме 69376 руб. 33 коп., неустойки (пени) за период с 11.09.2020 по 03.12.2020 в сумме 912 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя свою позицию, апеллянт приводит следующие доводы: материалами дела не подтверждается, что истцом производился замер объема сбрасываемых ответчиком сточных вод; в рассматриваемом случае отсутствуют все условия, установленные пунктом 123(4) Правил N 664, в связи с чем способ расчета платы, произведенный истцом, не применим к ООО "ШиКон"; выбор способа оплаты остается за абонентом, при условии, что последний обеспечил места отбора проб сточных вод; ни Правилами N 644, ни условиями договора, заключенного с истцом, на ответчика не возложена обязанность инициировать внесение в договор схемы расположения контрольных колодцев; у ответчика имеется возможность отбора проб сточных вод через контрольные колодцы, что исключает иной способ начисления платы, кроме как на основании результатов контроля, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; заключением УФАС опровергаются доводы истца о том, что отсутствие в договора установленного места отбора проб абонента является препятствием для отбора проб и учета фактических показателей состава сточных вод.
В материалы апелляционного производства 20.09.2021 поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором АО "ОмскВодоканал" выражает несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.02.2018 между открытым акционерным обществом "ОмскВодоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "ШиКон" (абонент) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 15849, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную техническую воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора).
Согласно пункту 8 договора расчетный период по договору равен 1 календарному месяцу.
Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке: если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) 50% стоимости объема воды (сточных вод), потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Согласно подпункту "с" пункта 12 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 13 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 14 договора абонент обязан, в том числе обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, согласно требованиям нормативно-технических документов (подпункт "а"); соблюдать установленный настоящим договором режим потребления холодной воды и режим водоотведения (подпункт "д"); производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту (подпункт "е"); незамедлительно сообщать организации водопроводно-канализационного хозяйства обо всех повреждениях или неисправностях на водопроводных и канализационных сетях, сооружениях и устройствах, приборах учета, о нарушении целостности пломб и нарушениях работы централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, которые могут оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и причинить вред окружающей среде (подпункт "л"); обеспечить в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, ликвидацию повреждения или неисправности водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих абоненту на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, а также устранить последствия таких повреждений и неисправностей (подпункт "м"); соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (подпункт "т"); осуществлять сброс сточных вод от напорных коллекторов абонента в самотечную сеть канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства через колодец - гаситель напора (подпункт "у").
Как указывает истец, АО "ОмскВодоканал" произвело начисление абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверхустановленных нормативов за период с августа по ноябрь 2020 года в сумме 69 376 руб. 33 коп.; выставило ответчику для оплаты счета-фактуры от 31.08.2020 N Аб-133541, Аб-142705, от 30.09.2020 N Аб-159740, Аб-159741, Аб-159742, Аб-159743, от 31.10.2020 N Аб-200378, Аб-200379 и от 30.11.2020 N Аб-230736, Аб-230737.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 15.12.2020 N И.ОмВК-15122020-138 с требованием об оплате задолженности, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, с чем выразил несогласие ответчик.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Законом N 416-ФЗ), Правилами N 644.
В силу пункта 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Так, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в центральной системе водоснабжения (далее - ЦСВ), обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
На основании пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в ЦСВ сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-коммунального хозяйства (далее - ВКХ) оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Таким образом, установлена обязанность абонента по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ.
При этом согласно подпунктам "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
В рассматриваемом случае АО "ОмскВодоканал" произвело начисление абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с августа по ноябрь 2020 года в сумме 69 376 руб. 33 коп. в порядке подпункта "д" пункта 13 договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) внесены изменения в Правила N 644, касающиеся порядка начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых абонентами.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанным абонентом, для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объём сбрасываемых сточных вод которых менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, определяется по формуле:
П=К*Т*Опр1,
где:
К- коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т- тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qnp1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод, либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, определяемый по формулам, указанным в Правилах N 644, не является произвольным. Взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в соответствии с Правилами N 644, которые действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в решении от 16.12.2020 по делу N АКПИ20-722, изменения, внесенные в Правила N 644, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод. Положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
Одной из обязанностей абонента, установленных пунктом 10 Правил N 728, является обязанность обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами N 728).
Согласно пункту 2 Правил N 644 контрольный канализационный колодец - это колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с пунктом 195 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130-130(3) и 198 Правил 644, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644 при наличии условий, указанных в данном пункте.
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (менее 30 куб. метров в сутки), используемых в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов; определяется по формуле с применением коэффициента 2:
Пнорм. сост. = 2 х Т х Qnpi.
Таким образом, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе и без результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, при наличии условий, предусмотренных пунктами 123(4) и 203 Правил N 644.
Апелляционным судом установлено, что контрольные канализационные колодцы в договоре N 15848 не обозначены, схема расположения контрольных канализационных колодцев сторонами в установленном порядке не согласована, следовательно, места отбора проб не обеспечены, то есть, обязанность, установленная пунктом 10 Правил N 728, ответчиком не исполнена, что последним не оспаривается.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о правомерности начисления ответчику платы за негативное воздействие, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктами 123(4) и 203 Правил N 644, учитывая также, что согласно актам осмотра от 18.12.2020 на объектах абонента осуществляется деятельность предприятий общественного питания, предоставляются услуги парикмахерскими и салонами красоты.
Поскольку объект ответчика подпадает под условия указанных пунктов Правил N 644, исчисление платы произведено обоснованно истцом расчетным способом без отбора проб сточных вод.
