г. Москва |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А40-67350/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЦЭТ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2021 по делу N А40-67350/21
по заявлению АО "НефтеХимСервис"
к ЦЭТ
о признании незаконными и отменить решения
при участии:
от заявителя: |
Хорошилова И.Г. по доверенности от 15.09.2021, Струков Д.В. по доверенности от 15.04.2021; |
от заинтересованного лица: |
Янчарин Н.П. по доверенности от 21.06.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2021 удовлетворены требования АО "НефтеХимСервис" о признании недействительными решений Центральной энергетической таможни о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС N РКТ-10006060-21/000068 от 13.02.2021, N РКТ-10006060-21/000072 от 14.02.2021, и требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 13.02.2021 по декларации N 10006060/100221/0011937 на основании РКТ-10006060-21/000068 от 13.02.2021, от 14.02.2021 по декларации N 10006060/110221/0012277 на основании РКТ-10006060-21/000072 от 14.02.2021. Суд обязал Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "НефтеХимСервис" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование на законность оспариваемых решений таможни по классификации товаров.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст. 262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на незаконность оспариваемых решений и требований таможенного органа.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого судом решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, Акционерным обществом "НефтеХимСервис" (далее - "Общество", "Заявитель") в Центральную энергетическую таможню (далее - "Таможенный орган", "Таможня", "ЦЭТ")) с применением временного периодического таможенного декларирования в августе и сентябре 2020 года поданы временные декларации N N10006060/240820/0078446 и N10006060/110920/0084929 (далее - "Временные декларации") на вывоз в таможенной процедуре экспорта товара: "остатки нефтяные тяжелые: содержание ароматических углеводородов (по методу согласно Приложению А к примечанию N 2 ТН ВЭД ЕАЭС) более 50% масс, но не более 64,5% масс; более 65,5% масс, но не более 67,5% масс; более 68,5% масс, но не более 80% масс)" (далее по тексту - ОНТ, Товар) с применением кода 2707 999 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможня, рассмотрев представленную во Временных декларациях информацию об описании ОНТ, согласилась с применением заявленного Обществом кода 2707 999 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС и осуществила выпуска ОНТ, проставив отметку "Выпуск разрешён".
После подачи указанных Временных деклараций Общество осуществило вывоз ОНТ в следующие сроки:
N Временной декларации |
Дата вывоза Товара |
10006060/240820/0078446 |
13.09.2020 |
10006060/110920/0084929 |
13.09.2020 |
После вывоза ОНТ по Временным декларациям Общество в порядке, предусмотренном ст. 102 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - "ФЗ О таможенном регулировании"), подало в Таможенный орган полные таможенные декларации (далее - "Полные декларации", "ПДЗ") на товар, в которых уточнила сведения о фактически вывезенном количестве ОНТ:
N Временной декларации |
N Полной декларации |
10006060/240820/0078446 |
10006060/100221/0011937 |
10006060/110920/0084929 |
10006060/110221/0012277 |
После получения Полных деклараций Таможня направила Обществу:
1 решения о классификации ОНТ в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС N РКТ-10006060-21/000068 от 13.02.2021, N РКТ-10006060-21/000072 от 14.02.2021 (далее - "Решения о классификации"), которыми
1.1. описание ОНТ, указанное в 31 графе Полных деклараций, заменено на "Нефтепродукт, с содержанием ароматических углеводородов более 50%, полученный из битуминозных пород", и
1.2. код 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕЭАС заменён на код 2710 19 660 9;
2. требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 13.02.2021 по декларации N 10006060/100221/0011937 на основании РКТ-10006060-21/000068 от 13.02.2021, требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 14.02.2021 по декларации N 10006060/100221/0012277 на основании РКТ-10006060-21/000072 от 14.02.2021 (далее - "Требования о внесении изменений"), которыми предписала
2.1. внести соответствующие изменения в Полные декларации и
2.2. оплатить таможенные пошлины в размере 63 249 725, 81 руб. из которых:
* 19 770 122, 55 руб. по Полной декларации N 10006060/100221/0011937;
* 43 479 603, 26 руб. по Полной декларации N 10006060/110221/0012277.
