г. Красноярск |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А33-1642/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Барыкина М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Фудмастер"): Колесниковой Д.В., представителя на основании доверенности от 29.06.2021 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта;
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю): Казаковой О.Н., представитель по доверенности от 24.08.2021 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фудмастер"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" июля 2021 года по делу N А33-1642/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фудмастер" (ИНН 2461045504, ОГРН 1202400000230, далее - заявитель, ООО "Фудмастер", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю (ИНН: 2461123551, ОГРН: 1072461000017, далее - ответчик, инспекция, налоговый орган, МИФНС N 24 по Красноярскому краю) о признании незаконным сообщения об отказе в предоставлении субсидии N 940695 от 16.06.2020.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" июля 2021 года по делу N А33-1642/2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Фудмастер" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, заявленное требование удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- общество в мае и апреле 2020 года осуществляло деятельность, предусмотренную ОКВЭД 56.10 "Деятельность ресторанов и услуг по доставки продуктов питания";
- несмотря на дальнейшее разрешение и работу на вынос, значительно сократился поток посетителей, в связи с чем сократилась выручка общества.
МИФНС N 24 по Красноярскому краю представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Фудмастер" зарегистрировано МИФНС N 24 по Красноярскому краю в качестве юридического лица 13.01.2020 за основным государственным регистрационным номером 1202400000230.
В качестве видов деятельности заявителя последним при регистрации в качестве юридического лица указаны коды видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятым постановлением от 06.11.2001 N 454-ст Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии с 01.01.2003: основной - 10.85 "Производство готовых пищевых продуктов и блюд", а также ряд дополнительных видов деятельности, в том числе: 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания".
04.06.2020 ООО "Фудмастер" обратилось в МИФНС N 24 по Красноярскому краю с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, согласно которому общество сообщило об осуществлении им в качестве основного вида деятельность, имеющую код 56.10, и дополнительных видов деятельности, имеющих код 10.85.
Изменения в кодах ОКВЭД зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц 11.06.2020 за ГРН 2202400552880
03.06.2020 в МИФНС N 24 по Красноярскому краю по телекоммуникационным каналам связи ООО "Фудмастер" подано заявление от 12.05.2020 N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" за май 2020 года.
Сообщением N 940695 от 16.06.2020 МИФНС N 24 по Красноярскому краю обществу отказано в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3 Правил в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Считая отказ в предоставлении субсидии незаконным, настаивая на том, что обществом фактически осуществлялась деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (ОКВЭД 56.10), данный вид ОКВЭД был включен в качестве дополнительного вида деятельности в реестр по состоянию на март 2020 года, а в июне 2020 года указан в качестве основного, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
На основании пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Данными Правилами установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей,
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434).
Таким образом, при определении наличия права у юридического лица на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Правил N 576).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении заявителя в качестве основного вида деятельности значился код ОКВЭД - основной - 10.85 "Производство готовых пищевых продуктов и блюд". Указанный код отсутствует в Перечне N 434.
По состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ вид основной экономической деятельности общества, соответствующий Перечню N 434 - 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания", указан у заявителя в качестве дополнительного вида деятельности, что в данном случае не имеет правового значения. Изменение основного вида деятельности на код 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" в реестр внесены заявителем лишь 11.06.2020.
Последующее внесение обществом изменений в ЕГРЮЛ в части кода основного вида деятельности не имеет правового значения для целей применения Постановления N 434 и Правил N 576.
Таким образом, по состоянию на 01.03.2020 код ОКВЭД 56.10 "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" не мог быть учтен налоговым органом в целях принятия решения о предоставлении субсидии.
Следовательно, отказ инспекции в предоставлении субсидии является правомерным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что осуществление анализа в отношении фактически осуществляемого обществом не является критерием по определению субъектов, которым подлежит предоставление субсидий. Установление критериев по определению субъектов, которым подлежит предоставление субсидий, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации, поэтому установление иных критериев путем вынесения судебного акта является недопустимым, поскольку суды не относятся к правотворческим органам власти, а осуществляют правоприменительную деятельность.
Судом первой инстанции также верно учтен заявительный характер присвоения кодов ОКВЭД юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые при изменении кодов ОКВЭД обязаны в течение 3 рабочих дней с момента изменения таких сведений (в том числе о том, какой вид деятельности относится к основному виду деятельности, какой к дополнительному) в целях внесения изменений в реестр сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства (пункт "п" части 1, подпункт "о" пункта 2, пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 1.6 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.08.2012 N ММВ-7-6/25@). Неисполнение данной обязанности ведет к искажению государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом (статья 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Таким образом, общество имело реальную возможность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в ЕГРЮЛ об осуществляемых им видах деятельности (сведения об ОКВЭД) до 01.03.2020 и внести их в ЕГРЮЛ.
Кроме того, проанализировав, представленные обществом документы, налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом не представлено безусловных доказательств, подтверждающих, что по состоянию на 01.03.2020 обществом осуществлялась исключительно деятельность по коду ОКВЭД 56.10. Данный вывод налогового органа не оспорен обществом.
Довод общества о том, что несмотря на дальнейшее разрешение и работу на вынос, значительно сократился поток посетителей, в связи с чем сократилась выручка общества, не имеет правового значения, поскольку указанные обстоятельство не является основанием для предоставления субсидий согласно Правилам N 576. Кроме того, обществом не представлено соответствующих доказательств подтверждающих указанный довод.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" июля 2021 года по делу N А33-1642/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1642/2021
Истец: Демьяненко А.М., ООО "ФУДМАСТЕР"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИФНС РОССИИ N 24 ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