Из смысла вышеуказанных норм права следует, что для специально определенных категорий абонентов отбор проб технически невозможен, следовательно, расчет платы за негативное воздействие, а также расчет платы за сброс загрязняющих веществ для этих категорий абонентов определяется расчетным методом без осуществления контроля и применения результатов анализа контрольных проб сточных вод.
При расчете указанной платы Правила N 644 не налагают на организацию водопроводно-канализационного хозяйства обязанности выяснить, содержат ли в действительности стоки абонента загрязняющие вещества, превышающие допустимые значения, а также осуществлять контроль, в том числе путем отбора лабораторных проб; абоненты, для которых не предусмотрено установление нормативов сточных вод, но объекты которых соответствуют любому из условий, перечисленных в пунктах 123(4) и 203 Правил N 644, обязаны производить оплату за негативное воздействие.
Довод ответчика о наличии технической возможности отбора проб сточных вод на объекте, и, как следствие, отсутствие оснований для применения положений пункта 203 Правил N 644, отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм материального права.
Доказательств, опровергающих обоснованность расчета истца, ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не предоставлено.
В отзыве на иск, а также в апелляционной жалобе ответчик полагает, что выбор способа оплаты остается за абонентом, при условии, что последний обеспечил места отбора проб сточных вод.
Как указано выше, ответчик не лишен права обеспечить наличие и согласование мест отбора проб сточных вод, что предоставит ему возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента в соответствии с пунктами 120,123 и 197 Правил N 644, однако данная обязанность, установленная пунктом 10 Правил N 728, по обеспечению наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев) абонентом на момент рассмотрения спора не исполнена.
Довод ответчика о том, что ООО "Шикон" желает предоставить истцу схемы колодцев и доступ к ним, а истец уклоняется от осмотра, также не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 13.01.2021 АО "ОмскВодоканал" совместно с представителями ООО "ШиКон" проведено обследование канализационных сетей объектов, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Кирова, 49/1; ул. Кирова, 49/2.
По результатам визуального осмотра сетей (исполнительно-техническая документация на наружные сети канализации, находящиеся на балансе ООО "ШиКон", в АО "ОмскВодоканал" на момент обследования абонентом представлена не была) определены контрольные канализационные колодцы для проведения лабораторного контроля сточных вод.
В последующем 29.01.2021 после предоставления ответчиком в материалы дела исполнительно-технической документации на наружные сети канализации, находящиеся на балансе ООО "ШиКон", АО "ОмскВодоканал" произведен выезд для проведения дополнительного визуального осмотра канализационных сетей, проложенных от зданий по ул. Кирова, 49/1; ул. Кирова, 49/2 и уточнения расположения контрольных колодцев.
По результатам проведенных осмотров подготовлена схема выпусков канализации с указанием контрольных колодцев для внесения изменений в договор и проведения лабораторного контроля сточных вод абонента.
24.03.2021 АО "ОмскВодоканал" сопроводительным письмом N И.ОмВК-22032021-045 направило в адрес ООО "ШиКон" дополнительное соглашение N 3 к единому договору холодного водоснабжения и водоотведения N 15848 о включении в указанный договор схемы выпусков канализации с указанием контрольных колодцев для отбора проб. Указанное дополнительное соглашение получено ООО "Шикон" 25.03.2021, однако на момент рассмотрения спора не возвращено в АО "ОмскВодоканал".
Доводы ответчика о том, что ООО "ШиКон" самостоятельно не осуществляет деятельность предприятий общественного питания, парикмахерских и салонов красоты, также выступал предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции, обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Пункт 203 Правил N 644 предусматривает формулу расчета размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отношении отдельных категорий объектов абонента без проведения организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод.
Эта формула применяется к объектам среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления в числе прочих, деятельности по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, предприятий общественного питания, производства меховых изделий.
Объекты ответчика, расположенные в г. Омске по ул. Кирова, 49/2 и Кирова, 49/1 (рынок) имеют среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее 30 куб.м. На объекте по ул. Кирова, 49/2 ведется деятельность по производству меховых изделий и деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, на объекте по ул. Кирова 49/1 (рынок) ведётся деятельность предприятий общественного питания, производство пищевых продуктов и деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, что подтверждается актами совместного обследования от 14.04.2021.
Исходя из вышеизложенного, ответчик является абонентом, подпадающим под действие пункта 203 Правил N 644, устанавливающего порядок взимания платы для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности (в том числе деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, предприятий общественного питания, производство пищевых продуктов и производство меховых изделий) и объем отводимых сточных вод с объектов которых составляет менее 30 куб. м. в сутки суммарно по всем канализационным выпускам.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционный инстанции приходит к выводу о том, что требование АО "ОмскВодоканал" о внесении платы за негативное воздействие на ЦСВ и платы за сброс загрязняющих веществ является правомерным, принимая во внимание содержание вышеприведенных пунктов 123(4), 203 Правил N 644.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения (пункты 123(4), 203 Правил N 644), проверен апелляционным судом и признан верным.
Исходя из того, что ответчик в добровольном порядке не исполнил обязательство по внесению платы за негативное воздействие на работу ЦСВ и платы за сброс загрязняющих веществ, заявленные требования о взыскании с ответчика испрашиваемой задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Самостоятельных возражений относительно взыскания с ответчика в пользу истца пени в сумме 912 руб. 60 коп. в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем обозначенные выводы не являются предметом апелляционного обжалования, а, следовательно, не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции, который не вправе выходить за пределы апелляционного обжалования по собственной инициативе (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции, что, само по себе, не является основанием для отмены принятого судебного акта.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2021 по делу N А46-23558/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Ю.М. Солодкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23558/2020
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "ШиКон"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5637/2023
15.03.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8277/2021
05.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10380/2021
21.07.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-23558/20