Посчитав Решения о классификации и Требования о внесении изменений являются незаконными, необоснованными и подлежащими отмене Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции верно исходил из того, что даже если предположить, что в отношении Товаров подлежали применению положения п.48.1 приказа ФТС России N 550, юридически возможность изменения Таможней кода ТН ВЭД при подаче Полной декларации после вступления в силу указанного приказа, а также после подачи Временных деклараций и вывоза Товаров отсутствовала.
При этом, товар ОНТ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707, а также представленные сведения о физико-химических характеристиках и предназначении товара позволяют классифицировать ОНТ с кодом 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не являются сырьём для ОНТ, а равно для производства мазута, выступающего исходным сырьём для переработки на установке ЭЛОУ-АВТ, а положения п.48.1 Приказа ФТС N 550 от 19.06.2020 не применимо к ОПТ, поскольку ОНТ не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
По доводам апелляционной жалобы, таможенный орган настаивает, что ОНТ не относится к маслам и другим продуктам высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы, а также не относится к аналогичным товарам, поименованным в тексте пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем не представляется возможным классифицировать его в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Породы, содержащие нефть и форме обычных или конденсатных залежей, или пропитанные нефтью относятся к битуминозным породам. Применение Таможенным органом термина "битуминозный" к экспортируемым участником ВЭД товарам обоснованно, в связи с чем именно Приказом ФТС России N 55 регламентируется классификация подобных товаров в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
Поскольку подача ПДЗ осуществлялась Заявителем в феврале 2021 г., следовательно, определение классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС должно было осуществляться с учётом положений Приказа ФТС России N 550.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения и требования Центральной энергетической таможни не соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчик не доказал обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений по классификации товаров и требований.
Позиция таможни о том, что ОНТ не относится к маслам и другим продуктам высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы, а также не относится к аналогичным товарам, поименованным в тексте пояснений к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем не представляется возможным классифицировать его в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, является результатом неправильного толкования ОПИ ТН ВЭД в связи со следующим.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
ОПИ 1 ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями ОПИ 2-4 ТН ВЭД.
Это означает, что наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
Согласно тексту товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС в неё включаются "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических".
Из приведённого описания текста товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС следует, что к ней относятся 2 вида товаров:
- Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
- Аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС" (далее - "Пленум ВС N 49") "Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов".
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" Том I (далее - "Пояснения к ТН ВЭД Том I") в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС под аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических, следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе.
Физико-технические показатели качества ОНТ регламентированы СТО 74291823.010-2018 "Остатки нефтяные тяжёлые (с содержанием ароматических углеводородов более 50%). Технические условия", утверждённым приказом Общества N 19/18 от 26.03.2018 года, с изменениями N 1 от 22.05.2018 года.
Согласно СТО остатки нефтяные тяжёлые (с содержанием ароматических углеводородов более 50%) получают в результате высокотемпературной переработки на технологической установке вакуумной перегонки под воздействием высоких температур и вакуума. В качестве сырья установки используется смесь мазута и асфальтено-смолистых фракций.
Согласно п.3.3. раздела 3 "Технические требования" СТО 74291823.010-2018 с изм.N 1 установлены следующие значения:
N п/п |
|
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытания |
1. |
Внешним вид |
Вязкая маслянистая жидкость темно-коричневого цвета |
Визуально по п.6.3 настоящего СТО |
|
2. |
Плотность при 20 С, кг/мЗ |
930- 1100 |
ASTM D 5002 или ГОСТ 3900 |
|
3. |
Плотность при 15 С, кг/мЗ |
930- 1100 |
ASTM D 5002 или ГОСТ Р 51069 |
|
4. |
Кинематическая вязкость при 50 С, мм2/с, не более | |
700 |
ГОСТ 33 |
|
5. |
Массовая доля воды, % не более |
1,0 |
ГОСТ 2477 |
|
6. |
Температура вспышки в открытом тигле, С не ниже |
85 |
||
7. |
Массовая доля ароматических углеводородов. % масс. |
50-80 |
Приложение А пояснений к группе 27 ТЫ ВЭД ЕАЭС |
Указанные сведения о качественных показателях товаров в отношении партий, вывезенных по спорным декларациям, также подтверждаются сертификатом качества SP20-03368.001 от 13.09.2020 года, который был приложен к Полным декларациям.
Данным сертификатом качества N SP20-03368.001 (выпущен АО "СЖС Восток Лимитед" для пробы N 24744) определены, в том числе следующие качественные характеристики продукта ОНТ:
Метод |
Показатели |
Результат |
Ед. |
|
TN VED EAES - |
Содержание ароматических |
72.5 |
% (масс/масс) |
|
Арреп. А, |
составных частей в |
|
|
|
Ь. VI, sec. V, gr. 27/ |
продуктах с конечной |
|
|
|
Прил. А к пояс. ТН |
температурой перегонки |
|
|
|
ВЭД ЕАЭС, том |
выше 315 °С |
|
|
|
VI, Раздел V, |
Ароматические |
|
|
|
Еруппа 27 ISO 3405
EN 1426 Codes TN VED/ Коды ТН ВЭД |
Углеводороды Фракционный состав при атмосферном давлении (Ручной метод) Процент отгона при 250 °С
Индекс пенетрации (глубина проникновения иглы) при 25С |
1.0
>500 |
% (об./об.)
0,1 мм |
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6 ТН ВЭД).
Дальнейшее достижение необходимого уровня классификация Товара в рамках товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется путём выявления необходимых признаков товара:
2707 |
Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: |
|
- прочие |
2707 99 |
- прочие: |
|
- прочие |
2707 99 990 0 |
- прочие |
В соответствии с Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Том 6 (далее - Пояснения, Том 6) к этим продуктам, классифицируемым с кодом 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС относятся, помимо прочего, тяжёлые масла (кроме сырых), полученные высокотемпературной перегонкой каменноугольной смолы или продукты, аналогичные этим маслам, при соблюдении следующих условий:
а) менее 65 об.% перегоняется при температуре 250 °С по методу EN ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86); и
б) пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определённая по методу EN 1426, 400 или выше; и
в) они имеют характеристики, отличные от характеристик, приведённых в товарной позиции 2715 00 000 0.
В соответствии с СТО 74291823.010-2018 с изм.1., а также сертификатом качества N SP20-03368.001 ОНТ
- является тяжёлым нефтяным остатком, продуктом окончательной высокотемпературной переработки и имеет в своём составе кислородсодержащие компоненты;
- по своему химическому составу представляют собой соединения парафиновых, нафтеновых, ароматических, сложных полициклических ароматических и гетероциклических углеводородов. Масса ароматических углеводородов превышает массу неароматических углеводородов и составляет более 50% масс;
* только 1 % об. перегоняется при температуре 250°С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86);
* пенетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определённая по методу EN 1426, более 500;
- применяется для производства высококачественных шин, синтетического каучука и резинотканевых изделий, а также в качестве обеззараживающего средства.
Указанные сведения, а также сведения в отношении иных товаров товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС, изложенные в текстах товарных субпозиций, Примечаниях к 27 группе, Пояснениях к ТН ВЭД Том 1 и Пояснениях к ТН ВЭД Том 6 позволяют классифицировать ОНТ с кодом 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно раздела 2 технологии Производства "Остатков нефтяных тяжелых" по СТО 74291823.010-2018 от 22 марта 2018 года в качестве исходного сырья для получения продукта "Остатки нефтяные тяжелые" (с содержанием ароматических углеводородов более 50 %) по СТО 74^91823.010-2018 служат полуфабрикат собственного производства мазут и компонент для производства нефтепродукта ОНТ. Мазут получается в результате смешения в границах установки ЭЛОУ-АВТ потоков колонны вакуумной дистилляции (К-5). Компонентом для производства нефтепродукта ОНТ является смесь приобретённых тяжёлых остатков нефтехимии (кубовый остаток нефтехимии; смола пиролизная тяжёлая; прочие продукты схожих по свойствам и назначению с ранее обозначенными). При этом в мазут установки ЭЛОУ-АВТ объём вовлечения компонента составляет в диапазоне 1,5-5% масс.
Мазут для производства нефтепродукта ОНТ проходит высокотемпературную переработку на технологической установке вакуумной перегонки под воздействием высоких температур и вакуума.
В соответствии с разделами 1.1 и 2 Технологического регламента установки ЭЛОУ-ВТ, утверждённого приказом N ГТ_213-1/19 от 29.11.2019 года в качестве сырья для установки используется нефть сырая типов 1 и 2 по ГОСТ Р 51858, поступающая из магистрального трубопровода ОАО "Транснефть" или.
С 2018 года и до настоящего времени технология производства ОНТ и используемое сырьё не изменились, что Таможней не оспорено.
Таким образом, Товар ОНТ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707, а также представленные сведения о физико-химических характеристиках и предназначении товара позволяют классифицировать ОНТ с кодом 2707 99 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенный орган в спорных Решениях о классификации и Требованиях о внесении изменений указал, что ОНТ является "нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород с содержанием ароматических углеводородов более 50 масс%" и заменил классификационный код на 2710 19 660 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем, согласно тексту товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС к последней относятся:
* нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых;
* продукты, в другом месте не поименованные или не включённые, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причём эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов;
* отработанные нефтепродукты.
Согласно примечанию 2 к группе 27 ТН ВЭД в товарной позиции 2710 "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" означает не только нефть и нефтепродукты полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД Том 1 в товарную позицию 2710 ТН ВЭД ЕАЭС включаются:
- Отбензиненная нефть (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).
* Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических;
* Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества
- Отработанные нефтепродукты.
При этом в Пояснениях к ТН ВЭД Том 1 к товарной позиции 2710 указано, что "в данную товарную позицию не включаются нефтепродукты с преобладанием по массе ароматических составных частей, полученные при переработке нефти или любом другом процессе (товарная позиция 2707)".
Таким образом, основным различием между товарными группами 2710 и 2707, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Таможня, классифицируя ОНТ в товарной позиции 2707, ошибочно исходит из закрытости перечня соответствующих товаров в Томе 1 пояснений к ТН ВЭД, не применяет Том 6 пояснений к ТН ВЭД.
В обоснование своей позиций Таможня приводит перечень масел и других продуктов, полученных путём высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы, поименованный в Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (Том I.) (далее - Пояснения к ТН ВЭД, Том 1) предлагая суду и сторонам согласиться с тем, что данный перечень товаров является ограничительным для целей классификации товаров в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Между тем указанный подход противоречит как тексту ТН ВЭД ЕАЭС, так и содержанию самих пояснений.
Во-первых, перечень товаров, подлежащих классификации в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС является открытым в силу наличия в нём товарных
субпозиции 2707 99 "-прочие";
подсубпозиции 2707 99 990 0 "-прочие".
Согласно пп. i) п. а) ч.1 ст.З Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, закл. в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
Согласно пп. i) п. а) ч.1 ст.З Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, заключенной в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В субпозиции 2707 50 ТН ВЭД ЕАЭС прямо поименован товар: "смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86)", само наличие которого опровергает логику таможни о том, что приведённый в п.1 поясненений к ТН ВЭД Том 1 перечень товаров является закрытым.
Во-вторых, возможность классификации в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС аналогичных товаров, выработанных из нефти или при любом другом процессе, прямо указана в Пояснениях к ТН ВЭД (Том I):
"аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при... переработке нефти или при любом другом процессе".
В-третьих, Таможенный орган в обоснование своей позиции допускает цитирование исключительно текста Пояснений к ТН ВЭД, Том.1, в то время как в Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том VI) (далее - Пояснения к ТН ВЭД, Том VI), не только указано на необходимость классификации в товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС тяжёлых масел, к которым относится ОНТ согласно своих физико-химических характеристик, но также даны примеры иных товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, но не поименованных в Пояснений к ТН ВЭД Том I.
Так, в качестве таковых в товарной позиции 2707 помимо "тяжелых масел" классифицируются и "ароматические экстракты":
"2707 99 910 0 Прочие
и
2707 99 990 О В данные подсубпозиции включаются в основном продукты, содержащие смеси
углеводородов.
К этим продуктам относятся:
1) тяжелые масла (кроме сырых), полученные высокотемпературной перегонкой каменноугольной смолы или продукты, аналогичные этим маслам, при соблюдении следующих условий:
а) менее 65 об.% перегоняется при температуре 250 °С по методу EN ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86); и
б) пепетрация (метод иглы) при температуре 25 °С, определенная по методу EN 1426. 400 или выше; и
в) они имеют характеристики, отличные от характеристик, приведенных в товарной позиции 2715 00 000 0.
Данные продукты обычно имеют плотность выше 1000 г/смЗ при температуре 15 °С по методу EN ISO 12185.
Продукты, не удовлетворяющие требованиям, изложенным выше в пунктах (а) - (в), должны быть классифицированы согласно их характеристикам, например, в подсубпозициях 2707 10 100 0 - 2707 30 900 0, 2707 50 100 0, 2707 50 900 0, товарной позиции 2708, субпозиции 2713 20 000 0 или товарной позиции 2715 00 000 0;
2) ароматические экстракты, не удовлетворяющие требованиям, указанным для этих продуктов в пояснениях к подсубпозициям 2713 90 100 0 и 2713 90 900 0".
Таким образом, доводы ЦЭТ о том, что перечень товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707 является закрытым и ограничивается исключительно товарами, перечисленными в Пояснениях ТН ВЭД Том 1 к товарной позиции 2707 под цифрой (1), являются необоснованными, противоречащими как текстам товарных позиций и субпозиции, принятых на уровне международных соглашений, так и содержанию Пояснений Том 1 и Том 6.
Довод апелляционной жалобы таможни о том, что породы, содержащие нефть и форме обычных или конденсатных залежей, или пропитанные нефтью, безусловно относятся к битуминозным породам, и потому Приказ ФТС N 550 подлежит применению, ошибочен, противоречит фактическим обстоятельствам.
Так в пояснении товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС, Том 1, подробно разъясняется, что следует понимать под "битуминозными породами" из которых извлекаются/получаются нефтепродукты: "в данную товарную позицию включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путём деструктивной перегонки битуминозных пород".
Иными словами, ТН ВЭД ЕАЭС выделяет следующие продукты:
А) Сырая нефть - природный продукт, полученный из обычных или конденсатных залежей нефти;
Б) Сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород - природные продукты, полученные путём деструктивной перегонки битуминозных пород (сланцы, известковые породы, песчаники).
Отличием между товарными позициями 2709 и 2710 ТН ВЭД ЕАЭС является то, что в товарной позиции 2709 - классифицируются сырые продукты, а в 2710 эти же товары, но подвергнутые любым процессам, кроме указанных в пояснении к товарной позиции 2709.
В связи с чем вышеуказанные пояснения к товарной позиции 2709 ТН ВЭД о содержании термина "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород" является применимыми к вопросу оценки правомерности классификации товаров в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку под "нефтепродуктами, полученными из битуминозных пород, не сырые" товарной позиции 2710 следует понимать переработанные "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, сырые" товарной позиции 2709 ТН ВЭД ЕАЭС.
Более того, пояснения к ТН ВЭД также прямо указывают на необходимость разграничения нефтепродуктов, полученных из нефти, и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Так, в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС, Том 1, к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС указано:
"В данную товарную позицию включаются:
(А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки (1) сырой нефти, или (2) сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые)".
Аналогичным образом указано в Пояснениях к ТН ВЭД Том VI к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС:
"3) если (1) нефтепродукты, полученные из нефти, и (2) нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, находятся в смешанном состоянии, эта смесь должна быть основной составляющей продукта. Именно эта существенная составляющая и определяет его использование".
В учётной форме Государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено выделение в отдельную группу битуминозных пород: "Углеводородное сырье; Асфальтиты, битумы и битуминозные породы".
Согласно полученным сведениям из Государственного баланса запасов "Асфальтиты, битумы и битуминозные породы" по состоянию на 2020 год запасы асфальтитов, битумов и битуминозных пород размещены только на месторождениях, расположенных в Краснодарском крае, Самарской и Оренбургской областях.
В свою очередь судом первой инстанции обоснованно указано, что ЦЭТ не представлено доказательств того, что, сырьё для ОНТ, (в рассматриваемом случае, это нефть, полученная в соответствии с актами приёма-сдачи нефти от АО "Транснефть - Западная Сибирь" по системе магистральных трубопроводов АК "Транснефть"), было получено из указанных месторождений битуминозных пород.
Таким образом, судом первой инстанции были сделаны обоснованные выводы, что ЦЭТ не представлено доказательств того, что ОНТ относится к нефтепродуктам, полученным из битуминозных пород.
Довод таможни о правомерности применения Приказа ФТС N 550 со ссылкой на факт подачи ПДЗ в феврале 2021 г., независимо от даты выпуска товара, даты подачи ВТД, противоречит пункта 3 ст. 6 ТК ЕАЭС, иным положениям действующего законодательства.
В силу правовой позиции, выраженной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.10.2017 N 303-КП 7-8236, участники внешнеэкономической деятельности вправе ожидать, что осуществляемая в соответствии с ТН ВЭД классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов.
Поэтому обоснованность классификационного решения проверяется Судом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
При таможенном декларировании ОНТ со стороны Общества как при подаче ВТД N 10006060/240820/0078446 и N 10006060/110920/0084929, так и на этапе подачи ПВД N 10006060/100221/0011937 и 10006060/110221/0012277 были предоставлены все необходимые документы сведения, подтверждающие правильность заявленного Обществом кода 2707 999 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
До вывоза Товара дополнительных проверок, направленных на установление физико-химических свойств Товара, со стороны таможенного органа не проводилось.
Таможенным органом был разрешен вывоз ОНТ на основании заявленного Обществом кода 2707 999 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Однако на этапе завершения таможенного оформления рассматриваемой поставки, при подаче ПВД, тем же самым таможенным органом в отсутствие изменений физико-химических свойств Товара, а также мотивировки было принято безосновательное решение о классификации Товара в товарной позиции 2707 999 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Положениями п. 1 ст.6 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-0-0 представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Положениями пункта 3 ст. 6 ТК ЕАЭС указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются иа день регистрации первой декларации на товары.
Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В данном случае понятие налога необходимо трактовать широко, включая в него, в частности, и таможенные платежи.
В соответствии с Постановлением КС РФ от 11.11.1997 N 16-П налоговым платежом в смысле ст. 57 Конституции РФ является платёж, отвечающий следующим признакам:
* представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти;
* осуществляется в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности;
- указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.
Таможенные платежи отвечают признакам налоговых платежей, что означает необходимость применения положений ст. 57 Конституции РФ.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что положения п. 17 ст. 102 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" предусматривают закрытый перечень случаев, когда допускается уточнение в полной декларации на товары сведений, изменяющих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД, заявленные во временной декларации на товары:
1) при декларировании товаров в порядке, установленном частями 13 и 14 настоящей статьи, в части заявленных в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, указанных в списке товаров;
2) в случаях, предусмотренных частью 28 настоящей статьи;
3) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Рассматриваемая в рамках настоящего дела ситуация в указанном перечне не приведена.
Как указано выше, в силу п.21 ст.102 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
Приказ ФТС N 550, на который ссылается Таможня, вступил в силу после вывоза товаров.
На момент вывоза ОНТ законодательством не были установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые с кодом 2707 999 90 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Обратная сила оспариваемых Решения о классификации и Требования о внесении изменений в части необходимости уплаты таможенных пошлин по ставкам, которые на момент подачи ВТД и фактического вывоза товара не были установлены в отношении ОНТ, лишает Общество как добросовестного участника внешнеэкономической деятельности возможности понимать свои обязательства по уплате таможенных пошлин и поэтому нарушает конституционное начало стабильных правовых условий хозяйствования, выводимое из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1), 35 и 57 Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 1 июля 1999 года N 111-0).
Хотя экономическая свобода не предопределяет получение гарантированного результата от ведения экономической деятельности, тем не менее, она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и нарушающими сложившиеся условия хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти, которые не позволяют субъектам экономической деятельности своевременно адаптироваться к новым условиям.
Общество в целях планирования хозяйственной деятельности, в т.ч. внешнеэкономической, должно быть заблаговременно осведомлено о составе и содержании своих фискальных обязательств, чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на ведение экономической деятельности. Затраты на уплату фискальных платежей не должны быть внезапными.
Признанные незаконными судом первой инстанции Решения о классификации и Требования о внесении изменений, поскольку они определяют содержание обязанности по уплате таможенных пошлин и непосредственно интегрированы в публично-правовые отношения, не могут проявлять своё воздействие иначе, чем акты законодательства о налогах и сборах, и возлагать на Общество обязанности по уплате таможенных пошлин, отсутствовавших на момент вывоза ОНТ, т.е. иметь обратную силу, ухудшающую положение налогоплательщиков/участников внешнеэкономической деятельности.
Следовательно, в данном случае имелись основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч.1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные таможенным органом в обоснование оспариваемых решений по классификации, а также позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы таможенного органа также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2021 по делу N А40-67350/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67350/2021
Истец: АО "НЕФТЕХИМСЕРВИС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